Вверх
Напишу вам курсовую и диплом! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 18-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!
e-mail: cola5@yandex.ru
Карта экспертной оценки социально-психологической адаптации ребенка к школе (методика наблюдения Д. Стотта) предназначена для ранней диагностики и коррекции нарушений в развитии учащихся начальных классов, обеспечения адаптации к школе. Методика также может использоваться в период перехода из начальной в основную школу, для изучения адаптации к новым условиям обучения. Результаты, полученные в ходе диагностики, могут быть использованы для разработки программ, направленных на поддержку и помощь ребенку в решении личностных проблем и проблем социализации, успешное формирование жизненных навыков, профилактику неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактику девиантного поведения.
Источник: Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Выделение категорий «трудных» детей. В кн.: Рабочая книга школьного психолога. М., 1995 [23]. Материал отражен в книге: Методики диагностики эмоциональной сферы младших школьников : психологический практикум / Е. Н. Башкирова. - Москва : МПГУ, 2022. - 252 с.
Описание методики. Эта методика предназначена для изучения особенностей учеников, дезадаптированных к условиям школы. К дезадаптированным относятся два типа учеников: ученики, которые сами испытывают трудности и создают множество трудностей для окружающих (педагогов, родителей, других детей), - это так называемые «трудные дети». И ученики, которым самим в школе трудно, но окружающим они не доставляют особых неприятностей.
Карта наблюдений (бланк теста) состоит из 16 комплексов симптомов - особенностей поведения, их называют симптомо- комплексами (СК). В каждом СК есть перечень особенностей поведения ребенка. Каждый СК пронумерован и имеет собственное название:
I. НД - недоверие к новым людям, вещам, ситуациям
II. Д-депрессия.
III. У - уход в себя.
IV. ТВ - тревожность по отношению к взрослым.
V. ВВ - враждебность по отношению к взрослым
VI. ТД - тревога по отношению к детям.
VII. А - недостаток социальной нормативности (асоциаль- ность).
VIII. ВД - враждебность к детям (от ревнивого соперничества до открытой враждебности)
IX. Н - неугомонность.
X. ЭН - эмоциональное напряжение.
XI. НС - невротические симптомы.
XII. С - неблагоприятные условия среды.
XIII. СР - сексуальное развитие.
XIV. УО - умственная отсталость.
XV. Б - болезни и органические нарушения.
XVI. Ф - физические дефекты.
I. НД - недоверие к новым людям, вещам, ситуациям
II. Д - депрессия
III. У - уход в себя
IV. ТВ - тревожность по отношению к взрослым
V. ВВ - враждебность по отношению к взрослым
VI. ТД - тревога по отношению к детям
VII. А - недостаток социальной нормативности (асоциальность)
VIII. ВД - враждебность к детям
IV. Н - неугомонность
X. ЭН - эмоциональное напряжение
НС - невротические симптомы
XII. С - неблагоприятные условия среды
XIII. СР - сексуальное развитие
1. Очень раннее развитие, чувствительность к противоположному полу.
2. Задержка полового развития.
3. Проявляет извращенные наклонности.
XIV. УО - умственная отсталость
1. Сильно отстает в учебе.
2. «Туп» для своего возраста.
3. Совершенно не умеет читать.
4. Огромные недостатки в знании элементарной математики.
5. Совершенно не понимает математики.
6. Другие дети относятся к нему как к дурачку.
7. Попросту глуп.
XV. Б - болезни и органические нарушения
1. Неправильное дыхание.
2. Частые простуды.
3. Частые кровотечения из носа.
4. Дышит через рот.
5. Склонность к ушным заболеваниям.
6. Склонность к кожным заболеваниям.
7. Жалуется на частые боли в желудке и тошноту.
8. Частые головные боли.
9. Склонность чрезмерно бледнеть или краснеть.
10. Болезненные, покрасневшие веки.
11. Очень холодные руки.
12. Косоглазие.
13. Плохая координация движений.
14. Неестественные позы тела.
XVI. Ф - физические дефекты
1. Плохое зрение.
2. Слабый слух.
3. Слишком маленький рост.
4. Чрезмерная полнота.
5. Другие ненормальные особенности телосложения.
Обработка и интерпретация результатов методики.
1. При заполнении карты наблюдения необходимо отметить в бланке теста наличие какой-либо особенности поведения знаком «+», а ее отсутствие - знаком «-».
Каждая особенность поведения имеет неодинаковый информативный вес (за одну особенность поведения дается 1 балл, за другую - 2 балла), поэтому необходим перевод первичных показателей в «сырые» баллы (табл. 1).
В каждом СК баллы по образцам поведения суммируются, т.е. каждый СК получает определенное количество баллов.
Затем баллы по каждому СК переводятся в проценты. Проценты показывают, насколько сильно выражен определенный СК от максимально возможной выраженности. Для перевода в проценты пользуются таблицей 2.
Таблица 1. Ключ для перевода количества выделенных особенностей поведения в баллы
Образцы поведения |
СК |
|||||||||||||||
нд |
0 |
У |
ТВ |
НВ |
тд |
А |
кд |
Н |
ЭН |
НС |
С |
УР |
СР |
Б |
Ф |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
1 |
1 |
5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
|
1 |
1 |
6 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
|
1 |
|
7 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
|
1 |
|
8 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
|
|
|
|
1 |
|
9 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
|
|
|
|
1 |
|
10 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
|
|
|
|
1 |
|
11 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
|
1 |
2 |
|
|
|
|
1 |
|
12 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
|
2 |
|
|
|
|
1 |
|
13 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
14 |
2 |
2 |
|
2 |
2 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
15 |
2 |
2 |
|
2 |
2 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
2 |
2 |
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Образцы поведения |
СК |
|||||||||||||||
нд |
0 |
У |
ТВ |
нв |
тд |
А |
кд |
н |
эн |
НС |
с |
УР |
СР |
Б |
Ф |
|
17 |
2 |
2 |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
2 |
2 |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19 |
|
2 |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
|
2 |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2 Перевод «сырых» баллов в проценты
Баллы |
СК |
|||||||||||||||
нд |
0 |
У |
ТВ |
НВ |
тд |
А |
кд |
Н |
ЭН |
НС |
С |
УР |
СР |
Б |
Ф |
|
1 |
4 |
3 |
5 |
5 |
3 |
5 |
5 |
7 |
8 |
6 |
9 |
14 |
11 |
25 |
6 |
17 |
2 |
9 |
6 |
11 |
10 |
5 |
10 |
9 |
13 |
17 |
12 |
18 |
29 |
22 |
50 |
12 |
33 |
3 |
13 |
10 |
16 |
14 |
8 |
14 |
14 |
21 |
25 |
18 |
27 |
43 |
33 |
75 |
19 |
50 |
4 |
17 |
13 |
21 |
19 |
11 |
19 |
18 |
27 |
33 |
24 |
36 |
57 |
44 |
100 |
25 |
67 |
5 |
22 |
16 |
26 |
24 |
13 |
24 |
23 |
33 |
42 |
29 |
45 |
71 |
56 |
|
31 |
83 |
6 |
26 |
19 |
32 |
29 |
16 |
29 |
27 |
40 |
50 |
35 |
55 |
86 |
67 |
|
37 |
100 |
7 |
30 |
23 |
37 |
33 |
18 |
33 |
32 |
47 |
58 |
41 |
64 |
100 |
78 |
|
44 |
|
8 |
35 |
26 |
42 |
38 |
21 |
38 |
36 |
54 |
67 |
47 |
73 |
|
89 |
|
50 |
|
9 |
39 |
29 |
47 |
43 |
24 |
43 |
41 |
60 |
75 |
53 |
82 |
|
100 |
|
56 |
|
10 |
43 |
32 |
53 |
48 |
26 |
48 |
45 |
67 |
83 |
59 |
91 |
|
|
|
62 |
|
11 |
48 |
35 |
58 |
52 |
29 |
52 |
50 |
73 |
92 |
65 |
100 |
|
|
|
69 |
|
12 |
52 |
39 |
63 |
57 |
32 |
57 |
55 |
80 |
100 |
|
71 |
|
|
|
75 |
|
13 |
57 |
42 |
68 |
62 |
34 |
62 |
59 |
87 |
|
|
76 |
|
|
|
81 |
|
14 |
61 |
45 |
74 |
67 |
37 |
67 |
64 |
93 |
|
|
82 |
|
|
|
87 |
|
15 |
65 |
48 |
49 |
71 |
40 |
71 |
68 |
100 |
|
|
88 |
|
|
|
94 |
|
16 |
70 |
52 |
84 |
76 |
42 |
76 |
73 |
|
|
|
94 |
|
|
|
100 |
|
17 |
74 |
55 |
89 |
81 |
45 |
81 |
77 |
|
|
|
100 |
|
|
|
|
|
18 |
78 |
58 |
95 |
86 |
47 |
86 |
82 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19 |
83 |
61 |
100 |
90 |
50 |
90 |
86 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
87 |
65 |
|
95 |
53 |
95 |
90 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 |
91 |
68 |
|
100 |
55 |
100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22 |
96 |
71 |
|
58 |
|
100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Баллы |
СК |
|||||||||||||||
НД |
0 |
У |
ТВ |
НВ |
тд |
А |
кд |
н |
эн |
НС |
с |
УР |
СР |
Б |
Ф |
|
23 |
100 |
74 |
|
61 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
|
77 |
|
63 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25 |
|
81 |
|
66 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
26 |
|
84 |
|
68 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
27 |
|
87 |
|
71 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
28 |
|
90 |
|
74 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
29 |
|
94 |
|
76 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30 |
|
97 |
|
79 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
31 |
|
100 |
|
82 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
32 |
|
|
|
85 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
33 |
|
|
|
87 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
34 |
|
|
|
89 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
35 |
|
|
|
92 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
36 |
|
|
|
95 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
37 |
|
|
|
97 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
38 |
|
|
|
100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для каждого СК числовые шкалы (от 0 до 100 %) разбиты на пять интервалов: 0-20% - слабая выраженность данного качества; 21- 40% - заметная выраженность; 41-60% - сильная выраженность; 60-80% - очень сильная выраженность; 81-100% - чрезмерная выраженность качества, когда оно уже перерастает в другое качество (например, бережливость - жадность).
НД - недостаток доверия к новым людям, вещам, ситуациям. Это ведет к тому, что любой успех стоит ребенку огромных усилий. От 1 до 11 - менее явные симптомы; от 12 до 17 - симптомы явного нарушения.
О - ослабленность (астения).
В более легкой форме (симптомы 1-6) время от времени наблюдаются разного рода перепады активности, смена настроения. Наличие симптомов 7 и 8 свидетельствует о склонности к раздражению и физиологическом истощении. Симптомы 9-20 отражают более острые формы депрессии. Пунктам синдрома О обычно сопутствуют выраженные синдромы ТВ и НВ (см. IV и V), особенно в крайних формах депрессии. По всей вероятности, они действительно репрезентируют элементы депрессивного истощения.
У - уход в себя. Избегание контактов с людьми, самоустранение. Защитная установка по отношению к любым контактам с людьми, неприятие проявляемого к нему чувства любви.
ТВ - тревожность по отношению к взрослым. Беспокойство и неуверенность в том, интересуются ли им взрослые, любят ли его. Симптомы 1-6 - ребенок старается убедиться, принимают»ли и любят ли его взрослые. Симптомы 7-10 - старается обратить на себя внимание и преувеличенно добивается любви взрослого. Симптомы 11-16 - проявляет большое беспокойство о том, принимают ли его взрослые.
НВ - неприятие взрослых. Симптомы 1-4 - ребенок проявляет различные формы неприятия взрослых, которые могут быть началом враждебности или депрессии. Симптомы 5-9 - то относится к взрослым враждебно, то старается добиться их хорошего отношения. Симптомы 10-17 - открытая враждебность, проявляющаяся в асоциальном поведении. Симптомы 18-24 - полная, неуправляемая, привычная враждебность.
ТД - тревога по отношению к детям. Тревога ребенка за принятие себя другими детьми. Временами она принимает форму открытой враждебности. Все симптомы одинаково важны.
А - асоциальность (недостаток социальной нормативности). Неуверенность в одобрении взрослых, которая выражается в различных формах негативизма. Симптомы 1-5 - отсутствие стараний понравиться взрослым, безразличие и отсутствие заинтересованности в хороших отношениях с ними. Симптомы 5-9 у более старших детей могут указывать на определенную степень независимости. Симптомы 10-16 - отсутствие моральной щепетильности в мелочах. 16 - считает, что взрослые недружелюбны, вмешиваются в его дела, не имея на это права.
КД - конфликтность с детьми (от ревнивого соперничества до открытой враждебности).
Н - неугомонность. Неугомонность, нетерпеливость, неспособность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания и размышления. Склонность к кратковременным и легким усилиям. Избегание долговременных усилий.
ЭН - эмоциональное напряжение. Симптомы 1-5 свидетельствуют об эмоциональной незрелости, 6-7 - о серьезных страхах, 8-10 - о прогулах и непунктуальности.
НС - невротические симптомы. Острота невротических симптомов может зависеть от возраста ребенка, они также могут быть последствиями существовавшего прежде нарушения.
С - неблагоприятные условия среды. Отсутствие внимания, ухода и контроля со стороны родителей. Неблагоприятная обстановка в семье.
УР - умственное развитие. Демонстрирует умственное развитие, не соответствующее возрасту, отсутствие соответствующих возрасту знаний и навыков.
СР - сексуальное развитие. Нарушения сексуального развития.
Б - болезни и органические нарушения. Наличие болезней и органических нарушений как одной из возможных причин дезадаптации.
Ф - физические дефекты. Наличие физических дефектов, препятствующих адаптации.
По данным В.А. Мурзенко, коэффициент дезадаптации основной части выборки составляет от 6 до 25 баллов, у 20,8% выборки коэффициент дезадаптации превышает 25 баллов, что свидетельствует, по мнению автора, о значительной серьезности нарушения механизмов личностной адаптации, - такие дети стоят уже на грани клинических нарушений и нуждаются в специальной помощи, вплоть до вмешательства психоневролога. В отношении 5,5 % учащихся можно скорее говорить о ситуативных реакциях, чем об устойчивых личностных обусловленностях. Анализ структур заполненных КН показал, что типичной является структура, при которой выделяется доминирующий синдром, иногда - группа синдромов. Выделены следующие частоты распределения доминирующих синдромов: враждебность по отношению к взрослым - 34,4%; недостаток социальной нормативности - 22,2%; уход в себя - 12,5%; депрессия - 11,1%; враждебность к детям - 11,1%; недостаток доверия к новым людям, вещам, ситуациям - 8,3 %. Результаты наблюдения представляются в виде графика с указанием выраженности каждого симптомокомплекса в процентах. Также следует привести таблицу с указанием балльных оценок, процентной выраженности симптомокомплексов с указанием уровня выраженности качества (0-20% - слабая выраженность данного качества; 21-40% - заметная выраженность; 41-60% - сильная выраженность; 60-80% - очень сильная выраженность; 81-100% - чрезмерная выраженность качества, когда оно уже перерастает в другое качество (например, бережливость - жадность), а также интерпретации содержания каждого симптомокомплекса.
![]() |
![]() |
![]() |
Скачать готовый расчет по данной методике |
Заказать готовый расчет по этой методике | Задать нам вопрос по данной методике |
По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.