Вверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
Методики диагностики младших школьников будут полезны педагогам, детским психологам, дефектологам, а также студентам, овладевающим данными специальностями. Все методики включают стимульный материал, описание качественной и количественной обработки данных.
Методики диагностики детей дошкольного возраста будут полезны воспитателям детских садов, социальным педагогам, детским психологам и, несомненно, родителям.
Проблемы подростков волнуют не только родителей, но и учителей, специалистов по социальной работе, школьных психологов.
Взрослые люди тоже нуждаются в психологической и педагогической поддержке со стороны коллектива и руководства. На сайте собрана масса методик по диагностике персонала или отдельных сотрудников.
Каждая работа - уникальна. Обращайтесь.

Обо мне

djДобро пожаловать на мой сайт! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 15-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!

Тел.+37529 7262468

e-mail: cola5@yandex.ru

Get Adobe Flash player

Цель:  исследование образности речи детей дошкольного возраста (средняя группа, старшая группа, подготовительная к школе группа.

Источник: Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Едакова М.Н. Диагностика развития речи дошкольников: Методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2007. — 80 с.

Средняя группа

 Задание 1 Выявление умений элементарного анализа содержания и формы литературного произведения

Воспитатель:

  • Тебе читают книги? Какие? Назови их.

Воспитатель читает ребенку рассказ К.Д. Ушинского «Васька».

  • Как ты думаешь, что это: рассказ, стихотворение или сказка? Почему?
  • Какие «красивые» слова ты услышал? Какие слова можно назвать «красивыми»? Почему?
  • О ком этот рассказ?
  • Что нового ты узнал о Ваське из рассказа?

Воспитатель читает русскую народную сказку «Заяц-хвастун» (обр. О. Капицы).

  • Как ты думаешь, что это: рассказ, стихотворение или сказка? Почему?
  • Какие «красивые» слова ты услышал? Какие слова можно назвать «красивыми»? Почему?
  • Как жилось зайцу в лесу? Как он хвастался? О чем разговаривала ворона с зайцем?
  • Как заяц спас ворону? Как ворона похвалила зайца?
  • Как по-другому можно назвать эту сказку? Какими словами обычно начинаются сказки?
  • Придумай другое окончание этой сказке. Что было бы, если бы заяц испугался собак? Какими еще словами ворона могла бы поблагодарить зайца? Какими словами обычно заканчиваются сказки?
  • Вспомни, как заяц-хвастун говорил про свои ноги, хвост, глаза?
  • Расскажи кукле сказку, которую я тебе прочитала (повторное чтение с установкой на пересказ).

Воспитатель: Прочитай стихотворение, которое ты знаешь.

  • Какие «красивые» слова есть в этом стихотворении? Какие слова можно назвать «красивыми»? Почему?

Оценка выполнения задания:

 Высокий уровень

Ребенок:

- называет несколько любимых произведений, правильно указывая их жанр (сказка, стихотворение, рассказ);

- отвечая на вопросы о понравившейся (или прочитанной) книге (произведении), объясняет, почему это сказка, рассказ, стихотворение; называет героев, основные события, о которых рассказывается в произведении, выделяет несколько «красивых» слов;

- знает несколько вариантов зачина и концовки сказок;

- замечает в тексте некоторые выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, гиперболы);

- может по просьбе педагога придумать вариант развития действия (другое окончание сказки, например, что было бы, если бы герой поступил по-другому, и т.д.);

- может придумать новое название рассказа или сказки;

- -интонационно правильно воспроизводит настроение поэтических произведений;

- «играет» со словами, образуя новые по аналогии с авторскими из текста (например, «глазищи», «хвостище», «ножищи» и т.д.).

Средний уровень

Ребенок:

- называет одно любимое художественное произведение, правильно, но не уверенно или после наводящих вопросов, определяет жанр названного или прочитанного произведения;

- называет героев, некоторые основные события, о которых рассказывается в произведении, выделяет одно-два «красивых» слова;

- называет один вариант зачина и концовки сказок;

- иногда замечает в тексте некоторые выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, гиперболы);

- с помощью педагога (наводящие вопросы, подсказка и др.) может придумать вариант развития действия (например, другое окончание сказки, что было бы, если бы герой поступил по- другому, и т.д.) в одной или двух фразах;

- может придумать новое название рассказа или сказки с помощью педагога (наводящие вопросы, подсказка и др.);

- при чтении стихотворения выбирает правильную интонацию с помощью педагога; с нежеланием «играет» со словами, по просьбе воспитателя образует новые по аналогии с авторскими из текста с помощью взрослого.

Низкий уровень

Ребенок:

- не называет художественное произведение, которое ему нравится, не может определить жанр названного или прочитанного воспитателем произведения:

- называет не всех героев, пропускает основные события, о которых рассказывается в произведении, не может выделить «красивые» слова в тексте; не называет ни одного варианта зачина и концовки сказок;

- не замечает в тексте выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, гиперболы); не может придумать вариант развития действия (например, другое окончание сказки, что было бы, если бы герой поступил по-другому, и т.д.) и новое название рассказа или сказки; читает стихотворение интонационно не выразительно, «формально»;

- не проявляет интереса к игре со словами, не может образовать новые слова по аналогии с авторскими.

Задание 2. Выявление умений использования образных средств языка в повседневном общении

Воспитатель наблюдает за речью детей в повседневном общении.

Вопросы для анализа речи детей

  • Какие синтаксические конструкции использует ребенок в речи (нераспространенные, распространенные простые, сложносочиненные, сложноподчиненные предложения)?
  • Использует ли в речи образные средства? Какие? Как часто? В каких видах деятельности (на занятиях, в общении со взрослыми, со сверстниками)?

Высокий уровень

Ребенок использует в речи разнообразные синтаксические конструкции (распространенные простые, сложносочиненные, сложноподчиненные предложения), употребляет образные средства языка (устойчивые выражения, сравнения, слова с уменьшительными и увеличительными суффиксами и т.д.), заимствованные из художественной литературы и речи взрослых, в зависимости от ситуации и в разных видах деятельности (на занятиях, в общении со взрослыми, со сверстниками).

Средний уровень

Ребенок использует в речи в основном простые предложения; при употреблении сложных допускает ошибки, которые может исправить с помощью подсказки взрослого. Образные средства языка употребляет редко, наблюдаются единичные случаи.

Низкий уровень

Ребенок использует в речи преимущественно простые предложения; при употреблении сложных допускает ошибки, которые может исправить только по образцу взрослого («скажи, как я»). Образные средства языка не употребляет.

Задание 3. Выявление умений подбирать к словам антонимы и синонимы.

Определение умений подбирать антонимы к словам, предъявляемым в контексте.

Воспитатель: Я буду начинать предложение, а ты его закончишь.

- Принцесса красивая, а Баба Яга... (страшная, безобразная).

- Ночью темно, а днем... (светло).

- Когда мама хвалит мальчика, он радуется, а когда ругает, то... (грустит, огорчается, плачет).

- Черепаха ползет медленно, а лошадь бежит... (быстро).

- Торт сладкий, а лимон... (кислый).

Определение умений подбирать синонимы к словам, предъявляемым в контексте.

Воспитатель:

- Жила-была одна семья: бабушка, дедушка, мама, папа, их сыновья Алеша и Андрюша и дочери Маша и Наташа. Алеша и Андрюша, Маша и Наташа были большими сонями. Каждое утро их будили в детский сад всей семьей. Бабушка и дедушка обращались к каждому отдельно: «Алеша! Андрюша! Маша! Наташа! Пора вставать! Уже утро!». Папа говорил: «Ребята, пора вставать! Уже утро!». А мама называла их «малыши». Она говорила: «Малыши, пора вставать! Уже утро!».

  • А как бы вы обратились к ним? (Дети)

- Построил себе Зайчик избушку лубяную, а Лиса ледяную.

  • Как по-другому можно сказать? Построил себе зайчик что? (Дом)

- Пришла весна, у Лисы дом растаял. Попросилась она к Зайчику, а сама его и выгнала. Идет Зайчик по дороге и рыдает.

  • Как можно еще сказать? Что делает Зайчик? (Плачет)

- Медведь гнал-гнал Лису из домика Зайчика, не выгнал. Собаки гнали-гнали Лису из домика Зайчика, не выгнали. А Петушок выгнал. Развеселился Зайчик.

  • Как еще можно сказать? Что сделал Зайчик? (Обрадовался, рассмеялся)

За каждый правильный ответ, данный самостоятельно или с помощью воспитателя, ребенок получает 1 балл, за неправильный — 0 баллов.

Высокий уровень

Ребенок набирает 6 — 9 баллов.

Средний уровень Ребенок набирает 4-5 баллов.

Низкий уровень

Ребенок набирает 0 — 3 балла.

Задание 4. Понимание значений многозначных слов и фразеологизмов.

Воспитатель:

  • О чем или о ком можно сказать «идет»? (человек, время, дождь)
  • О чем или о ком можно сказать «сильный»? (человек, ветер)
  • Какая бывает игла? (швейная, хвойная)

Воспитатель:

  • Про кого говорят «мастер на все руки»?
  • «Мастер на все руки» - это какой мастер?
  • Встает «ни свет, ни заря» - это значит когда?

Если ребенок не отвечает самостоятельно, воспитатель предлагает слово или фразеологизм в контексте. Например: Сегодня на улице дует сильный... (ветер). Про кого еще можно сказать «сильный»? Хаврошечка вставала ни свет ни заря. Как ты думаешь, когда просыпалась Хаврошечка? И т.д.

Высокий уровень

Ребенок правильно, самостоятельно объясняет значения всех предлагаемых воспитателем многозначных слов и фразеологизмов.

Средний уровень

Ребенок правильно, но с помощью воспитателя в контексте объясняет значения некоторых предлагаемых воспитателем многозначных слов и фразеологизмов.

Низкий уровень

Ребенок не понимает значений предлагаемых воспитателем многозначных слов и фразеологизмов, молчит, отказывается отвечать.

Старшая группа

Задание 1. Выявление умений элементарного анализа содержания и формы литературного произведения.

Воспитатель:

  • Назови произведения, которые тебе нравятся. Что это: рассказ, стихотворение или сказка? Почему?

Воспитатель читает ребенку рассказ В.Архангельского «Летят снежные пушинки».

  • Как ты думаешь, что это: рассказ, стихотворение или сказка? Почему?
  • О чем этот рассказ?
  • С чем автор сравнивает снежинки? С чем бы ты сравнил их? Как по-другому можно назвать этот рассказ?

Воспитатель читает ребенку русскую народную сказку «Крылатый, мохнатый, да масленый».

  • Как ты думаешь, что это: рассказ, стихотворение или сказка? Почему?
  • Какие «красивые» слова ты услышал?
  • О ком эта сказка? Какую работу делал каждый из героев сказки? О чем призадумался воробей в начале сказки? Что случилось потом? Какая беда приключилась с блином? Как мышка щи варила? Что случилось с воробьем, когда он дрова колол? Чем закончилась сказка?
  • Как по-другому можно назвать эту сказку? Какими словами обычно начинаются сказки?
  • Придумай другое окончание этой сказке. Что было бы, если бы воробей не стал меняться работой со своими друзьями? Что могло бы случиться с воробьем, если бы он встретился с лисой? Какими словами обычно заканчиваются сказки?

Я прочитаю тебе сказку еще раз, а ты послушай, а потом расскажи ее кукле (оценка умения пересказывать литературный текст представлена во II серии заданий «Изучение умений пересказывать произведения сюжетного характера».

Воспитатель читает фрагмент из сказки и спрашивает: «Как можно сказать по-другому?»

 Слезы льет.

Ближе подбирается.

 Заплакали.

  • Как можно сказать наоборот?

Хорошо жили.

 Бежал, бежал.

Слезы льет.

  • Воспитатель читает ребенку стихотворение Бальмонта «Снежинка».
  • Как ты думаешь, что это: рассказ, стихотворение или сказка? Почему?
  • Какие «красивые» слова ты услышал? Какие слова можно назвать «красивыми»? Почему?
  • Расскажи стихотворение, которое ты знаешь.

Высокий уровень

Ребенок:

- называет несколько художественных произведений, которые ему нравятся, точно указывает их название, правильно определяет жанр (сказка, стихотворение, рассказ);

отвечая на вопросы о понравившейся (или прочитанной) книге (произведении), объясняет, почему это сказка, рассказ, стихотворение, указывая несколько жанровых особенностей. Например: Сказка - так в жизни не бывает, животные разговаривают, одеваются как люди, есть песенки, «складно», герои сказочные, веши волшебные и т.д.

Рассказ — так бывает в жизни, может случиться с каждым, рассказывается правда и т.д. Стихотворение — рассказывается по-особому, «складно», слова рифмуются.

- правильно называет героев, основные события, о которых рассказывается в произведении; может по просьбе педагога придумать новый подробный вариант развития действия (например, другое окончание сказки, что было бы, если бы герой поступил по-другому, и т.д.); придумывает новое название рассказа или сказки;

- знает несколько вариантов зачина и концовки сказок;

- замечает в тексте средства образной выразительности (эпитеты, сравнения, гиперболы, звукоподражания и т.д.);

- подбирает слова, близкие и противоположные по значению, к словам из текста;

- интонационно правильно воспроизводит настроение поэтических произведений.

Средний уровень

Ребенок:

- называет одно—два любимых художественных произведения, иногда неточно указывает их названия;

- отвечая на вопросы о понравившейся (или прочитанной) книге (произведении), определяет жанр (сказка, стихотворение, рассказ) с помощью педагога, указывает какую-либо одну жанровую особенность;

- правильно называет героев, основные события, о которых рассказывается в произведении, с помощью педагога (наводящие вопросы, подсказка) может придумать вариант развития действия (например, другое окончание сказки, что было бы, если бы герой, поступил по- другому, и т.д.) в одной-двух фразах; придумывает новое название рассказа или сказки;

- знает один вариант зачина и концовки сказок;

- замечает в тексте средства образной выразительности (эпитеты, сравнения, гиперболы, звукоподражания и т.д.);

- не всегда подбирает слова, близкие и противоположные по значению, к словам из текста, иногда допускает ошибки;

- при чтении стихотворений выбирает правильную интонацию с помощью педагога.

Низкий уровень

Ребенок:

- не называет любимых художественных произведений, не может определить жанр названного или прочитанного произведения;

- называет не всех героев, пропускает основные события, о которых рассказывается в произведении;

- не может назвать ни одного варианта зачина и концовки сказок;

- не замечает в тексте выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, гиперболы и т.д.); не может придумать вариант развития действия (например, другое окончание сказки, что было бы, если бы герой поступил по-другому, и т.д.); не может придумать новое название рассказа или сказки;

- не может подобрать слова, близкие и противоположные по значению, к словам из текста; не может выбрать правильную интонацию при чтении стихотворения, читает невыразительно, монотонно.

Задание 2. Изучение умений пересказывать литературные тексты сюжетного характера

Анализ умений пересказывать литературные тексты производится на основе пересказа русской народной сказки «Крылатый, мохнатый, да масленый» (см. I серию заданий «Выявление умений элементарного анализа содержания и формы литературного произведения»).

Пересказы анализируются по следующим показателям:

  • Понимание текста — правильное формулирование основной мысли.
  • Структурирование текста — умение соблюдать последовательность изложения событий (пересказ сопоставляется со структурой текста).
  • Лексика — полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными.
  • Грамматика — правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения.
  • Плавность речи — наличие или отсутствие длительных пауз.

Самостоятельность пересказа — наличие или отсутствие необходимости подсказок по ходу пересказа и в повторном чтении текста.

Каждый показатель оценивается максимально в 2 балла. В сумме высшая оценка составляет 12 баллов.

Критерии оценки

Ребенок получает 2 балла, если:

- правильно воспроизводит текст произведения, передает основную мысль;

- последовательно и точно строит пересказ;

- использует авторскую лексику, удачно заменяет ее собственной;

-грамматически верно строит предложения разных типов;

- пересказывает без неоправданных длительных пауз;

-отсутствует необходимость в повторном чтении текста и подсказках педагога.

Ребенок получает 1 балл, если:

-  допускает незначительные отклонения от текста, не нарушающие основной смысл произведения;

- не нарушают логику произведения;

- не всегда пользуется авторской лексикой, ее замены собственными конструкциями бывают неудачными;

- использует в основном простые предложения, в сложных предложениях допускает грамматические ошибки,

-пересказывает с небольшими паузами, но длительные паузы отсутствуют;

- требуется небольшое количество подсказок педагога.

Ребенок получает 0 баллов, если:

- неверно воспроизводит текст;

- нарушает его структуру;

- используемая лексика бедна;

- допускает грамматические ошибки;

- наблюдаются многочисленные паузы;

- существует необходимость в подсказках педагога.

Высокий уровень

Ребенок набирает 10 — 12 баллов.

Средний уровень

Ребенок набирает 6 — 9 баллов.

Низкий уровень

Ребенок набирает 0 — 5 баллов.

Задание 3. Изучение умений придумывать монологи (рассказы, сказки) с использованием образных средств языка Воспитатель: Давай придумаем рассказ или сказку кукле, чтобы она быстрее заснула. Что ты хочешь ей рассказать? Рассказ или сказку? Придумай название рассказу (сказке)?» Если ребенок затрудняется, то тему подсказывает воспитатель. Например, «Приключения рыжего бельчонка» (если ребенок хочет рассказать сказку) или «Мое любимое домашнее животное» (рассказ).

При анализе монологов оцениваются умения детей отобрать и связно передать содержание, а также языковое оформление монолога:

1. Умение выбрать жанр монолога, отбирать содержание высказывания и соответствии с выбранным жанром.

2. Умение выбрать тему и дать название связному высказыванию.

3.Умение передать сюжет в логической последовательности, не отступая от темы.

4.Умение соблюдать структуру монолога (начало, ход событий, конец).

5.Использование лексических средств выразительности (тропов) для раскрытия образов, сюжета.

6. Использование грамматических средств выразительности.

7. Использование интонационных средств выразительности.

8. Самостоятельность в составлении монолога.

Каждый показатель оценивается максимально в 2 балла. В сумме высшая оценка составляет 16 баллов.

Критерии оценки

Ребенок получает 2 балла, если:

- умеет выбрать жанр монолога и отобрать содержание высказывания в соответствии с выбранным жанром;

- умеет самостоятельно выбрать тему высказывания и дать название придуманному монологу;

- разворачивает сюжет логично и последовательно, не отступая от темы;

- высказывание структурировано (присутствуют начало, середина и конец);

- самостоятельно использует в высказывании разные виды лексических средств выразительности (больше 3-х); при составлении высказывания использует разнообразные син­

таксические конструкции (простые распространенные предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения), перечисления, обобщения, прямую речь, грамматические ошибки отсутствуют или незначительны. высказывание интонационно выразительно оформлено. составляет монолог самостоятельно, без помощи педагога.

Ребенок получает 1 балл, если:

- жанр своего высказывания определить не может, но строит монолог с учетом особенностей либо сказки, либо рассказа или определяет жанр высказывания, но при его составлении наблюдается смешение жанров;

- придумать название не может, но умеет выбрать тему самостоятельно или с помощью взрослого;

- при развертывании сюжета иногда отступает от темы (отвлекается), нарушает логическую последовательность;

- наблюдаются композиционные нарушения, например, отсутствует начало или конец рассказа (сказки);

- использует одно — два лексических средства выразительности самостоятельно или с помощью взрослого;

- в основном использует однотипные по структуре предложения, допускает незначительные синтаксические ошибки, может их исправить с помощью взрослого, прямую речь не использует;

- речь не всегда интонационно выразительна;

- составляет монолог с помощью взрослого (наводящие вопросы, подсказки).

Ребенок получает 0 баллов, если:

- не умеет определить жанр высказывания;

- не умеет определить тему, дать название высказыванию;

- нарушает логическую последовательность событий, причинно-следственные связи;

- высказывание состоит из нескольких предложений;

- не использует лексические средства выразительности;

- наблюдаются ошибки при построении предложений, которые исправить самостоятельно ребенок не может;

- речь интонационно не выразительна, монотонна;

постоянно требуется помощь взрослого, образец, подсказка.

Высокий уровень

Ребенок набирает 12 — 16 баллов.

Средний уровень

Ребенок набирает 7 — 11 баллов.

Низкий уровень

Ребенок набирает 0 — 6 баллов.

Задание 4. Выявление особенностей понимания фразеологизмов

Детям предлагаются следующие фразеологизмы:

В три ручья Как зеницу ока Совать нос

Фразеологизмы предлагаются сначала в изолированном виде.

Воспитатель: Как ты понимаешь это выражение? Когда так говорят?

Если ребенок затрудняется, ему предлагается текст.

В три ручья

Однажды Ваня потерял варежку. Идет он домой и плачет. Пришел он домой, а мама ему и

говорит: «Ну что ты слезы льешь в три ручья?». Ваня удивился и ответил: «Как так в три ручья? Никаких ручьев здесь нет».

  • Почему мама так сказала? Когда так говорят?

Как зеницу ока

Жили-были мать со своим сыном Иваном. Собрался однажды Иван в дальние страны, мир посмотреть, себя показать. Дала ему мать в дорогу волшебный клубочек и сказала: «Береги его как зеницу ока». «Ладно», — говорит Иван, а сам думает, как это «как зеницу ока»?

  • Почему мать так сказала Ивану? Когда так говорят?

Совать нос

Однажды мама и папа разговаривали о чем-то на кухне. Маленький Илюшка стоял около двери и слушал. Мама сказала ему. «Иди, Илюшенька, спать, не суй нос не в свои дела». Илюша пошел спать, а сам идет и думает: «Что это мама про мой нос сказала, никуда я его не совал, просто слушал».

  • Почему мама так сказала? Когда так говорят?

Высокий уровень

Ребенок понимает и правильно объясняет фразеологизм, предложенный изолированно или в тексте, приводит примеры аналогичных ситуаций.

Средний уровень

Ребенок недостаточно точно понимает, но пытается объяснить фразеологизм, предложенный в тексте, прокомментировать описанную ситуацию, своих примеров привести не может.

Низкий уровень

Ребенок отказывается отвечать, не понимает фразеологизм.

Задание 5. Выявление умений подбирать к словам антонимы и синонимы

Определение умений подбирать антонимы к изолированным словам.

Воспитатель: Давай поиграем в игру «Скажи наоборот». Например, «Скажу я слово «высоко», а ты ответишь... (низко), скажу я слово «далеко», а ты ответишь... (близко)» (Дж. Чиарди «Прощальная игра»).

Определение умений подбирать синонимы к изолированным словам.

Воспитатель: Давай поиграем в игру «Скажи по-другому». Например: как можно сказать о враче по-другому... (доктор); о собаке... (пес, щенок).

  •  радуется —... (Веселится);
  • плачет —... (Ревет, рыдает);
  • дети —... (Ребята, девочки и мальчики, малыши);
  • красивый —... (Прекрасный).

Определение умений подбирать синонимы к словосочетаниям.

  • искусный мастер —... (Хороший);
  • верный друг —... (Настоящий);
  • ветхая избушка—... (Старая);
  • трава стала желтая —... (Пожелтела).

За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за неправильный — 0 баллов. В сумме высшая оценка составляет 18 баллов.

Высокий уровень

Ребенок набирает 14 — 18 баллов.

Средний уровень

Ребенок набирает 9—13 баллов.

Низкий уровень

Ребенок набирает 0 — 8 баллов.

Задание 6. Изучение особенностей понимания многозначности слов.

Воспитатель: «Что бывает» или «О чем можно сказать»?

  • молнии — ... (В небе, на одежде);
  • лист —... (На котором пишут, который растет);
  • плывет — (Человек, спортсмен, речка, вода, облако, лодка);
  • тяжелый (-ая, -ое) - ... (Стол, человек, сердце);
  • кран —... (Строительный, водопроводный).

При анализе ответов детей учитываются следующие показатели :

- адекватность подобранных слов;

- количество подобранных слов.

Критерии оценки

2 балла - ребенок адекватно подбирает слова, количество подобранных слов к слову-стимулу не менее 3-х.

1 балл — ребенок подбирает к слову-стимулу 1-2 адекватных слова.

0 баллов — ребенок неадекватно подбирает слова.,

В сумме высшая оценка составляет 10 баллов.

Высокий уровень

Ребенок набирает 7 — 10 баллов.

Средний уровень

Ребенок набирает 4 — 6 баллов. Низкий уровень

Ребенок набирает 0 — 3 балла.

Задание 7. Изучение особенностей понимания смысловых оттенков значений слов.

Особенности образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Воспитатель: Как можно сказать о руке, если это рука ребенка? Великана?

-рука — рученька — ручища;

- глаза- глазоньки — глазищи;

- ветер — ветерок — ветрище;

- усы — усики — усищи;

- дом — домик — домище.

Особенности различения смысловых оттенков глаголов.

Воспитатель: «Я начну, а ты закончи...»

- Машина подъехала к мосту через реку, а потом его... (Проехала по нему).

-Мальчик сначала подошел к дому, а потом от него ...(Отошел).

-Утром гости пришли, а вечером... (Ушли).

Особенности выделения смысловых оттенков значений прилагательных с помощью суффиксов. Воспитатель: «Давай поиграем в игру «Как лучше сказать?» Например, этот человек храбрый, а этот храбрейший».

-Этот человек умный, а этот .... (Умнейший).

-Этот человек добрый, а этот .... (Добрейший).

-Этот человек красивый, а этот ... (Красивейший).

-Этот человек честный, а этот ... (Честнейший).

За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за неправильный — 0 баллов. В сумме высшая оценка составляет 12 баллов.

Высокий уровень

Ребенок набирает 9—12 баллов.

Средний уровень

Ребенок набирает 5 — 8 баллов.

Низкий уровень

Ребенок набирает 0 — 4 балла.

Задание 8. Выявление умений использования образных средств в повседневном общении

Воспитатель наблюдает за речью детей в повседневном общении.

Вопросы для анализа речи детей

  • Какие синтаксические конструкции использует ребенок в речи (простые распространенные, сложносочиненные, сложноподчиненные предложения).
  • Использует ли в речи образные средства? Какие? Как часто? В каких видах деятельности (на занятиях, в общении со взрослыми, со сверстниками)?

Высокий уровень

Ребенок использует разнообразные синтаксические конструкции в речи (простые распространенные, сложносочиненные, сложноподчиненные предложения); употребляет образные средства языка, как заимствованные из художественной литературы и речи взрослых, так и самостоятельно придуманные по аналогии с известными, делает это в разных видах деятельности (на занятиях, в общении со взрослыми, со сверстниками) в зависимости от ситуации.

Средний уровень

Ребенок использует в речи как простые, так и сложные предложения, при употреблении сложных иногда допускает ошибки, которые может самостоятельно исправить, если взрослый указывает на них; образные средства языка употребляет редко, в основном, в ситуациях учебной деятельности по просьбе взрослого.

Низкий уровень

Ребенок использует в речи в основном простые предложения, при употреблении сложных допускает ошибки, которые исправляет при помощи взрослого; образные средства языка не употребляет.

Задание 9. Определение умений придумывать новые слова

Воспитатель предлагает ребенку придумать название сказочного города, в котором всем весело, кличку щенку с длинными ушами.

Воспитатель: Почему так назвали Весельчака, какой он? Что значит «нарукавник»?

При анализе ответов детей учитывается, насколько самостоятельно выполнено задание, умение использовать различные словообразовательные средства и понимать значения мотивированных слов, т.е. образованных от других.

Высокий уровень

Ребенок:

самостоятельно придумывает новые слова с    использованием различных словообразовательных средств;

правильно понимает и может объяснить этимологию предлагаемых слов.

Средний уровень

Ребенок:

придумывает новые слова с помощью взрослого;

объясняет этимологию предлагаемых слов с подсказкой взрослого.

Низкий уровень

Ребенок:

не может придумать новые слова, отказывается выполнять задание; не может объяснить происхождение слова даже с подсказкой взрослого.

Задание 10. Изучение особенностей понимания пословиц

Воспитатель предлагает каждому ребенку (индивидуально) послушать пословицу, повторить ее, затем ответить на вопросы:

  • Как понимаешь эту пословицу?
  • Когда говорят эту пословицу?
  • Когда нужно сказать эту пословицу?
  • Как можно сказать об этом же, но по-другому?

Каждому ребенку последовательно предъявляется 3 пословицы:

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Труд кормит, а лень портит.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Высокий уровень

Ребенок правильно понимает значение пословиц, улавливает как единичный, так и обобщенный смысл.

Средний уровень

Ребенок понимает единичный смысл пословиц, не понимает обобщенный, переносный смысл выражения. Например, ребенок понимает пословицу «Любишь кататься - люби и саночки возить» как поучение для тех, кто не любит возить санки в гору.

Низкий уровень

Ребенок демонстрирует неверное понимание смысла пословицы. Например, ребенок отказывается отвечать на вопросы или объясняет пословицу «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь» — «Эту пословицу надо говорить охотнику. Чтобы убить 2-х зайцев, нужны две пули»-.

Подготовительная к школе группа

Показатели речевых умений детей в подготовительной к школе группе в основном такие же, как и в старшей группе. Возрастают требования к скорости выполнения задания, творческим проявле­ниям в речи детей. В ходе диагностики используется более сложный речевой материал.

Задание 1. Выявление умений элементарного анализа содержания и формы литературного произведения.

Воспитатель:

  • Назови произведения, которые тебе нравятся. Что ты назвал: рассказ, стихотворение или сказку?
  • Ты знаешь какие-нибудь загадки? Какие? Чем загадка отличается от стихотворения?
  • Чем пословица отличается от поговорки? Приведи пример пословицы и поговорки.
  • Для чего необходимы колыбельные, потешки? Ты знаешь какие-нибудь? Расскажи.
  • Воспитатель читает ребенку рассказ К.Д. Ушинского «Лиса Патрикеевна».
  • Как ты думаешь, что это: рассказ, стихотворение или сказка? Почему?
  • Какими словами автор описывает лису? Как она ходит?
  • Какие норы у лисы?
  • Почему лиса названа в рассказе «разбойница»?
  • Как по-другому можно назвать этот рассказ?

Воспитатель читает этот рассказ один-два раза с установкой на пересказ (оценка умения пересказывать литературный текст представлена во II серии заданий «Изучение умений пересказывать произведения описательного характера»).

Воспитатель читает ребенку русскую народную сказку «У страха глаза велики».

  • Как ты думаешь, что это: рассказ, стихотворение или сказка? Почему?
  • Как ты понял название сказки — «У страха глаза велики»? Почему она так называется?
  • Какие «красивые» слова ты услышал?
  • О чем рассказывается в этой сказке? Как названы в этой сказке бабушка, курочка, внучка и мышка? Какие у них были ведра? Какие звери почудились водоносам, какими словами они названы в сказке? Чем закончилась сказка?
  • Как по-другому можно назвать эту сказку? Какими словами обычно начинаются сказки?
  • Придумай другое окончание этой сказке. Что было бы, если бы главные герои не были такими трусливыми? Каков мог бы быть их путь домой? Какими словами обычно заканчиваются сказки?

Воспитатель читает фрагмент из сказки и спрашивает: «Как можно сказать по-другому» ?

За спину схоронилась (спряталась).

Волчище страшный (ужасный)

Лежал-лежал, да и задремал (заснул).

  • Как можно сказать наоборот?Бежал, бежал. Слезы льет

Воспитатель читает ребенку стихотворение С.Есенина «Белая береза».

  • Как ты думаешь, что это; рассказ, стихотворение или сказка? Почему?
  • Какие «красивые» слова ты услышал? Какие слова можно назвать «красивыми»? Почему?
  • Расскажи стихотворение, которое ты знаешь.

Высокий уровень

Ребенок:

- называет несколько любимых художественных произведений, точно указывает их название, правильно определяет жанр (сказка, стихотворение, рассказ), называя несколько жанровых особенностей;

- правильно называет одну-две особенности других литературных жанров (колыбельные, загадки, потешки, пословицы и поговорки)

Колыбельная — поют, когда детей спать укладывают, как песенка, «складно» звучит.

Загадка — стихотворение, в котором есть вопрос, зашифровано что-то, ее нужно отгадать. Потешка, прибаутка — стихотворение, которое забавляет, потешает детей.

Пословица — целое предложение, состоящее из 2-х частей, поучает детей.

Поговорка — часть предложения, состоящая из 2-3 слов, служит для украшения речи. правильно называет героев, основные события, о которых рассказывается в произведении, может по просьбе педагога придумать новый подробный вариант развития действия (например, другое окончание сказки, что было бы, если бы герой поступил по-другому, и т.д.); придумывает несколько новых названий рассказа или сказки; » знает и быстро называет несколько вариантов зачина и концовки сказок (больше двух);

- замечает и выделяет в тексте средства образной выразительности (эпитеты, сравнения, гиперболы, звукоподражания и т.д.);

- охотно и быстро подбирает слова, близкие и противоположные по значению к словам из текста;

- выразительно рассказывает поэтические произведения (грустное, веселое, торжественное и т.д.).

Средний уровень

Ребенок:

- называет одно-два художественных произведения, которые ему нравятся, иногда неточно указывает название;

- отвечая на вопросы о понравившейся (или прочитанной) книге (произведении), определяет жанр (сказка, стихотворение, рассказ) с помощью педагога, указывает одну-две жанровые особенности;

п- равильно называет героев, основные события, о которых рассказывается в произведении, с помощью педагога (наводящие вопросы, подсказка) может придумать вариант развития действия (например, другое окончание сказок, что было бы, если бы герой поступил по- другому, и т.д.);

- придумывает новое название рассказа или сказки; знает один—два варианта зачина и концовки сказок;

- замечает в тексте средства образной выразительности (эпитеты, сравнения, гиперболы, звукоподражания и т.д.) с помощью взрослого;

- не всегда быстро подбирает слова, близкие и противоположные по значению к словам из текста, иногда допускает ошибки;

- при чтении стихотворений выбирает правильную интонацию с помощью педагога.

Низкий уровень

Ребенок:

-не может назвать художественные произведения, которые ему нравятся или называет случайные (например, только что прочитанные), не может определить жанр названного или прочитанного взрослым произведения;

-называет не всех героев, пропускает основные события, о которых рассказывается в произведении;

-не называет ни одного варианта зачина и концовки сказок;

- не замечает в тексте выразительных средств языка (эпитеты, сравнения, гиперболы и т.д.); не может придумать вариант развития действия (например, . другое окончание сказки, что было бы, если бы герой поступил по-другому, и т.д.) и новое название рассказа или сказки; не может подобрать слова, близкие и противоположные по значению, к словам из текста, допускает ошибки или молчит;

- не может выбрать правильную интонацию при чтении стихотворения.

Задание 2. Изучение умений пересказывать произведения описательного характера

Анализ умений пересказывать произведения описательного характера производится на основе пересказа рассказа К.Д.Ушинского «Лиса Патрикеёвна» (см. 1 серию заданий «Выявление умений элементарного анализа содержания и формы литературного произведения»).

Пересказы анализируются по следующим показателям:

  •  Понимание текста - правильное формулирование основной мысли.
  • Структурирование текста — умение соблюдать последовательность изложения событий (пересказ сопоставляется со структурой текста).
  • Лексика — полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными.
  • Грамматика — правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения.
  • Плавность речи — наличие или отсутствие длительных пауз.
  • Самостоятельность пересказа — наличие или отсутствие необходимости подсказок по ходу пересказа и в повторном чтении текста.

Каждый показатель оценивается максимально в 2 балла. В сумме высшая оценка составляет 12 баллов.

Критерии оценки

Ребенок получает 2 балла, если:

-  правильно воспроизводит текст произведения, передаст основную мысль;

- последовательно и точно строит пересказ в небольшом сокращении;

- использует авторскую лексику, удачно заменяет ее собственной;

- грамматически верно строит предложения разных типов;

- пересказывает без неоправданных длительных пауз;

- иногда требуются подсказки отдельных авторских фраз.

Ребенок получает 1 балл, если:

-допускает незначительные отклонения от текста, не нарушающие основной смысл произведения;

-не нарушают логику произведения, но значительно сокращает его объем;

-не всегда пользуется авторской лексикой, ее замены собственными конструкциями бывают не всегда удачными;

- использует в основном простые предложения, в сложных предложениях допускает грамматические ошибки,

- пересказывает с небольшими паузами, но длительные паузы отсутствуют;

- требуются подсказки педагога.

Ребенок получает 0 баллов, если:

- неверно воспроизводит текст;

- нарушает его структуру;

- авторскую лексику почти не использует, собственная лексика бедна;

- допускает грамматические ошибки;

- наблюдаются многочисленные паузы;

- без помощи педагога воспроизвести текст не может.

Высокий уровень

Ребенок набирает 10 — 12 баллов.

Средний уровень

Ребенок набирает 6 — 9 баллов.

Низкий уровень

Ребенок набирает 0 — 5 баллов.

Задание 3. Изучение умений придумывать монологи (рассказы, сказки) с использованием образных средств языка Воспитатель: «Давай придумаем рассказ или сказку кукле, чтобы она быстрее заснула. Что ты хочешь ей рассказать? Рассказ или сказку? Придумай название рассказу (сказке)?» Если ребенок затрудняется, то тему подсказывает воспитатель. Например, «Волшебная палочка» (если ребенок хочет рассказать сказку) или «Как Саша потерял и нашел варежку» (рассказ).

При анализе монологов оцениваются умения детей отобрать и связно передать содержание, а также языковое оформление монолога.

1.     Умение выбрать жанр монолога, отбирать содержание высказывания в соответствии с выбранным жанром.

2.     Умение выбрать тему и дать название связному высказыванию.

3.     Оригинальность сюжета.

4.     Умение передать сюжет в логической последовательности, не отступая от темы.

5.     Умение соблюдать структуру монолога (начало, ход событий, конец).

6.     Детализация образов, используемых в сказке.

7.     Использование лексических средств выразительности (тропов) для раскрытия образов, сюжета.

8.     Использование грамматических средств выразительности.

9.     Использование интонационных средств выразительности.

10.    Самостоятельность в составлении монолога.

Каждый показатель оценивается максимально в 2 балла. В сумме высшая оценка составляет 20 баллов.

Критерии оценки

Ребенок получает 2 балла, если:

- умеет выбрать жанр монолога и отобрать содержание высказывания в соответствии с выбранным жанром;

- умеет самостоятельно выбрать тему высказывания и дать название придуманному монологу;

- придумывает сюжет, который необычен и оригинален;

- и разворачивает сюжет логично и последовательно, не отступая от темы;

- высказывание структурировано (присутствуют начало, средняя часть высказывания и конец, между ними плавный переход);

- включает в монолог описание героя, обстановки, деталей образов;

- самостоятельно использует в высказывании разные виды лексических средств выразительности (больше 3-х);

- при составлении высказывания использует разнообразные синтаксические конструкции (простые распространенные предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения), перечисления, обобщения, прямую речь, грамматические ошибки отсутствуют или незначительны;

- высказывание интонационно выразительно оформлено;

- составляет монолог самостоятельно, без помощи педагога.

Ребенок получает 1 балл, если:

- жанр своего высказывания определить не может, но строит монолог с учетом особенностей либо сказки, либо рассказа или определяет жанр высказывания, но при его составлении наблюдается смешение жанров;

- придумать название не может, но умеет выбрать тему самостоятельно или с помощью взрослого;

- придумывает сюжет, заимствуя эпизоды из известных художественных произведений;

- при развертывании сюжета иногда отступает от темы (отвлекается), нарушает логическую последовательность;

- наблюдаются композиционные нарушения, например, отсутствует начало или конец рассказа (сказки);

- включает в монолог характеристику одного-двух признаков героя, обстановки, но образы стереотипны;

- использует одно-два лексических средства выразительности самостоятельно или с помощью взрослого;

- в основном использует однотипные по структуре предложения, допускает незначительные синтаксические ошибки, может их исправить с помощью взрослого, прямую речь не использует;

- речь не всегда интонационно выразительна;

- составляет монолог с помощью взрослого (наводящие вопросы, подсказки).

Ребенок получает 0 баллов, если:

- не умеет определить жанр высказывания;

- не умеет определить тему, дать название высказыванию:

- пересказывает знакомые сюжеты;

- нарушает логическую последовательность событий, причинно-следственные связи;

- высказывание состоит из нескольких предложений;

называет образы, характеристики им не дает;

- не использует лексические средства выразительности;

- наблюдаются ошибки при построении предложений, которые исправить самостоятельно ребенок не может;

- речь интонационно не выразительна, монотонна;

постоянно требуется помощь взрослого, образец, подсказка.

Высокий уровень

Ребенок набирает 15 — 20 баллов.

Средний уровень

Ребенок набирает 9—14 баллов. Низкий уровень

Ребенок набирает 0 — 8 баллов.

Задание 4. Выявление особенностей понимания фразеологизмов

Детям предлагаются следующие фразеологизмы:

Сломя голову

Поминай как звали

Как воды в рот набрал

Фразеологизмы предлагаются сначала в изолированном виде.

Воспитатель: Как ты понимаешь это выражение? Когда так говорят?

Если ребенок затрудняется, ему предлагается текст.

Сломя голову

Однажды Ваня проснулся и увидел, что будильник сломался, и Ваня уже опаздывал в школу. Он оделся и быстро побежал. Навстречу ему шла женщина и сказала: «Ты что бежишь сломя голову?» Ваня удивился и сказал: «У меня голова на месте».

  • Почему женщина так сказала?

Поминай как звали

Сжег Иван-Царевич лягушачью кожу. Увидела Василиса Прекрасная это и говорит: «Что же ты наделал, Иван-Царевич! Оставалось мне носить ее 3 дня и 3 ночи. А теперь надо мне возвращаться к Кощею Бессмертному».

Обернулась Василиса Прекрасная голубицей, улетела в открытое окошко и поминай как звали.

  •  Что значит «поминай как звали»? Когда так говорят?

Как воды в рот набрал

Саша и Маша играли в игру «Молчанка». Пришла мама. Мама: «Саша, ты сделал домашнее задание?». Саша молчит. Мама: «Маша, вы ужинали?», Маша молчит.

«Вы, что молчите, как воды в рот набрали?» — продолжила мама. А Саша говорит: «А у меня воды во рту нет».

  • Почему мама так сказала? Когда так говорят?

Воспитатель предлагает ребенку придумать рассказ, в котором кто-то мог бы так сказать.

Высокий уровень

Ребенок понимает и правильно объясняет фразеологизм, предложенный изолированно или в тексте, приводит примеры аналогичных ситуаций, правильно включает фразеологизм в связное выс­казывание.

Средний уровень

Ребенок недостаточно точно понимает, но пытается объяснить фразеологизм, предложенный в тексте, прокомментировать описанную ситуацию, своих примеров привести не может, не включает фразеологизм в связное высказывание.

Низкий уровень

Ребенок отказывается отвечать, не понимает фразеологизм.

Задание 5. Выявление умений подбирать антонимы и синонимы к словам.

Определение умений подбирать антонимы к изолированным словам. Воспитатель: Давай поиграем в игру «Скажи наоборот».

правда — ...

труд - ...

строить — ...

веселиться —

помогать— ...

кричать — ...

здоровый — ..

огромный — .

вместе — ...

зажигать — ...

Определение умений подбирать синонимы к изолированным словам. Воспитатель: Давай поиграем в игру «Скажи по-другому».

работа - ... (Труд, дело);

собака — ... (Пес);

рукодельница — ... (Мастерица, труженица);

ненастный — ... (Пасмурный, непогожий);

храбрый — ... (Бесстрашный, мужественный);

разговаривать — ... (Беседовать);

бежать — ... (Мчаться, нестись).

За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за неправильный — 0 баллов. В сумме высшая оценка составляет 17 баллов.

Высокий уровень

Ребенок набирает 13 — 17 баллов. Средний уровень Ребенок набирает 8—12 баллов. Низкий уровень

Ребенок набирает 0 — 7 баллов.

Задание 6. Изучение особенностей понимания многозначности слов.

  • Воспитатель: «Что бывает» или «О чем можно сказать»?

бежит — ... (Мальчик, вода, время, ручей);

растет — ... (Цветок, дом, мальчик);

острый — ... (Соус, суп, кинжал);

кисть — ... (Для рисования, руки, винограда);

золотой (-ые, -ая, -ое) — ... (Серьги, руки, сердце).

При анализе ответов детей учитываются следующие показатели:

- адекватность подобранных слов;

- количество подобранных слов.

Критерии оценки

2 балла — ребенок адекватно подбирает слова, количество подобранных слов к слову-стимулу не менее 3-х.

1 балл — ребенок подбирает к слову-стимулу 1-2 адекватных слова.

0 баллов — ребенок неадекватно подбирает слова.

В сумме высшая оценка составляет 10 баллов.

Высокий уровень

Ребенок набирает 7—10 баллов.

Средний уровень

Ребенок набирает 4 — 6 баллов.

Низкий уровень

Ребенок набирает 0 — 3 балла.

Задание 7. Выявление умений использования образных средств в повседневном общении

Воспитатель наблюдает за речью детей в повседневном общении.

Вопросы для анализа речи детей

  • Какие синтаксические конструкции использует ребенок в речи (простые распространенные, сложносочиненные, сложноподчиненные предложения).
  • Использует ли в речи образные средства? Какие? Как часто? В каких видах деятельности (на занятиях, в общении со взрослыми, со сверстниками)?

Высокий уровень

Ребенок использует разнообразные синтаксические конструкции' в речи (простые распространенные, сложносочиненные, сложноподчиненные предложения); употребляет образные

средства языка, как заимствованные из художественной литературы и речи взрослых, так и самостоятельно придуманные по аналогии с известными, делает это охотно и часто в разных видах деятельности (на занятиях, в общении со взрослыми, со сверстниками).

Средний уровень

Ребенок использует в речи как простые, так и сложные предложения, при употреблении сложных иногда допускает ошибки, которые может самостоятельно исправить, если взрослый указывает на них; образные средства языка употребляет редко, в основном, в ситуациях учебной деятельности по просьбе взрослого.

Низкий уровень

Ребенок использует в речи как простые, так и сложные предложения, при употреблении сложных допускает ошибки, которые исправляет при помощи взрослого; образные средства языка не употребляет.

Задание 8. Выявление умений выражать одну и ту же мысль разными предложениями.

Воспитатель: Как можно сказать по-другому? Например: «Мы не пошли на прогулку из-за дождя (Мы не пошли на прогулку, потому что шел дождь)».

В лесу мы увидели расцветшую черемуху.

На светофоре загорелся красный свет, и машины остановились.

Грачи прилетели, потому что пришла весна.

Соловей, сидевший на ветке, запел.

Машина, заправившись — бензином, уехала.

Когда загорелся зеленый свет, машины поехали.

Высокий уровень

Ребенок умеет выразить одну и ту же мысль разными предложениями.

Средний уровень

Ребенок умеет выразить одну и ту же мысль разными предложениями с помощью взрослого.

Низкий уровень

Ребенок не умеет выразить одну и ту же мысль разными предложениями.

Задание 9.Определение умений придумывать новые слова.

Воспитатель читает ребенку стихотворение Н.Кончаяовской «Про овощи». Затем предлагает ребенку придумать самому названия сказочных овощей.

Воспитатель читает фрагмент стихотворения Г. Сатира «Смеянцы».

Воспитатель: Кто такие «смеянцы»? Почему их так назвали? Придумайте название страны, где все грустят, страны, где все любят конфеты.

Высокий уровень

Ребенок:

-     самостоятельно придумывает новые слова с использованием различных словообразовательных средств;

-     правильно понимает и может объяснить этимологию предлагаемых слов.

Средний уровень

Ребенок:

-     придумывает новые слова с помощью взрослого;

-     объясняет этимологию предлагаемых слов с подсказкой взрослого.

Низкий уровень

Ребенок:

-     не может придумать новые слова, отказывается выполнять задание;

-     не может объяснить происхождение слова даже с подсказкой взрослого.

 

Задание 10. Выявление особенностей понимания пословиц.

Воспитатель предлагает каждому ребенку (индивидуально) послушать пословицу, повторить ее, затем ответить на вопросы.

  • Как понимаешь эту пословицу?
  • Когда говорят эту пословицу?
  • Когда можно сказать эту пословицу?
  • Как можно сказать об этом по-другому?

Каждому ребенку последовательно предъявляется 3 пословицы, например:

Как аукнется, так и откликнется.

Тише едешь — дальше будешь.

Не рой другому яму — сам в нее попадешь.

Высокий уровень

Ребенок правильно понимает значение пословиц, улавливает как единичный, так и обобщенный смысл.

Средний уровень

Ребенок понимает единичный смысл пословиц, не понимает обобщенный, переносный смысл выражения, трактует пословицу буквально.

Низкий уровень

Ребенок демонстрирует неверное понимание смысла пословицы или отказывается отвечать на вопросы.


Скачать готовый расчет по данной методике
Заказать готовый расчет по этой методике Задать нам вопрос по данной методике

По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.


 

Для комментирования, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Вход на сайт

Мы Вконтакте

Важное

Статьи для психолога

Сценарий родительского собрания "Наказание ради любви?"

Цель: повышение психологической компетентности родителей по проблеме применения наказаний как одного из методов воспитания ребенка.

Задачи: дать общее представление о том, как воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям; ознакомить с результатами анкетирования детей; способствовать повышению психологической грамотности в вопросах применения штрафных санкций; предоставить возможность анализа различных ситуаций, возникающих в процессе воспитания ребенка; развивать навыки сотрудничества родителей.

Подробнее...

Рейтинг@Mail.ru

Рейтинг@Mail.ru

Статьи для логопеда

Формирование лексико-грамматических форм речи у детей с ОНР

Структура общего недоразвития речи предполагает нарушения как звуковой, так и смысловой стороны речи, т.е. наряду с фонетико-фонематическим ее недоразвитием отмечаются и лексико-грамматические нарушения. Большинство поступающих в логопедические группы детей имеют III уровень ОНР, характеризующийся небольшим словарным запасом, содержащим в основном существительные, слабым использованием глаголов, прилагательных, наречий, предлогов. Для построения объемной, грамотной речи, необходимой для общения, и равномерного формирования словарного запаса, желателен понедельный подбор лексических тем.

Подробнее...

Статьи для педагога

Педагогические основы проведения информационного часа

Информационный час — форма просветительской работы среди учащихся, направленная на воспитание их гражданской, нравственно-правовой, информационной культуры, а также на расширение кругозора. Гибкая форма информационного часа позволяет педагогу не только давать учащимся необходимый объем общеполитических знаний, информации, но и оперативно откликаться на события общественной жизни, приучает школьников к систематическому чтению детской периодики, формирует навыки участия в обсуждении событий, их правильной оценки.

Подробнее...