Вверх
Напишу вам курсовую и диплом! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 18-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!
e-mail: cola5@yandex.ru
Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей старше 3 лет.
Источник: Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. - СПб. : Союз, 2000. - 447 с.
Процедура проведения исследования.
Методика проводится в процессе индивидуальной работы с ребенком. Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимают обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах): черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослый называет по очереди страхи).
Инструкция для ребенка: «В черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам». Ты боишься:
1) когда остаешься один; 2) нападения; 3) заболеть, заразиться; 4) умереть; 5) того, что умрут твои родители; 6) каких-то детей; 7) каких-то людей; 8) мамы или папы; того, что они тебя накажут; 10) Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища (у школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы - вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей); 11) перед тем как заснуть; 12) страшных снов (каких именно); 13) темноты; 14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных); 15) машин, поездов, самолетов (страхи транспорта); 16) бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии); 17) когда очень высоко (страх высоты); 18) когда очень глубоко (страх глубины); 19) в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства); 20) воды; 21) огня; 22) пожара; 23) войны; 24) больших улиц, площадей; 25) врачей (кроме зубных); 26) крови (когда идет кровь); 27) уколов; 28) боли (когда больно); 29) неожиданных резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом); 30) сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников); 31) опоздать в сад (школу); 32) чего-то другого.
Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: «Скажи, ты боишься или не боишься...»
Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» - «нет» или «боюсь» - «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.
После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ выбросить или потерять. Данный акт успокаивает ребенка, актуализирующего свои страхи.
Обработка и интерпретация результатов методики. Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Из 31 вида страхов, выделенных автором, у детей наблюдается от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15 (таблица).
Среднее количество страхов у детей
Возраст |
Число страхов |
Возраст |
Число страхов |
||
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
||
3 |
9 |
7 |
9 |
7 |
10 |
4 |
7 |
9 |
10 |
7 |
10 |
5 |
8 |
11 |
11 |
8 |
11 |
6 |
9 |
11 |
12 |
7 |
8 |
7 дошк. |
9 |
12 |
13 |
8 |
9 |
7 шк. |
6 |
9 |
14 |
6 |
9 |
8 |
6 |
9 |
15 |
6 |
7 |
![]() |
![]() |
![]() |
Скачать готовый расчет по данной методике |
Заказать готовый расчет по этой методике | Задать нам вопрос по данной методике |
По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.