Источник: Педагогическая психология: учебное пособие /Под ред. И.Ю. Кулагиной. - М.: Сфера, 2008. 480 с.
Инструкция: прочтите ряд предложений. После каждой фразы даны три суждения о правомерности заключенной в ней мысли. Подчеркните те суждения, с которыми Вы согласны. Постарайтесь выполнить эту работу за 5 мин.
- Отметка выражает мнение учителя о знаниях ученика:
1) да, только мнение учителя;
2) отметка может отражать и мнение класса;
3) не знаю.
- Если ученик долго не успевает по какому-нибудь предмету, учитель уже, к сожалению, не в состоянии ему помочь:
1) согласен;
2) не согласен;
3) не знаю.
- Школьнику нужно объяснить, продвинулся ли он в своих знаниях по сравнению с его предыдущими результатами:
1) нужно;
2) не обязательно;
3) не нужно.
- Похвала по ходу выполнения задания приносит больше пользы, чем отметка за всю сделанную работу:
1) не согласен;
2) согласен;
3) не знаю.
- Достигается нужный воспитательный эффект, если сравнивать учеников, имеющих разную успеваемость:
1) согласен;
2) не знаю;
3) не согласен.
- Во время опроса учитель ориентируется на мнение ученика, следит за ходом его рассуждений и старается развить его мысли:
1) как правило;
2) редко;
3) в этом нет необходимости.
- Отметка должна быть «заработана» учеником, она не может даваться авансом:
1) согласен;
2) не согласен;
3) не знаю.
- Невыученный урок должен соответственно оцениваться, ученик не имеет права отказываться от ответа:
- да, это справедливо;
1) нет, это неверно;
2) это спорный вопрос.
- Можно использовать умение школьников оценивать свою работу и работу товарищей:
1) регулярно;
2) изредка;
3) нет, на это никогда не остается времени.
- Оцениваться должен результат выполненного учеником задания:
1) да, достижение результата — объективный критерий оценки;
2) нет, важно учесть и нестандартные способы решения;
3) не знаю.
- Во время урока положительные и отрицательные оценки действий ученика должны уравновешивать друг друга:
1) да, не следует увлекаться чем-то одним — похвалами или замечаниями;
2) нет, положительных оценок должно быть больше;
3) нет, полезнее преобладание отрицательных оценок.
- Когда ученик отвечает не очень уверенно, ему следует вовремя помочь:
1) обязательно;
2) не обязательно;
3) помогать во время опроса не нужно.
- Активность школьника на уроке — еще не показатель продуктивности его работы:
1) нет, это взаимосвязанные моменты;
2) да, поэтому саму по себе активность не стоит высоко оценивать;
3) да, активность и продуктивность работы не всегда совпадают.
- Оценивая работу ученика, нужно учитывать не только имеющийся результат, но и старания, труд, вложенные в эту работу:
1) это нужно делать только в начальных классах;
2) такой учет необходим во всех классах;
3) не знаю, нужно ли это делать вообще.
- В условиях современной школы щадящие отметки исключены:
1) да, это проявление процентомании;
2) нет, это гуманно по отношению к детям;
3) трудно сказать.
- Если из-за оценки возник конфликт, авторитет учителя предполагает сохранение выставленной оценки, хотя настаивать на ней нужно выдержанно и аргументированно:
1) согласен;
2) не знаю;
3) не согласен.
- Полезно противопоставлять учебные результаты учащихся, имеющих одинаковые способности и разное отношение к учению:
1) не согласен;
2) согласен;
3) не знаю.
- Если на уроке обсуждается спорный вопрос, спокойное и четкое объяснение учителя предпочтительнее, чем шумная дискуссия в классе:
1) да;
2) нет;
3) не всегда.
- Выставляя отметку, следует объяснить ученику, за что она поставлена:
1) да, всегда;
2) да, иногда;
3) нет, это ученик должен понимать сам.
- Учитель находит время, чтобы поговорить с каждым учеником о его успеваемости, успехах и недоработках:
1) изредка;
2) всегда;
3) практически это недостижимо.
Подсчет баллов проводится по таблице.
Если их сумма составила меньше 28 баллов, стиль общения учителя с классом оценивается как авторитарный и нуждается в коррекции. Если общий балл оказался в интервале 28—33, стиль общения квалифицируется как демократичный. Ориентация учителя на результативность обучения сочетается с ориентацией на личностное развитие учащихся. Есть основания считать такой стиль общения с детьми оптимальным в условиях современной школы, что, безусловно, не гарантирует от отдельных ошибок в оценочных ситуациях. Если сумма баллов от 34 до 40, стиль общения считается либеральным: у учителя преобладает стремление к созданию благоприятной психологической атмосферы в классе. Однако следует иметь в виду, что такой стиль дает хорошие результаты только при высоком уровне профессионального мастерства педагога. Если же этот уровень не является максимально высоким, существует реальная опасность потери возможностей управления ходом урока в классе. По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.
Скачать готовый расчет по данной методике
Заказать готовый расчет по этой методике
Задать нам вопрос по данной методике