Вверх
Напишу вам курсовую и диплом! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 18-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!
e-mail: cola5@yandex.ru
Источник: Семаго Н.Я., Семаго М.М., 1999, 2006.
Структура методики:
I. Исследование представления о пространстве собственного тела по вертикальной и горизонтальной оси
II. Исследование пространственных представлений во взаимоотношении внешних объектов тела и по отношению собственного тела
III. Исследование уровня вербализации пространственных представлений
IV. Исследование пространственных представлений на уровне собственного тела в направлении вправо/влево
V. Исследование лингвистических представлений (пространство языка)
Содержание методики
I. Исследование представления о пространстве собственного тела по вертикальной и горизонтальной оси
Ребенку предлагается оценить, что находится у него на лице и каково взаиморасположение отдельных его частей (сначала по вертикальной оси, а затем в горизонтальной плоскости).
Оценка выполнения: за каждую правильно показанную часть тела начислялся 1 балл (максимум 10 баллов). Для удобства описания полученных результатов условно выделим три уровня понимания практического использования пространственных представлений детей о собственном теле:
низкий уровень – 1 – 3 балла,
средний уровень – 4 – 7 баллов,
высокий уровень – 8 – 10 баллов.
II. Исследование пространственных представлений во взаимоотношении внешних объектов тела и по отношению собственного тела
Анализ взаиморасположения объектов в пространстве проводится в соответствии с основными осями тела:
Материал исследования: коробок и ручка. Ребенку показывается коробок с лежащей на ней ручкой. Эти предметы называются. Инструкция:
Возможны различные виды помощи, однако, важно не использовать понятий, подсказывающих ребенку правильный ответ. Описание положения предмета по отношению к коробке можно повторить, используя какие-либо другие слова, и попытаться получить от ребенка ответ в терминах взаиморасположения объектов в пространстве.
Оценка выполнения: оценивается правильное владение предлогами и понятиями «над», «под», «в», «перед», «за», «между», «справа от…», «слева от…»; за каждый правильно использованный предлог начисляется 1 балл (максимум 8 баллов).
Для удобства описания полученных результатов условно выделим три уровня представлений детей пространственных взаимоотношений между предметами:
низкий уровень – 1 – 2 балла,
средний уровень – 3 – 6 баллов,
высокий уровень – 7 – 8 баллов.
III. Исследование уровня вербализации пространственных представлений
Используется следующая последовательность анализа: анализ пространственного взаиморасположения объектов по вертикальной, горизонтальной оси, затем в направлении вправо – влево. Пространственные взаиморасположения вначале анализируются на уровне понимания и показа ребенком (импрессивный уровень), далее – на уровне самостоятельного употребления ребенком предлогов и составления им пространственных речевых конструкций (экспрессивный уровень).
Материал исследования: рисунок с предметными изображениями.
Оценка выполнения: правильно показанный предмет и использованный предлог 1 балл (максимум 10 баллов). Для удобства описания полученных результатов условно выделим три уровня понимания пространственных предлогов на предметных изображениях:
низкий уровень – 1 – 3 балла,
средний уровень – 4 – 7 баллов,
высокий уровень – 8 – 10 баллов.
IV. Исследование пространственных представлений на уровне собственного тела в направлении вправо/влево
Сначала проводится простая ориентировка, если это задание выполнено, то переходят к следующему, если нет – прекращают. Первая инструкция для простой ориентировки: «Подними левую руку (начинать только с левой руки), покажи правый глаз, левую ногу». Вторая инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой – за правое ухо, правой рукой – за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».
Оценка выполнения:
3 балла – выполнены оба задания,
2 балла – выполнена только простая ориентировка,
1 балл – не выполнено ни одного задания.
V. Исследование лингвистических представлений (пространство языка)
Оценивается понимание и возможность оперирования речевыми конструкциями, в том числе пространственно – временными и причинно – следственными. Для этого последовательно анализируются:
Оценка выполнения: правильно названное слово 1 балл (максимум 10 баллов). Для удобства описания полученных результатов условно выделим три уровня понимания и возможности оперирования речевыми конструкциями:
низкий уровень – 1 – 3 балла,
средний уровень – 4 – 7 баллов,
высокий уровень – 8 – 10 баллов.