Вверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
Методики диагностики младших школьников будут полезны педагогам, детским психологам, дефектологам, а также студентам, овладевающим данными специальностями. Все методики включают стимульный материал, описание качественной и количественной обработки данных.
Методики диагностики детей дошкольного возраста будут полезны воспитателям детских садов, социальным педагогам, детским психологам и, несомненно, родителям.
Проблемы подростков волнуют не только родителей, но и учителей, специалистов по социальной работе, школьных психологов.
Взрослые люди тоже нуждаются в психологической и педагогической поддержке со стороны коллектива и руководства. На сайте собрана масса методик по диагностике персонала или отдельных сотрудников.
Каждая работа - уникальна. Обращайтесь.

Обо мне

djДобро пожаловать на мой сайт! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 15-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!

Тел.+37529 7262468

e-mail: cola5@yandex.ru

Get Adobe Flash player

Цель: диагностика уровня дифференцированности зрительного восприятия у первоклассников.

Источник: Огнева Т. Л. Диагностика дифференцированности зрительного восприятия первоклассников. С.78-84. В сборнике Возможности практической психологии в образовании [Текст] : из опыта работы психологов УЦ "Перспектива" / Под ред. Н.В. Пилипко. - М. : УЦ "Перспектива", 2004.   Вып.3. - 2004. - 98 с.

В настоящее время в арсенале школьного психолога ощущается дефицит методик, диагностирующих аналитико-синтетическую деятельность зрительного восприятия, определяющих уровень дифференцированности этой сферы. А ведь диагностика этой сферы очень важна, так как слабая дифференцированность зрительного восприятия является причиной неуспеха уже на первых шагах обучения в школе. Поэтому автором статьи были поставлены следующие задачи: подбор адекватных методик и их апробация.

 При подборе методик, автор руководствовался следующей гипотетической моделью, помогающей более ярко представить, что понимается под словами “уровень дифференцированности зрительного восприятия”. Эта модель по своей структуре напоминает сеть, и чем мельче ячейки этой сети, то есть, чем выше дифференцированность, тем богаче информационный узел и точнее анализ. Поэтому стимульный материал представлен в виде квадрата, разделенного на девять клеток, заполненного однотипными значками. Клетчатая форма стимульного материала напоминает сетку, а количество клеток соответствует формуле объема внимания: семь плюс-минус два. Клетчатая структура стимульного материала задает определенный порядок обследования, при котором глаза должны попеременно удерживать то вертикальный, то горизонтальный ряд. Это становится возможным при хорошо развитой моторике глазодвигательных мышц и их координированности. Активность всему этому процессу придает энергия движения рук, а к началу школьного возраста—графомоторные навыки. Поэтому одним из условий проведения методики является то, что дети (под руководством психолога) форму для проведения обследования готовят себе сами.

К началу школьного обучения эта структура может быть очень хорошо развита, то есть эффективно перерабатывается не только непосредственная зрительная информация, но и работают вертикальные уровни, вплоть до третичных зон. Ребенок оказывается способным по схематически заданному условию взрослого сконструировать в уме и перевести в наглядный план заданный образ. Дети, обладающие такими способностями, имеют высокий потенциал к обучению математике. Стимульный материал, соответствующий поставленным задачам, содержится в заданиях А. Зака, автора программ по развитию интеллектуальных способностей у детей. Одно такое задание и было модифицировано в методику по определению уровня дифференцированности зрительного восприятия (методика “Заселение жильцов").

Методика определения уровня развития дифференцированности зрительного восприятия «Заселение жильцов»

Процедура проведения. Особенность проведения этой методики заключается в том, что стимульный материал дети готовят самостоятельно на обычных листочках в клеточку под руководством психолога, рисующего образец на классной доске (см. рис. 1). Это также позволяет получить информацию об уровне сформированности графомоторных навыков.

 Стимульный материал для методики

Рис. 1 «Заселение жильцов»

 Психолог, обращаясь к детям: «Для того чтобы хорошо учиться в школе, важно уметь быть очень внимательным учеником. Сегодня мы с вами поиграем в игры, в которых вы постарайтесь быть очень внимательными. В первой игре нужно нарисовать улицу из трех домов. Домом у нас будет считаться квадрат, каждая сторона которого равна шести клеткам. Давайте нарисуем такой квадрат. Взяли в руки простой карандаш. Отступили две клетки сверху и две клетки от левого края листа. Поставили точку. Это исходная точка. Держим карандаш в точке и начинаем чертить вправо линию длиною шесть клеток. Затем вниз шесть клеток. Влево шесть клеток. Вверх шесть клеток. Вернулись в исходную точку.

У нас получился дом квадратной формы, в котором мы сейчас нарисуем три этажа.

Поставили карандаш в исходную точку. Отступили вниз две клетки и чертим линию вправо до противоположной стороны. Отступили две клетки вниз и чертим влево до противоположной стороны квадрата. А сейчас мы нарисуем три подъезда. Поставили карандаш в исходную точку. Отступили две клетки вправо. Прочертили вниз линию до противоположной стороны. Отступили снова две клетки вправо. Прочертили вверх линию до противоположной стороны квадрата. В итоге у нас получился дом с тремя этажами и тремя подъездами. В доме девять квартир. Для того, чтобы получилась улица, нужно нарисовать еще два таких дома. Отступите от верхнего правого угла нарисованного квадрата две клетки и поставьте точку. От этой точки начинайте чертить такой же квадрат, какой вы только что нарисовали. Потом нарисуйте еще один такой же».

Сам психолог, нарисовав на классной доске три квадрата, разделенных на девять клеток, обходит ряды детей, помогая затрудняющимся. После того как форма приготовлена, психолог вновь обращается к детям: «Сейчас мы будем селить жильцов. Жильцы-кружочки живут не в каждой клетке, поэтому будьте особенно внимательны и селите кружочки так, как это буду делать я». После заполнения формы кружочками, психолог дает детям задание: «В двух домах кружочки поселены совершенно одинаково, а в оставшемся - один кружочек поселен не так, как в остальных двух. Найдите этот квадрат и сверху поставьте над ним галочку (рисует знак на классной доске в свободном месте, отдельно от задания). Это будет вашим решением». После того, как дети выполнили первое задание, психолог, чтобы проверить готовность класса к следующему заданию, обращается к детям с просьбой: «Кто выполнил первое задание, положите карандаш, сложите руки перед собой, выпрямили спинки, глазами смотрим на меня. Именно так сидят внимательные ученики на уроках».

Убедившись в полной готовности класса, психолог дает детям следующее задание: «Сейчас вы самостоятельно нарисуете такие же три дома, как в первый раз». Психолог стирает кружочки, освобождая форму для нового задания. Затем обходит класс и выявляет детей, не справляющихся самостоятельно с приготовлением формы для второго задания. Психолог предлагает им готовую форму. Возвратившись к классной доске, заполняет квадраты крестиками, предлагая детям так же заполнить и свои. Убедившись в готовности класса к выполнению задания, психолог объявляет инструкцию: «В двух домах крестики заселены совершенно одинаково, а в оставшемся один крестик заселен не так, как в остальных двух. Найдите этот квадрат и сверху поставьте галочку».

В третьем задании психолог предлагает нарисовать внизу листка кружок и немного отдохнуть. Для третьего задания детям форму готовить не нужно. Психолог, стирая крестики, заполняет форму галочками. Дальше он нумерует квадраты цифрами 1, 2, 3. Убедившись в готовности класса, психолог дает задание: «Вам нужно в кружок поставить номер такого дома, в котором одна галочка поставлена не так, как в остальных двух домах».

Интерпретация результатов методики «Заселение жильцов»

Если все задания выполнены безошибочно, это является результатом, соответствующим возрастной норме.

Если ребенок не смог приготовить для первого задания самостоятельно форму (нарисовать три квадрата и поделить их на девять клеток), необходимо посмотреть, как он справился, когда ему предоставили готовую форму, с тем чтобы понять, что играет роль в затруднениях ребенка: проблема развития внимания и/или мышление. Если форма им заполнена неправильно, то соответственно решение также будет неверным. Как правило, дети этой группы с третьим заданием не справляются. Для этих детей характерна слабая дифференцированность зрительного восприятия, недостаточный уровень сформированности графомоторных навыков. Возможно даже, что может быть слабо дифференцированы анализаторы всех модальностей, и в этом случае необходимо проверить уровень сформированности фонематического слуха. Также этой группе детей имеет смысл пройти нейро-психологическое обследование. В ходе коррекционной работы параллельно с развитием когнитивной сферы необходимо работать с психомоторной.

В случае, когда ребенок правильно заполнил готовую форму и правильно выполнил все задания, кроме третьего, возможно речь идет об эмоциональной неустойчивости, оказывающей негативное влияние на функциональное состояние ребенка. В этом случае желательно провести диагностику эмоциональной сферы.

Следующая группа детей успешно справляется с приготовлением формы, но неправильно заполняет ее и, соответственно, неправильно решает. В данном случае возможен низкий уровень производительности, а также хаотичность при выполнении работы с образцами. Таким детям рекомендуется сочетать тренинг произвольности и саморегуляции с развитием познавательных процессов.

В последнем случае, дети правильно готовят форму, правильно ее заполняют, решая при этом одно или два задания, но не справляются с последним. В этом случае можно говорить о достаточной степени дифференцированности зрительного восприятия, но здесь возникает другая проблема — рассогласованности между зрительным и слуховым восприятием. Эту гипотезу можно проверить, применив методику «Образец и правило». Если гипотеза подтвердилась, то цель коррекционной работы будет заключаться в развитии умения перекодировать вербальную информацию в зрительную с помощью такого приема, как визуализация, и метода пиктограмм.

 Литература.

  1. А.Ф. Ануфриева, С.Н. Костромина. «Как преодолеть трудности в обучении детей». Издательство «Ось-89», Москва.
  2. А. Зак. «Путешествие в сообразилию или как помочь ребенку стать смышленым». НПО «Перспектива», М., 1993.
  3. Н.П. Локалова. «90 уроков психологического развития младших школьников». М., 1995.
  4. Андрей Симановский. «Развитие пространственного мышления ребенка». Айрис пресс. Рольф. М., 2000.

  5. Скачать готовый расчет по данной методике
    Заказать готовый расчет по этой методике Задать нам вопрос по данной методике

    По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.


Для комментирования, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Войти с помощью

Вход на сайт

Мы Вконтакте

Важное

Статьи для психолога

Социально-психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка-инвалида по соматическому заболеванию

В современных условиях семья является одним из ос­новных объектов социально-психологической помощи. Это объясняется обострением социальных, психологических, экономических проблем, которые резко увеличивают число обращений за помощью в учреждения системы социальной защиты. Именно поэтому существует необходимость особенного внимания к семьям, в которых воспитываются дети-инвалиды.

Подробнее...

Рейтинг@Mail.ru

Рейтинг@Mail.ru

Статьи для логопеда

Если ребенок заикается

Заикание относится к нарушениям темпа речи. В мире от него страдают примерно 1% взрослых и 2–3% детей. Причем у мальчиков оно наблюдается в три раза чаще, чем у девочек.

К сожалению, с годами заикание само не проходит. Каковы причины этой проблемы? Как предотвратить у ребенка заикание или помочь ему избавиться от такого нарушения?

Об этом и пойдет разговор в сегодняшней статье.

Подробнее...

Статьи для педагога

Как организовать утренник

Традиционно одной из основных форм организации внеклассной деятельности младших школьников является утренник. Праздничное инсценированное представление, основанное на детской художественной самодеятельности, развивает творческие и организаторские способности и умения учащихся. Многие педагоги задают вопрос: как организовать утренник, как придумать утренник, как провести утренник?

Подробнее...