Вверх
Напишу вам курсовую и диплом! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 18-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!
e-mail: cola5@yandex.ru
Назначение: исследование прогноза открытого агрессивного поведения. Данная методика может быть использована как одна из наиболее простых и информативных для диагностики нарушений поведения. Методику можно использовать начиная с младшего школьного возраста и старше.
Источник: Дошкольная психодиагностика: Руководство по использованию психодиагностических методик психологами дошкольных образовательных учреждений // под ред. А.Н. Гусева. М.: Агентство «1С-Персонал», 2009 [26].
Процедура тестирования. Стимульные карточки для тестирования представляют девять стандартных изображений кистей рук. Десятая карточка пустая. Карточки предъявляются испытуемому в определенной последовательности в конкретной фиксированной позиции.
Стимульный материал к «Тесту руки» Э. Вагнера
Инструкция для испытуемого: «Опишите: что, по Вашему мнению, делает эта рука?» При затруднении с ответом испытуемому предлагается ответить на другой вопрос: «Что, по Вашему мнению, делает человек, которому принадлежит рука? Назовите все варианты, которые Вы можете представить». Пустая карта предъявляется с инструкцией: «Представьте какую-нибудь руку и опишите те действия, которые она может выполнять». Испытуемый может рассматривать карточку в любом положении. В случае неточного или неоднозначного ответа испытуемого просят пояснить его содержание. Карточку разрешается поворачивать и держать при ответе в любой позиции, выбранной испытуемым. Психолог отмечает латентное время реакции на предъявляемые стимульные карточки. Ответы заносятся в регистрационный бланк (таблица).
Обработка данных и анализ результатов. При обработке полученных данных в «Тесте руки» выделяются следующие основные оценочные категории:
1 .Агрессия (Аг). Это ответы, в которых рука представляется как нападающая, ранящая, приносящая ущерб, агрессивно доминирующая или активно хватающая другое лицо или предмет. Например, «дающая пощечину», «ударяющая», «дающая шлепок ребенку», «крадущая» и т.п.
Обработка результатов тестирования включает несколько последовательных этапов:
Подсчет общего количества ответов. Формализация каждого ответа в соответствии с четырнадцатью оценочными категориями. Подсчет общего количества ответов каждой категории (см. оценочные категории). Вычисление процента ответов каждой категории по отношению к общему количеству ответов. Результаты вносятся в таблицу.
Таблица Регистрационный бланк «Теста руки» Э. Вагнера
Оценочные категории |
11 |
22 |
33 |
44 |
55 |
66 |
77 |
88 |
99 |
110 |
111 |
112 |
ИЗ |
114 |
Сумма ответов |
Количество ответов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
100 |
После заполнения таблицы осуществляется расчет следующих коэффициентов:
Склонность к открытому агрессивному поведению:
АП = (Аг+Дир) - (Аф+Ком+Зв) или АП = (Аг+Дир) - (Аф+Ком+Зв +С). Степень личностной дезадаптации: ЛД+Напр + Кл+С. Тенденция к уходу от реальности: УР = О + Гл+Отк.
Наличие психопатологии: П = ЛД+2УР.
Коэффициент коммуникативности-агрессивности: К = ИЗК/З/ИЗА/Д.
Итоговые значения агрессивности/директивности: ИЗА/Д = (Аг+Дир).
Итоговые значения коммуникативности/зависимости: ИЗК/3= (Ком+Зв).
Если К (коэффициент коммуникативности-агрессивности) > 1, то можно сделать вывод, что испытуемый не является агрессивно устремленным. Его агрессивность может существовать лишь потенциально - в формах страха или зависимости, в форме самоагрессии. Если К < 1, то агрессивность явно обнаруживается как тенденция или реальность поведения.
Интерпретация результатов может основываться на следующих принципах:
Показатель общего количества ответов свидетельствует о степени психофизической активности личности и направленности тенденций к действию. Количество ответов менее 15 отражает низкий уровень психофизической активности испытуемого. 15-25 ответов могут быть включены в средний диапазон. 26-40 ответов говорят о высоком уровне активности. Более 40 ответов, скорее всего, свидетельствует о гиперактивности. Процентное соотношение ответов по каждой оценочной категории отражает «вес» каждой из оценочных категорий среди других. Чем выше процент ответов определенной категории, тем выше вероятность ее проявления в поведении испытуемого, тем проще активизируется данное психическое явление. Высокий процент категорий «Аг» и «Аф» отражает тенденцию к открытому агрессивному поведению, нежелание приспосабливаться к социальному окружению. Эти две категории объединяет отсутствие стремления учитывать чувства, права и намерения других, Эти отношения не предполагают межличностных взаимоотношений сотрудничества. Высокий процент ответов категории «Ком» является признаком высокой коммуникативности. Отсутствие этой категории свидетельствует о стремлении к структурированию и формализации взаимоотношений с людьми. Незначительный процент по данной категории свидетельствует о низкой коммуникативности.
Ответы категории «Зв» отражают потребность в помощи и поддержке со стороны других людей. Испытуемый, дающий такие ответы, считает других людей обязанными нести ответственность за него и за обоюдные действия. Высокий процент по категории «Зв», как правило, сопровождается сильнейшим чувством обиды за свое подчиненное положение. Ответы категорий «Аг», «Аф», «Ком», «Зв» отражают тенденции, связанные с социализацией личности. Эти ответы отражают конформность к социальному окружению и вероятность открытого агрессивного поведения. Важно не только оценить, сколько у человека ответов «Аг» и «Дир», а что этому противостоит, так как детерминантой открытого агрессивного поведения является не столько наличие развитых агрессивных тенденций, сколько недоразвитие установок социального сотрудничества. Соответственно, склонность к открытому агрессивному поведению оценивается путем сравнения тенденций, отражающих готовность к агрессивному поведению, и тенденций, предполагающих кооперацию:
АП = (Аг + Дир) - (Аф + Ком + Зв).
Как правило, категории, входящие в данную формулу, в норме вбирают в себя около 50% ответов. Склонность к открытому агрессивному поведению принято подсчитывать в баллах, а не в процентах. Если АП = 0, то можно предположить, что человек склонен к агрессии с теми, кого больше знает. Чужие люди «включают» в нем механизм самоконтроля, и человек справляется с агрессией (контролирует). Начиная с АП = +1 можно говорить о реальной вероятности проявления агрессии, и чем выше балл, тем выше вероятность открытого агрессивного поведения. Если АП < -1, то вероятность проявления агрессии существует, но только в особо значимых ситуациях. Чем больше абсолютная величина АП, тем меньше вероятность открытой агрессии даже в особо значимых случаях.
Оценочные категории «Экс» и «Кл» не используются для оценки склонности к открытому агрессивному поведению, поскольку их роль в этом отношении непостоянна.
Высокий процент ответов категории «Экс» (особенно у мужчин) тесно коррелирует с истероидными чертами личности, с потребностью «быть в центре событий». Отсутствие ответов этой категории отражает сниженную потребность в самопрояв- лении. Категория «Экс» выше у представителей таких профессий, как актеры, и тех, кого можно назвать «профессиональными коммуникаторами» (психологи, учителя, врачи, юристы). Считается, что люди, у которых склонность к открытому агрессивному поведению сочетается с показателем «Экс», легче поддаются психокоррекционной работе.
Высокий процент ответов категории «Кл» отражает склонность к ипохондрии, а возможно, и реальные проблемы со здоровьем. Отсутствие ответов данной категории свидетельствует, скорее, о легкомысленном и бездумном отношении к своему физическому состоянию. Высокий процент ответов категории «О» характерен для невротиков и шизоидов, а также для людей «художественного» типа. Выраженность данной категории свидетельствует об эмоциональной амбивалентности, склонности к раздумыванию, осмысливанию, переживанию, построению мысленных структур вместо реальных действий. Незначительный процент ответов данной категории свидетельствует о неразвитости воображения и творческого мышления. Категория «Напр» отражает свойство личности, которое обычно называют «тревожность» или «нейротизм» (по Айзенку). Высокий процент ответов «Напр» свидетельствует об эмоциональной неустойчивости человека. Тревожные люди обычно имеют повышенное нервное напряжение в различных ситуациях. Эмоциональная устойчивость личности может быть отражена низким значением «Напр».
Малый процент (до 30%) безличных («А-б» + «Б-п») ответов отражает сниженный интерес к социуму, а также повышенную восприимчивость, гиперчувствительность и тревожность. При интерпретации «Теста руки» важно понимать, что психическая жизнь нормального человека является сложной и насыщенной, поэтому диагностическая картина должна включать все выделенные категории (кроме «Гл» и «Отк»). Отсутствие каких- либо оценочных категорий свидетельствует о недостаточном со
![]() |
![]() |
![]() |
Скачать готовый расчет по данной методике |
Заказать готовый расчет по данной методике | Задать нам вопрос по данной методике |
По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.