Методика направлена на изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста. Анализ тревожности у школьников важен для своевременного выявления и устранения психологических трудностей, которые могут отрицательно влиять на их успеваемость и общее благополучие. Такой анализ помогает создавать эффективные программы поддержки, что способствует лучшему эмоциональному и академическому развитию детей.
Источник: Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. -СПб.: Речь, 2006. — 198 с.
Инструкция для подростков: Ребята, сейчас вам будут предложены вопросы о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво. Рядом с номером вопроса пишите «да», если вы согласны с ним, или «нет», если не согласны.
Вопросы:
- Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
- Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что хочет проверить, насколько ты знаешь материал?
- Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
- Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
- Случалось ли так, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
- Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала до тех пор, пока ты не поймешь, что он говорит?
- Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
- Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
- Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
- Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
- Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
- Волнуют ли тебя вопросы о том, не оставят ли тебя на второй год?
- Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
- Бывает ли временами, что весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
- Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
- Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
- Трудно ли тебе получать такие отметки, какие ждут от тебя родители?
- Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
- Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь при ответе ошибку?
- Похож ли ты на своих одноклассников?
- Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
- Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнил?
- Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
- Верно ли, что большинство ребят относятся к тебе по- дружески?
- Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться с результатами твоих одноклассников?
- Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
- Боишься ли ты временами вступать в спор?
- Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
- Когда ты получаешь хорошую отметку, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
- Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
- Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
- Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
- Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимания?
- Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
- Доволен ли ты тем, как к тебе относятся ученики?
- Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
- Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
- Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
- Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как твои одноклассники?
- Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
- Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
- Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
- Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
- Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
- Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
- Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
- Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
- Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
- Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
- Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
- Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
- Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
- Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
- Считаешь ли ты временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
- Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
- Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
- Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
- Дрожит ли твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
Обработка и интерпретация результатов
При обработке результатов выделяются вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Эти несовпадения являются показателями проявления тревожности.
Ключ к вопросам
«да» - №№ 11, 20, 22, 24, 25, 30, 35, 36, 38, 39, 41, 43, 44;
«нет» - №№ 1-10,12-19,21,23, 26-29, 31-34, 37,40,42,45-58.
Основные факторы тревожности
- Общая школьная тревожность — №№ 2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58. Сумма — 22
- Переживание социального стресса — №№ 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44. Сумма — 11
- Фрустрация потребности в достижении успеха — №№ 1,3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38,41,43. Сумма — 13
- Страх самовыражения — №№ 27, 31, 34, 37, 40, 45 Сумма — 6
- Страх ситуации проверки знаний — №№ 2, 7, 12, 16, 21, 26. Сумма — 6
- Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — №№ 3, 8, 13, 17, 22. Сумма — 5
- Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — №№ 9, 14, 18, 23, 28. Сумма — 5
- Проблемы и страхи в отношениях с учителями — №№ 2,6, 11,32, 35,41,44,47. Сумма — 8
При обработке подсчитывается:
- Общее число несовпадений по всему тесту: меньше 50 % — уровень тревожности в пределах нормы; 50—75 % — повышенный уровень тревожности; больше 75 % — высокий уровень тревожности.
- Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тесте. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Содержательная характеристика каждого фактора
- Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в школьную жизнь.
- Переживания социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты, прежде всего со сверстниками.
- Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
- Страх самовыражения — негативное эмоциональное переживание ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, демонстрации своих возможностей.
- Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуации проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей.
- Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.
- Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенность психофизиологической организации, снижающая приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающая вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
- Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Обратите внимание на следующие методики, позволяющие оценить уровень тревожности:
Методика "Шкала тревожности Кондаша"
Полезная информация по теме: "Как учителю определить тревожность школьника?"
У младших школьников (6-10 лет) тревожность может проявляться в поведении, которое учитель легко заметит. Такие дети часто выглядят уставшими, что может быть следствием нарушения сна, даже если учитель не знает конкретных подробностей. Они могут казаться рассеянными, плохо концентрируются на заданиях, легко отвлекаются и часто выглядят растерянными или обеспокоенными без видимых причин. Могут избегать глазного контакта, избегать участия в играх или коллективных проектах. Такие дети могут сидеть на месте, грызть ручки, карандаши или ногти, ерзать на стуле, часто беспокоиться о своей успеваемости или бояться совершить ошибку. Они могут часто просить помощи, даже в простых заданиях, либо наоборот – избегать её, опасаясь выглядеть глупо.
У подростков (11-14 лет) тревожность может проявляться через замкнутость или, наоборот, агрессивность. Они могут демонстрировать признаки нервозности – покусывать губы, постукивать пальцами по столу, ёрзать на стуле, избегать общения с одноклассниками, или наоборот, пытаться привлечь к себе внимание чрезмерно громким или вызывающим поведением. В учёбе такие дети могут демонстрировать резкие изменения в оценках, быстро уставать, выглядеть рассеянными или тревожными, особенно в ситуации проверки знаний или при подготовке к экзаменам. Они могут избегать участия в школьных мероприятиях, концертах, спортивных соревнованиях.
У старшеклассников (15-18 лет) тревожность часто связана с будущим – выбором вуза, профессии, экзаменами. Они могут казаться подавленными, избегать общения не только с одноклассниками, но и с учителями. На уроках такие ученики могут сидеть отстранённо, часто выглядеть уставшими, нервничать при выступлениях перед классом, избегать презентаций. Некоторые старшеклассники могут демонстрировать перфекционизм, стремление к идеальным результатам, или наоборот, апатию, отсутствие интереса к учёбе и школьной жизни. Физические проявления тревожности могут включать дрожь, постоянное постукивание ногами или руками, ёрзание на стуле.
Учителю важно быть внимательным к таким проявлениям, обсуждать их с психологами, родителями, и при необходимости – предлагать поддержку или помощь в решении проблем, связанных с тревожностью.
Чтобы выявить признаки семейного насилия у детей и подростков, учителю следует внимательно наблюдать за несколькими аспектами поведения и внешнего вида учащихся. Признаки насилия могут проявляться через физические травмы, такие как синяки, порезы или ожоги, которые ребенок может пытаться скрыть, одеваясь в неподходящую одежду. Кроме того, неопрятность и запущенность, а также частые пропуски и опоздания могут сигнализировать о проблемах дома. Поведенческие признаки также могут быть весьма красноречивыми. Ребенок может проявлять крайности в поведении: быть чрезмерно замкнутым, бояться взрослых и избегать физического контакта, либо наоборот, демонстрировать агрессивность и непредсказуемость. Резкое ухудшение успеваемости или отсутствие интереса к учебе могут также указывать на наличие проблем в семье. Дети, подвергающиеся насилию, могут избегать участия в школьных мероприятиях и групповых проектах, проявлять изоляцию от сверстников или конфликтовать с ними. Взаимодействие ребенка с учителями может быть затруднено: ребенок может выражать недоверие или страх перед взрослыми. Вербальные сигналы, такие как странные рассказы о наказаниях или страхе перед родителями, также могут служить индикатором насилия. Важно создать поддерживающую и безопасную атмосферу, чтобы учащийся чувствовал себя в безопасности и мог доверительно поговорить о своих проблемах. При обнаружении таких признаков учителю следует обратиться к школьному психологу или социальному работнику для проведения дальнейшего расследования и обеспечения поддержки ребенка.
По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.