Вверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
Методики диагностики речи, познавательного, моторного развития для логопедов, педагогов, психологов, дефектологов.
Методики диагностики детей дошкольного возраста будут полезны воспитателям детских садов, социальным педагогам, детским психологам и, несомненно, родителям.
Проблемы подростков волнуют не только родителей, но и учителей, специалистов по социальной работе, школьных психологов.
Взрослые люди тоже нуждаются в психологической и педагогической поддержке со стороны коллектива и руководства. На сайте собрана масса методик по диагностике персонала или отдельных сотрудников.
Каждая работа - уникальна. Обращайтесь.

Обо мне

djНапишу вам курсовую и диплом! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 18-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!

Тел.+37529 7262468

e-mail: cola5@yandex.ru

Get Adobe Flash player

Проект адресован администрации школы, руководителям методических объединений, педагогам с целью демонстрации возможностей интеграции в образовании, обучения проведению интегрированных уроков. Предлагаемые материалы помогут организовать работу методического объединения учителей начальных классов на протяжении учебного года и содержат три семинара, посвященных проблеме интеграции в образовании.

Деловая игра “Современный урок. Каким ему быть?”

Цель: разработать критерии современного урока.

Регламент: 1 час.

Оборудование: анкеты, бумага, ручки, диаграммы результатов анкетирования.

  1. Информационный этап.

Ведущий объявляет тему, цель и план проведения семинара.

  1. Анкетирование участников семинара.

Участники семинара в течение 20 минут отвечают на вопросы анкеты (см. приложение). Анкетирование направлено на выявление обязательных критериев современного урока.

  • Представление результатов анкетирования.

Ведущий знакомит аудиторию с результатами опроса, выделяет наиболее типичные отве­ты, отмечает тенденции, формулирует выявленные проблемы.

  1. Работа в группах.

Участники делятся на группы. Опираясь на результаты анкетирования и собственные зна­ния и представления об оптимальной структуре учебного занятия, каждая группа должна определить:

  • каковы обязательные критерии современного урока;
  • каких целей необходимо достичь, чтобы обеспечить наличие данных критериев;
  • какую систему действий нужно осуществить для достижения поставленных целей.

На выполнение задания отводится 15—20 минут. Участники должны придерживаться сле­дующих правил совместной работы (выработаны доктором педагогических наук, профессором С. Г. Воровщиковым):

  1. Обязательное участие каждого в работе группы;
  2. Откровенность и доброжелательность в общении;
  3. “Работа без погон”, т. е. общение на равных, без учета званий, стажа;
  4. Соблюдение принципа “не меня не поняли, а я неясно выразил свою мысль”;
  5. Осознание каждым участником ответственности за работу группы, группой — ответ­ственности за работу каждого.
  6. Представление результатов работы в группах.

Представители каждой группы знакомят аудиторию с результатами совместной работы. Ведущий фиксирует предлагаемые критерии современного урока и способы их достижения. По результатам семинара разрабатывается программа действий педагогического коллектива, направленная на формирование качественно нового урока.

  1. Рефлексивный блок.

Педагоги делают вывод, что основное требование к уроку — подготовка конкурентоспособ­ного выпускника с высоким уровнем знаний, владеющего ключевыми умениями и навыками, способного социализироваться в иных, отличных от школьной образовательной среды, усло­виях. Выполнению данного требования способствует, в том числе, налаживание на занятиях межпредметных связей.

Теоретический семинар на тему “Интеграция как методическое явление”

Цель: выявить возможности интеграции в начальном обучении.

Регламент: 2 часа.

Обеспечение: листы бумаги, ручки, мультимедийная установка, карточки с вопросами, ват ман.

ХОД СЕМИНАРА

  1. Организационный этап.

Ведущий объявляет тему, цель и план проведения семинара.

  1. Информационный блок.

Выступление ведущего с лекцией.

Теоретические основы проблемы интеграции в обучении

Существующая система образования предметоцентрична — учебные предметы функци­онируют автономно. Подобная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире усиливаются тенден­ции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Возникает потребность в объединении знаний разных наук об одних и тех же объектах действительности, т. е. необходимость налаживания межпредметных связей учебных дисциплин. В свою оче­редь, подобные инновационные процессы в системе педагогического образования вынуждают искать пути совершенствования подготовки высококвалифицированных специалистов, всесто­рон не раз ви тых лич нос тей.

Интегрированное (синтетическое, совмещенное) обучение способствует оптимизации учебно-познавательной деятельности, преследует цель развития образного мышления учени­ка. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями. Зарождается своеобразная научная деятельность, в которой роль исследователей выполняют сами ученики. Интегрированные уроки сопровождаются открытиями и наход­ками, а потому становятся чрезвычайно привлекательной формой работы для ребенка. Непривычный ход занятия пробуждает интерес и стимулирует активность. Интегрированные уроки как нельзя лучше раскрывают и творческий потенциал педагога, дают ему замечательную возможность выйти на новый уровень отношений с классом.

Понятие “интеграция” в системе обучения может принимать два значения:

  1. Формирование у школьников целостного представления об окружающем мире (интег­рация как цель обучения).
  2. Нахождение общей платформы для сближения предметных знаний (интеграция как средство обучения).

Интеграция направлена на расширение существующей узкой специализации в обуче­нии. При этом она не заменяет преподавание классических учебных предметов, а лишь соединяет получаемые знания в единую систему. Интеграция возможна только в случае родства наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадения или бли­зости объекта изучения; наличия общих методов и теоретических концепций изложения учебного материала.

Тактику внедрения интеграции в начальное обучение и воспитание обусловливает ряд факторов. Способствует процессу наличие у ребенка большого интеллектуального потенци­ала, который в традиционном обучении задействуется не в полной мере. Усложняет процесс необходимость изложения интегрированного курса так, чтобы детям младшего школьного воз рас та было понятно и интересно. Частично эта проблема решается за счет быстро го тем па подачи учебного материала — у детей концентрируется внимание на предмете, усиливается по зна ва те ль ная деятельность. Сталкиваясь с меж предметными по знавательными задачами, ученик направляет свою активность либо на поиск неизвестных отношений, в которых находят­ся известные предметные знания, либо на формирование новых понятий на основе установлен­ных межпредметных связей.

Интеграция в начальной школе

Интегрированный урок подразумевает обучение одновременно по нескольким дисципли­нам при изучении определенного понятия, темы или явления. Он строится на основе одного предмета. Остальные, интегрируемые с ним, являются второстепенными, сопутствующими, помогают шире изучить сущность изучаемого явления, понять его связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике. Интегрированный урок подразу­мевает совместную работу двух и более учителей, хотя такие занятия может проводить и один педагог, владеющий материалом интегрируемой дисциплины. Показателем уровня интег­рированности является вовсе не механическое объединение материала учебных дис­циплин в рамках одного урока или курса, а круг задач, который позволяет решить такой урок. В современной школе выделяют четыре уровня интеграции.

  1. Взаимодействие педагогического коллектива начальной школы, в рамках которого учителя определяют, что считать важным, а что второстепенным в учебном материале, обозначен­ном образовательной программой, учат детей единообразно оформлять письменные рабо­ты, грамотно строить устные ответы, прививают им навыки самоконтроля и самооценки.
  2. Объединение понятийно-информационной сферы учебных предметов. Такие уроки могут проводиться в целях лучшего запоминания фактов и сведений, повторения, введения в те­му дополнительного материала.
  3. Сравнительно-обобщающее изучение материала выражается в умении школьников сопо­ставлять и противопоставлять явления и объекты. Здесь, как и в предыдущих случаях, необходимо соблюдать основные условия: если урок ведет один учитель, то должен быть парный ему урок второго учителя-предметника, где анализируются те же факты и пробле­мы. Очень полезны поэтому взаимопосещения уроков педагогами с целью согласования и корректировки педагогических действий.
  4. Школьники сами начинают сопоставлять факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливают связи и закономерности между ними, применяют выработанные учебные умения. Именно этот уровень следует признать высшим, ведь цель интегрированно­го преподавания — научить детей видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нем. В первые два года обучения в школе интеграция должна иметь место, но не являться основ­ной формой обучения, так как у ребенка еще небольшой багаж знаний, не сформировались грамматические, вычислительные, технические навыки. Широкая междисциплинарная модель интеграции в начальных классах продуктивна лишь в том случае, если она строится на элемен­тарных, но прочных умениях и навыках, имеющихся у детей.

Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания — повы­шение самостоятельности учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет темати­ку изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явле ний, круг ко то рых уве ли чи ва ется за счет дру гих пред ме тов. Уче ни ки мо гут спра ви ть ся с подобной работой, только если владеют приемами исследовательской деятельности и умеют правильно организовать свое время.

В начальных классах интеграция носит коллективный характер, т. е. “немного обо всем”. Дети знакомятся со многими явлениями, понятиями, предметами уже на раннем этапе обуче­ния, но имеют о них элементарные представления. По мере обучения они получают новые зна­ния, пополняя и расширяя уже имеющиеся. Сложность интегрированных уроков заключается в необходимости сохранять динамическое развитие любой темы от ее введения до закрепления. В свою очередь, эти занятия позволяют учителю сократить сроки изучения отдельных тем, избежать дублирования материала по разным предметам, уделить больше внимания (в раз­личных формах) тем целям, которые преследуются в данный момент обучения (развитие речи, мышления, орфографической зоркости, творческого потенциала).

Про ведение интегрированного занятия требует от учителя основательной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Педагог должен знать, когда и какие предме­ты целесообразно интегрировать, чтобы добиться наиболее эффективного результата в обуче­нии младших школьников. Разрабатывая такой урок, учитель должен:

  1. Определить цель урока (необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвида­ция пробелов в знаниях учащихся, перераспределение приоритетов и т. п.).
  2. Подобрать источники информации, отвечающие целям урока.
  3. Выявить системообразующий компонент — материал, который нужно интегрировать в урок, чтобы полнее раскрыть суть изучаемого предмета или явления (это могут быть отдельные понятия, законы, идеи, методы или средства обучения).
  4. Выбрать форму интегрирования:
  • предметно-образная (получение более широкого и целостного представления о пред­мете познания);
  • понятийная (выработка понятийного поля изучаемого явления);
  • мировоззренческая (духовно-нравственное обоснование изучаемого явления);
  • деятельностная (обобщение способов деятельности, их применение в новых условиях);
  • концептуальная (разработка новых идей, предложений, способов решения учебной проблемы).

Интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, при­нципы, содержание, методы и средства обучения. Структура урока также может быть различ­ной. Можно составить один большой урок из мини-уроков, построенных на материале других дисциплин. Возможен вариант построения интегрированного урока как серии модулей (алго­ритмов, проблем, учебных задач и заданий), комплексно объединяющих в себе интегрируемые знания, умения,навыки.

ТИПЫ И ФОРМЫ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ

  1. Урок формирования новых знаний.

Структура: организационный момент; постановка цели; актуализация знаний; изучение нового материала; первичное закрепление, обобщение и систематизация знаний; подведение итогов; домашнее задание.

Цель: организовать работу по усвоению учащимися понятий, научных фактов, предусмот­ренных учебной программой.

  1. Урок обучения умениям и навыкам.

Формы проведения:

  • урок-практикум;
  • урок-со чи не ние;
  • урок-диалог;
  • де ло вая или ро ле вая игра;
  • ком би ни ро ван ный урок;
  • урок-пу те шес твие;
  • урок-экспедиция.

Структура: организационный момент; постановка цели; проверка домашнего задания; акту­ализация знаний; выполнение задач стандартного, реконструктивно-вариативного, творческого типа; контроль сформированности умений и навыков; подведение итогов; домашнее задание.

Цель: сформировать у учащихся умения и навыки, предусмотренные учебной программой.

  1. Урок применения знаний на практике.

Формы проведения:

  • ролевая или деловая игра;
  • урок-практикум;
  • урок за щи ты проектов;
  • урок-путешествие;
  • урок-экспедиция.

Структура: организационный момент; постановка цели; проверка домашнего задания; актуализация знаний; решение практических задач; составление отчета по выполненной рабо­те, подведение итогов; домашнее задание.

Цель: применение знаний на практике.

  1. Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений. Формы проведения:
  • повторительно-обобщающий урок;
  • урок-диспут;
  • урок-игра (КВН, “Счастливый случай”, “Поле чудес”, конкурсы, викторины);
  • театрализованный урок (урок-суд и т. п.);
  • урок-совершенствование;
  • заключительная конференция;
  • заключительная экскурсия;
  • урок-консультация;
  • урок — анализ контрольных работ;
  • об зор ная лек ция;
  • об зор ная кон фе рен ция;
  • урок-беседа.

Структура: организационный момент; постановка цели; оперирование знаниями и спосо­бами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях; подведение итогов; домашнее задание.

Цель: обобщить и систематизировать знания, закрепить сформированные умения и навыки. Уроки данного типа проводятся на завершающей стадии изучения крупной темы или в кон­це учебной четверти, года.

  1. Урок контроля и проверки знаний и умений.

Формы проведения:

  • урок-зачет;
  • урок-викторина;
  • урок-конкурс;
  • смотр знаний;
  • защита творческих работ, проектов;
  • творческий отчет;
  • контрольная работа;
  • урок-собесе дование.

Структура: организационный момент; постановка цели; проверка уровня усвоения знаний учащимися, сформированности умений и навыков (в устной, письменной или комбинированной форме); подведение итогов.

Цель: осуществить систематизацию и контроль знаний, выявить уровень усвоения матери­ала, сформированности умений и навыков.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕГРАЦИИ

  1. Приобретаемые знания систематизируются.
  2. Умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что является основой творческого подхода к научной, художественной деятельности человека.
  3. Обеспечивается целостное восприятие мира, осуществляется всестороннее развитие личности.
  4. Происходит оптимизация, интенсификация учебной и педагогической деятельности.
  • Самостоятельная работа педагогов.

Педагоги делятся на группы, и каждая получает карточку с вопросом для обсуждения ин­формационного блока:

  1. Каких результатов в обучении позволяет достичь интеграция учебных предметов?
  2. Какими профессиональными навыками должен обладать педагог для проведения интегрированных уроков?
  3. Каковы особенности интеграции в начальной школе?
  4. Какие уровни интеграции выделяют в современной школе?
  5. Какие существуют типы и формы интегрированных уроков?
  6. Представление результатов самостоятельной работы.

Результаты групповой работы могут быть представлены в устной форме, на доске или внесены в таблицу (ватман).

  1. Рефлексивный блок.

Педагоги делают вывод о том, что за интегрированным обучением будущее образователь­ного процесса.

Семинар-практикум на тему “Как разработать и провести урок сценирования?”

Цель: изучить методику организации и проведения урока сценирования.

Регламент: 3 часа.

Оборудование: учебники, видеоурок, компьютер, ножницы, клей, бумага, ручки.

ХОД СЕМИНАРА

  1. Организационный этап.

Ведущий сообщает тему, цель и план работы семинара.

  1. Информационный блок.

УРОК СЦЕНИРОВАНИЯ И МЕТОДИКА ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ

Задача современной системы образования — подготовка специалистов широкого профи­ля, которые способны хорошо ориентироваться как в гуманитарных, так и в естественнона­учных дисциплинах, решать комплексные проблемы и проявлять компетентность в различных областях деятельности. Соответственно, возрастают требования к стандартам образования, происходит их переориентация на достижение метапредметных результатов — обучение школьников универсальным учебным действиям, которые могут быть применены на уроках по другим предметам, а также в новых для ребенка ситуациях. Эффективно решаются данные задачи на интегрированных уроках и уроках сценирования. Перечислим основные различия между ними:

  1. На интегрированный урок отводится только 45 минут, а сценирование учебных занятий про­должается 2—4 урока, т. е. на протяжении почти всего учебного дня.
  2. Интегрированный урок объединяет, как правило, 2 учебных предмета, а урок сценирова­ния — более двух.
  3. В интегрированном уроке происходит чередование заданий по предметам, в сценичес­ком — плавный переход, “вытекание” одного предмета из другого (тесная, неразрывная связь между предметами).
  4. В интегрированном уроке за содержательную, методическую и организационную едини­цу процесса обучения берется урок, а в сценировании учебных занятий — учебная тема, т. е. происходит конкретизация ведущих идей предмета в процессе изучения темы. Такой интегративно-тематический подход позволяет установить, что изучаемая тема может быть связана с другими предметами.

Как сценировать и провести учебное занятие? Рассмотрим основные этапы.

  1. Выбор темы урока.

Зависит от типа урока. Сценирование уместно на уроке:

  • формирования новых знаний;
  • обучения умениям и навыкам;
  • применения знаний на практике;
  • повторительно-обобщающем;
  • контроля и проверки знаний и умений.
  1. Постановка целей и задач.

Зависит от выбранной темы урока и его типа.

  1. Подбор учебного материала.

Материал подбирается в соответствии с программами по предметам, выбранным для интег­рации, с привлечением дополнительных источников для большей информативности и расши­рения кругозора учащихся. Это могут быть стихи, фразеологизмы, загадки, пословицы, зани­мательные факты (“Памятники”, “Книга рекордов Гиннесса” и т. д.), сведения из энциклопедий.

  1. Подбор заданий.

Зависит от целей и задач урока, возрастных особенностей и уровня развития учащихся.

  1. Структурирование урока.

Последовательное расположение заданий по теме урока — от простого к сложному. Должны прослеживаться связь между предметами и плавный переход от одного этапа к друго­му, чтобы не терялась основная мысль, а в центре внимания оставался предмет, вокруг кото- ро го стро ится урок.

  1. Выбор форм работы.

Зависит от темы, целей, задач, типа урока и цели конкретного задания:

  • индивидуального;
  • группового;
  • фронтального.

Чаще всего на сценическом уроке используются все вышеназванные формы работы.

  1. Организация деятельности учащихся в процессе подготовки урока.

В зависимости от возраста школьники могут:

  • оказать помощь в подборе материала (подготовить сообщения, доклады);
  • выполнить опережающие задания (прочитать литературное произведение, подгото­вить примеры, разучить стихи, написать мини-сочинения);
  • подготовить наглядность (рисунки, поделки).

Включаясь в подготовку урока, учащиеся становятся его полноправными авторами, а не сторонними наблюдателями. Фактически имеет место коллективное творческое дело.

  1. Подбор наглядного материала.

Наглядность к уроку сценирования обязательна, она должна быть содержательной, яркой, запоминающейся.

  1. Продумывание этапов текущей и итоговой рефлексии.

Рефлексия (педагогическая и психологическая) должна проводиться на каждом этапе и в кон­це урока.

  • Групповая работа участников по конструированию урока.

Учителя делятся на группы, получают план — конспект урока, необходимые учебники и до­полнительную литературу. Задача каждой группы — сконструировать урок сценирования по следующей схеме:

  • определить тему, цель и задачи урока;
  • определить предмет, вокруг которого будет строиться урок;
  • определить класс, для которого предназначен урок;
  • при необходимости подобрать задания из учебников.
  1. Презентация итогов групповой работы.
  1. Рефлексивный блок.

Слушатели делают вывод, что интеграция — это инновационная форма работы в обучении.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для учителей

  1. Что должно отличать современный урок? Назовите несколько основных признаков:
  2. Распределите в 2 колонки характеристики современного урока, которые свойственны Вашим урокам и те, которых нет, но Вы считаете их желательными.

Характеристики урока

свойственные моим урокам

не свойственные моим урокам

 

 

 

 

 

  1. Что, по Вашему мнению, должны делать ученики, чтобы качество занятий стало более высоким?______________________________________________________________________________
  1. Что, по Вашему мнению, должны делать учителя, чтобы качество занятий стало более высоким?______________________________________________________________________________
  1. Что, по Вашему мнению, должна делать администрация, чтобы качество занятий стало более высоким?______________________________________________________________________________
  1. Согласны ли Вы, что взаимоотношения учителей и учащихся можно назвать сотрудни­чеством?

а)согласен / согласна;

б)сомневаюсь;

в)не согласен / не согласна.

  1. Каким должен быть урок, чтобы Вы лично назвали его уроком высокого качества?

Источник: Степанова, А.Е.Интеграция знаний как способ создания целостной развивающей среды / А.Е. Степанова, А.Н. Карнилова // У дапамогу намеснiку дырэктара, 2013. - №1(3).

Важное

Мы Вконтакте

Статьи для психолога

Взаимодействие в системе «педагоги — психолог»

Постоянное напряжение, стресс, агрессия учеников, разочарование и неуверенность в себе неизбежны в работе учителя. Кроме того, между учителями и школьной администрацией, с одной стороны, и учителя-ми и психологами, с другой, довольно часто отсутствует взаимопонимание. Испытывая большие нагрузки и пытаясь совместить множество разных ролей, учителя все чаще ощущают потребность в психологической помощи. По опросам, проведенным в школах ЮАО г. Москвы, иметь в коллективе своего специалиста по психологии желают все, но примерно треть из тех, кто имел опыт взаимодействия с ним, остались недовольны результатами общения. В чем же причина взаимного непонимания, а подчас и разочарования? Что с этим делать?

Подробнее...

Рейтинг@Mail.ru

Рейтинг@Mail.ru

Статьи для логопеда

Индивидуальный план работы с детьми с речевыми нарушениями

Полезный материал для логопедов. Основные направления индивидуальной работы с детьми, имеющими различные виды нарушений речи. Направления включают работу над речевыми и неречевыми процессами.

Источник: материал взят из свободного доступа в сети интернет.

Подробнее...

Статьи для педагога

Психологические особенности творческой активности в процессе фольклорно-игровой деятельности

Творческая активность как личностное образование проявляется в преобразующей продуктивной деятельности. Важной ее характеристикой являются динамизм, созидательная направленность, «внутренняя подвижность» личности как внутренний источник творческого саморазвития. Методологически важно иметь в виду и взаимосвязь таких понятий, как «деятельность» и «творчество».

Подробнее...

Помогу с написанием любой студенческой работы. Без посредников.Пишите: cola5@ya.ru