Вверх
Напишу вам курсовую и диплом! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 18-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!
e-mail: cola5@yandex.ru
Назначение: методика позволяет оценить уровень связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Задания включают оценку составления рассказов, пересказов и другие. Представлены критерии оценки связной речи.
Источник: Глухов В.П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с системным речевым недоразвитием / В.П. Глухов. - - М.: МПГУ, 2017. - 310 с.
В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий, которая включает:
1. составление предложений по отдельным ситуационным картинкам («картинки-действия» по терминологии Л. С. Цветковой, 1985);
2. составление предложения по трем картинкам, связанным по смыслу;
3. пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);
4. составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;
5. сочинение рассказа из личного опытам;
6. составление рассказа-описания.
С учетом индивидуального уровня речевого развития ребенка программа обследования может быть дополнена доступными заданиями с элементами творчества:
7. окончание рассказа по данному началу;
7. придумывание рассказа на заданную тему.
НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ для заданий можно посмотреть ТУТ
Задание 1. Используется для определения способности ребенка к составлению адекватного законченного высказывания на уровне фразы (по изображенному на картинке действию). Ему предлагается поочередно несколько [5-6] картинок следующего примерного содержания:
1) «Мальчик поливает цветы»;
2) «Девочка ловит бабочку»;
3) «Мальчик ловит рыбу»;
4) «Девочка катается на санках»;
5) «Девочка везет малыша в коляске» и т. и.
При предъявлении каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: «Скажи, что здесь нарисовано?», постановкой которого выясняется, способен ли ребенок самостоятельно установить смысловые предикативные отношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразы. При отсутствии фразового ответа задается второй - вспомогательный вопрос, прямо указывающий на изображенное действие («Что делает мальчик/девочка?»). Рекомендуется использовать следующие критерии оценки выполнения задания:
Задание 2. Составление предложения по трем картинкам, например: «девочка», «корзинка», «лес», направлено на выявление способности детей к установлению логико-смысловых, предикативных отношений между предметами и вербализации их в виде законченной фразы-высказывания.
Ребенку предлагается назвать картинки, а затем составить предложение так, чтобы в нем говорилось обо всех трех предметах. Для облегчения задания дается вспомогательный вопрос: «Что сделала девочка?» Перед ребенком стоит задача, опираясь на семантическое значение каждой картинки и вопрос педагога, установить возможное действие и отобразить его в речи в форме законченной фразы. Если ребенок составил предложение с учетом только двух или даже одной картинки (например: «Девочка гуляла в лесу»), инструкция повторяется с указанием на пропущенную картинку.
При оценке результатов учитываются: наличие фразы, адекватной предложенному заданию, особенности этой фразы (семантическая наполненность, синтаксическая структура, наличие и характер аграмматизма и др.); характер оказываемой ребенку помощи.
Для выявления степени сформированности у детей навыков употребления отдельных (фразовых) высказываний могут быть также использованы задания на составление предложений по демонстрируемым действиям, по опорным словам (данным в «нейтральной» грамматической форме) и др. Приводим примеры таких заданий.
Составление высказываний по демонстрируемым действиям.
Инструкция: «Посмотри на меня и расскажи о том, что я сделаю». (Взять книгу со стола, положить ручку на стол, накрыть ручку тетрадкой).
Составление высказывания по опорным словам.
Инструкция: «Слушай меня внимательно. Я назову тебе сейчас слова, а ты составишь с ними предложение так, чтобы в нем обязательно были все эти слова».
Задание заключается в составлении фраз и их правильном грамматическом оформлении. Ребенку предлагаются наборы слов, которые можно объединить по смыслу и составить из них предложения.
Примерный речевой материал:
Медведь, мед, сладкий, любит.
Муравей, домой, маленький, спешил, черный.
Тыквенное, вдруг, дороге, увидел, на, он, зерно.
Большое, это, сладкое, зерно, было.
Взвалил, на, муравей, понес, спину, зерно, и, домой.
Задание на составление предложений по данным словам (слова, в том числе в «нейтральной форме», предлагаются вначале в правильной, а затем - в измененной последовательности). Предлагаемые слова:
Включение в комплексное логопедическое исследование заданий на составление отдельных (фразовых) высказываний по наглядной опоре позволяет выявить индивидуальные речевые возможности детей с системными нарушениями речи, в частности, детей, имеющих второй или третий уровень речевого развития. Построение таких фраз-высказываний является необходимым речевым действием при составлении развернутых речевых сообщений (целого текста) - рассказов-описаний по картинкам, по их сериям, рассказов из опыта и др.
Результаты выполнения заданий на составление отдельных высказываний по картинкам фиксируются в индивидуальной карте ребенка по следующей схеме:
Уровень выполнения задания |
Составление фраз по картинкам с изображением простых действий |
Составление фраз-высказываний по 3 предметным картинкам |
Опенка в баллах |
Удовлетворительнын |
Ответ на вопрос-задание в виде грамматически правильно построенной фразы, адекватной по смыслу содержанию предложенной картинки, полно и точно отображающей ее предметное содержание. Все варианты задания [5 или 6 фраз) выполнены на уровне, соответствующем указанным характеристикам. |
Фраза составлена с учетом предметного содержания всех предложенных картинок, представляет собой адекватное по смыслу. грамматически правильно оформленное, достаточно информативное высказывание. Также оценивается вариант отображения вероятной предметной ситуации в виде короткого текста. |
5 |
Средний |
Адекватная по смыслу фраза имеет один из перечисленных недостатков: а) недостаточно информативна: б) отмечаются ошибки в употреблении словоформ (в выборе нужной грамматической формы слова), нарушающие связь слов в предложении: в) нарушение нормативного порядка слов в словосочетаниях: г) длительные паузы с поиском нужного слова. |
Имеются отдельные недостатки (см. в графе слева) в построении фразы, адекватной по смыслу- н соответствующей вероятной предметной сетуацин |
4 |
Недостаточный |
Сочетание указанных недостатков информативности и лекснко-граммати- ческого структурирования фразы прн выполнении всех (или большинства) вариантов задания. |
Фраза составлена на основе предметного содержания только 2 картинок. При оказании помощи (указание на пропуск) ребенок составляет адекватное по содержанию высказывание. |
3 |
Низкий |
Адекватная фра за-высказывание составлена с помощью дополнительного вопроса, указывающего на выполняемое субъектом действие. Не все варианты задания выполнены. |
Ребенок не смог составить фразу-высказывание с использованием всех 3 картинок, несмотря на оказываемую помощь. Отмечаются ошибки в языковом оформлении высказывания. |
2 |
Задание выполнено неадекватно |
Отсутствие адекватного фразового ответа с помощью дополнительного вопроса. Составление фразы подменяется перечислением предметов, изображенных на картинке. |
Предложенное задание не выполнено. Ребенок правильно называет изображенные на картинках предметы, но составить фразу-высказывание с их использованием не может. |
1 |
Последующие задания предназначаются для изучения уровня сфор-ми- рованности и особенностей связной монологической речи детей в доступных для данного возраста видах (пересказ, рассказы по наглядной опоре и из личного опыта, рассказывание с элементами творчества). При оценке выполнения заданий на составление различных видов рассказа учитываются показатели, характеризующие уровень овладения детьми навыками монологической речи. Определяются: степень самостоятельности при выполнении заданий, объем рассказа, связность, последовательность и полнота изложения; смысловое соответствие исходному материалу (тексту, наглядному сюжету) и поставленной речевой задаче, а также особенности фразовой речи и характер грамматических ошибок. При затруднениях (длительная пауза, перерыв в повествовании и др.) оказывается помощь в виде последовательного использования побуждающих, наводящих и уточняющих вопросов.
В целях комплексного исследования связной монологической речи детей используется серия заданий, которая включает:
1 задание имеет целью выявление возможностей детей с ОНР в воспроизведении небольшого по объему и простого по структуре литературного текста. Для этого могут быть использованы знакомые детям сказки: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», короткие реалистические рассказы (например, рассказы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др.). Текст произведения прочитывается дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа. При использовании авторских произведений после повторного чтения, перед составлением пересказа, рекомендуется задавать вопросы (3-4) по содержанию рассказа. При анализе составленных пересказов особое внимание обращается на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа и др.
2 задание используется для выявления возможностей детей в составлении связного сюжетного рассказа на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. Для исследования рекомендуется использовать серии из трех-четырех картинок по сюжетам Н. Радлова («Ежик и гриб», «Кошки и птичка» и др.) или серии с подробно представленным сюжетом (5-6 картинок), например, «Медведь и зайцы» и т. п. Картинки в нужной последовательности раскладывают перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть. Составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей изображенной обстановки (например, «дупло», «поляна», «лужок» - по серии «Медведь и зайцы» и т. д.). При затруднениях оказывается помощь в виде наводящих вопросов, а также жестового указания на соответствующую картинку или конкретную деталь. (Характер и объем оказываемой помощи фиксируются в протоколе обследования и выступают в качестве одного из критериев оценки уровня выполнения задания.) Кроме общих критериев оценки принимаются во внимание показатели, определяемые спецификой данного вида рассказывания, смысловое соответствие содержания рассказа изображенному на картинках; соблюдение логической связи между картинками-эпизодами.
Как вариант задания на составление рассказа по наглядной опоре, детям может быть предложено составление рассказа по сюжетной картинке.
Оценка результатов выполнения задания:
5 баллов - высказывание носит развернутый характер, словарный запас соответствует возрасту ребенка;
4 балла - развернутое высказывание характеризуется ограниченностью словарного запаса, наблюдаются единичные случаи аграмматизма;
3 балла - кроме бедности словарного запаса и аграмматизма встречаются нестойкие звуковые замены, отмечается амнезия (забывание) слов;
2 балла - признаки, характерные для третьего уровня, сочетаются со стойкими звуковыми заменами, амнезией слов в сочетании с вербальными (смысловыми) заменами;
1 балл - пересказ самостоятельно не удается, необходима помощь в виде наводящих вопросов, наблюдаются эхолалии и персеверации;
О баллов - речевые высказывания ребенка не связаны с предложенным заданием; отказ от выполнения задания.
3 задание - составление рассказа из личного опыта - имеет целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений. Ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему тему, связанную с повседневным пребыванием в детском саду («На нашем участке», «Игры на детской площадке», «В нашей группе» и др.). Дается план из нескольких вопросов-заданий. Так, при составлении рассказа «На нашем участке» предлагается рассказать, что находится на участке; чем занимаются на участке дети; в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; вспомнить о зимних играх и развлечениях. После этого дети составляют рассказ по отдельным фрагментам, перед каждым из которых вопрос-задание повторяется.
При анализе выполнения задания обращается внимание на особенности фразовой речи, употребляемой детьми при составлении сообщения без наглядной и текстовой опоры. Учитывается степень информативности рассказа, определяемая количеством значимых элементов, несущих ту или иную информацию по данной теме. Установление количества информативных элементов и их характера (простое называние предмета или действия или и развернутое описание) позволяет оценить, насколько полно отражена ребенком тема сообщения.
4 задание. Для составления описательного рассказа детям могут предлагаться как модели предметов (игрушки), так и их графические изображения, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предмета. Можно использовать такие игрушки, как куклы, в том числе персонажи известных сказок, игрушки, изображающие домашних животных (кошка, собака), грузовая машина-самосвал и др. Ребенку предлагается в течение нескольких минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить рассказ о нем по данному вопросному плану. Например, при описании куклы дается инструкция-указание: «Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине; назови основные части тела; скажи, из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове» и т. и. Может быть указана и последовательность отображения основных качеств предмета в рассказе-описании. В случае, когда ребенок оказывается не в состоянии составить даже короткий описательный рассказ, ему предлагается для пересказа образец описания, данный логопедом.
5 задание - продолжение рассказа по данному началу (с использованием картинки) имеет целью выявить возможности детей в решении поставленной речевой и творческой задачи, умении использовать при составлении рассказа предложенный текстовой и наглядный материал. Ребенку предъявляется картинка, изображающая кульминационный момент сюжетного действия рассказа. После разбора содержания картинки дважды прочитывается текст незавершенного рассказа и предлагается придумать его продолжение. Ниже приводится примерный материал для обследования по данному заданию.
Текст начала рассказа
Витя учился в первом классе. Дорога от дома до школы шла через лес. Однажды зимой Витя возвращался домой из школы. Он шел по лесной тропинке. Вот он вышел на опушку и увидел домики своей деревни. Вдруг из-за деревьев выскочили четыре больших волка. Витя бросил портфель и быстро влез на дерево. Волки окружили дерево и, щелкая зубами, глядели на мальчика. Один волк прыгнул и хотел схватить его... Что было дальше?
Содержание картинки: мальчик залез на дерево; внизу, под деревом, волки; вдали виднеется деревня.
Вопросы по содержанию картинки:Что ты видишь на картинке? Какое время года изображено? Что виднеется вдали? Что лежит под деревом?
При оценке составленного окончания рассказа отмечаются: смысловое соответствие высказывания ребенка содержанию предложенного начала, соблюдение логической последовательности событий, особенности сюжетного решения, используемые языковые средства, грамматическая правильность речи. Как дополнительное задание можно использовать также составление рассказа на заданную тему.Задание предлагается детям, у которых, по данным предыдущих исследований, имеются определенные навыки составления связных сообщений. Может быть использован такой вариант. Ребенку предъявляются картинки с изображением девочки, корзинки и леса, к которому через поле идет дорожка. Задаются следующие вопросы: «Как мы назовем девочку?», «Куда пошла девочка?», «Зачем она пошла в лес?» После этого предлагается составить рассказ о каком-нибудь случае с девочкой в лесу. Предварительное составление «экспозиции» рассказа с опорой на картинку облегчает детям переход к рассказыванию по собственному замыслу. Чтобы исключить пересказ знакомой сказки, предварительно оговаривается, что ребенок должен придумать свой рассказ. При затруднениях (длительная пауза, перерыв в повествовании и др.) оказывается помощь в виде последовательного использования побуждающих, наводящих и уточняющих вопросов.
При оценке выполнения заданий на составление различных видов рассказа (текстового сообщения) обращается внимание на структуру и содержание детских рассказов, особенности монологической речи, наличие элементов собственного творчества. Учитываются показатели, характеризующие уровень овладения детьми навыками монологической речи. Определяются: степень самостоятельности при выполнении заданий, объем рассказа, полнота и точность отображения предмета речи (темы высказывания); связность и последовательность речевого сообщения; смысловое соответствие исходному материалу (тексту, наглядному сюжету) и поставленной речевой задаче, а также особенности фразовой речи и характер грамматических ошибок.
Для оценки составляемых рассказов рекомендуется следующая таблица параметров оценки составленных рассказов (с. 51-55). Такая таблица анализа данных обследования используется в динамических исследованиях (обследование детей в динамике), проводимых до и в ходе специального, целенаправленного обучения.
Дифференцированный качественный анализ высказываний детей с ОНР и с нормальным речевым развитием (на основе приведенной методики исследования) позволил установить несколько уровней выполнения заданий по каждому из видов рассказа.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ НА СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА
Уровень выполнения задания |
Вил задания |
|
1. Пересказ |
2. Рассказ по серии сюжетных картинок |
|
Хороший (4 балла) |
Пересказ составлен самостоятельно: полностью передается содержание текста, соблюдается связность н последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка. |
Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отображающий изображенный сюжет. Соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами-эпизодами. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей). |
Удовлетво рительный (3 балла) |
Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно- стилистических элементов: единичные нарушения структуры предложений. |
Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы. указания на картинку). Достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображенному сюжету). Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования: единичные ошибки в построении фраз. |
Недостаточ ный (2 балла) |
Используются повторные наводящие вопросы. Отмечаются прот еки отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия. |
Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь. Нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия. |
Низкий (1 балл) |
Пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств. |
Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов. Его связность резко нарушена. Отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках. |
Уровень выполнения задания |
Вид задания |
5. Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу |
|
Хороший (4 балла) |
Рассказ составлен самостоятельно, соответствует по содержанию предложенной теме (данному началу), доведен до логического завершения, дается объяснение происходящих событий. Соблюдается связность и последовательность изложения, творческая задача решена в создании достаточно развернутого сюжета и адекватных образов. Языковое оформление, в основном, соответствует грамматическим нормам. |
Удовлетво рительный (3 балла) |
Рассказ составлен самостоятельно или с небольшой помощью, в целом соответствует поставленной творческой задаче, достаточно информативен и завершен. Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающие общей логики повествования: некоторые языковые трудности в реализации замысла. |
Недоста точный (2 балла) |
С оставлен с помощью повторных наводящих вопросов. Отмечаются отдельные смысловые несоответствия, недостаточная информативность, отсутствие объяснения передаваемых событий, что снижает коммуникативную целостность сообщения. Отмечаются лексические и синтаксические затруднения, препятствующие полноценной реализации замысла рассказа. Связность изложения нарушена. |
Низкий (1 балл) |
Рассказ составлен целиком по наводящим вопросам: крайне беден по содержанию, «схематичен»: продолжен в соответствии с замыслом, но не завершен. Резко нарушена связность повествования; допускаются грубые смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Выраженный аграмматизм. затрудняющий восприятие рассказа |
Может быть использована также оценка в баллах соответственно выявленному уровню выполнения задания: хороший - 4, удовлетворительный - 3, недостаточный - 2, низкий - 1, что дает возможность более наглядно оценить продвижение детей при обучении рассказыванию в динамических исследованиях, в том числе по суммарной балльной оценке уровня овладения навыками рассказывания в целом. (Суммарная оценка в пределах 16-20 баллов характеризует достаточно высокий («хороший») уровень навыков рассказывания, сумма баллов от 11 до 15 соответствует «удовлетворительному» уровню, от 6 до 10 - «недостаточному» и от 1 до 5 - «низкому».)
Скачать готовый расчет по данной методике |
Заказать готовый расчет по этой методике | Задать нам вопрос по данной методике |
По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.