Вверх
Напишу вам курсовую и диплом! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 18-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!
e-mail: cola5@yandex.ru
Источник: Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 80 с.
Цель: исследование двигательных функций в нейропсихологическом обследовании (на основе Луриевской батареи тестов).
1. Проба на реципрокную координацию (с 4 лет). Обследователь кладет на стол обе кисти, одна из которых сжата в кулак, а у другой распрямлены пальцы. Затем, не меняя местоположения рук на столе, обследователь одновременно одну кисть расжимает, а другую сжимает в кулак. После нескольких показов предлагается ребенку выполнять такие же движения вместе. С 4-летним малышом весь тест выполняется сопряженно, а начиная с 5 лет после нескольких сопряженных движений ребенок может выполнять пробу на реципрокную координацию самостоятельно.
2. Проба на праксис позы пальцев. Ребенку предлагается поиграть в «ловкие пальчики» — последовательно повторять каждую из указанных в протоколе поз пальцев руки: вытянуть по одному второй, пятый, второй и третий, второй и пятый пальцы; сложить пальцы в кольцо, положить пальцы друг на друга. Поочередно обследуют обе руки, начиная обследование с ведущей.
3. Проба на оральный праксис (с 4 лет). Ребенку предлагается поиграть в «рожицы» — последовательно имитировать каждое из показанных обследователем движений оральной мускулатуры: надуть щеки, надуть одну щеку, поцокать, упереть язык в щеку.
4. Пробы на динамический праксис. Ребенку предлагают поиграть в «ловкие ручки». Обследующий показывает три раза различные последовательности движений кисти («кулак—ребро» — упрощенный вариант для детей 3 лет; «кулак—ребро»/«ладонь—кулак» — для детей 4 лет и «ладонь—кулак—ребро»/«кулак—ладонь—ребро» — для детей старше 5 лет). Затем просит повторить их другой поочередно, начиная с первой. Обследуются обе руки. Кроме того, дети от 5 лет выполняют графическую пробу на динамический праксис: продолжить рисовать, не отрывая карандаш, узор, составленный из двух сменяющихся элементов.
5. Рисунок (копирование) простых геометрических фигур: круг и квадрат — для детей 3 лет, круг, треугольник и квадрат — для детей 4 лет; круг, треугольник, квадрат и ромб, а также 3 фигур из методики Денманна для детей от 5 лет.
6. Проба на условные реакции выбора (для детей от 5 лет). Ребенку дается инструкция «поиграть во внимательных моряков-сигнальщиков»: в ответ на поднятый кулак поднять палец, а в ответ на поднятый палец поднять кулак. После усвоения инструкции три раза происходит последовательное чередование движений — «палец—кулак» (создание двигательного стереотипа), после чего дважды подряд предъявляется одно и то же движение, а затем другое (ломка стереотипа).
7. Проба на воспроизведение ритмических структур (для детей от 5 лет). Ребенку предлагается «поиграть в радистов»: последовательно воспроизводить ведущей рукой группы ритмических структур.
Оценка ритмических структур: II III II. Воспроизведение ритмических структур по инструкции: II III II
Выявляемые симптомы
Инертность (персеверации движений).
Трудности удержания двигательной программы.
Упрощение программы в динамическом праксисе.
Дезавтоматизация (скандированность) движений в динамическом праксисе.
Стереотипии в динамическом праксисе (вертикальный кулак).
Трудности пространственной организации движений и действий: пространственный поиск, зеркальность, пространственные искажения (в динамическом праксисе, праксисе позы, рисунке).
Импульсивность (эхопраксия с коррекцией) в праксисе позы, в реакции выбора.
Кинестетические трудности (поиск позы, моторная неловкость) в прак- сисе позы.
Истощаемость (микрография) в графической пробе.
Утеря программы в реакции выбора.
Напряженность, замедленность в реципрокной координации.
Поочередное или симметричное (уподобление) выполнение рецип- рокной координации.
Отставание одной руки в реципрокной координации.
Лишние импульсы при воспроизведении ритмических структур.
Трудности вхождения в задание (двигательная аспонтанность).
Наличие синкинезий.
Системные персеверации.
КРИТЕРИИ БАЛЛОВЫХ ОЦЕНОК. Обращаем внимание, что баллы даются в качестве "штрафных": чем выше балл, тем хуже выполнение задания.
Проба на реципрокную координацию
0 баллов — Плавные двуручные движения.
0,5 балла — Замедленное вхождение в задание, или неполное сжимание и распрямление ладони, или замедленное, напряженное, но координированное выполнение (один из симптомов).
1 балл - Несколько указанных выше симптомов одновременно.
1,5 балла - Отставание одной руки или поочередное выполнение с коррекцией после указания на ошибку.
2 балла - Отставание одной руки или поочередное выполнение с неполной коррекцией после указания на ошибку.
3 балла - Невозможность выполнения данной пробы, симметричное выполнение (уподобление).
Проба на условную реакцию выбора
0 — Безошибочное выполнение.
1 — Единичные импульсивные реакции (эхопраксии) при ломке стереотипа с возможностью самокоррекции.
2 — Выраженная эхопраксия с коррекцией только после указания на ошибку.
3 — Некорригируемая эхопраксия.
Проба на динамический праксис
0 — Безошибочное и плавное выполнение соответствующих возрасту программы или двух программ (кинетической мелодии), а также возрастных условий их выполнения (самостоятельное или сопряженное) не менее 3 раз подряд с возможностью переноса на другую руку.
0,5 — Безошибочное и плавное выполнение при наличии синкинезий в другой руке или легкой истощаемости (уменьшение угла наклона руки или величины заборчика в графической пробе).
1 — 1-2 персеверации, или пространственные ошибки, или стереотипии с самокоррекцией при переходе ко второй серии движений или переносе программы на другую руку, или легкая дизметрия элементов в графической пробе на динамический праксис для детей старше 6 лет, или грубая истощаемость.
1,5 — Множественные ошибки указанных выше типов с частичной коррекцией при интенсивной помощи исследователя: вербальной регуляции, или сопряженном выполнении (для детей старше 4 лет), и/или 1-2 персеверации в графической пробе без коррекции.
2 — Необходимы оба вида помощи обследующего одновременно для успешного выполнения теста и/или множественные персеверации в графической пробе.
3 — Невозможность выполнения ни одной программы при любом виде помощи.
Проба на копирование простых геометрических фигур
0 — Безошибочное копирование фигур, соответствующих возрастным нормативам, при сохранении приблизительных размеров, направлений и сопряженности фигур и/или их элементов.
0,5 — Одна дизметрическая ошибка (нарушение не менее чем на 50% соразмерности сопряженных фигур для детей от 5 лет или элементов одной фигуры для более младших детей) при общей сохранности предложенной формы.
1 — Несколько дизметрических ошибок при общей сохранности формы.
1,5 — 1-2 топологические ошибки (несопряженные или наложенные более чем на 0,5 см фигуры) и/или координатные (пространственные) ошибки: искажение векторов право/лево, верх/низ или зеркальный поворот фигуры и/или ее частей (например, направления стрелок или положения квадрата относительно кружка в пробе Денманна).
2 — Множественные топологические и/или координатные ошибки, форма более половины рисунков трудноузнаваема.
3 — Неузнаваемость ни одного скопированного рисунка, полный отказ от выполнения задания или замещение его деятельностью, не соответствующей инструкции копирования заданного образца.
Пробы на праксис позы и оральный праксис (2 оценки)
0 — Безошибочное выполнение.
0,5 — Поиск 1-2 поз с последующим правильным выполнением.
1 — Развернутый поиск в большинстве проб, единичные ошибки с самокоррекцией.
1,5 — Многочисленные ошибки, корригируемые при внешней организации внимания ребенка.
2 — Многочисленные ошибки, не полностью корригируемые при внешней организации деятельности ребенка.
3 — Невозможность выполнения проб.
Проба на воспроизведение ритмических структур
0 — Безошибочное выполнение.
1— Лишние импульсы с самокоррекцией.
2 — Некорригируемые ошибки при воспроизведении отдельных ритмических структур при правильной их оценке.
3 Невозможность воспроизведения ни одной ритмической структуры при правильной их оценке.
Скачать готовый расчет по данной методике |
Заказать готовый расчет по этой методике | Задать нам вопрос по данной методике |
По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.