Вверх
Напишу вам курсовую и диплом! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 18-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!
e-mail: cola5@yandex.ru
Источники: Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 448 с.
Цивильская Е.А. Логопедическая диагностика состояния речевой функции детей с ДЦП// В сборнике: Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики Альманах Казанского федерального университета. Под ред. А.И. Ахметзяновой. 2013. С. 148-156.
Цель: при выполнении диагностики развития речи очень часто студенты сталкиваются с тем, что в методике диагностики нет четкого описания уровней сформированности того или иного процесса. В данных статьях авторы предлагают свои варианты, которые можно использовать и дополнять.
Критерии оценки коммуникативных умений ребенка
В данной статье М.А. Поваляева предлагает свой вариант описания уровней. Студенты, используя различные методики диагностики, могут сами выполнить качественный анализ каждого из уровней (например, высокий, средний, низкий), включив следующие рекомендации автора:
№ |
Критерии оценки коммуникативных умений детей |
Оценка в баллах |
Уровень речевой коммуникации |
1 |
Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета |
3 |
Высокий |
2 |
Ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении, чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое |
2 |
Средний |
3 |
Ребенок малоактивен и мало разговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание |
1 |
Низкий |
Критерии оценки звуковой стороны речи
N5 |
Критерий оценки звуковой стороны речи |
Баллы |
Уровень развития звуковой стороны |
1 |
Правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка. Умение дифференцировать звуки (различать на слухи при произношении). Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания |
3 |
Вышний |
2 |
Неустойчивость и недостаточная четкость произношения и дифференциации звуков |
2 |
Средний |
3 |
Дефекты в произношении звуков, отсутствие их дифференциации. Способность регулировать темпы речи и дыхания отсутствует |
1 |
Низкий |
Критерии оценки связной речи (пересказ)
Для изучения уровня связной речи используется методика «пересказа текста». Детям предлагается прослушать небольшие по объему незнакомые рассказ или сказку. Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показателям (табл). Таким образом, оценка 10 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, свыше 5 баллов - среднему уровню, меньше 5 баллов - низкому уровню.
1. Понимание текста |
Правильно ли ребенок формулирует основную мысль |
1. Структурирование текста |
Умение последовательно и точно строить пересказ (базируется на основе сопоставления пересказа со структурой текста) |
3. Лексика |
Полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными |
4. Грамматика |
Правильность построения предложений.умение использовать сложные предложения |
5. Плавность речи |
Наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимость повторного чтения текста |
Примечание. Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста - 10 баллов. 2 балла - правильное воспроизведение; 1 балл - незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок; 0 баллов - неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках.
Оценка состояния речевой функции дошкольников с ДЦП (Е.А. Цивильская)
№ |
Исследуемые параметры |
Система оценок |
|
1 |
Состояние артикуляционного аппарата |
- анатомическое строение; - объем выполнения движений; - переключаемость; |
1 балл - соответствующее норме строение и двигательная функция периферического речевого аппарата; 2 балла - отклонения в анатомическом строении; 3 балла - трудности в объеме и переключении артикуляционных движений; 4 балла - наличие синкинезий; 5 баллов - наличие гиперкинезов; тремор |
2 |
Характеристика дыхания |
- тип дыхания; |
1 балл - брюшной (диафрагмальный); 2 балла - грудной |
- объем выдоха; |
1 балл - достаточный для произнесения фразы; 2 балла - достаточный для произнесения сложного слова; 3 балла - достаточный для произнесения односложного слова; 4 балла - речь на вдохе |
||
3 |
Голос |
- голос; |
1 балл - нормальный; 2 балла - не модулирован по силе (слабый; истощающийся к концу фразы); 3 балла - не модулирован по высоте; 4 балла - нарушение тембра (хриплый; монотонный; назализованный) |
4 |
Состояние импрессивной речи |
- понимание ситуативной речи; |
1 балл - понимает предложения с причинноследственной связью; 2 балла - понимает и выполняет инструкцию из двух заданий; 3 балла - понимает и выполняет инструкцию из одного задания; 4 балла - понимает и выполняет инструкцию с помощью; 5 баллов - не понимает и не выполняет инструкцию, задания |
5 |
Состояние экспрессивн ой речи |
- экспрессивная речь; |
1 - развернутая фраза; 2 - простое нераспространенное предложение; 3 - одно-,двухсловное предложение; 4 - звукоподражание, звукокомплексы; 5 - отсутствие экспрессивной речи |
6 |
Просодическая сторона речи |
- темп; - ритм; |
1 - темп в норме, интонационная сторона достаточно выражена; 2 - темп быстрый (замедленный); 3 - темп в норме, интонационная сторона слабо выражена; 4 - темп нарушен, интонационно невыразительная речь; 5 - монотонное произнесение |
7 |
Состояние звукопроизношения |
гласные; согласные: свистящие; шипящие; сонорные; заднеязычные другие согласные звуки; |
1 - звукопроизношение в норме; 2 - нарушена одна группа звуков (например, шипящие); 3 - нарушены 2 группы; 4 - нарушено более 3 групп; 5 - нарушено произношение звуков раннего онтогенеза (например, [м], [н], [п], [б], [д], [т]) |
8 |
Слоговая структура слова |
- слоговая структура слова; |
1 - владеет слоговой структурой сложных слов типа «милиционер»; 2 - воспроизводит двух-, трехсложные слова типа СГС (например, слова типа «картон»); 3 - воспроизводит трехсложные слова типа «машина»; 4 - искажает структуру двухсложных слов типа «домик»; 5 - искажает структуру самых простых слов типа «лапа». |
9 |
Состояние фонематического слуха |
- определение наличия заданного звука в слове; - определение местонахождения звука в слове; - выделение ударного звука в слове; - определение количества звуков в слове; - дифференциация слов паронимов |
1 - фонематический слух сохранен; 2 - не различает звуки по твердости - мягкости (например, вместо «заяц»-«зяяц»; 3 - не дифференцирует звуки внутри одной группы (например, звуки [с] и [з], вместо «зуб»- «суп»); 4 - не дифференцирует звуки из разных групп (например, звуки [с] и [ш] вместо «шапка»- «сапка») 5 - не дифференцирует гласные |
10 |
Общая характеристика активного словаря |
- обобщающие понятии (например, «одежда», «обувь», «дикие животные»: - глагольный словарь; - прилагательные; - наречия; - числительные; - местоимения; |
1 - в активном словаре представлены все части речи русского языка; 2 - в словаре ребенка отсутствуют местоимения, наречия, мало прилагательных; 3 - в словаре только простые глаголы, путает глаголы близкие по значению; 4 - словарь ограничен бытовой тематикой; 5 - очень бедный словарь, состоящий из звукокомплексов, обозначающих одновременно несколько понятий |
11 |
Грамматический строй речи |
- употребление предлогов; - употребление единственного и множественного числа существительных; - изменение существительных по падежам; - изменение существительных и прилагательных по родам и числам; - изменение глаголов по временам; |
1 - владеет грамматическим строем речи, ошибок не наблюдается; 2 - не изменяет по падежам; 3 - не сформированы родовые понятия, не изменяет по числам; 4 - не использует предлоги; 5 - речь грубо аграмматична. |
12 |
Связная речь |
- составление предложений по предметным картинкам; - составление рассказа по сюжетной картинке; - составление рассказа по серии сюжетных картинок; - составление рассказа по опорным словам и предложениям; - пересказ прочитанного текста; |
1 - рассказ (пересказ) составлен верно; 2 - незначительно нарушены причинноследственные отношения; 3 - картинки разложены правильно, рассказ составлен с искажением смысла; 4 - картинки разложены, рассказ составлен с помощью наводящих вопросов; 5 - задание недоступно даже с помощью |
13 |
Письменная речь |
- письмо; |
1 - грамотное письмо; 2 - допускает незначительные ошибки (описки); 3 - орфографические и дисграфические ошибки; 4 - дисграфия с наличием стойких и повторяющихся ошибок одного типа (например, пропуски и добавления слогов); 5 - смешанная дисграфия, включающая несколько форм дисграфии с наличием стойких повторяющихся ошибок разнотипного характера (например, пропуск букв, замена одних букв другими, похожими по начертанию) |
14 |
Навыки чтения |
- чтение; |
1 - читает целыми словами, прочитанное понимает; 2 - читает словами, понимает прочитанное не полностью; 3 - послоговое чтение, смысл прочитанного понимает; 4 - послоговое чтение, смысл недопонимает; 5 - побуквенное чтение, пересказать не может |
В случае если ребенок 6-7 лет по результатам диагностики набрал 14 баллов, то он имеет развитую речь. Если ребенок набирает по 2-3 балла в каждом из 14 пунктов диагностики, существует вероятность, что у ребенка наблюдается ФФН либо ОНР III ур. В случае если ребенок набирает высокие баллы (4-5 баллов), существует большая вероятности тяжелых нарушений речи, таких, как дизартрия, алалия, а также нарушений письменной речи на фоне ОНР. В случае затруднения постановки заключения следует обратиться к старшему логопеду района, к логопеду ПМПК. В случае постановки тяжелого нарушения речи следует направить ребенка к неврологу для подтверждения диагноза и назначения комплексного лечения.