Вверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
Методики диагностики речи, познавательного, моторного развития для логопедов, педагогов, психологов, дефектологов.
Методики диагностики детей дошкольного возраста будут полезны воспитателям детских садов, социальным педагогам, детским психологам и, несомненно, родителям.
Проблемы подростков волнуют не только родителей, но и учителей, специалистов по социальной работе, школьных психологов.
Взрослые люди тоже нуждаются в психологической и педагогической поддержке со стороны коллектива и руководства. На сайте собрана масса методик по диагностике персонала или отдельных сотрудников.
Каждая работа - уникальна. Обращайтесь.

Обо мне

djНапишу вам курсовую и диплом! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 18-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!

Тел.+37529 7262468

e-mail: cola5@yandex.ru

Get Adobe Flash player

Данная методика позволяет оценить сформированность фонетико-фонематических процессов у младших школьников. В отличие от имеющихся методик диагностики дошкольников, данные задания значительно сложнее, поэтому с детьми дошкольного возраста их использовать не рекомендуется. Данную методику целесообразно использовать для учащихся с 2-3-его класса, в рамках оценки дизорфографических нарушений.

Источник: Лалаева Р.И., Прищепова И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников. - СПб.: СПбГУПМ, 1999. — 36 с.

1. Исследование фонематического восприятия

Речевой материал - картинки на слова-квазиомонимы: зовет-завод, выть-вить, мышка-мишка, мыло-Мила, ел-ель, лук-люк, Юля-юла, галка-галька, угол-уголь, Лешка-ложка, сова-софа, класс-глаз, картина-гардина, кот-год, колос-голос, почка-бочка, пашня-башня, Паня-баня, пой-бой, топор-табор, порт-борт, тушь-душ, катушка-кадушка, уточка-удочка, том-дом, трава-дрова, тачка-дачка, тоска-доска, затор-задор, сайка-зайка, косы-козы, суп-зуб, вышить-выжить, Саша-сажа, крушить-кружить, рама-яма, марка-майка, рот-йод, рожки-ложки, бурки-булки, гроза-глаза, рукавица-луковица, прорыв-пролив, барон-баллон, корона-колонна, Марина-малина, жарит-жалит, усы-уши, мишка-миска, сук-жук, сыр-жир, косы-кожи, челка-щелка, читает-считает, дочь-дождь, плач-плащ, горячий-горящий, точить-тащить, Петька-печка, редька-речка, плачет-платит, телка-челка, катается-качается, светик-цветик, лиса-лица, весы-вещи, лес-лещ, чашки-шашки, нож-ночь, честь-шесть, печка-пешка, мочка-мошка.

Процедура и инструкция. Перед учеником поочередно раскладываются картинки на слова - квазиомонимы. По указанию экспериментатора он показывает то или иное изображение. В случае затруднения при выполнении задания испытуемый получает дополнительные вопросы.

Оценка результатов:

5 баллов - высокий уровень - правильное, быстрое выполнение задания;

4 балла - уровень выше среднего - показ картинок сопровождается несистематическими ошибками, указания экспериментатора приводят к исправлению выбора изображений;

3 балла - средний уровень - выраженные трудности в дифференциации определенной группы звуков, задание выполняется самостоятельно;

2 балла - уровень ниже среднего - стойкие ошибки в дифференциации нескольких групп звуков, неаргументированный отбор картинок;

0-1 балл - низкий уровень - неправильное выполнение задания, отказ от его выполнения.

2. Особенности имитации слога с меняющимся ударением

А. Исследование умения повторять ряды, состоящие из 2-х слогов (с одинаковыми согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением. Речевой материал - слоги:

Да - да

да -да

ро - ро

Ро - ро

лу - лу

лу - лу

Процедура и инструкция. Экспериментатор дает инструкцию внимательно прослушать пары слогов, запомнить ударный и повторить слоги с таким же ударением.

Оценка результатов:

5 баллов - высокий уровень - безошибочное воспроизведение слогового ряда с выделением ударного слога;

4 балла - уровень выше среднего - правильное повторение количества и порядка слогов, единичные ошибки при выделении ударного слога или если в процессе выполнения задания понадобилось их повторное воспроизведение;

3 балла - средний уровень - единичные ошибки в передаче количества, порядка слогов, а также в воспроизведении ударного слога;

2 балла - уровень ниже среднего - активная помощь экспериментатора в виде неоднократного повторения серии слогов позволила воспроизвести испытуемому единичные слоговые ряды с выделением ударного слога;

0-1 балл - низкий уровень - помощь экспериментатора неэффективна, ребенку не удается повторить серию слогов с выделением ударного слога, отказ от выполнения задания.

Б. Исследование умения повторять ряды, состоящие из 2-х слогов (с фонетически далекими согласными и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением.

Речевой материал - слоги:

МА - да

ма - да

ро - со

Ро - со

Гу - лу

гу - лу

Процедура и инструкция, оценка результатов - см. п.4.1 .А.

В. Исследование умения повторять ряды, состоящие из 2-х слогов ( с разными оппозиционными согласными звуками и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением.

Речевой материал - слоги:

та - да

та - да,

по - бо

по - бо

ку - гу

ку - гу

Процедура и инструкция. Экспериментатор дает инструкцию внимательно прослушать пары слогов, запомнить ударный и повторить слоги с таким же ударением.

Оценка результатов:

5 баллов - высокий уровень - безошибочное воспроизведение слогового рада с выделением ударного слога;

4 балла - уровень выше среднего - правильное повторение количества и порядка слогов, единичные ошибки при выделении ударного слога или если в процессе выполнения задания понадобилось их повторное воспроизведение;

3 балла - средний уровень - единичные ошибки в передаче количества, порядка слогов, а также в воспроизведении ударного слога;

2 балла - уровень ниже среднего - активная помощь экспериментатора в виде неоднократного повторения серии слогов позволила воспроизвести испытуемому единичные слоговые ряды с выделением ударного слога;

0-1 балл - низкий уровень - помощь экспериментатора неэффективна, ребенку не удается повторить серию слогов с выделением ударного слога, отказ от выполнения задания.

Г. Исследование умения повторять ряды, состоящие из 2-х слогов (с разными согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением.

Речевой материал - слоги:

Ва - су

Ва – су

го - сы

Го - сы

ту - ма

ту - ма

Процедура и инструкция, оценка результатов - как в задании выше.

Д. Исследование умения повторять ряды, состоящие из 3-х слогов (с одинаковыми согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением. Речевой материал - слоги:

ва ва ва

ва ва ва

ва ва ва

ло ло ло

ло ло ло

ло ло ло,

шу шу шу

шу шу шу

шу шу шу

Процедура и инструкция, оценка результатов - задание 1.

Е. Исследование умения повторять ряды, состоящие из 3-х слогов (с фонетически далекими согласными и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением.

Речевой материал - слоги:

Га - да - са

Га – да - са

га - да - са,

Ру - ву - ку

Ру - ву - ку

ру - ву - ку

фа - ла - за

фа - ла - за

Фа-ла-за

Процедура и инструкция, оценка результатов - см. п.1

Ж. Исследование умения повторять ряды, состоящие из 3-х слогов (с разными согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением.

Материалом для исследования служили слоги:

шу-ла-гы

шу-ла-гы

шу-ла-гы

мо-фа-ры

Мо-фа-ры

мо-фа-ры

ча-зу-до

ча-зу-до

ча-зу-до

Процедура и инструкция. Экспериментатор дает инструкцию внимательно прослушать пары слогов, запомнить ударный и повторить слоги с таким же ударением.

Оценка результатов:

5 баллов - высокий уровень - безошибочное воспроизведение слогового ряда с выделением ударного слога;

4 балла - уровень выше среднего - правильное повторение количества и порядка слогов, единичные ошибки при выделении ударного слога или если в процессе выполнения задания понадобилось их повторное воспроизведение;

3 балла - средний уровень - единичные ошибки в передаче количества, порядка слогов, а также в воспроизведении ударного слога;

2 балла - уровень ниже среднего - активная помощь экспериментатора в виде неоднократного повторения серии слогов позволила воспроизвести испытуемому единичные слоговые ряды с выделением ударного слога;

1 балл - низкий уровень - помощь экспериментатора неэффективна, ребенку не удается повторить серию слогов с выделением ударного слога, отказ от выполнения задания.

Исследование языкового анализа, синтеза, представлений

1. Исследование умения анализировать предложения на слова и синтезировать слова в предложении.

А. Анализ структуры предложения.

Речевой материал - предложения: Дети сажают дерево. По дороге едет машина. Ребята собирают в лесу грибы. (2-й класс). На улице идет дождь. В класс пришел новый ученик. В саду созрел богатый урожай. На уроках школьники узнают много интересного. (3-й класс).

Процедура и инструкция. Экспериментатор читает вслух предложения и просит ученика внимательно их прослушать и определить, сколько в них слов.

Оценка результатов: высокий уровень - правильное определение количества слов во всех предложениях; уровень выше среднего — определение слов в предложении требует неоднократного их повторения, допущенные ошибки находятся и исправляются испытуемым самостоятельно; средний уровень - допускаются ошибки в половине предложений, смешиваются такие понятия, как приставка и предлог; уровень ниже среднего - задания выполняются только с помощью логопеда при неоднократном исправлении им ошибок, с привлечением либо моторного компонента в виде загибания пальцев рук или наглядного материала в виде полосок; низкий уровень - задание не выполняется, помощь неэффективна.

Б. Составление предложения из слов, данных в беспорядке.

Данное исследование позволяет уточнить, насколько правильно ученик устанавливает между словами смысловую и синтаксическую связь.

Речевой материал - слова предложений: в, грибы, собирать, лес, дети; на, ловить, мальчики, пруд, рыба.

Процедура и инструкция. Перед началом исследования ученику дается инструкция внимательно прослушать слова предложения, постараться изменить некоторые из них, порядок расположения слов и составить предложение.

Оценка результатов:

5 баллов - высокий уровень - правильное и самостоятельное выполнение заданий;

4 балла - уровень выше среднего - для правильного выполнения задания от ученика требуется повторение слов предложений, отдельные ошибки замечаются им и исправляются самостоятельно;

3 балла - средний уровень - безошибочное составление половины предложений при помощи экспериментатора);

2 балла - уровень ниже среднего - стойкие ошибки в установлении смысловой и синтаксической связи слов предложения, предложение составляется при предъявлении заданных словоформ в письменном виде, с помощью логопеда;

0-1 балл - низкий уровень - задание не выполняется при многократном повторении слов предложений, а также при предъявлении их в письменном виде, помощь экспериментатора неэффективна.

2. Деление, слов на слоги

А. Исследование умения делить только что произнесенные экспериментатором слова на слоги.

Речевой материал — слова: мошка, кнопка, картофель, столяр, пригревает (2-й класс); стенка, фиалка, котельная, квадрат, электричество (3-й класс).

Процедура и инструкция. Ученику дается инструкция внимательно прослушать последовательно названные экспериментатором слова и отхлопать в ладоши количество слогов в каждом слове.

Оценка результатов:

5 баллов - высокий уровень - правильное и самостоятельное выполнение задания;

4 балла - уровень выше среднего – для определения количества слогов ученику требуется повторение отдельных слов или уточнения задания, неправильные ответы исправляются самостоятельно, темп работы - замедленный;

3 балла - средний уровень - ошибки отмечаются в половине предложенных слов, самопроверка в ряде случаев не дает положительных результатов, наблюдается смешение понятий слога и звука;

2 балла - уровень ниже среднего - стойкие ошибки, правильное определение количества слогов в отдельных словах только с помощью экспериментатора;

0-1 балл - низкий уровень — задание не выполнено, помощь экспериментатора неэффективна.

Б. Исследование умения определять количество слогов в словах при повторении их учеником.

Речевой материал - слова: лист, компот, вермишель, сороконожка (2-й класс); тумба, сковорода, примчался, велосипедист (3-й класс); карточки с цифрами.

Процедура и инструкция. Экспериментатор дает инструкцию: "Сейчас я будут называть слово, повтори по слогам и назови, сколько в этом слове слогов".

Оценка результатов:

5 баллов -  высокий уровень - четкое и верное проговаривание слов по слогам, темп работы - быстрый;

4 балла - уровень выше среднего — выполнение задания вызывает трудности, наличие отдельных ошибок, уточнение деления отдельных слов на слоги приводит к исправлению ошибок;

3 балла - средний уровень - деление слов на слоги вызывает многочисленные ошибки, выполнение задания в письменном виде их не уменьшает, а в ряде случаев - увеличивает, самопроверка ошибок не выявляет;

2 балла - уровень ниже среднего - стойкие ошибки в большинстве слов, интенсивная помощь экспериментатора помогает довести работу до конца;

0-1 балл - низкий уровень - с заданием не справляется, отказ от выполнения задания.

В. Исследование умения определять количество слогов в названных экспериментатором словах без повторения их учеником.

Речевой материал - слова: дать, правило, жаворонок, красивее.

Процедура и инструкция. Экспериментатор дает инструкцию внимательно слушать слова и просит назвать, сколько слогов в каждом слове.

Оценка результатов:

5 баллов -  высокий уровень - четкое и верное проговаривание слов по слогам, темп работы - быстрый;

4 балла - уровень выше среднего — выполнение задания вызывает трудности, наличие отдельных ошибок, уточнение деления отдельных слов на слоги приводит к исправлению ошибок;

3 балла - средний уровень - деление слов на слоги вызывает многочисленные ошибки, выполнение задания в письменном виде их не уменьшает, а в ряде случаев - увеличивает, самопроверка ошибок не выявляет;

2 балла - уровень ниже среднего - стойкие ошибки в большинстве слов, интенсивная помощь экспериментатора помогает довести работу до конца;

0-1 балл - низкий уровень - с заданием не справляется, отказ от выполнения задания.

Г. Анализ слоговой структуры слова на основе представлений.

1. Определение количества слогов в названиях картинок.

Материал - картинки со следующими изображениями: мяч. лодка, парашют, самосвал.

Процедура и инструкция. Экспериментатор дает инструкцию внимательно рассмотреть картинки и определить, сколько слогов в названии этих картинок (картинки вслух не называются).

Оценка результатов: высокий уровень - задание выполняется быстро и безошибочно; уровень выше среднего - картинки долго рассматриваются, цифры кладутся неуверенно, самопроверка помогает найти ошибки; средний уровень -для определения количества слогов требуется произнесение1 названия персонажа картинки самим учеником или экспериментатором, при этом цифры карточек в половине случаев соответствуют числу слогов; уровень ниже среднего - отмечаются смешения понятия слога и звука, единичные правильные ответы достигаются при помощи логопеда в виде называния персонажей картинок и уточнения содержания инструкций; низкий уровень - все задания не выполняются, интенсивная помощь логопеда неэффективна.

2. Определение количества слогов с помощью цифр.

Материал - картинки со следующими изображениями: булка, стол, береза, экскаватор, земляника; карточки с цифрами.

Процедура и инструкция. Ребенок получает инструкцию внимательно рассмотреть картинки, определить количество слогов в словах и положить под каждую картинку соответствующую цифру.

Оценка результатов:

5 баллов - высокий уровень - задание выполняется быстро и безошибочно;

4 балла - уровень выше среднего - картинки долго рассматриваются, цифры кладутся неуверенно, самопроверка помогает найти ошибки;

3 балла - средний уровень -для определения количества слогов требуется произнесение названия персонажа картинки самим учеником или экспериментатором, при этом цифры карточек в половине случаев соответствуют числу слогов;

2 балла - уровень ниже среднего - отмечаются смешения понятия слога и звука, единичные правильные ответы достигаются при помощи логопеда в виде называния персонажей картинок и уточнения содержания инструкций;

0-1 балл - низкий уровень - все задания не выполняются, интенсивная помощь логопеда неэффективна.

Д. Исследование умения делить слова на слоги, предъявленные в письменном виде.

Речевой материал - слова, напечатанные на карточках: машина, прогулка, пропуск, обруч, пуговица (2-й класс); пароход, постучали, разбежался, бетономешалка (3-й класс).

Процедура и инструкция. Перед началом исследования экспериментатор дает инструкцию внимательно прочесть слова, напечатанные на карточках, а затем разделить их вертикальными черточками на слоги.

Оценка результатов:

5 баллов - высокий уровень - деление слов на слоги не вызывает затруднений;

4 балла - уровень выше среднего - выполнение задания сопровождается комментированием, отдельные ошибки исправляются самостоятельно, темп работы -замедленный;

3 балла - средний уровень - ошибки допущены почти в половине слов, не все из них исправляются в ходе самопроверки;

2 балла - уровень ниже среднего - медленный темп работы, неправильное деление слов на слоги в большинстве предложенных слов, самопроверка не выявляет ошибок, смешение понятий слог-звук-буква;

0-1 балл - низкий уровень - стойкие затруднения не позволяют справиться с заданием, помощь экспериментатора неэффективна, отказ от выполнения задания.

Е. Исследование умения делить слова на слоги с учетом правила переноса.

Речевой материал - слова, напечатанные на карточках: собирать, покрывать, прогремел, наступила.

Процедура и инструкция. Ученику дается инструкция внимательно прослушать слова, напечатанные на карточке и разделить их на слоги с учетом правил переноса, затем объяснить выполнение задания.

Оценка результатов:

5 баллов - высокий, уровень - задание выполняется быстро и без исправлений;

4 балла - уровень выше среднего - самостоятельное выполнение задания, самопроверка приводит к исправлению допущенных ошибок, темп работы - замедленный;

3 балла - средний уровень - нарушение основных правил переноса в половине предложенных слов, самопроверка не ведет к исправлению допущенных ошибок; уровень ниже среднего - стойкие ошибки в большинстве слов, смешение таких понятий, как слог-буква, слог-звук;

0-1 балл - низкий уровень — беспорядочное, неаргументированное деление слов, повторение и уточнение инструкции экспериментатором не позволяет исправить ошибки, отказ от выполнения задания.

Ж. Исследование умения делить слова на слоги в предложении.

Материал-- предложение: Кошка пьет из миски молоко. (2-й класс), Солнечные лучи лились ослепительным потоком. (3-й класс).

Процедура и инструкция. Ученик получает инструкцию внимательно прослушать предложение и записать его, проговаривая вслух по слогам. Экспериментатор фиксирует правильность выполнения работы. Дополнительно предлагается разделить некоторые слова на слоги с помощью вертикальных черточек.

Оценка результатов:

5 баллов - высокий уровень - четкое и верное проговаривание слов по слогам, темп работы - быстрый;

4 балла - уровень выше среднего — выполнение задания вызывает трудности, наличие отдельных ошибок, уточнение деления отдельных слов на слоги приводит к исправлению ошибок;

3 балла - средний уровень - деление слов на слоги вызывает многочисленные ошибки, выполнение задания в письменном виде их не уменьшает, а в ряде случаев - увеличивает, самопроверка ошибок не выявляет;

2 балла - уровень ниже среднего - стойкие ошибки в большинстве слов, интенсивная помощь экспериментатора помогает довести работу до конца;

0-1 балл - низкий уровень - с заданием не справляется, отказ от выполнения задания.

3. Исследование фонематического анализа, синтеза, представлений

А. Выделение звука на фоне слова.

Речевой материал - слова: окно, крыша, дом, кора, шарфик, телевизор, робот, львенок; карточки-сигналы.

Процедура и инструкция. Экспериментатор просит испытуемого поднять сигнал при наличии условленных звуков.

Оценка результатов:

5 баллов - высокий уровень - быстрое и безошибочное выполнение задания;

4 балла - уровень выше среднего — единичные ошибки, указание на них экспериментатором приводит к их исправлению;

3 балла - средний уровень - наличие ошибок в наиболее сложных по звуко-слоговой структуре словах, выполнение требует активной помощи экспериментатора;

2 балла - уровень ниже среднего - стойкие ошибки, которые не замечаются и не исправляются учеником;

0-1 балл - низкий уровень - неправильные ответы в большинстве слов, отказ от выполнения задания.

Б. Определение первого и последнего звука в словах.

Речевой материал - слова: пар, крыса, пригорок, принесло, белила, красивый.

Процедура и инструкция. Перед началом выполнения задания ученик получает инструкцию внимательно прослушать слова и назвать первый и последний звук в произнесенном слове.

Оценка результатов:

5 баллов - высокий уровень - быстрое и безошибочное выполнение задания;

4 балла - уровень выше среднего — единичные ошибки, указание на них экспериментатором приводит к их исправлению;

3 балла - средний уровень - наличие ошибок в наиболее сложных по звуко-слоговой структуре словах, выполнение требует активной помощи экспериментатора;

2 балла - уровень ниже среднего - стойкие ошибки, которые не замечаются и не исправляются учеником;

0-1 балла - низкий уровень - неправильные ответы в большинстве слов, отказ от выполнения задания.

В. Определение количества звуков в словах.

Речевой материал - слова: рак, шуба, крыша, степи, журавли, паркет, снеговик.

Процедура и инструкция. В начале исследования экспериментатор дает инструкцию внимательно прослушать слово и определить в нем количество звуков.

Оценка результатов:

5 баллов - высокий уровень - быстрое и безошибочное выполнение задания;

4 балла - уровень выше среднего — единичные ошибки, указание на них экспериментатором приводит к их исправлению;

3 балла - средний уровень - наличие ошибок в наиболее сложных по звуко-слоговой структуре словах, выполнение требует активной помощи экспериментатора;

2 балла - уровень ниже среднего - стойкие ошибки, которые не замечаются и не исправляются учеником;

0-1 балла - низкий уровень - неправильные ответы в большинстве слов, отказ от выполнения задания.

Г. Определение места звука по отношению к другим звукам слова.

Речевой материал - слова: кошка, каток, точка, завтрак, подснежник.

Процедура и инструкция. Перед произнесением каждого слова логопед называет испытуемому определенный звук, затем дает задание определить место данного звука в слове. Например: "Какой по счету звук Ш в слове КОШКА? и т.д.

Оценка результатов:

5 баллов - высокий уровень - быстрое и безошибочное выполнение задания;

4 балла - уровень выше среднего — единичные ошибки, указание на них экспериментатором приводит к их исправлению;

3 балла - средний уровень - наличие ошибок в наиболее сложных по звуко-слоговой структуре словах, выполнение требует активной помощи экспериментатора;

2 балла - уровень ниже среднего - стойкие ошибки, которые не замечаются и не исправляются учеником;

0-1 балла - низкий уровень - неправильные ответы в большинстве слов, отказ от выполнения задания.

Д. Отбор картинок, в названии которых есть определенный звук.

Материал - набор картинок с изображением сыра, куста, коровы, молотка, ложки, лимона, цыпленка, сита, халата, носков, кольца, крыши, карандаша и т.д.

Процедура и инструкция. Перед началом эксперимента ученику предлагается внимательно рассмотреть картинки, а затем отобрать те, в названии которых есть звуки С, Р, Л и т.д.

Оценка результатов:

5 баллов - высокий уровень - подбор слов с определенным количеством звуков не вызывает затруднений;

4 балла - уровень выше-среднего - правильное выполнение задания с активной помощью логопеда в виде наводящих вопросов, самостоятельное исправление ошибочного ответа после уточнения задания;

3 балла - средний уровень - неправильный подбор слов, состоящих из 6-ти и более звуков;

2 балла - уровень ниже среднего - стойкие ошибки в большинстве названных слов;

0-1 балл - низкий уровень — единичные правильные ответы, подобранные слова элементарны по звуковой структуре и составляют часть обиходного словаря.

Е. Придумывание слов, состоящих из определенного количества звуков (исследование фонематических представлений).

Материал - карточки с цифрами 3, 4, 5, 6, 7 и схемы слов с обозначением количества звуков: ..., .... ,

Процедура и инструкция. Учащемуся предлагается придумать слово, состоящее из того количества звуков, которое указывается на карточке или схеме.

Оценка результатов:

5 баллов - высокий уровень - безошибочное и быстрое выполнение задания;

4 балла - уровень выше среднего - единичные ошибки исправляются самостоятельно или после подсказки логопеда;

3 балла - средний уровень - половина предъявленных слов, не соответствуют содержанию задания;

2 балла - уровень ниже среднего - названия изображений на картинках в большинстве случаев ошибочны, самопроверка или подсказка экспериментатора не приводят к правильному решению;

0-1 балл - низкий уровень - предъявление картинок ошибочно, нет аргументации при отборе того или иного изображения.

4. Определение характера звука в словах

А. Исследование умения дифференцировать гласные и согласные звуки в словах.

Речевой материал - слова: карта, прыжок, малина, учебник, октябрь.

Процедура и инструкция. В начале исследования экспериментатор дает ученику инструкцию внимательно послушать последовательно произнесенные им слова и назвать находящиеся в них сначала гласные, а затем - согласные звуки, объяснить свой выбор.

Оценка результатов:

5 баллов - высокий уровень - заданные звуки классифицируются правильно, уверенно;

4 балла - уровень выше среднего - в ходе выполнения задания допускаются отдельные ошибки, которые исправляются по подсказке экспериментатора;

3 балла - средний уровень - выраженные трудности при классификации смыслоразличительных признаков звуков в словах, обучающая инструкция логопеда приводит к правильным ответам в большинстве случаев;

2 балла - уровень ниже среднего -значительные трудности в усвоении и применении терминологии, стойкие ошибки в дифференциации звуков, задание выполняется только с помощью логопеда, темп работы - медленный;

0-1- балл - низкий уровень - задание не выполняется, помощь экспериментатора неэффективна.

Б. Определение согласных звуков по признаку звонкости - глухости.

Речевой материал - слова: дочка, подушка, квадрат, браконьер, правило.

Процедура и инструкция. Учащийся получает инструкцию определить принадлежность согласных к звонким или глухим звукам в произнесенных экспериментатором словах по вопросам: "Какие в этом слове согласные глухие? Какие звонкие?".

Оценка результатов:

5 баллов - высокий уровень - заданные звуки классифицируются правильно, уверенно;

4 балла - уровень выше среднего - в ходе выполнения задания допускаются отдельные ошибки, которые исправляются по подсказке экспериментатора;

3 балла - средний уровень - выраженные трудности при классификации смыслоразличительных признаков звуков в словах, обучающая инструкция логопеда приводит к правильным ответам в большинстве случаев;

2 балла - уровень ниже среднего -значительные трудности в усвоении и применении терминологии, стойкие ошибки в дифференциации звуков, задание выполняется только с помощью логопеда, темп работы - медленный;

0-1 балл - низкий уровень - задание не выполняется, помощь экспериментатора неэффективна.

В. Исследование имеющихся знаний и умений о способах обозначения мягкости согласных на письме,

Материалом исследования служат имеющиеся у ученика знания.

Процедура и инструкция. Экспериментатор просит учащегося вспомнить и назвать способы обозначения мягкости согласных на письме, привести примеры, а также примеры тех согласных, которые являются всегда твердыми или всегда мягкими согласными звуками.

Оценка результатов:

5 баллов - высокий уровень - правильное и аргументированное выполнение задания;

4 балла - уровень выше среднего - знания основных способов обозначения мягкости на письме, отдельные недочеты в назывании всегда твердых и всегда мягких согласных звуков;

3 балла - средний уровень - обнаруживаемые знания фрагментарны, ответы не аргументированы, преобладают штампы;

2 балла - уровень ниже среднего - имеются лишь отдельные правильные ответы;

0-1 балл - низкий уровень - уровень знаний не соответствуют программным требованиям, отказ от выполнения задания.

Исследование ударения в слогах и словах

1. Исследование умения находить ударные и безударные гласные в слогах

Материалом исследования служат слоги: / да-то аш-ли-но ва-за-су-ры кру - да - па - мои Процедура и инструкция. Экспериментатор дает инструкцию внимательно прослушать слоги, определить ударный слог и назвать в нем гласный звук.

Оценка результатов:

5 баллов - высокий уровень - безошибочное повторение слоговых рядов и правильное называние в них ударных и неударных звуков;

4 балла - уровень выше среднего - правильная передача количества и последовательности серии слогов, единичные ошибки при выделении ударных слогов, а также ударных и неударных звуков, для правильного выполнения задания понадобилось повторное произнесение слогов логопедом;

3 балла - средний уровень - единичные ошибки в передаче последовательности и количества слогов, неправильное называние ударных и неударных звуков в половине случаев;

2 балла - уровень ниже среднего - стойкие ошибки в воспроизведении слогового ряда, правильное определение ударных и неударных звуков лишь в единичных случаях;

0-1 балл - низкий уровень - неправильное повторение количества и последовательности слогов и выделение в них ударного, а также ударных и неударных звуков или отказ от выполнения задания.

2. Исследование умения находить ударение в словах

А. Исследование умения определять ударный слог в словах.

Речевой материал - слова: месяц, километр, букет, существительное, лесо-вичок, унесенные.

Процедура и инструкция. Ученику дается инструкция внимательно прослушать слова, разделить их на слоги и назвать ударный слог в каждом слове.

Оценка результатов:

5 баллов - высокий уровень - самостоятельное и безошибочное выполнение задания;

4 балла - уровень выше среднего - единичные ошибки при назывании ударного слога (звука) или самостоятельное нахождение и исправление неправильных ответов;

3 балла - средний уровень - названы ударные слоги (звуки) в половине предложенных слов;

2 балла - уровень ниже среднего - стойкие ошибки, интенсивная помощь экспериментатора позволяет назвать лишь отдельные ударные слоги (звуки);

0-1 балл - низкий уровень - задание полностью не выполнено или отказ от его выполнения.

Б. Исследование умения определять ударный гласный звук в словах.

Речевой материал - слова: школа, средства, участок, документы, профессор, корабли, применять, окончание, дружеский, железнодорожный.

Процедура и инструкция. Перед началом исследования экспериментатор дает инструкцию внимательно прослушать произнесенные слова и назвать ударный звук.

Оценка результатов:

5 баллов - высокий уровень - самостоятельное и безошибочное выполнение задания;

4 балла - уровень выше среднего - единичные ошибки при назывании ударного слога (звука) или самостоятельное нахождение и исправление неправильных ответов;

3 балла - средний уровень - названы ударные слоги (звуки) в половине предложенных слов;

2 балла - уровень ниже среднего - стойкие ошибки, интенсивная помощь экспериментатора позволяет назвать лишь отдельные ударные слоги (звуки);

0-1 балл - низкий уровень - задание полностью не выполнено или отказ от его выполнения.

В. Исследование умения выделять ударный гласный в письменных упражнениях.

Речевой материал - слова: машина, рубашка, крыльцо, светофор, светлеет, задание.

Процедура и инструкция. Учащемуся дается инструкция внимательно прослушать слова, затем записать только гласные буквы с выделением гласной, соответствующей ударному звуку, например, вместо слова машина - аИа, рубашка -уАа и т.д.

Оценка результатов:

5 баллов - высокий уровень - безошибочное и самостоятельное выполнение задания;

4 балла - уровень выше среднего - правильное определение количества гласных букв, единичные ошибки в обозначении ударных звуков прописными буквами, неударных - строчными, ошибки самостоятельно замечает и исправляет;

3 балла - средний уровень - при выполнении задания требуется его неоднократное уточнение экспериментатором, правильное кодирование гласных производится лишь в половине предложенных слов;

2 балла - уровень ниже среднего - стойкие ошибки, интенсивная помощь экспериментатора .позволяет "зашифровать" ударные и неударные гласные в отдельных случаях;

0-1 балл - низкий уровень - задание полностью не выполнено или отказ от его выполнения.


Скачать готовый расчет по данной методике
Заказать готовый расчет по этой методике Задать нам вопрос по данной методике

По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.


Важное

Мы Вконтакте

Статьи для психолога

Взаимодействие в системе «педагоги — психолог»

Постоянное напряжение, стресс, агрессия учеников, разочарование и неуверенность в себе неизбежны в работе учителя. Кроме того, между учителями и школьной администрацией, с одной стороны, и учителя-ми и психологами, с другой, довольно часто отсутствует взаимопонимание. Испытывая большие нагрузки и пытаясь совместить множество разных ролей, учителя все чаще ощущают потребность в психологической помощи. По опросам, проведенным в школах ЮАО г. Москвы, иметь в коллективе своего специалиста по психологии желают все, но примерно треть из тех, кто имел опыт взаимодействия с ним, остались недовольны результатами общения. В чем же причина взаимного непонимания, а подчас и разочарования? Что с этим делать?

Подробнее...

Рейтинг@Mail.ru

Рейтинг@Mail.ru

Статьи для логопеда

Карта для логопедического заключения школьника

Логопедическая характеристика на школьника

Фамилия, имя, отчество ребенка

Дата рождения                      

Адрес

1.Особенности строения артикуляционного аппарата:

- губы: тонкие, толстые; частичная или полная; односторонняя или двухсторонняя расщелина  верхней губы;

-зубы: редкие, мелкие, крупные, кривые, отсутствие зубов;

-прикус: прогнатия, прогения, открытый передний и т.д.;

-твердое небо: высокое, готическое, плоское, укороченное т.д.;

Подробнее...

Статьи для педагога

Развитие навыков общения в музыкальных двигательных играх

В играх - двигательных импровизациях развивается вы­разительность невербальных средств общения: жестов, панто­мимики, мимики, интонации. Эффективность общения в боль­шой степени зависит от его эмоционально-выразительной сто­роны. Психологические исследования говорят о том, что сло­ва занимают в общении лишь 7 %, на интонацию речи прихо­дится 38, на жесты, мимику, моторику человеческого тела - 55%.
Многие детские фольклорные игры построены на тактиль­ных ощущениях. Игровые ситуации помогают детям познать силу прикосновений, возможности тактильных контактов в регуляции собственного эмоционального состояния и в нала­живании доброжелательных отношений с окружающими.

Подробнее...

Помогу с написанием любой студенческой работы. Без посредников.Пишите: cola5@ya.ru