Вверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
Методики диагностики речи, познавательного, моторного развития для логопедов, педагогов, психологов, дефектологов.
Методики диагностики детей дошкольного возраста будут полезны воспитателям детских садов, социальным педагогам, детским психологам и, несомненно, родителям.
Проблемы подростков волнуют не только родителей, но и учителей, специалистов по социальной работе, школьных психологов.
Взрослые люди тоже нуждаются в психологической и педагогической поддержке со стороны коллектива и руководства. На сайте собрана масса методик по диагностике персонала или отдельных сотрудников.
Каждая работа - уникальна. Обращайтесь.

Обо мне

djНапишу вам курсовую и диплом! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 18-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!

Тел.+37529 7262468

e-mail: cola5@yandex.ru

Get Adobe Flash player

Методика исследования состояния двигательной сферы у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. Используемые в процессе исследования тесты дают возмож­ность не только оценить возрастные особенности развития моторики ребенка, степень развития отдельных компонентов движения, но и судить о характере управления сложными дви­гательными актами. 

Источник: Баряева, Л. Б. Диагностика и коррекция нарушений двигательной сферы у дошкольников со стертой дизартрией / Л.Б. Баряева, Л.В. Лопатина, И.А. Филатова : коллективная монография. – М.: УМЦ «Добрый мир», 2021.– 118 с.

1. Исследование общей моторики у детей старшего дошкольного возраста. 

Тест 1. Исследование статических функций двигатель­ной системы (статической координации движений).

Тест является наиболее адекватным для исследования функ­ции статического равновесия, выявляет преимущественное уча­стие руброспинального уровня регуляции центральной нервной системы (по Н.А. Бернштейну).

Исходное положение. левая нога согнута под прямым углом в коленном суставе, левое бедро расположено параллельно полу, слегка отведено, руки вытянуты по швам (вдоль туловища).

Процедура. Ребенку предлагаются задания в виде словесной инструкции и показа. В некоторых случаях, чтобы убедиться в том, что ребенок понимает инструкцию, предлагаются одна- две пробные попытки.

Инструкция: «Встань ровно, опусти спокойно руки, согни левую (правую) ногу в колене, постой на одной ноге».

Оценка выполнения:

  • выполнение задания для обеих конечностей - 4 балла;
  • выполнение задания для одной конечности (с указанием того, какая нога более устойчивая) - 3 балла;
  • опускание приподнятой ноги и касание ею пола - 2 балла;
  • схождение с места, подпрыгивание, приподнимание на всех пальцах, балансирование при выполнении задания - 1 балл.

Тест 2. Исследование динамической координации дви­жений.

Тест преимущественно направлен на изучение динамиче­ской координации движений рук: попадание мячом в цель. Выполнение тестовых заданий требует согласованной дея­тельности большого количества мышечных групп, отражает ловкость, двигательную маневренность. Тест выявляет актив­ность уровня синергии В и нижнего подуровня пространствен­ного поля (по Н.А. Бернштейну).

Процедура. Перед ребенком на уровне его груди на рассто­янии 1,5 метра устанавливается квадратная доска (25x25 см). Затем ребенку дается небольшой мяч и предлагается, кинув его с «развернутого плеча» (а не броском снизу), попасть в цель. Осуществляется три метания мяча.

Инструкция: «Поставь вперед левую (правую) ногу, возьми мяч в правую (левую) руку и попади им в дощечку».

Оценка выполнения:

  • задание для обеих конечностей выполнено (безразлично, попал мяч в центр или край доски) - 4 балла;
  • выполнено задание для одной конечности (с указанием руки) - 3 балла;
  • непопадание в цель из трех метаний мяча правой рукой один раз, левой два раза - 2 балла;
  • непопадание в цель из трех метаний мяча правой рукой два раза, левой три раза - 1 балл.

Тест 3. Исследование динамической координации движе­ний в целом.

Процедура. Ребенку предлагается с места (без разбега) перепрыгнуть через веревку, протянутую на высоте 20 см от пола. При прыжке обе ноги сгибаются в коленных суста­вах и одновременно отделяются от пола, то есть осуществля­ется перепрыгивание, а не перешагивание. Выполняется три попытки.

Инструкция: «С места, без разбега перепрыгни через веревку».

Примечание. Во избежание ушибов жестко фиксируется только один конец веревки, чтобы при задевании за нее веревка свободно падала.

Оценка выполнения:

  • прыжок выполнялся без задевания веревки, с приземле­нием на носки - 4 балла;
  • при прыжке в одном случае из трех задета веревка, при­земление осуществляется на носки - 3 балла;
  • при прыжке в двух случаях из трех задета веревка, при­земление осуществляется на пятки - 2 балла;
  • после перепрыгивания (даже если веревка не задета) ребенок падает или касается руками пола, перешагивает через веревку вместо перепрыгивания - 1 балл.

Тест 4. Исследование скорости движений.

Тест позволяет определить динамическую координацию мышц тела и судить о быстроте, ловкости движений, двигатель­ной маневренности, выявляет преимущественную активность уровней В и С (по Н. А. Бернштейну ).

Процедура. Ребенок по команде должен быстро сесть на пол и встать без помощи рук.

Инструкция: «По моей команде быстро сядь на пол, а затем быстро встань, не помогая себе руками».

Оценка выполнения:

  • быстрое выполнение задания без помощи рук - 4 балла;
  • выполнение задания в замедленном темпе без помощи рук - 3 балла;
  • выполнение задания в замедленном темпе при помощи одной руки - 2 балла;
  • выполнение задания в медленном темпе с помощью обеих рук - 1 балл.

Тест 5. Исследование двигательной памяти.

Тест позволяет определить преимущественное участие в организации движений фронтальных отделов коры больших полушарий головного мозга уровня Д (по Н.А. Бернштейну. Тест предполагает выполнение ряда последовательных движе­ний.

Процедура. Ребенка, стоящего напротив эксперимента­тора, просят повторить за ним ряд последовательных движений с отставанием на одно движение: руки вперед; руки вверх; руки в стороны; руки назад; руки вниз.

Движения экспериментатора задают двигательную про­грамму и одновременно являются «сбивающим» воздействием.

Инструкция: «По моей команде повторяй за мной движе­ния».

Оценка выполнения:

  • ребенок правильно выполняет все движения - 4 балла;
  • ребенок внимательно следит за инструкцией и пра­вильно выполняет большинство движений, выполнив движение с ошибкой, исправляет ее, повторяя движения за эксперимента­тором - 3 балла;
  • ребенок не фиксирует внимание на словесной инструк­ции, следит за движениями взрослого невнимательно, пра­вильно выполняет одно-два движения вслед за экспериментато­ром, исправляет ошибки, реагируя на повторный показ задания экспериментатором - 2 балла;
  • ребенок не следит за инструкцией и движениями взрос­лого, не концентрирует внимание на его действиях, не присту­пает к выполнению движений или выполняет их неправильно - 1 балл.

Тест 6. Изучение одновременности выполнения движе­ний.

Тест предполагает одновременное выполнение нескольких движений и характеризует корковый уровень их построения.

Процедура. Ребенку предлагается в удобном для него темпе маршировать по комнате. В левую/правую руку ребенку дается клубок ниток. Одновременно с ходьбой ему необходимо раз­матывать нить и наматывать ее на указательный палец правой/ левой руки. По истечении 15 секунд дается сигнал об оконча­нии времени задания.

Инструкция: «Возьми клубок в левую/правую руку. Ходи по комнате и, не останавливаясь, одновременно наматывай нитку на палец правой/левой руки».

Оценка выполнения:

  • одновременное выполнение движений обеими конечно­стями - 4 балла;
  • одновременное выполнение движений только одной конечностью (с указанием, для какой руки задание выполня­лось) - 3 балла;
  • изменение темпа наматывания нитки во время ходьбы одной какой-либо конечностью более трех раз - 2 балла;
  • разновременное выполнение движений - 1 балл.

Тест 7. Исследование отчетливости выполнения движе­ния.

Данный тест направлен на выявление синкинезий.

Процедура. Ребенок, взяв в руку карандаш, должен несколько раз ударить им по столу. Задание сначала выполняется правой рукой, затем - левой.

Инструкция: «Возьми карандаш в правую/левую руку и несколько раз постучи им по столу».

Оценка выполнения:

  • выполнение задания для обеих конечностей без возник­новения синкинезий - 4 балла;
  • выполнение задания только для одной конечности (с ука­занием какой) без возникновения синкинезий - 3 балла;
  • наличие единичных синкинезий при выполнении зада­ния для какой-либо одной конечности - 2 балла;
  • наличие множественных синкинезий (оскаливание зубов, наморщивание лба, сжимание губ, движения бровями и т.д.) при выполнении задания для какой-либо одной конечно­сти - 1 балл.

Тест 8. Изучение выполнения ребенком движений в направлении «от себя», предлагаемых на наглядной модели.

Ребенку предлагается игра «Сделай, как кукла».

Материал: мягкая ростовая кукла, позволяющая моделиро­вать движения.

Процедура. Экспериментатор предлагает ребенку поиграть с куклой: показывает, как она может поднимать руки, ноги, наклонить туловище, голову. Взрослый побуждает ребенка повторять за куклой движения: наклонить туловище вперед, развести руки в стороны, наклонить голову вперед, выдвинуть ногу вперед, попрыгать на двух ногах, на одной ноге, накло­ниться вперед, поднять ногу вверх и т.д. Взрослый моделирует движения с помощью игрушки, располагая ее на столе или на полу. Одно движение повторяется два-три раза последова­тельно или чередуется с другими. Выполнение движений фик­сируется.

Инструкция: «Посмотри, как кукла будет делать гимна­стику и делай так же:

  • исходное положение, наклон туловища вперед;
  • исходное положение, руки в стороны;
  • исходное положение, наклон головы вперед;
  • исходное положение, наклон головы в одну сторону, затем в другую;
  • исходное положение, нога вперед;
  • исходное положение, прыжки на двух ногах;
  • исходное положение, прыжки на одной ноге;
  • исходное положение, руки в стороны, наклон вперед;
  • исходное положение, нога вверх, руки в стороны».

Оценка выполнения:

  • приступает к выполнению задания, повторяет движения за куклой, ориентируясь от противоположного - 4 балла;
  • приступает к выполнению задания, повторяет движения за куклой, но допускает ошибки по содержанию менее поло­вины движений, выполняет часть заданий (40-50%) зеркально - 3 балла;
  • приступает к выполнению задания, стремится повторить движения за куклой, но допускает ошибки при выполнении большинства движений (70%), выполняет задания зеркально - 2 балла;
  • не приступает к выполнению задания или переходит сразу же к игре с куклой - 1 балл.

Тест 9. Исследование статической координации движе­ний.

Процедура. Ребенку предлагается стоять с закрытыми гла­зами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время удержания позы - пять секунд, упражнение выполня­ется по два раза для каждой ноги. Ребенку предлагают задание в виде словесной инструкции, в случае затруднений в понима­нии инструкции задание выполняется по показу взрослого.

Инструкция: «Встань, поставь ножки одну за другой, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, вытяни руки вперед, закрой глаза и немного постой».

Оценка выполнения:

  • ребёнок свободно удерживает позу, не раскачивается, держит равновесие, глаза не открывает, не падает, не сходит с места - 4 балла;
  • ребёнок удерживает позу, но раскачивается, с трудом удерживает равновесие, глаза не открывает, с места не сходит, не падает - 3 балла;
  • ребёнок удерживает позу, но раскачивается, балансирует туловищем, руками, головой, даёт рывок в сторону, падает, глаза приоткрывает - 2 балла;
  • ребёнок с большим напряжением пытается удержать позу, сильно раскачивается, открывает глаза, отказывается выполнять пробу - 1 балл.

Тест 10. Исследование темпо-ритмической организации движений.

Дошкольникам предлагается игровое упражнение «Музы­кальное эхо».

Процедура. Экспериментатор ударяет в определенных ритме и темпе по музыкальному бубну, а ребенку необходимо повторить заданные темп и ритм с помощью движений рук и ног. Ребенку предлагают задание с опорой на показ взрослого и словесную инструкцию.

Инструкция: «Слушай внимательно. Хлопни в ладошки (топни ножками и т.д.) так же, как звенит бубен:

  • хлопни в ладоши (три раза);
  • топни ногами (три раза);
  • топни ногами и хлопни руками одновременно (три раза)».

Оценка выполнения:

  • ребёнок выполняет действия, о которых просит экспери­ментатор верно, упражнение выполняется без напряжения, уда­ётся «попадание» в темп и в ритм звуков бубна - 4 балла;
  • ребёнок в целом выполняет действия, о которых просит экспериментатор, но упражнение выполняется с напряжением, наблюдаются единичные ошибки - 3 балла;
  • ребёнок недостаточно дифференцирует движения, не соотносит их с темпом и ритмом звуков бубна, движения ско­ванные, неуверенные, правильно выполняет лишь отдельные движения - 2 балла;
  • движения ребенка не воспроизводят темп и ритм звуков бубна, ребенок отказывается выполнять задание - 1 балл.

Тест 11. Исследование зрительно-пространственной организации движений на основе ориентировки в схеме соб­ственного тела.

Для детей с левым доминантным полушарием сначала пред­лагаются задания для правой руки, для детей с правым доми­нантным полушарием - для левой руки.

Процедура. Экспериментатор предлагает ребенку выпол­нить движения и/или ответить на вопросы. В случае затруднений применяется показ взрослого, который стоит рядом с ребенком.

Инструкция: «Слушай внимательно и выполняй действия:

  • покажи свою правую руку;
  • покажи свою правую ногу;
  • возьми карандаш в правую руку;
  • скажи, в какой руке ты держишь ложку;
  • левой рукой дотронься до правой ноги;
  • правой рукой дотронься до левого уха;
  • правой рукой дотронься до левого плеча;
  • левую руку подними вверх, а правую вытяни в сторону;
  • скажи, какая это рука (экспериментатор дотрагивается до левой руки ребенка);
  • скажи, какое это ухо (экспериментатор дотрагивается до правого уха ребенка);
  • скажи, какая-это нога (экспериментатор дотрагивается до правой ноги ребенка);
  • повернись к окну, ответь, в какую сторону ты повер­нулся».

Оценка выполнения:

  • ребёнок уверенно выделяет ведущую руку, правильно показывает части тела и называет их, дифференцирует понятия «правый» - «левый», «направо» - «налево» - 4 балла;
  • ребёнок выделяет ведущую руку, но не всегда верно показывает и называет другие части тела, допускает отдельные ошибки в выполнении действий, ориентированных в про­странстве, при оказании помощи в виде опоры на ведущую руку хорошо дифференцирует понятия «правый» - «левый», «направо» - «налево» - 3 балла;
  • ребёнок неуверенно выделяет ведущую руку, показы­вает и называет другие части тела, допускает многочислен­ные ошибки в выполнении действий, ориентированных в про­странстве, но при оказании помощи и при опоре на ведущую руку может дифференцировать понятия «правый» - «левый», «направо» - «налево» - 2 балла;
  • ребёнок ведущую руку не выделяет, задания выполняет методом «угадывания», не дифференцирует понятия «правый» - «левый», «направо» - «налево» даже при оказании помощи - 1 балл.

 

2. Исследование ручной моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Используемые в процессе исследования тесты дают воз­можность определить степень сформированности тонких дви­жений кистей и пальцев рук. В процессе исследования ребенку демонстрируется и объясняется каждое задание в отдельности, после чего он приступает к его выполнению самостоятельно.

Тест 1. Исследование статической координации движе­ний.

Процедура. Ребенку предлагается ряд упражнений, которые даются последовательно. После выполнения одного задания предлагается выполнить следующее. Содержание упражнений следующее:

  • опустить кисть правой (левой) руки вниз, все пальцы, кроме большого, сжаты, большой палец отведен влево (вправо);
  • соединить наклонно пальцы правой и левой руки, боль­шие пальцы при этом прижаты к ладони;
  • кисти рук находятся в таком же положении, что и в пре­дыдущем упражнении, только большие пальцы правой и левой рук отведены от ладоней и располагаются горизонтально;
  • положить перед собой правую (левую) руку с расстав­ленными пальцами, поместить указательный палец на средний и наоборот.

Инструкция:

«Опусти кисть правой (левой) руки вниз. Сожми все пальцы, кроме большого, а большой отведи влево (вправо)».

«Соедини наклонно пальцы рук, большие пальцы прижми к ладони».

«Соедини наклонно пальцы рук, большие пальцы отведи на себя».

«Положи перед собой правую (левую) руку. Расставь пальцы. Положи второй палец на третий (третий палец на второй)».

Оценка выполнения:

  • правильное выполнение заданий после объяснения и показа - 4 балла;
  • правильное выполнение заданий при зрительном вос­приятии положения кистей и пальцев рук экспериментатора - 3 балла;
  • нарушение пространственного расположения кистей и пальцев рук при зрительном восприятии положения кистей и пальцев рук экспериментатора - 2 балла;
  • невозможность найти заданное положение кистей и пальцев рук при зрительном восприятии образца - 1 балл.

Тест 2. Исследование динамической координации при выполнении последовательно организованных движений.

Процедура. Ребенку предлагается ряд упражнений, которые даются последовательно. После выполнения одного задания предлагается выполнить следующее. Содержание упражнений следующее:

  • поочередное сгибание (разгибание) пальцев правой (левой) руки, начиная с большого (с мизинца);
  • поочередное прикосновение большим пальцем ко вто­рому, треть ему, четвертому и пятому пальцам правой (левой) руки, одновременное выполнение движений обеими руками;
  • поочередные (начиная с больших пальцев) движения — касания всех пальцев обеих рук («пальчики здороваются»).

Инструкция:

«Положи правую/левую руку перед собой. Сгибай по оче­реди пальцы, начиная с большого (с мизинца)».

«Положи правую/левую руку, сжатую в кулак, перед собой. Разгибай по очереди пальцы, начиная с большого (с мизинца)».

«Положи правую/левую руку перед собой. Коснись по оче­реди большим пальцем второго (третьего, четвертого, пятого) пальца. А теперь сделай эти движения двумя руками одновре­менно».

«Поставь ладони перед собой. Коснись по очереди пальцами одной руки пальцев другой руки, начиная с большого пальца».

Оценка выполнения:

  • правильное выполнение заданий - 4 балла;
  • выполнение заданий в замедленном темпе с появлением сопутствующих движений - 3 балла;
  • выполнение заданий в медленном темпе с нарушением последовательности движений (перестановками, добавлени­ями), пропусками движений, напряженными пальцами - 2 балла;
  • невозможность поочередного выполнения движений - 1 балл.

Тест 3. Исследование динамической организации при выполнении одновременно организованных движений.

Процедура. Ребенку предлагается ряд упражнений, которые даются последовательно. После выполнения одного задания предлагается выполнить следующее. Содержание упражнений следующее:

  • одновременное изменение положения обеих кистей рук (руки перед собой, одна кисть сжата в кулак, другая - с распрям­ленными пальцами), разжимая одну и сжимая другую;
  • одновременное выбрасывание вперед кистей рук, пальцы одной кисти руки сжаты в кулак, большой и указатель­ный пальцы другой руки образуют кольцо;
  • укладывание спичек в коробку: одновременно обеими руками большими и указательными пальцами обеих рук брать лежащие на столе спички по одной и одновременно складывать их в спичечную коробку.

Инструкция:

«Положи руки перед собой. Сожми одну кисть в кулак, дру­гую оставь с распрямленными пальцами. Одновременно поме­няй положение пальцев рук».

«Одновременно вытяни руки вперед. При этом пальцы одной руки сожми в кулак, а большой и указательный пальцы другой руки соедини в колечко. Одновременно поменяй поло­жение кистей и пальцев рук».

«Одновременно большим и указательным пальцами обеих рук бери со стола по одной спичке и клади их в коробок».

Оценка выполнения:

  • правильное выполнение задания - 4 балла;
  • единичные ошибки, дисритмия - 3 балла;
  • многократные ошибки, дисритмия, наличие лишних движений, замена движений другими - 2 балла;
  • разновременное выполнение движений - 1 балл.

Тест 4. Исследование скорости движений рук.

Ребенку предлагается начертить вертикальные линии на листе бумаги.

Материал: лист белой линованной бумаги, карандаш.

Процедура. Сидящему за столом ребенку дается лист белой линованной бумаги и карандаш. По сигналу ребенок начинает чертить карандашом между двумя линейками вертикальные линии. Промежутки между линейками могут быть неодинако­выми, но вертикальные линии не должны выходить за пределы двух смежных горизонтальных линий. По истечении 10 секунд, звучит сигнал об окончании работы. После перерыва в 30 секунд ребенок выполняет это же задание другой рукой.

Инструкция: «По сигналу начинай быстро чертить вертикаль­ные линии так, чтобы они не выходили за границы двух линеек».

Оценка выполнения:

  • задания для обеих конечностей выполнялись в быстром темпе, начертание больше 25 линий правой рукой и больше 17 левой (для левшей наоборот) - 4 балла;
  • в быстром темпе выполнялось задание для одной конеч­ности (с указанием какой), начертание больше 25 линий правой рукой и 17 левой (для левшей наоборот) - 3 балла;
  • задание для одной конечности (с указанием какой) выполнялось в замедленном темпе, начертание больше 20 линий правой рукой и 12 левой (для левшей наоборот), многочислен­ные нарушения границ горизонтальных линий, разная скорость движения - 2 балла;
  • выполнение заданий в медленном темпе, начертание за 20 с меньше 20 линий правой рукой и 12 левой (для левшей наоборот), многочисленные нарушения границ, значительные перемены скорости движения - 1 балл.

Примечание. При оценке задания линии, выходящие за горизонтальные линейки или не доходящие до них больше, чем на 3 мм, не подсчитываются.

Тест 5. Изучение отчетливости выполнения движений.

Процедура. Ребенку предлагается обвести карандашом на бумаге трафарет. Задание дается сначала для правой, затем для левой руки.

Инструкция: «Возьми карандаш в правую/левую руку и обведи фигуры по трафарету».

Оценка выполнения:

  • выполнение задания для обеих конечностей без возник­новения синкинезий - 4 балла;
  • выполнение задания только для одной конечности без возникновения синкинезий - 3 балла;
  • наличие единичных синкинезий при выполнении зада­ния для какой-либо одной конечности - 2 балла;
  • наличие множественных синкинезий (оскаливание зубов, наморщивание лба, сжимание губ, движения бровями, наморщивание крыльев носа, открывание рта, движения голо­вой) - 1 балл.

Содержание заданий методики, на основании результатов выполнения которых осуществлялся анализ состояния двига­тельной сферы у дошкольников со стертой дизартрией с пози­ций уровневой организации движений, было дополнено, инте­ресными, на наш взгляд, игровыми заданиями на:

  • исследование стереогноза;
  • оперирование объемными телами и плоскостными фигу­рами с ориентацией на зрительные, тактильные представления о величине (объеме) деталей конструируемой модели (апплика­ции);
  • изучение пространственных представлений в различной системе координат;
  • исследование темпо-ритмической организации движений.

Анализ выполнения этих заданий позволил расширить представления о специфике реализации двигательной деятель­ности у детей со стертой дизартрией. Последующие тесты предусматривают изучение возможно­стей использования двигательных навыков в процессе различ­ных видов детской деятельности (рисование, конструирование, аппликация, игра с волчком).

Тест 6. Изучение умения ребенка рисовать объемные тела и плоскостные фигуры, основываясь на тактильных пред­ставлениях (стереогнозе).

Материал: поднос с манкой или песком, объемные тела и плоскостные фигуры, экран или повязка на глаза, тонкая палочка.

Процедура. Экспериментатор предлагает ребенку потрогать фигуру, исследовать ее руками, а потом нарисовать ее пальчи­ком или палочкой на песке и назвать, что он нарисовал. Ответ ребенка фиксируется.

Инструкция: «Я закрою тебе глаза повязкой, дам в руки фигуру, ты потрогаешь ее. Я уберу фигуру. Потом ты, открыв глаза, нарисуешь ее на песке пальчиком или палочкой. Скажи, что ты нарисовал?».

Оценка выполнения:

  • приступает к выполнению задания, ощупывает фигуры, рисует их правильно, называет то, что нарисовал - 4 балла;
  • приступает к выполнению задания, ощупывает фигуры, рисует их, допуская незначительные ошибки в изображении, рисует правильно две-три фигуры, затрудняется в назывании того, что нарисовал - 3 балла;
  • приступает к выполнению задания, ощупывает фигуры, пытается рисовать, но выполняет рисунок со значительными искажениями, так как не умеет выполнять рисунки пальцем или специальной палочкой на сыпучем материале из-за моторной неловкости, отсутствия навыка рисования на данном материале или из-за его отсутствия в целом, не называет то, что нарисовал - 2 балла;
  • не приступает к выполнению задания или ощупывает фигуры, но не рисует ни одну из них, не пытается взять в руку палочку для рисования или рисовать пальцем - 1балл.

Тест 7. Изучение умения ребенка рисовать форму, ориен­тируясь на зрительные и тактильные представления.

Материал: плоскостные геометрические фигуры, лист бумаги, карандаш.

Процедура. Экспериментатор предлагает ребенку ощупать фигуру, рассмотреть ее, потом нарисовать карандашом на бумаге, сказать, что он рисует и почему. Ответ ребенка фиксируется.

Инструкция: «Я даю тебе фигуру, ты ощупаешь ее, посмо­тришь на нее, а потом нарисуешь на бумаге. Скажи, почему ты нарисовал именно эту фигуру?».

Оценка выполнения:

  • приступает к выполнению задания, ощупывает фигуры, рассматривает их, все фигуры рисует правильно, называет то, что нарисовал - 4 балла;
  • приступает к выполнению задания, ощупывает фигуры, рассматривает их, рисует правильно две-три формы, затрудня­ется в назывании того, что нарисовал - 3 балла;
  • приступает к выполнению задания, ощупывает фигуры, рассматривает их, рисует одну-две, незначительно искажая форму в рисунке или при рисовании допускает ошибки из-за отсутствия навыка рисования, не называет то, что нарисовал - 2 балла;
  • не приступает к выполнению задания или приступает к выполнению задания, но не может нарисовать ни одной фигуры - 1 балл.

Тест 8. Изучение умения ребенка конструировать модель предмета из плоскостных фигур, ориентируясь на величину (объем).

Предлагается составление елки из плоскостных фигур раз­ного размера.

Материал: четыре детали - треугольники различной вели­чины зеленого цвета из кожи, сшитые с двух сторон, объемная модель елки из пластмассы.

Процедура. Экспериментатор показывает ребенку объем­ную модель елки и просит составить такую же из треугольни­ков. Взрослый на столе выкладывает детали - треугольники раз­личной величины, вкладывает одну деталь в разрез другой на 1/3 часть, демонстрируя, как они могут быть соединены. Затем кладет в беспорядке все детали перед ребенком и просит его посмотреть на елку, потрогать ее, а затем составить такую же из треугольников, укрепляя их предложенным способом.

Инструкция: «Это елка, ты можешь составить такую же из этих треугольников (указательный жест). Посмотри, как один треугольник может держаться за другой. Посмотри на елку, потрогай ее руками, собери такую же елку из треугольников, закрепляя их так же, как я тебе показала».

Оценка выполнения:

  • приступает к выполнению задания, составляет целую конструкцию на основе образца - 4 балла;
  • приступает к выполнению задания, раскладывает тре­угольники по величине, ориентируется на объемный обра­зец, скрепляет детали друг с другом путем вложения осно­вания треугольника в прорезь на широкой стороне другого треугольника. Ребенок увлекается процессом, направленным на скрепление деталей, не может составить целую конструк­цию, останавливается на скреплении по величине трех деталей или допускает ошибку при скреплении одной детали с другой. Он может начинать скреплять детали от большой к маленькой - 3 балла;
  • приступает к выполнению задания, раскладывает треу­гольники, допуская ошибки в расположении по величине. Ребе­нок не ориентируется на объемный образец, скрепляет детали друг с другом путем вложения основания треугольника в про­резь на широкой стороне другого треугольника, увлекается процессом скрепления деталей, не может составить целую кон­струкцию, останавливается на скреплении по величине двух деталей - 2 балла;
  • не приступает к выполнению задания или выкладывает детали в беспорядке, не ориентируется на объемный образец. Ребенок не скрепляет детали путем вложения основания треу­гольника в прорезь на широкой стороне другого треугольника или пытается осуществить эту операцию безуспешно, вклады­вая детали внутрь - 1 балл.

Тест 9. Изучение умения ребенка выполнять аппликацию, соотнося детали аппликации по величине с выполнением практических действий по приклеиванию их на плоскость листа.

Предлагается выполнить аппликацию елки.

Материал: четыре детали - треугольники различной вели­чины зеленого цвета из картона, лист бумаги, клей, салфетка, кисточка, игрушка-елка.

Процедура. Экспериментатор просит ребенка сделать аппликацию елки, показывает игрушку-елку. Взрослый на столе выкладывает в беспорядке детали (зеленые треугольники раз­личной величины), просит ребенка взять их и, поочередно нама­зывая клеем, приклеить к бумаге, так, чтобы получилась елка.

Инструкция: «Посмотри на елку. Составь из этих треуголь­ников такую же, смазывай каждый треугольник клеем и при­клеивай к бумаге».

Оценка выполнения:

  • приступает к выполнению задания, ориентируется на объемный образец, раскладывает детали елки вертикально, ориентируясь на принцип «от большего к меньшему» по вели­чине, выполняет без ошибок практическую часть аппликации
  • приклеивание деталей от большей к меньшей - 4 балла;
  • приступает к выполнению задания, ориентируется на объемный образец, раскладывает детали елки вертикально по величине, но при выполнении практической части аппли­кации (приклеивании деталей) отвлекается от цели задания и располагает детали, допуская ошибки в последовательно­сти их расположения или с пространственными отклонениями от вертикального расположения конструкции - 3 балла;
  • приступает к выполнению задания, ориентируется на объ­емный образец, но допускает ошибки при расположении одной- двух деталей, при выполнении практической части аппликации (приклеивании деталей) отвлекается от цели задания и располагает детали без ориентировки на величину, то есть на образец - 2 балла;
  • не приступает к выполнению задания или приступает к выполнению задания, но не ориентируется на объемный образец, раскладывает беспорядочно детали друг под другом, не ориентируется на величину, не выполняет практических дей­ствий по приклеиванию деталей - 1 балл.

Тест 10. Исследование динамической организации при выполнении закручивающих движений и захвата полущепо­тью.

Материал: деревянный волчок.

Процедура. Экспериментатор показывает ребенку как запу­скается волчок, последовательно располагаясь в трех положе­ниях: сидя на коленях, а волчок раскручивается на полу; стоя у стола, волчок раскручивается на столе; сидя за столом, а волчок раскручивается на столе. Взрослый обращает внимание ребенка на то, как надо держать волчок - большим и средним пальцами, а указательный слегка придерживает стержень волчка, чтобы они раскручивали волчок от себя, по часовой стрелке. Задание повто­ряется три раза.

Примечание. Игра с волчком проводится на столе, соответ­ствующем росту ребенка. Инструкция может повторяться по ходу выполнения каждой части задания. Взрослый фиксирует время движения волчка, запущенного ребенком, находящемся в разном положение. В ходе подсчета времени определяется среднее время вращения волчка в каждой позиции.

Инструкция: «Будем крутить волчок, располагаясь на полу, стоя у стола и сидя за столом на стуле. Можешь попробовать и покрутить волчок расположившись так, как тебе удобно. Теперь начнем. Слушай и делай так, как я попрошу. Держи вол­чок и крути его сначала одной рукой, а потом другой рукой:

  • вставай на коленки (сядь на корточки) и на полу запусти волчок сначала правой, а потом левой рукой (позиция 1);
  • вставай у стола и раскрути волчок на столе сначала пра­вой, а потом левой рукой (позиция 2);
  • садись за стол, держи руку над столом и раскрути волчок сначала правой, а потом левой рукой (позиция 3)».

Оценка выполнения:

  • приступает к выполнению задания, раскручивает волчок левой и правой рукой во всех позициях одинаково точно при среднем одномоментном времени вращения волчка примерно 1 минуту. Ребенок умеет правильно рассчитывать силу и точ­ность движения пальцев и кисти. - 4 балла;
  • приступает к выполнению задания, раскручивает вол­чок ведущей рукой (левой или правой) значительно точнее, придавая волчку вращательное движение, наиболее удобные позиции 1 и 2 при среднем времени вращения волчка примерно 30 секунд. Ребенок в 50 % случаев не может рассчитать силу и точность движения пальцев и кисти. - 3 балла;
  • приступает к выполнению задания, раскручивает волчок ведущей рукой (левой или правой) значительно точнее, прида­вая волчку вращательное движение, наиболее удобная позиция 1 при среднем времени вращения волчка примерно 10 секунд. Ребенок в 70 % случаев не может рассчитать силу и точность движения пальцев и кисти. - 2 балла;
  • не приступает к выполнению задания или, пытаясь рас­крутить волчок, не может придать ему вращательное движение, наиболее удобная позиция для осуществления вращательного движения рукой не выделяется. Ребенок не может рассчитать силу и точность движения пальцев и кисти. - 1 балл.

Тест 11. Исследование конструктивного праксиса на основе ориентировки в схеме лица.

Материал: рисунок овала лица с волосами без прорисован­ных элементов лица, вырезанные изображения части лица.

Процедура. Испытуемому предъявляется рисунок овала лица с волосами без прорисованных элементов лица, ему предлагается внимательно посмотреть на рисунок и сказать, на что он похож. Затем экспериментатор говорит, что художник рисовал лицо и забыл нарисовать некоторые детали лица. У ребенка выяс­няют, какие детали забыл нарисовать художник. Ему предлагают помочь художнику, наложив вырезанные части лица на свое место. Ребенку предлагают задание в виде словесной инструк­ции, в случае затруднений предъявляя образец картинки с изо­бражением лица, дают опору на отражение ребенка в зеркале.

Инструкция: «Художник рисовал лицо и забыл нарисовать некоторые детали лица. Помоги художнику дорисовать лицо. Я дам тебе вырезанные части лица, а ты положи их так, чтобы все было правильно».

Оценка выполнения:

  • ребёнок называет все недостающие части лица и верно их раскладывает без опоры на образец и отражение в зеркале - 4 балла;
  • ребёнок называет все недостающие части лица, но верно их раскладывает, опираясь на образец и свое отражение в зер­кале - 3 балла;
  • ребёнок называет половину недостающих частей лица, раскладывает части лица, опираясь на образец и свое отражение в зеркале, допуская ошибки - 2 балла;
  • ребёнок называет только одну недостающую часть лица или не называет их совсем, место расположения частей лица определить не может даже с опорой на образец и свое отраже­ние в зеркале - 1 балл.

Тест 12. Исследование графического праксиса.

Материал: карандаш и лист бумаги, расчерченный на девять квадратов (в центральном квадрате стоит крестик).

Процедура. Экспериментатор дает ребенку карандаш и лист бумаги, расчерченный на девять квадратов (в центральном ква­драте стоит крестик). Ребенку дается словесная инструкция, по ходу которой ему необходимо поставить в квадрате над кре­стиком точку, нарисовать в квадрате слева от крестика кружок, в квадрате справа от точки - треугольник, в квадрате под круж­ком провести волнистую черту.

Инструкция: «Возьми карандаш и слушай внимательно. Поставь в квадрате над крестиком точку. Нарисуй в квадрате слева от крестика кружок. Нарисуй в квадрате справа от точки треугольник. В квадрате под кружком проведи волнистую черту».

Оценка выполнения:

  • ребёнок уверенно выполняет задания, правильно дер­жит карандаш, проводит четкие линии, ориентируется на листе бумаги, дифференцирует понятия «над» - «под», «справа» - «слева» - 4 балла;
  • ребёнок выполняет задания с одной-двумя ошибками, неуверенно, но с правильным захватом, держит карандаш, про­водит линии со слабым или чрезмерным нажимом, в целом ори­ентируется на листе бумаги, но допускает ошибки на дифферен­циацию понятий «справа» - «слева» - 3 балла;
  • ребёнок выполняет задания с многочисленными ошиб­ками, неуверенно и с неправильным захватом держит каран­даш, проводит прерывающуюся кривую линию со слабым или чрезмерным нажимом, на листе бумаги ориентируется с трудом, путает понятия «справа» - «слева», «над» - «под» - 2 балла;
  • ребёнок не приступает к выполнению задания или выполняет задания с многочисленными ошибками, неуверенно и с неправильным захватом держит карандаш, на листе бумаги не ориентируется, не дифференцирует понятия «справа» - «слева», «над» - «под», не может изобразить круг и треуголь­ник, прерывисто изображает линию, не понимая, что значит волнистая линия - 1 балл

 

Скачать готовый расчет по данной методике
Заказать готовый расчет по этой методике Задать нам вопрос по данной методике

По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.


Важное

Мы Вконтакте

Статьи для психолога

Социально-психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка-инвалида по соматическому заболеванию

В современных условиях семья является одним из ос­новных объектов социально-психологической помощи. Это объясняется обострением социальных, психологических, экономических проблем, которые резко увеличивают число обращений за помощью в учреждения системы социальной защиты. Именно поэтому существует необходимость особенного внимания к семьям, в которых воспитываются дети-инвалиды.

Подробнее...

Рейтинг@Mail.ru

Рейтинг@Mail.ru

Статьи для логопеда

Основные этапы развития детской речи

Периодизация речевого развития по С.Н. Цейтлин, периодизация речевого развития по А.Н. Гвоздеву, периодизация речевого развития по Р.Е. Левиной. Таблица, составленная О.Е. Громовой. Источник: Путь к первым словам и фразам : пособие для родителей / О. Е. Громова. - Москва : Просвещение, 2008. - 111 с.

Подробнее...

Статьи для педагога

Трудный ученик: как справиться?

Как справиться с шумным, трудным учеником? Как повлиять на трудного ученика? Эти вопросы задает хоть один раз каждый учитель. В первые годы своей жизни человек проходит сложнейший и богатейший путь психического и личностного движения вперед. Разнообразные направления развития до появления на свет и после рождения — все имеет смысл в этой временной динамике, все необыкновенно значимо и все чрезвычайно информативно.

Подробнее...

Помогу с написанием любой студенческой работы. Без посредников.Пишите: cola5@ya.ru