Вверх
Напишу вам курсовую и диплом! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 18-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!
e-mail: cola5@yandex.ru
Методики диагностики, позволяющие оценить навыки понимания детей дошкольного и младшего школьного возраста цвета и формы фигур.
Источник: Фатихова Л.Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями / Л.Ф. Фатихова. – Уфа: ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2011. – 80 с.
1. Раскрась предметы (разработка Л.Ф. Фатиховой)
Методика предназначена для детей дошкольного возраста.
Цель:
Стимульный материал:
Ход исследования
Ребенку предлагается карточка с контурными изображениями предметов и цветные карандаши. Инструкция: «Художник нарисовал разные предметы, но раскрасить их забыл. Помоги художнику. Раскрась картинки». После раскрашивания ребенка спрашивают, каким цветом он раскрасил предметы.
Оценка результатов
1 уровень - ребенок не принимает задачу, совершает неадекватные действия, например, рисует карандашами вне контура или др. (0 баллов)
2 уровень - ребенок принимает задачу, но закрашивает предметы несоответственно, цвета назвать не может (0 баллов)
3 уровень - ребенок выполняет задание, но с ошибками, например, неправильно закрашивает 1-2 предмета, может правильно назвать некоторые цвета (2 балла)
4 уровень - ребенок выполняет задание без ошибок, т.е. раскрашивает предметы соответственно, может назвать все цвета (3 балла).
Примечание: если ребенок раскрашивает яблоко желтым или зеленым цветом, лист дерева - желтым или красным цветом и т.п., но при этом правильно называет цвета, которые использовал, выполнение задания оценивается как верное.
Виды помощи
За каждый вид помощи оценка снижается на 0,5 балла.
Анализ результатов
|
Нормально развивающиеся дошкольники понимают поставленную задачу и не только правильно раскрашивают предметы, но и называют их цвет как до, так и после закрашивания. Кроме того, они могут указывать на вариативность окраски предметов, на то, что, например, яблоко или листочек могут быть как красного, так и зеленого и желтого цвета.
Дошкольники с ЗПР понимают поставленную экспериментатором задачу. При ошибках в закрашивании предметов с дополнительными цветами (морковь - оранжевая, картофель - коричневый) им достаточно указания на ошибку: «Неправильно, подумай еще». Дошкольники, находящиеся в условиях коррекционного обучения, могут назвать все цвета или их часть.
Дошкольники с умственной отсталостью могут допускать явные ошибки или демонстрируют неадекватность в выполнении задания - закрашивать все в один цвет, например, черный или синий. Для правильного выполнения задания им нужна значительная помощь: показ карточки с раскрашенными предметами (третий вид помощи), реже совестная деятельность по закрашиванию с психологом (четвертый вид помощи). Дошкольники данной группы редко называют цвета, а если и называют, то несоответственно самому цвету.
И у дошкольников с ЗПР, и у дошкольников с умственной отсталостью наблюдаются нарушения графомоторных навыков: выходы за контур фигуры при закрашивании, неполное закрашивание стимульной фигуры, слабый нажим и т.д.
2. Изучение восприятия формы (разработка Л.Ф. Фатиховой)
Методика предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель:
Стимульный материал: а) карточка со схематичным
изображением предметов, предметы составляющих
сюжетную картинку: дом, дерево и кошка4
в) карточка со схематичным изображением девочки с воздушными шариками, состоящей из геометрических фигур и набор плоскостных фигур соответствующей формы и размера.
Ход исследования
Исследование состоит из двух серий.
Первая серия
Ребенку предлагается карточка с сюжетным схематическим изображением (дом, дерево, кошка). Инструкция: «Посмотри, какая интересная картинка! Что ты на ней видишь? Найди и назови фигуры, из которых составлена эта картинка. Из чего составлен дом? Собака? Дерево?».
Виды помощи
Вторая серия
Ребенку предъявляется следующая карточка со схематичным изображением девочки и плоскостные геометрические фигуры. Инструкция: «Посмотри на эту картинку. Нравится она тебе? Что здесь нарисовано? А теперь составь из этих фигур такую же картинку». После конструирования экспериментатор просит назвать геометрические фигуры, из которых построена картинка.
Виды помощи:
Оценка результатов
Правильное выполнения задания каждой серии оценивается в 3 балла. Максимальная суммарная оценка за выполнение двух серий составляет 6 баллов. За каждый вид помощи оценка за серию уменьшается на 0,5 балла. Первый вид помощи в случае нецелесообразности его применения опускается.
Анализ результатов
|
Нормально развивающиеся дети, начиная с дошкольного возраста, без труда выполняют задания обеих серий. Они узнают и называют как предметы, составленные из геометрических фигур, так и сами геометрические фигуры, конструируют предметную фигуру из частей во второй серии, соблюдая все пропорции и пространственное расположение частей. Дети с ЗПР узнают в изображениях из геометрических фигур предметы и выполняют задания как первой, так и второй серии методики самостоятельно или со стимулирующей и направляющей помощью взрослого (второй и третий виды помощи). Однако они затрудняются в назывании некоторых форм - овала и прямоугольника. Во второй серии отмечаются некоторые деформации конструируемой фигуры: нарушается расстояние между частями фигуры, при этом их взаиморасположение сохраняется.
Дети с умственной отсталостью испытывают трудности в узнавании схематичных изображений предметов. Особенно трудным для узнавания детей является дерево, которое они называют кругом, мячиком или др. Дети затрудняются в назывании как основных, так и дополнительных геометрических фигур. В деятельности конструирования предметной фигуры из частей (вторая серия) наблюдаются более грубые ошибки, чем у детей с ЗПР. Часть детей
данной группы не понимает первоначальную инструкцию, и им приходится предъявлять развернутую инструкцию. Наиболее продуктивными для дошкольников с умственной отсталостью оказывается четвертый вид помощи, обучающий. Трудности узнавания, называния предметов и геометрических фигур и конструирования предметной фигуры сохраняются у детей с умственной отсталостью и в младшем школьном возрасте. Однако для школьников требуется меньшие дозы помощи, помощь взрослого при этом носит более продуктивный характер, чем в дошкольном возрасте.
Скачать готовый расчет по данной методике |
Заказать готовый расчет по этой методике | Задать нам вопрос по данной методике |
По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.