Вверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
Методики диагностики младших школьников будут полезны педагогам, детским психологам, дефектологам, а также студентам, овладевающим данными специальностями. Все методики включают стимульный материал, описание качественной и количественной обработки данных.
Методики диагностики детей дошкольного возраста будут полезны воспитателям детских садов, социальным педагогам, детским психологам и, несомненно, родителям.
Проблемы подростков волнуют не только родителей, но и учителей, специалистов по социальной работе, школьных психологов.
Взрослые люди тоже нуждаются в психологической и педагогической поддержке со стороны коллектива и руководства. На сайте собрана масса методик по диагностике персонала или отдельных сотрудников.
Каждая работа - уникальна. Обращайтесь.

Обо мне

djДобро пожаловать на мой сайт! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 12-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!

Телефон: +375 29 726 24 68

e-mail: cola5@yandex.ru

Get Adobe Flash player

Полезное

Актуальные игры

Упражнения при заикании

Согласно МКБ-10, заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение.

Дидактические игры для развития слухового восприятия, развития навыков слогового анализа и синтеза

Молчанка
Оборудование: карточки с цифрами 1, 2, 3 у каждого ученика. Сначала из числа игроков выбирается помощник ведущего — «наблюдатель». Затем педагог называет слово, а ученики поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слов в данном слове. (Подбор слов может быть произвольным и тематическим.) За неверные ответы «наблюдатель» раздает ученикам штрафные фишки. За каждую фишку по окончании игры необходимо выполнить то или иное задание.

Упражнения для развития кинетической и кинестестической основы движений руки

Под кинетической основой речи понимаем способность выполнения серии артикуляционных движений. Примером служат: сначала вытянуть губы вперед - затем улыбнуться; открыть рот - показать широкий язык - поднять его на верхнюю губу - опустить на нижнюю губу - убрать в рот - закрыть рот; осторожно подвигать нижней челюстью вправо - влево; открыть рот - положить язык на нижнюю губу - покашлять с открытым ртом при этом язык находится на нижней губе. Работой кинетического механизма осуществления речевого акта обусловлена способность воспроизводить уже не отдельные звуки, а слова целиком, слоги. Кинетическая программа обеспечивается участием своего мозгового механизма, отличного от механизма создания кинестетической схемы произвольного движения.

Как справиться с шумным, трудным учеников? Как повлиять на трудного ученика? Эти вопросы задает хоть один раз каждый учитель. В первые годы своей жизни человек проходит сложнейший и богатейший путь психического и личностного движения вперед. Разнообразные направления развития до появления на свет и после рождения — все имеет смысл в этой временной динамике, все необыкновенно значимо и все чрезвычайно информативно.

 Характерная социальная среда, изменяющиеся требования к ребенку со стороны взрослых, возрастающие возможности познания и усложняющиеся собственные действия — важные условия жизни и развития маленького человека. Он, ориентируясь и адаптируясь в реальном предметном мире, является одновременно и теоретиком, познающим безграничное пространство вокруг себя, и практиком, этот мир преобразующим.

В младшем школьном возрасте произвольно управляемым становится поведение ребенка в целом. Все его поступки, а не только отдельные действия начинают приобретать смысловое содержание и управляться внутренними тенденциями собственного “Я”. Его поведение, первоначально опирающееся на образцы поведения других значимых людей (взрослых — учителей и родителей), постепенно все более соотносится со сформировавшимися у ребенка представлениями о правилах и нормах человеческого бытия.

На протяжении начального периода обучения в школе активно формируется эмоциональная сфера ребенка. Чувства изменяются в движении от непроизвольности, непосредственности и чрезвычайной неустойчивости к большей глубине и постоянству. Они все чаще направляются на выражение заботы о других, формирование дружбы, уважения и любви. Главное в развитии эмоциональной сферы младшего школьника — увеличение интеллектуальности эмоций, тесно связанной с продолжающимся общим умственным прогрессом ребенка.

На фоне многочисленных изменений особая роль в этом возрасте принадлежит становлению основных элементов самосознания. Активное познание себя в предметной и социальной среде бурное эмоциональное ощущение собственной “Я”, осознание мотивов своей деятельности способствуют формированию определенной объективности в оценке поступков и, в некоторой степени, личностных качеств.

Ребенок идет в школу... Ему исполнилось шесть или семь лет — и он стал школьником. Новая социальная среда для ребенка, пришедшего в школу, как необитаемый остров ил инопланетная цивилизация. Все ново и все инп ресно, все неизведанно и непредсказуемо, а значит— стрессоопасно.

Эта сложная для ребенка ситуация весьма необходима для его дальнейшего развития. Вместе с тем именно в это время младшие школьный могут попасть в разряд “трудных”. Хотя любое развитие как процесс движения к совершенству и прогрессу вряд ли возможно без трудностей и проблем, противоречий. И кто такой этот “трудный” ребенок? Трудный для себя самого или для нас — взрослых?

В школе у ребенка возникает новая структура социальных отношений. Система “ребенок взрослый”, сложившаяся за первые шесть лет жизни, дифференцируется на две системы: “Ребенок — учитель” и “ребенок — родители”. При чем система “ребенок — учитель” выступает у младшего школьника как “ребенок — общество" и влияет на его отношения с родителями и с другими людьми.

Ребенок считает, что в учителе воплощаются требования общества, где существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки всех и каждого. Малыш очень чуток к тому, учитель относится к тем или иным детям: если он замечает, что у учителя есть “любимчики”, то ореол разрушается. В первое время дети стремятся точно следовать указаниям педагога, а если учитель по отношению к правилу допускает лояльность, то и правило разрушается изнутри. Ребенок начинает относиться к другому ребенку с позиции того, как этот ребенок относится к эталону, который вводит учитель. Поэтому в младших классах много так называемых ябед.

В процессе взаимодействия детей и взрослых возникают различные проблемы. Успешность их преодоления свидетельствует о достаточном уровне социально-психологической адаптации участников этих процессов и о психологической сохранности взрослых и детей. Один из наиболее распространенных запросов школьному психологу со стороны учителей, по мнению И. В. Дубровиной, — проблема эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности учащихся. Педагоги не знают, как вести себя с чрезмерно упрямыми, обидчивыми, драчливыми школьниками или с плаксивыми, тревожными детьми, слишком болезненно переживающими любое замечание. В каждой конкретной ситуации надо постараться разобраться в возможных причинах проявлений эмоциональных переживаний.

Условно можно выделить три группы “трудных” детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере.

Агрессивные дети. Безусловно, в жизни каждого ребенка бывают случаи, когда он проявляет агрессию. Но, выделяя данную проблему, необходимо обращать внимание на степень проявления агрессивной реакции ребенка, длительность действия и характер возможных причин, вызывающих аффективное поведение, порой совершенно неявных.

Эмоционально расторможенные дети. Относящиеся к этому типу школьники на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят весь класс, нарушают дисциплину, портят отношения; если они страдают — их плач и негативные эмоциональные реакции будут слишком громкими и вызывающими.

Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети. Такие дети — нередкое явление в школе. Младшие школьники стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы и сложности в учебе или общении с детьми и взрослыми, боятся обратить на себя внимание.

На практике все эти трудности чаще всего являются личностной составляющей индивидуальности ребенка и требуют не только внимательного рассмотрения, но и профилактических действий со стороны учителя и родителей. Если вовремя не оказать помощи, то присущие способы реагирования на внешние ситуации могут закрепиться как черты характера и устойчивые формы поведения, ведь младший школьный возраст — это период формирования характера как главного стержня личности, ее сущности, приобретающей значительную устойчивость уже к 12-ти годам жизни.

В начальной школе многие сложности определены индивидуальными особенностями ребенка шести-семи лет, и прежде всего спецификой его темперамента и уже сформировавшимися основными чертами характера. В данном случае речь идет о сочетании присущих ребенку общечеловеческих свойств, с одной стороны, и его неповторимой индивидуальности, с другой.

Темперамент — это индивидная характеристика человека, сочетающая в себе динамические проявления его психической деятельности, иными словами — “динамическая основа” характера. Такие свойства имеют “физиологическую базу”, т. е. определяются особенностями функционирования физиологических структур. Каковы эти особенности и структуры? Этот вопрос до сих пор “на переднем крае науки” и в настоящее время интенсивно исследуется психофизиологами.

Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.

Общая активность — это интенсивность и объем взаимодействия ребенка с окружающей средой (физической и социальной). По этому показателю ребенок может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным в отношении объектов и явлений окружающей его жизни: людей, природы, информации, событий и др. Младший школьник при общении со взрослыми или сверстниками может в большинстве случаев проявлять свою инициативу в поведении (речь, движения, жесты и др.) и создавать впечатление инициативного человека. А если такая деятельность не является преобладающей и свойственной поведению ребенка, о нем создается мнение как о спокойном или даже пассивном.

Проявления темперамента в моторной сфере рассматриваются как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений.

Об эмоциональности как проявлении темперамента говорят тогда, когда речь идет о впечатлительности, чувствительности, импульсивности и т. п. И по этим характеристикам дети тоже значительно различаются.

Характеристики темперамента ребенка, обусловленные физиологической основой его организма, хорошо видны в поведении школьника: на уроках, на переменах, в самостоятельной деятельности и в общении с детьми и взрослыми. Их несложно заметить, если учитель — внимательный человек, а наблюдательность как профессионально важное качество “не подводит” педагога. Увиденное свойство выступает в качестве важной характеристики темперамента ребенка, если более или менее постоянно повторяется в его поведении, а не остается случайным “всплеском”. Эпизодические и случайные элементы поведения не могут трактоваться однозначно. Кроме того, не следует предполагать, что любой человек (и прежде всего ребенок) может быть охарактеризован с позиций сугубо одного конкретного типа темперамента: в каждом человеке переплетается множество различных характеристик, и мы можем говорить лишь о преобладании проявлений одного типа темперамента над другими.

Самыми яркими характеристиками холерического темперамента можно считать высокий уровень психической активности, энергичность действий, резкость, стремительность, их быстрый темп. Холерик склонен к сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, может быть подвержен эмоциональным срывам, а иногда бывает несколько агрессивен.

Холерик отличается высокой чувствительностью к внешним воздействиям окружающей среды, быстрой возбудимостью и неуравновешенностью, в связи с этим ему трудно переключать внимание. Для поведения холерика типичен высокий подъем эмоционального состояния и, наоборот, эмоциональные спады, т. е. цикличность. В состоянии эмоционального подъема у него высокая работоспособность и инициативность.

Холерику противопоказаны монотонные, однообразные виды работы, требующие терпения и усидчивости. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных обстоятельствах.

Рекомендации взрослым по взаимодействию с ребенком-холериком

Неблагоприятные условия воспитания и развития:

■          воспитание в условиях доминирующей гиперпротекции или, напротив, в условиях безнадзорности;

■          воспитание в атмосфере эмоционально и интеллектуально бедной семейной обстановки, в условиях жестких взаимоотношений, эмоционального отвержения и семейных конфликтов;

■          блокировка стремлений ребенка к активной деятельности, к общению, к лидерству;

■          жесткая дисциплина или вынужденное безделие;

■          эмоциональные перегрузки, напряженная работа в течение длительного времени;

■        монотонная, неинтересная деятельность, не дающая выхода типичным чертам холерического темперамента;

■          отсутствие устойчивых познавательных, социальных и творческих интересов,увлечений.

Условия психологического комфорта:

■          разнообразные и интересные виды деятельности;

■          благоприятная среда для общения, предоставляющая возможность выступать организатором интересных дел;

■          наличие увлечений и обязанностей, дающих выход накапливающейся избыточной психофизической энергии ребенка;

■          спорт, физический труд, подвижные игры и т. п. Однако необходимо регулировать проявления инициативы ребенка в четко обозначенных пределах дозволенного в поведении. При этом установленные ограничения и обязанности должны не блокировать потребность в проявлении своих мыслей, чувств, волевых усилий, а разумно определяться безопасностью и благом для самого ребенка и окружающих его людей. Очерчивать их необходимо в процессе аргументированной беседы и общения.

Ребенку холерического темперамента рекомендована тренировка сдержанности, умения выслушивать учителя и товарищей в спокойной и положительно-благоприятной обстановке.

Сангвинический темперамент характеризуется высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием мимики, быстрым темпом речи. Сангвиники общительны, контактны, жизнерадостны, не склонны к беспокойству. Они стремятся к частой смене отношений, легко и быстро отзываются на окружающие события. Эмоции, преимущественно положительные, быстро возникают и сменяют одна другую.

Сангвиники обладают значительной работоспособностью. Они легко привыкают к новым требованиям и новой обстановке, усваивают нормы и стандарты поведения, принятые в данной социальной группе. Для них характерно быстрое переключение с одного вида деятельности на другой, освоение и перестройка навыков, гибкость ума.

В отношениях с другими людьми сангвиники характеризуются общительностью, которая способствует получению самой обширной и разнообразной информации.

Рекомендации взрослым по взаимодействию с ребенком-сангвиником

Неблагоприятные условия воспитания и развития:

■          воспитание в условиях доминирующей гиперопеки и чрезмерного внешнего контроля;

■          неудовлетворение потребностей в активной деятельности, в общении и лидерстве;

■          неудовлетворение потребностей познавательной, социальной и творческой направленности.

Условия психологического комфорта:

■          разнообразные и интересные виды деятельности, позволяющие реализовать потенциальные творческие возможности;

■       активная групповая деятельность в классе и в других детских объединениях, предоставляющая возможность выступать организатором интересных и полезных дел;

■          ситуации, предполагающие самостоятельность и принятие ответственности за решение групповых задач;

■          активное общение с детьми и взрослыми.

Человек с флегматическим темпераментом характеризуется низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики, трудно переключается с одного вида деятельности на другой и долго приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное и ровное настроение. Он терпелив, ненаходчив, медленно сосредотачивается. Ему присущ медленный темп движений и речи. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство, склонен к порядку. Как правило, стремится доводить начатое дело до конца. Для флегматика характерны инертность, малоподвижность, ему нужно время, чтобы сосредоточитьс9 при переключении с одного вида деятельности на дру гой, требуется время для “раскачки”. В неблагоприятны: обстоятельствах у флегматика могут выработаться без различие, равнодушное отношение к учебе и труду, окружающим людям и даже к самому себе.

Рекомендации взрослым по взаимодействию ребенком - флегматиком

Неблагоприятные условия воспитания и развития: я воспитание в условиях жестких взаимоотношений доминирующей гиперпротекции, в “маятниковых": условиях (по принципу “я тебя люблю — я тебя ненавижу”);

■          воспитание в условиях изоляции, сопровождающеся эмоционально-психологической депривацией;

■          грубые попытки взрослых проникнуть во внутренний мир ребенка, бесцеремонно или навязчиво вмешаться в его дела;

■          ситуации длительного неформального общения группах (особенно незнакомых детей и взрослых):

■          ситуации, в которых необходимо быстро принять решение или выполнить задание.

Условия психологического комфорта:

■         безусловное принятие ребенка, доброжелательное и заинтересованное отношение к нему;

■         включение в группу с его согласия (следует помнить, что интровертированный ребенок при самостоятельной работе быстрее достигает поставленных целей);

■         акцентирование любых его успехов в общении с окружающими;

■         терпимое отношение и искренняя компетентная заинтересованность идеями и увлечениями ребенка, умелое его включение в групповое взаимодействие. Ребенку с яркими чертами флегматического темперамента необходимо особое внимание в семейном социуме: воспитание в условиях теплых заботливых отношений со стороны близких; оптимистические установки в семье, ее эмоционально-интеллектуальное богатство, общие для членов семьи дела и увлечения; условия общения не только в кругу семьи, но и с чужими людьми, взрослыми и сверстниками; ему необходимо своевременное гендерное воспитание. Психологический комфорт интровертированных детей возрастает при принятии их взрослыми и поддержке самых неожиданных увлечений, кроме опасных и асоциальных.

Человек меланхолического темперамента характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики речи и высокой утомляемостью. Его отличает высокая эмоциональная чувствительность, глубина и устойчивость эмоций при слабом их выражении.

При неблагоприятных условиях у меланхолика может возникнуть повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность.

Меланхолики чрезвычайно обидчивы, болезненно чувствительны. Мимика и движения у них маловыразительны, голос тихий. Меланхолики редко смеются во весь голос, трудности заставляют их опускать руки. Эти люди склонны к замкнутости, избегают общения с незнакомыми людьми. Они часто нерешительны в трудных обстоятельствах. Однако в благоприятной, привычной обстановке меланхолики могут успешно вести порученное дело, преодолевая трудности и проявляя настойчивость. Их труд наиболее продуктивен там, где нужна высокая чувствительность, вдумчивость и осторожность.

Рекомендации взрослым по взаимодействию с ребенком-меланхоликом

Неблагоприятные условия воспитания и развития:

*          воспитание в условиях жестких взаимоотношений, противоречивое,"маятниковое”воспитание;

*          воспитание в условиях повышенной моральной ответственности или, напротив, по типу “кумир семьи”;

*          воспитание в тревожно-мнительной атмосфере, в культе болезней;

■         ситуации повышенной социальной ответственности (сложные поручения, завышенные требования, ожидания);

■         быстрое изменение условий и образа жизни;

■         однообразность жизни (отсутствие разнообразных позитивных впечатлений).

Чрезвычайно негативно на ребенка с меланхолическим темпераментом влияет отвержение со стороны значимых лиц (близких людей, учителей, друзей), вынужденная разлука с ними; явная несправедливость, порицания, выговоры. Унизительные нотации (даже правильные) со стороны взрослых глубоко переживаются ребенком. Серьезные неприятности и несчастья могут привести к острым аффективным реакциям, реактивным депрессиям, тяжелым невротическим срывам. Накопившаяся за определенный период усталость может выплеснуться гневом, раздражением, слезами в ответ на вроде бы безобидное замечание, легкую критику и т. п. Крайне нежелательно прямое негативное сравнение с более успешными одноклассниками. Оценку деятельности лучше давать индивидуально, аргументированно, с акцентом на положительных моментах.

Условия психологического комфорта: 

1. нахождение в кругу семьи, близких друзей, понимающих и заботливых взрослых, которые принимают и любят их безо всяких условий, прощая им случайные аффективные вспышки, не имеющие глубокой агрессивной наполненности или напряженности;

2. доброжелательное, поддерживающее взаимодействие педагогов с ребенком, обстановка спокойствия на уроке, формирование уверенности в достижении учебных целей;

3. уверенность ребенка в том, что ему окажут поддержку и помощь в неожиданной, нестандартной ситуации, не подавляя его инициативы, помогут принять правильное решение;

4. снижение нагрузки за счет тщательной подготовки к учебной работе, составление плана деятельности в индивидуальном темпе;

5.  оптимистические установки в семье, ее эмоционально-интеллектуальное богатство, общие для членов семьи дела и увлечения.

Если у ребенка-меланхолика уже сформировались тенденции тревожности, то в процессе учебной деятельности желательно давать ему время на обдумывание заданий, подготовку; не ставить его в ситуацию неожиданного вопроса; не задавать вопросов по-новому; давать время для проверки выполненного задания перед ответом; стимулировать самостоятельный поиск путей преодоления учебных затруднений (если необходимо, на дополнительных индивидуальных занятиях); доброжелательно аргументировать выставляемую оценку; формировать у младшего школьника уверенность в своих силах не только оценкой, но и похвалой за приложенные усилия. Ни в коем случае не эксплуатировать повышенную ответственность.

И помните: ни плохого, ни хорошего темперамента не бывает, бывают только плохие характеры, которые можно сформировать на основе любого из темпераментов.

Каждый человек уникален и неповторим! Младший школьник — личность, хотя еще и только формирующаяся. Главные и необходимые условия для счастливой жизни этого человека — принятие его взрослым миром и безграничная любовь.

Источник: В. Н. ШАШОК, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии АПО, кандидат психологических наук //Пачатковая школа №4 2010.

Дорогие педагоги, если Вас волнует проблема работы с шумным классом, предлагаю Вам для изучения статью Как справиться с шумным классом?

Для комментирования, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Войти с помощью

Вход на сайт

Мы Вконтакте

Важное

Статьи для психолога

Психологическая помощь. Что и как о ней рассказывать педагогам и родителям

К числу типичных трудностей, возникающих у практического психолога, традиционно относят неадекватность запросов и ожиданий, которые предъявляют потенциальные клиенты. «Расскажите моему ребенку, что надо хорошо учиться», «Поработайте с Синицыным, он совсем от рук отбился», «Вот вы с ним на прошлой неделе занимались, а сегодня он опять начал»… У каждого из нас наверняка найдется масса подобных примеров, не говоря уже о крайних случаях типа «Будешь себя плохо вести — отведу к психологу!».

Подробнее...

Рейтинг@Mail.ru

Рейтинг@Mail.ru

Статьи для логопеда

Использование элементов обучения грамоте в сложных случаях речевого недоразвития у детей

Коррекция сложных речевых расстройств — наиболее актуальная тема в логопедии. Увеличившееся за последние годы количество детей со сложной структурой дефекта связано с тремя основными группами вредоносных факторов. К первой группе относятся генетические заболевания, нередко приводящие к поражениям не только ЦНС, слуха, зрения, речи, но и ко множественным порокам развития, а также дополнительным заболеваниям почек, печени, нарушению обмена веществ и т.п. 

Подробнее...

Статьи для педагога

Лишние килограммы: проблема детского ожирения

Удивительно, но даже из уст врачей порой приходится слышать: «Ничего страшного! Это просто ожирение! Надо меньше есть!». Однако на самом деле любой, кто сталкивался с проблемой избыточного веса, скажет, насколько трудна борьба с лишними килограммами. Сегодня ожирение является одним из самых распространенных детских заболеваний в мире. Рассмотрим эту проблему по-внимательнее.

Подробнее...