Вверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
Методики диагностики младших школьников будут полезны педагогам, детским психологам, дефектологам, а также студентам, овладевающим данными специальностями. Все методики включают стимульный материал, описание качественной и количественной обработки данных.
Методики диагностики детей дошкольного возраста будут полезны воспитателям детских садов, социальным педагогам, детским психологам и, несомненно, родителям.
Проблемы подростков волнуют не только родителей, но и учителей, специалистов по социальной работе, школьных психологов.
Взрослые люди тоже нуждаются в психологической и педагогической поддержке со стороны коллектива и руководства. На сайте собрана масса методик по диагностике персонала или отдельных сотрудников.
Каждая работа - уникальна. Обращайтесь.

Обо мне

djДобро пожаловать на мой сайт! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 15-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!

Тел.+37529 7262468

e-mail: cola5@yandex.ru

Get Adobe Flash player

Цель: изучение уровня и особенностей наглядно-образно-действенного мышления дошкольников.

Источник: Фатихова Л.Ф. "Дифференциальная диагностика наглядных форм мышления дошкольников с интеллектуальными нарушениями" Специальное образование, 2012. - №4. - С. 72-80.
Диагностические методики могут ис­пользоваться в процессе мониторинга. Это позволяет получить объективную информацию о качестве образовательного процесса в ДОО.

Методика «Разрезные картинки» (модифицированный вариант)

Цели. Изучение уровня и особенностей сформированности наглядно-действенно-об­разного мышления, способности к переносу действия в новые более сложные условия при решении наглядно-действенных задач. Вы­явление возможностей к перцептивному мо­делированию, способностей к соотнесению частей и целого и их пространственного рас­положения.

Материалы. Разрезные картинки: мяч из двух частей, домик из трех частей, мишка из четырех частей, машинка из пяти частей, чайник из шести частей (рис. 1). Аналогичные цельные предметные картинки (рис. 2), кар­тинки-трафареты (рис. 3).

Задание. Ребенку последовательно пред­лагаются для складывания части разрезных картинок, разложенных так: их нужно не просто сдвинуть, а предварительно придать им необходимое положение.

Во всех случаях фигуры не называются, ин­струкция жестовая и словесная: «Сложи эти части, посмотри, что у тебя получится, какая картинка».

Оценка результатов.

Первый уровень - действия по складыванию картинки носят непродуктивный хаотичный ха­рактер.

Второй уровень - складывает картинку, ак­тивно пользуясь методом проб.

Третий уровень - собирает картинку, действуя на уровне зрительного соотне­сения.

Виды помощи.

Демонстрация конечного результата (соответствующей целой картинки) для ак­туализации зрительного образа.

Применение трафарета (накладывание деталей картинки на целую картинку), поз­воляющего зафиксировать складывание ча­стей изображения.

Предъявление частей картинок в ра­курсе, не требующем их переориентации в пространстве.

Если ребенок действует путем зритель­ного соотнесения, адекватно выполняет задание на сложение частей картинки в це­лое, его результат оценивается в зависи­мости от того, из скольких частей состоит разрезная картинка. Сложенная картинка из двух частей оценивается в 2 балла, из трех - в 3, из четырех - в 4, из пяти - в 5, из ше­сти - в 6 баллов.

Максимальное количество баллов за сло­жение всех картинок - 20. В случае исполь­зования проб результат выполнения снижа­ется на 0,5 балла, использование помощи экс­периментатора также уменьшает результат на 0,5 балла за каждый вид помощи.

Протокол фиксации результатов иссле­дования. Заполняется на каждого ребенка, указываются: ФИО ребенка, возраст, группа, дата исследования.

По каждой разрезной картинке фикси­руются: характер и уровень выполнения, виды и количество помощи, баллы.

По итогам исследования определяются группы детей: нормально развивающиеся - 17-20 баллов; с задержкой психического развития - 10-18; с умственной отсталостью - 0-12 баллов.

Нормально развивающиеся дошкольники все без исключения понимают задание и действуют адекватно, демонстрируя третий уровень выполнения задания, т.е. приме­няют метод зрительного соотнесения.

Метод проб начинает использоваться при усложнении задания, т.е. при увеличении ко­личества разрезов (картинки из пяти и шести частей).

Дети с задержкой психического развития понимают поставленную задачу и демон­стрируют при складывании картинок из двух и трех частей, как правило, третий уровень вы­полнения, однако при увеличении количества разрезов начинают использовать метод проб, т.е. выполняют задание на втором уровне.

В зависимости от сформированности пер­цептивной деятельности дошкольники с за­держкой психического развития нуждаются в первом виде помощи (показ целого об­разца) или использовании трафарета.

На результатах выполнения задания ска­зывается работоспособность - при утом­ляемости продуктивность деятельности ре­бенка может резко снижаться.

Дошкольники с умственной отста­лостью показывают разный уровень воз­можностей при складывании разрезной кар­тинки - от полной неспособности к выпол­нению задания (первый уровень) до исполь­зования метода проб (второй уровень).

Метод проб при этом несовершенен, дети зачастую начинают бесцельно манипулиро­вать частями разрезных картинок.

На уровне зрительного соотнесения (тре­тий уровень) воспитанники с легкой ум­ственной отсталостью выполняют лишь про­стейшее задание: синтез картинки из двух ча­стей, остальные картинки складывают с той или иной помощью взрослого. При этом наи­большей продуктивностью обладает третий вид помощи - предъявление частей разрез­ных картинок в ракурсе, не требующем их пе­реориентации в пространстве.

Методика «Сложи круг» (разработка Л. Фатиховой)

Цели. Выявление уровня и особенностей сформированности наглядно-образно-дей­ственного мышления; способности к переносу действия в новые условия при решении на­глядно-действенных задач более сложного уровня.

Материалы. Цельный круг-образец (диа­метр 10 см) нейтрального серо-голубого цве­та; круги-трафареты, разделенные линиями на две, три, четыре, пять, шесть частей разной формы; части кругов, разрезанные по этим ли­ниям. По два круга, разделенных на две, три, четыре, пять, шесть частей (рис. 4, 5).

Методика предусматривает последова­тельное усложнение заданий на комбиниро­вание за счет увеличения количества частей в круге (от двух до шести) и вариативности их пространственного расположения. Материал представлен кругами с тради­ционными разрезами (2а, 2б 3а, 4а, 5а, 6а) и с нетрадиционными разрезами (2б, 3б, 4б, 5б, 6б).

Задание. Глядя на лежащий перед ним круг (образец), ребенок должен сложить такой же сначала из двух частей, затем из трех, из че­тырех, из пяти, из шести (по два круга). Все кру­ги складываются последовательно. Круг 2а ис­пользуется для объяснения задания (при под­счете баллов не учитывается).

 

Оценка результатов.

Первый уровень - ребенок не понимает стоящей перед ним задачи, не может осмыс­лить инструкцию, хаотично манипулирует ча­стями фигуры либо вообще не приступает к вы­полнению задания.

Второй уровень - понимает инструкцию, пытается сложить фигуру, однако действует не­продуктивно, использует нерациональные приемы.

Третий уровень - выполняет задание адек­ватно поставленной задаче, при этом в нагляд­но-действенном плане, применяя метод проб.

Четвертый уровень - выполняет задание на уровне зрительного соотнесения (наглядно­образного мышления).

Если на каком-то этапе эксперимента за­дание оказывается для детей непосильным
(они показывают первый или второй уровни выполнения), им предлагаются следующие виды помощи.

  • При первом уровне выполнения задания инструкция уточняется (сопровождается же­стами).
  • При втором дается сигнал о неверном вы­полнении: «Неправильно, подумай еще».
  • При третьем предъявляется круг-трафарет, разделенный линиями на части (две, три, че­тыре, пять, шесть) таким образом, чтобы они соответствовали тем деталям, которые пред­лагаются ребенку. Ему нужно сложить круг, ориентируясь на зрительное соотнесение, т.е. не разрешается накладывать части разрезно­го круга на круг-трафарет.
  • В тех случаях, когда показанный расчер­ченный образец не помогает успешному вы­полнению задания, ребенку предлагают на­ложить имеющиеся у него части круга на со­ответствующие им части круга-трафарета (выполнить задание, используя наглядно­действенное мышление). Затем он должен из тех же частей составить круг вне круга-тра­фарета.
  • В ситуации неуспеха при использовании предыдущих видов помощи экспериментатор сам накладывает части на образец, затем побуждает к этому ребенка, после чего он дол­жен сам сложить круг.

Оценка результатов производится ис­ходя из уровня сложности разреза для ре­бенка. Круг 2а не оценивается - у него об­учающая цель: способствует пониманию ре­бенком смысла задания, позволяет ему втя­нуться в процесс деятельности. Задание 2б оценивается в 1 балл. Круги 3а, 4а, 5а, 6а имеют привычный для ребенка разрез (оце­нивается в 2 балла). Круги 3б, 4б, 5б, 6б более сложны для синтезирования, их сложение оценивается в 3 балла. Максимальное количество баллов - 21. Если испытуемый действовал на основе зри­тельного соотнесения (четвертый уровень вы­полнения задания), количество баллов не уменьшается. Использование проб понижает результат- за каждый синтезированный круг на 0,5 балла.

За помощь количество баллов также умень­шается на 0,5 балла за круг. Когда ни один из видов помощи не приводит к положительно­му результату, работа ребенка оценивается в 0 баллов.

Протокол фиксации результатов исследо­вания. Заполняется на каждого ребенка, ука­зываются: ФИО ребенка, возраст, группа, дата исследования. По каждому номеру круга фиксируются: характер деятельности ребенка, виды и ко­личество помощи, баллы; дается итоговая оценка.

По итогам исследования определяются группы детей: нормально развивающиеся - 14-21 балл; с задержкой психического разви­тия - 10,5-18,5; с умственной отсталостью - 5,5-13,5 баллов.

Нормально развивающиеся дошкольники складывают все круги с традиционными раз­резами на уровне зрительного соотнесения (четвертый уровень), при складывании кругов с нетрадиционными разрезами показывают третий и четвертый уровни, т.е. в зависимости от сложности задания и количества разрезов пользуются при синтезировании кругов то зрительным соотнесением, то методом проб.

В деятельности детей четко прослеживается способность к переносу усвоенного способа действия на новый этап задания - следующий разрезной круг.

Дошкольники с задержкой психического развития понимают поставленную задачу: легко складывают круги, разрезанные на две-три части, показывая четвертый уровень выполнения.

Переход на метод проб начинается с круга 4б, разрезанного на четыре части. Чем слож­нее конфигурация разреза, чем на большее ко­личество частей он разрезан, тем чаще до­школьникам с задержкой психического раз­вития требуется помощь взрослого и тем чаще они нуждаются во втором и третьем видах по­мощи.

Дошкольники с умственной отста­лостью зачастую способны самостоятельно сложить круг только из двух частей. Для скла­дывания остальных им нужна помощь, кото­рая может носить разную степень успешности в зависимости от уровня развития перцеп­тивной деятельности. Одна группа детей скла­дывает круг с многочисленными пробами и с немалой помощью взрослого (по преимуще­ству обучающего характера - четвертый и пя­тый виды помощи); другая группа показывает нулевой результат даже в условиях обучения - это дошкольники, которые с самого начала не понимают поставленной задачи, используют в деятельности нецеленаправленные мани­пуляции.

Результаты дифференциальной диагно­стики наглядных форм мышления показы­вают:

Нормально развивающиеся дошкольники владеют как наглядно-действенным, так и на­глядно-образным уровнем решения интел­лектуальных задач, однако предпочитают дей­ствовать с помощью зрительного соотнесения, т.е. выполняют диагностические задачи сред­ствами наглядно-образного мышления.

Дети с задержкой психического развития при решении интеллектуальных задач опери­руют в основном приемами наглядно-дей­ственного мышления, однако в процессе пре­доставления направляющей помощи могут выходить на уровень наглядно-образного мышления.

Воспитанникам с умственной отсталостью оперирование действиями наглядно-образного мышления недоступно, а решение задач на уровне наглядно-действенного мышления оказывается доступным только после об­учающей помощи.

Эти результаты позволяют уточнить задачи коррекционно-образовательной и коррек­ционно-развивающей работы.

 


Скачать готовый расчет по данной методике
Заказать готовый расчет по этой методике Задать нам вопрос по данной методике

По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.


Важное

Мы Вконтакте

Статьи для психолога

Социально-психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка-инвалида по соматическому заболеванию

В современных условиях семья является одним из ос­новных объектов социально-психологической помощи. Это объясняется обострением социальных, психологических, экономических проблем, которые резко увеличивают число обращений за помощью в учреждения системы социальной защиты. Именно поэтому существует необходимость особенного внимания к семьям, в которых воспитываются дети-инвалиды.

Подробнее...

Рейтинг@Mail.ru

Рейтинг@Mail.ru

Статьи для логопеда

Использование элементов обучения грамоте в сложных случаях речевого недоразвития у детей

Коррекция сложных речевых расстройств — наиболее актуальная тема в логопедии. Увеличившееся за последние годы количество детей со сложной структурой дефекта связано с тремя основными группами вредоносных факторов. К первой группе относятся генетические заболевания, нередко приводящие к поражениям не только ЦНС, слуха, зрения, речи, но и ко множественным порокам развития, а также дополнительным заболеваниям почек, печени, нарушению обмена веществ и т.п. 

Подробнее...

Статьи для педагога

Педагогические основы проведения информационного часа

Информационный час — форма просветительской работы среди учащихся, направленная на воспитание их гражданской, нравственно-правовой, информационной культуры, а также на расширение кругозора. Гибкая форма информационного часа позволяет педагогу не только давать учащимся необходимый объем общеполитических знаний, информации, но и оперативно откликаться на события общественной жизни, приучает школьников к систематическому чтению детской периодики, формирует навыки участия в обсуждении событий, их правильной оценки.

Подробнее...

Алибаннер