Вверх
Напишу вам курсовую и диплом! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 18-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!
e-mail: cola5@yandex.ru
Методика исследования состояния двигательной сферы у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. Используемые в процессе исследования тесты дают возможность не только оценить возрастные особенности развития моторики ребенка, степень развития отдельных компонентов движения, но и судить о характере управления сложными двигательными актами.
Источник: Баряева, Л. Б. Диагностика и коррекция нарушений двигательной сферы у дошкольников со стертой дизартрией / Л.Б. Баряева, Л.В. Лопатина, И.А. Филатова : коллективная монография. – М.: УМЦ «Добрый мир», 2021.– 118 с.
1. Исследование общей моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Тест 1. Исследование статических функций двигательной системы (статической координации движений).
Тест является наиболее адекватным для исследования функции статического равновесия, выявляет преимущественное участие руброспинального уровня регуляции центральной нервной системы (по Н.А. Бернштейну).
Исходное положение. левая нога согнута под прямым углом в коленном суставе, левое бедро расположено параллельно полу, слегка отведено, руки вытянуты по швам (вдоль туловища).
Процедура. Ребенку предлагаются задания в виде словесной инструкции и показа. В некоторых случаях, чтобы убедиться в том, что ребенок понимает инструкцию, предлагаются одна- две пробные попытки.
Инструкция: «Встань ровно, опусти спокойно руки, согни левую (правую) ногу в колене, постой на одной ноге».
Оценка выполнения:
Тест 2. Исследование динамической координации движений.
Тест преимущественно направлен на изучение динамической координации движений рук: попадание мячом в цель. Выполнение тестовых заданий требует согласованной деятельности большого количества мышечных групп, отражает ловкость, двигательную маневренность. Тест выявляет активность уровня синергии В и нижнего подуровня пространственного поля (по Н.А. Бернштейну).
Процедура. Перед ребенком на уровне его груди на расстоянии 1,5 метра устанавливается квадратная доска (25x25 см). Затем ребенку дается небольшой мяч и предлагается, кинув его с «развернутого плеча» (а не броском снизу), попасть в цель. Осуществляется три метания мяча.
Инструкция: «Поставь вперед левую (правую) ногу, возьми мяч в правую (левую) руку и попади им в дощечку».
Оценка выполнения:
Тест 3. Исследование динамической координации движений в целом.
Процедура. Ребенку предлагается с места (без разбега) перепрыгнуть через веревку, протянутую на высоте 20 см от пола. При прыжке обе ноги сгибаются в коленных суставах и одновременно отделяются от пола, то есть осуществляется перепрыгивание, а не перешагивание. Выполняется три попытки.
Инструкция: «С места, без разбега перепрыгни через веревку».
Примечание. Во избежание ушибов жестко фиксируется только один конец веревки, чтобы при задевании за нее веревка свободно падала.
Оценка выполнения:
Тест 4. Исследование скорости движений.
Тест позволяет определить динамическую координацию мышц тела и судить о быстроте, ловкости движений, двигательной маневренности, выявляет преимущественную активность уровней В и С (по Н. А. Бернштейну ).
Процедура. Ребенок по команде должен быстро сесть на пол и встать без помощи рук.
Инструкция: «По моей команде быстро сядь на пол, а затем быстро встань, не помогая себе руками».
Оценка выполнения:
Тест 5. Исследование двигательной памяти.
Тест позволяет определить преимущественное участие в организации движений фронтальных отделов коры больших полушарий головного мозга уровня Д (по Н.А. Бернштейну. Тест предполагает выполнение ряда последовательных движений.
Процедура. Ребенка, стоящего напротив экспериментатора, просят повторить за ним ряд последовательных движений с отставанием на одно движение: руки вперед; руки вверх; руки в стороны; руки назад; руки вниз.
Движения экспериментатора задают двигательную программу и одновременно являются «сбивающим» воздействием.
Инструкция: «По моей команде повторяй за мной движения».
Оценка выполнения:
Тест 6. Изучение одновременности выполнения движений.
Тест предполагает одновременное выполнение нескольких движений и характеризует корковый уровень их построения.
Процедура. Ребенку предлагается в удобном для него темпе маршировать по комнате. В левую/правую руку ребенку дается клубок ниток. Одновременно с ходьбой ему необходимо разматывать нить и наматывать ее на указательный палец правой/ левой руки. По истечении 15 секунд дается сигнал об окончании времени задания.
Инструкция: «Возьми клубок в левую/правую руку. Ходи по комнате и, не останавливаясь, одновременно наматывай нитку на палец правой/левой руки».
Оценка выполнения:
Тест 7. Исследование отчетливости выполнения движения.
Данный тест направлен на выявление синкинезий.
Процедура. Ребенок, взяв в руку карандаш, должен несколько раз ударить им по столу. Задание сначала выполняется правой рукой, затем - левой.
Инструкция: «Возьми карандаш в правую/левую руку и несколько раз постучи им по столу».
Оценка выполнения:
Тест 8. Изучение выполнения ребенком движений в направлении «от себя», предлагаемых на наглядной модели.
Ребенку предлагается игра «Сделай, как кукла».
Материал: мягкая ростовая кукла, позволяющая моделировать движения.
Процедура. Экспериментатор предлагает ребенку поиграть с куклой: показывает, как она может поднимать руки, ноги, наклонить туловище, голову. Взрослый побуждает ребенка повторять за куклой движения: наклонить туловище вперед, развести руки в стороны, наклонить голову вперед, выдвинуть ногу вперед, попрыгать на двух ногах, на одной ноге, наклониться вперед, поднять ногу вверх и т.д. Взрослый моделирует движения с помощью игрушки, располагая ее на столе или на полу. Одно движение повторяется два-три раза последовательно или чередуется с другими. Выполнение движений фиксируется.
Инструкция: «Посмотри, как кукла будет делать гимнастику и делай так же:
Оценка выполнения:
Тест 9. Исследование статической координации движений.
Процедура. Ребенку предлагается стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время удержания позы - пять секунд, упражнение выполняется по два раза для каждой ноги. Ребенку предлагают задание в виде словесной инструкции, в случае затруднений в понимании инструкции задание выполняется по показу взрослого.
Инструкция: «Встань, поставь ножки одну за другой, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, вытяни руки вперед, закрой глаза и немного постой».
Оценка выполнения:
Тест 10. Исследование темпо-ритмической организации движений.
Дошкольникам предлагается игровое упражнение «Музыкальное эхо».
Процедура. Экспериментатор ударяет в определенных ритме и темпе по музыкальному бубну, а ребенку необходимо повторить заданные темп и ритм с помощью движений рук и ног. Ребенку предлагают задание с опорой на показ взрослого и словесную инструкцию.
Инструкция: «Слушай внимательно. Хлопни в ладошки (топни ножками и т.д.) так же, как звенит бубен:
Оценка выполнения:
Тест 11. Исследование зрительно-пространственной организации движений на основе ориентировки в схеме собственного тела.
Для детей с левым доминантным полушарием сначала предлагаются задания для правой руки, для детей с правым доминантным полушарием - для левой руки.
Процедура. Экспериментатор предлагает ребенку выполнить движения и/или ответить на вопросы. В случае затруднений применяется показ взрослого, который стоит рядом с ребенком.
Инструкция: «Слушай внимательно и выполняй действия:
Оценка выполнения:
2. Исследование ручной моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Используемые в процессе исследования тесты дают возможность определить степень сформированности тонких движений кистей и пальцев рук. В процессе исследования ребенку демонстрируется и объясняется каждое задание в отдельности, после чего он приступает к его выполнению самостоятельно.
Тест 1. Исследование статической координации движений.
Процедура. Ребенку предлагается ряд упражнений, которые даются последовательно. После выполнения одного задания предлагается выполнить следующее. Содержание упражнений следующее:
Инструкция:
«Опусти кисть правой (левой) руки вниз. Сожми все пальцы, кроме большого, а большой отведи влево (вправо)».
«Соедини наклонно пальцы рук, большие пальцы прижми к ладони».
«Соедини наклонно пальцы рук, большие пальцы отведи на себя».
«Положи перед собой правую (левую) руку. Расставь пальцы. Положи второй палец на третий (третий палец на второй)».
Оценка выполнения:
Тест 2. Исследование динамической координации при выполнении последовательно организованных движений.
Процедура. Ребенку предлагается ряд упражнений, которые даются последовательно. После выполнения одного задания предлагается выполнить следующее. Содержание упражнений следующее:
Инструкция:
«Положи правую/левую руку перед собой. Сгибай по очереди пальцы, начиная с большого (с мизинца)».
«Положи правую/левую руку, сжатую в кулак, перед собой. Разгибай по очереди пальцы, начиная с большого (с мизинца)».
«Положи правую/левую руку перед собой. Коснись по очереди большим пальцем второго (третьего, четвертого, пятого) пальца. А теперь сделай эти движения двумя руками одновременно».
«Поставь ладони перед собой. Коснись по очереди пальцами одной руки пальцев другой руки, начиная с большого пальца».
Оценка выполнения:
Тест 3. Исследование динамической организации при выполнении одновременно организованных движений.
Процедура. Ребенку предлагается ряд упражнений, которые даются последовательно. После выполнения одного задания предлагается выполнить следующее. Содержание упражнений следующее:
Инструкция:
«Положи руки перед собой. Сожми одну кисть в кулак, другую оставь с распрямленными пальцами. Одновременно поменяй положение пальцев рук».
«Одновременно вытяни руки вперед. При этом пальцы одной руки сожми в кулак, а большой и указательный пальцы другой руки соедини в колечко. Одновременно поменяй положение кистей и пальцев рук».
«Одновременно большим и указательным пальцами обеих рук бери со стола по одной спичке и клади их в коробок».
Оценка выполнения:
Тест 4. Исследование скорости движений рук.
Ребенку предлагается начертить вертикальные линии на листе бумаги.
Материал: лист белой линованной бумаги, карандаш.
Процедура. Сидящему за столом ребенку дается лист белой линованной бумаги и карандаш. По сигналу ребенок начинает чертить карандашом между двумя линейками вертикальные линии. Промежутки между линейками могут быть неодинаковыми, но вертикальные линии не должны выходить за пределы двух смежных горизонтальных линий. По истечении 10 секунд, звучит сигнал об окончании работы. После перерыва в 30 секунд ребенок выполняет это же задание другой рукой.
Инструкция: «По сигналу начинай быстро чертить вертикальные линии так, чтобы они не выходили за границы двух линеек».
Оценка выполнения:
Примечание. При оценке задания линии, выходящие за горизонтальные линейки или не доходящие до них больше, чем на 3 мм, не подсчитываются.
Тест 5. Изучение отчетливости выполнения движений.
Процедура. Ребенку предлагается обвести карандашом на бумаге трафарет. Задание дается сначала для правой, затем для левой руки.
Инструкция: «Возьми карандаш в правую/левую руку и обведи фигуры по трафарету».
Оценка выполнения:
Содержание заданий методики, на основании результатов выполнения которых осуществлялся анализ состояния двигательной сферы у дошкольников со стертой дизартрией с позиций уровневой организации движений, было дополнено, интересными, на наш взгляд, игровыми заданиями на:
Анализ выполнения этих заданий позволил расширить представления о специфике реализации двигательной деятельности у детей со стертой дизартрией. Последующие тесты предусматривают изучение возможностей использования двигательных навыков в процессе различных видов детской деятельности (рисование, конструирование, аппликация, игра с волчком).
Тест 6. Изучение умения ребенка рисовать объемные тела и плоскостные фигуры, основываясь на тактильных представлениях (стереогнозе).
Материал: поднос с манкой или песком, объемные тела и плоскостные фигуры, экран или повязка на глаза, тонкая палочка.
Процедура. Экспериментатор предлагает ребенку потрогать фигуру, исследовать ее руками, а потом нарисовать ее пальчиком или палочкой на песке и назвать, что он нарисовал. Ответ ребенка фиксируется.
Инструкция: «Я закрою тебе глаза повязкой, дам в руки фигуру, ты потрогаешь ее. Я уберу фигуру. Потом ты, открыв глаза, нарисуешь ее на песке пальчиком или палочкой. Скажи, что ты нарисовал?».
Оценка выполнения:
Тест 7. Изучение умения ребенка рисовать форму, ориентируясь на зрительные и тактильные представления.
Материал: плоскостные геометрические фигуры, лист бумаги, карандаш.
Процедура. Экспериментатор предлагает ребенку ощупать фигуру, рассмотреть ее, потом нарисовать карандашом на бумаге, сказать, что он рисует и почему. Ответ ребенка фиксируется.
Инструкция: «Я даю тебе фигуру, ты ощупаешь ее, посмотришь на нее, а потом нарисуешь на бумаге. Скажи, почему ты нарисовал именно эту фигуру?».
Оценка выполнения:
Тест 8. Изучение умения ребенка конструировать модель предмета из плоскостных фигур, ориентируясь на величину (объем).
Предлагается составление елки из плоскостных фигур разного размера.
Материал: четыре детали - треугольники различной величины зеленого цвета из кожи, сшитые с двух сторон, объемная модель елки из пластмассы.
Процедура. Экспериментатор показывает ребенку объемную модель елки и просит составить такую же из треугольников. Взрослый на столе выкладывает детали - треугольники различной величины, вкладывает одну деталь в разрез другой на 1/3 часть, демонстрируя, как они могут быть соединены. Затем кладет в беспорядке все детали перед ребенком и просит его посмотреть на елку, потрогать ее, а затем составить такую же из треугольников, укрепляя их предложенным способом.
Инструкция: «Это елка, ты можешь составить такую же из этих треугольников (указательный жест). Посмотри, как один треугольник может держаться за другой. Посмотри на елку, потрогай ее руками, собери такую же елку из треугольников, закрепляя их так же, как я тебе показала».
Оценка выполнения:
Тест 9. Изучение умения ребенка выполнять аппликацию, соотнося детали аппликации по величине с выполнением практических действий по приклеиванию их на плоскость листа.
Предлагается выполнить аппликацию елки.
Материал: четыре детали - треугольники различной величины зеленого цвета из картона, лист бумаги, клей, салфетка, кисточка, игрушка-елка.
Процедура. Экспериментатор просит ребенка сделать аппликацию елки, показывает игрушку-елку. Взрослый на столе выкладывает в беспорядке детали (зеленые треугольники различной величины), просит ребенка взять их и, поочередно намазывая клеем, приклеить к бумаге, так, чтобы получилась елка.
Инструкция: «Посмотри на елку. Составь из этих треугольников такую же, смазывай каждый треугольник клеем и приклеивай к бумаге».
Оценка выполнения:
Тест 10. Исследование динамической организации при выполнении закручивающих движений и захвата полущепотью.
Материал: деревянный волчок.
Процедура. Экспериментатор показывает ребенку как запускается волчок, последовательно располагаясь в трех положениях: сидя на коленях, а волчок раскручивается на полу; стоя у стола, волчок раскручивается на столе; сидя за столом, а волчок раскручивается на столе. Взрослый обращает внимание ребенка на то, как надо держать волчок - большим и средним пальцами, а указательный слегка придерживает стержень волчка, чтобы они раскручивали волчок от себя, по часовой стрелке. Задание повторяется три раза.
Примечание. Игра с волчком проводится на столе, соответствующем росту ребенка. Инструкция может повторяться по ходу выполнения каждой части задания. Взрослый фиксирует время движения волчка, запущенного ребенком, находящемся в разном положение. В ходе подсчета времени определяется среднее время вращения волчка в каждой позиции.
Инструкция: «Будем крутить волчок, располагаясь на полу, стоя у стола и сидя за столом на стуле. Можешь попробовать и покрутить волчок расположившись так, как тебе удобно. Теперь начнем. Слушай и делай так, как я попрошу. Держи волчок и крути его сначала одной рукой, а потом другой рукой:
Оценка выполнения:
Тест 11. Исследование конструктивного праксиса на основе ориентировки в схеме лица.
Материал: рисунок овала лица с волосами без прорисованных элементов лица, вырезанные изображения части лица.
Процедура. Испытуемому предъявляется рисунок овала лица с волосами без прорисованных элементов лица, ему предлагается внимательно посмотреть на рисунок и сказать, на что он похож. Затем экспериментатор говорит, что художник рисовал лицо и забыл нарисовать некоторые детали лица. У ребенка выясняют, какие детали забыл нарисовать художник. Ему предлагают помочь художнику, наложив вырезанные части лица на свое место. Ребенку предлагают задание в виде словесной инструкции, в случае затруднений предъявляя образец картинки с изображением лица, дают опору на отражение ребенка в зеркале.
Инструкция: «Художник рисовал лицо и забыл нарисовать некоторые детали лица. Помоги художнику дорисовать лицо. Я дам тебе вырезанные части лица, а ты положи их так, чтобы все было правильно».
Оценка выполнения:
Тест 12. Исследование графического праксиса.
Материал: карандаш и лист бумаги, расчерченный на девять квадратов (в центральном квадрате стоит крестик).
Процедура. Экспериментатор дает ребенку карандаш и лист бумаги, расчерченный на девять квадратов (в центральном квадрате стоит крестик). Ребенку дается словесная инструкция, по ходу которой ему необходимо поставить в квадрате над крестиком точку, нарисовать в квадрате слева от крестика кружок, в квадрате справа от точки - треугольник, в квадрате под кружком провести волнистую черту.
Инструкция: «Возьми карандаш и слушай внимательно. Поставь в квадрате над крестиком точку. Нарисуй в квадрате слева от крестика кружок. Нарисуй в квадрате справа от точки треугольник. В квадрате под кружком проведи волнистую черту».
Оценка выполнения:
Скачать готовый расчет по данной методике |
Заказать готовый расчет по этой методике | Задать нам вопрос по данной методике |
По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.