Вверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
Методики диагностики речи, познавательного, моторного развития для логопедов, педагогов, психологов, дефектологов.
Методики диагностики детей дошкольного возраста будут полезны воспитателям детских садов, социальным педагогам, детским психологам и, несомненно, родителям.
Проблемы подростков волнуют не только родителей, но и учителей, специалистов по социальной работе, школьных психологов.
Взрослые люди тоже нуждаются в психологической и педагогической поддержке со стороны коллектива и руководства. На сайте собрана масса методик по диагностике персонала или отдельных сотрудников.
Каждая работа - уникальна. Обращайтесь.

Обо мне

djНапишу вам курсовую и диплом! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 18-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!

Тел.+37529 7262468

e-mail: cola5@yandex.ru

Get Adobe Flash player

Источник: Семаго Н.Я., Семаго М.М., 1999, 2006.

Структура методики:

I. Исследование представления о пространстве собственного тела по вертикальной и горизонтальной оси
II. Исследование пространственных представлений во взаимоотношении внешних объектов тела и по отношению собственного тела
III. Исследование уровня вербализации пространственных представлений
IV. Исследование пространственных представлений на уровне собственного тела в направлении вправо/влево
V. Исследование лингвистических представлений (пространство языка)

Содержание методики

I. Исследование представления о пространстве собственного тела по вертикальной и горизонтальной оси

Ребенку предлагается оценить, что находится у него на лице и каково взаиморасположение отдельных его частей (сначала по вертикальной оси, а затем в горизонтальной плоскости).

  1. Анализ частей лица и их расположения по отношению друг к другу. Инструкция: «Закрой глаза и скажи, что у тебя находится над/под глазами, под/над носом, надо лбом, под губами. Что у тебя находится сбоку от носа, сбоку от уха, сбоку ото лба, сбоку от глаза, сбоку ото рта». Если ребенок не справляется с подобным заданием, ему предлагается помощь, например: ребенок выполняет анализ расположения частей лица с закрытыми глазами, но с помощью прощупывания; выполняет задание с открытыми глазами, с ориентацией на лицо взрослого или вертикально расположенное изображение лица; выполняет задание, глядя в зеркало; выполняет задание, глядя в зеркало и ощупывая свое лиц
  2. Анализ расположения частей собственного тела. Данный анализ проводится по вертикальной оси. Инструкция: «Покажи, что у тебя находится над плечами, под шеей, под коленями». Следует отметить, какие слова, обозначающие части тела, известны ребенку, и учесть это при анализе словарного запаса.
  3. Анализ положения рук относительно собственного тела и частей рук относительно друг друга. Инструкция: «Что выше плечо или локоть, плечо или ладонь, локоть или ладонь?» Оценка может производиться в различных позициях (рука висит вдоль тела, рука поднята вверх). Здесь можно выяснить, какие названия частей руки знает ребенок.

Оценка выполнения: за каждую правильно показанную часть тела начислялся 1 балл (максимум 10 баллов). Для удобства описания полученных результатов условно выделим три уровня понимания практического использования пространственных представлений детей о собственном теле:
низкий уровень – 1 – 3 балла,
средний уровень – 4 – 7 баллов,
высокий уровень – 8 – 10 баллов.

II. Исследование пространственных представлений во взаимоотношении внешних объектов тела и по отношению собственного тела

Анализ взаиморасположения объектов в пространстве проводится в соответствии с основными осями тела:

  1. Взаиморасположение объектов и тела по вертикальной оси,
  2. Взаиморасположение объектов и тела по горизонтальной оси,
  3. Взаиморасположение объектов и тела по направлению вправо/влево от тела.

Материал исследования: коробок и ручка. Ребенку показывается коробок с лежащей на ней ручкой. Эти предметы называются. Инструкция:

  1. «Вот видишь, карандаш находится на коробке. А как объяснить, где находится карандаш сейчас?» (Карандаш помещается над коробкой).
  2. «А как сказать, если мы расположим эти предметы вот так?» (Карандаш помещается под коробкой).
  3. «Как сказать, если мы расположим эти предметы вот так?» (Карандаш помещается в коробку).
  4. А как сказать, если мы расположим эти предметы вот так?» (Карандаш помещается за коробку).
  5. «Как сказать, если мы расположим эти предметы вот так?» (Карандаш помещается перед коробкой).
  6. «А как сказать, если мы расположим эти предметы вот так?» (Карандаш помещается между ребенком и коробкой).
  7. «Как сказать, если мы расположим эти предметы вот так?» (Карандаш помещается слева от коробки).
  8. «А как сказать, если мы расположим эти предметы вот так?» (Карандаш помещается справа от коробки).

Возможны различные виды помощи, однако, важно не использовать понятий, подсказывающих ребенку правильный ответ. Описание положения предмета по отношению к коробке можно повторить, используя какие-либо другие слова, и попытаться получить от ребенка ответ в терминах взаиморасположения объектов в пространстве.

Оценка выполнения: оценивается правильное владение предлогами и понятиями «над», «под», «в», «перед», «за», «между», «справа от…», «слева от…»; за каждый правильно использованный предлог начисляется 1 балл (максимум 8 баллов).

Для удобства описания полученных результатов условно выделим три уровня представлений детей пространственных взаимоотношений между предметами:
низкий уровень – 1 – 2 балла,
средний уровень – 3 – 6 баллов,
высокий уровень – 7 – 8 баллов.

III. Исследование уровня вербализации пространственных представлений

Используется следующая последовательность анализа: анализ пространственного взаиморасположения объектов по вертикальной, горизонтальной оси, затем в направлении вправо – влево. Пространственные взаиморасположения вначале анализируются на уровне понимания и показа ребенком (импрессивный уровень), далее – на уровне самостоятельного употребления ребенком предлогов и составления им пространственных речевых конструкций (экспрессивный уровень).

Материал исследования: рисунок с предметными изображениями.

  1. Исследование понимания пространственных предлогов на предметных изображениях. Инструкция: «Покажи любой предмет над мячом».  «Покажи, что находится под кроссовкой».
  2. Исследование использования и понимания предлогов (слов) в пространстве по горизонтали. Инструкция: «Покажи, что находится перед полкой с игрушками».«Покажи, что находится за полкой с игрушками».
  3. Исследование возможности самостоятельного употребления предлогов. Инструкция: «Скажи, где находится машина по отношению к медведю».  «Как ты думаешь, где находится елка по отношению к медведю». «Как ты думаешь, где находится полка с игрушками по отношению к кукле».
  4. Исследование владение ребенком понятий лево, право, слева, справа. Инструкция: «Покажи, что находится справа от полки с игрушками».    «Покажи, что находится слева от стаканчика с карандашами». «Скажи, что находится на полке слева от ракеты». «Скажи, что находится на полке справа от елки».

Оценка выполнения: правильно показанный предмет и использованный предлог 1 балл (максимум 10 баллов). Для удобства описания полученных результатов условно выделим три уровня понимания пространственных предлогов на предметных изображениях:
низкий уровень – 1 – 3 балла,
средний уровень – 4 – 7 баллов,
высокий уровень – 8 – 10 баллов.

IV. Исследование пространственных представлений на уровне собственного тела в направлении вправо/влево

Сначала проводится простая ориентировка, если это задание выполнено, то переходят к следующему, если нет – прекращают. Первая инструкция для простой ориентировки: «Подними левую руку (начинать только с левой руки), покажи правый глаз, левую ногу». Вторая инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой – за правое ухо, правой рукой – за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».

Оценка выполнения:  
3 балла – выполнены оба задания,
2 балла – выполнена только простая ориентировка,
1 балл – не выполнено ни одного задания.

V. Исследование лингвистических представлений (пространство языка)

Оценивается понимание и возможность оперирования речевыми конструкциями, в том числе пространственно – временными и причинно – следственными. Для этого последовательно анализируются:

  1. Возможность словообразования, включая формирование сравнительных степеней прилагательных,
  2. Подбор антонимов,
  3. Понимание и формирование пространственно – временных и причинно-следственных речевых конструкций.
  4. Формирование сравнительных степеней прилагательных. Инструкция: «Подбери нужное слово: Карандаш длинный, а линейка ещё… Стул жесткий, а стол ещё… Стол гладкий, а стекло ещё…».
  5. Подбор антонимов. Инструкция: «Стул жесткий, а подушка…», «Карандаш короткий, а линейка …»
  6. Понимание и формирование пространственно-временных и причинно-следственных речевых конструкций. Инструкция: «Перед осенью бывает…», «После зимы наступает…», «Перед средой бывает…», «После пятницы наступает…».

Оценка выполнения: правильно названное слово 1 балл (максимум 10 баллов). Для удобства описания полученных результатов условно выделим три уровня понимания и возможности оперирования речевыми конструкциями:
низкий уровень – 1 – 3 балла,
средний уровень – 4 – 7 баллов,
высокий уровень – 8 – 10 баллов.

Важное

Мы Вконтакте

Статьи для психолога

Социально-психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка-инвалида по соматическому заболеванию

В современных условиях семья является одним из ос­новных объектов социально-психологической помощи. Это объясняется обострением социальных, психологических, экономических проблем, которые резко увеличивают число обращений за помощью в учреждения системы социальной защиты. Именно поэтому существует необходимость особенного внимания к семьям, в которых воспитываются дети-инвалиды.

Подробнее...

Рейтинг@Mail.ru

Рейтинг@Mail.ru

Статьи для логопеда

Если ребенок заикается

Заикание относится к нарушениям темпа речи. В мире от него страдают примерно 1% взрослых и 2–3% детей. Причем у мальчиков оно наблюдается в три раза чаще, чем у девочек.

К сожалению, с годами заикание само не проходит. Каковы причины этой проблемы? Как предотвратить у ребенка заикание или помочь ему избавиться от такого нарушения?

Об этом и пойдет разговор в сегодняшней статье.

Подробнее...

Статьи для педагога

Психологические особенности творческой активности в процессе фольклорно-игровой деятельности

Творческая активность как личностное образование проявляется в преобразующей продуктивной деятельности. Важной ее характеристикой являются динамизм, созидательная направленность, «внутренняя подвижность» личности как внутренний источник творческого саморазвития. Методологически важно иметь в виду и взаимосвязь таких понятий, как «деятельность» и «творчество».

Подробнее...

Помогу с написанием любой студенческой работы. Без посредников.Пишите: cola5@ya.ru