Вверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
Методики диагностики речи, познавательного, моторного развития для логопедов, педагогов, психологов, дефектологов.
Методики диагностики детей дошкольного возраста будут полезны воспитателям детских садов, социальным педагогам, детским психологам и, несомненно, родителям.
Проблемы подростков волнуют не только родителей, но и учителей, специалистов по социальной работе, школьных психологов.
Взрослые люди тоже нуждаются в психологической и педагогической поддержке со стороны коллектива и руководства. На сайте собрана масса методик по диагностике персонала или отдельных сотрудников.
Каждая работа - уникальна. Обращайтесь.

Обо мне

djНапишу вам курсовую и диплом! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 18-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!

Тел.+37529 7262468

e-mail: cola5@yandex.ru

Get Adobe Flash player

Warning: "continue" targeting switch is equivalent to "break". Did you mean to use "continue 2"? in /var/www/u1151745/data/www/psmetodiki.ru/templates/dd_garden_40/functions.php on line 205

Как справиться с шумным, трудным учеником? Как повлиять на трудного ученика? Эти вопросы задает хоть один раз каждый учитель. В первые годы своей жизни человек проходит сложнейший и богатейший путь психического и личностного движения вперед. Разнообразные направления развития до появления на свет и после рождения — все имеет смысл в этой временной динамике, все необыкновенно значимо и все чрезвычайно информативно.

 Характерная социальная среда, изменяющиеся требования к ребенку со стороны взрослых, возрастающие возможности познания и усложняющиеся собственные действия — важные условия жизни и развития маленького человека. Он, ориентируясь и адаптируясь в реальном предметном мире, является одновременно и теоретиком, познающим безграничное пространство вокруг себя, и практиком, этот мир преобразующим.

В младшем школьном возрасте произвольно управляемым становится поведение ребенка в целом. Все его поступки, а не только отдельные действия начинают приобретать смысловое содержание и управляться внутренними тенденциями собственного “Я”. Его поведение, первоначально опирающееся на образцы поведения других значимых людей (взрослых — учителей и родителей), постепенно все более соотносится со сформировавшимися у ребенка представлениями о правилах и нормах человеческого бытия.

На протяжении начального периода обучения в школе активно формируется эмоциональная сфера ребенка. Чувства изменяются в движении от непроизвольности, непосредственности и чрезвычайной неустойчивости к большей глубине и постоянству. Они все чаще направляются на выражение заботы о других, формирование дружбы, уважения и любви. Главное в развитии эмоциональной сферы младшего школьника — увеличение интеллектуальности эмоций, тесно связанной с продолжающимся общим умственным прогрессом ребенка.

На фоне многочисленных изменений особая роль в этом возрасте принадлежит становлению основных элементов самосознания. Активное познание себя в предметной и социальной среде бурное эмоциональное ощущение собственной “Я”, осознание мотивов своей деятельности способствуют формированию определенной объективности в оценке поступков и, в некоторой степени, личностных качеств.

Ребенок идет в школу... Ему исполнилось шесть или семь лет — и он стал школьником. Новая социальная среда для ребенка, пришедшего в школу, как необитаемый остров ил инопланетная цивилизация. Все ново и все инп ресно, все неизведанно и непредсказуемо, а значит— стрессоопасно.

Эта сложная для ребенка ситуация весьма необходима для его дальнейшего развития. Вместе с тем именно в это время младшие школьный могут попасть в разряд “трудных”. Хотя любое развитие как процесс движения к совершенству и прогрессу вряд ли возможно без трудностей и проблем, противоречий. И кто такой этот “трудный” ребенок? Трудный для себя самого или для нас — взрослых?

В школе у ребенка возникает новая структура социальных отношений. Система “ребенок взрослый”, сложившаяся за первые шесть лет жизни, дифференцируется на две системы: “Ребенок — учитель” и “ребенок — родители”. При чем система “ребенок — учитель” выступает у младшего школьника как “ребенок — общество" и влияет на его отношения с родителями и с другими людьми.

Ребенок считает, что в учителе воплощаются требования общества, где существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки всех и каждого. Малыш очень чуток к тому, учитель относится к тем или иным детям: если он замечает, что у учителя есть “любимчики”, то ореол разрушается. В первое время дети стремятся точно следовать указаниям педагога, а если учитель по отношению к правилу допускает лояльность, то и правило разрушается изнутри. Ребенок начинает относиться к другому ребенку с позиции того, как этот ребенок относится к эталону, который вводит учитель. Поэтому в младших классах много так называемых ябед.

В процессе взаимодействия детей и взрослых возникают различные проблемы. Успешность их преодоления свидетельствует о достаточном уровне социально-психологической адаптации участников этих процессов и о психологической сохранности взрослых и детей. Один из наиболее распространенных запросов школьному психологу со стороны учителей, по мнению И. В. Дубровиной, — проблема эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности учащихся. Педагоги не знают, как вести себя с чрезмерно упрямыми, обидчивыми, драчливыми школьниками или с плаксивыми, тревожными детьми, слишком болезненно переживающими любое замечание. В каждой конкретной ситуации надо постараться разобраться в возможных причинах проявлений эмоциональных переживаний.

Условно можно выделить три группы “трудных” детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере.

Агрессивные дети. Безусловно, в жизни каждого ребенка бывают случаи, когда он проявляет агрессию. Но, выделяя данную проблему, необходимо обращать внимание на степень проявления агрессивной реакции ребенка, длительность действия и характер возможных причин, вызывающих аффективное поведение, порой совершенно неявных.

Эмоционально расторможенные дети. Относящиеся к этому типу школьники на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят весь класс, нарушают дисциплину, портят отношения; если они страдают — их плач и негативные эмоциональные реакции будут слишком громкими и вызывающими.

Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети. Такие дети — нередкое явление в школе. Младшие школьники стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы и сложности в учебе или общении с детьми и взрослыми, боятся обратить на себя внимание.

На практике все эти трудности чаще всего являются личностной составляющей индивидуальности ребенка и требуют не только внимательного рассмотрения, но и профилактических действий со стороны учителя и родителей. Если вовремя не оказать помощи, то присущие способы реагирования на внешние ситуации могут закрепиться как черты характера и устойчивые формы поведения, ведь младший школьный возраст — это период формирования характера как главного стержня личности, ее сущности, приобретающей значительную устойчивость уже к 12-ти годам жизни.

В начальной школе многие сложности определены индивидуальными особенностями ребенка шести-семи лет, и прежде всего спецификой его темперамента и уже сформировавшимися основными чертами характера. В данном случае речь идет о сочетании присущих ребенку общечеловеческих свойств, с одной стороны, и его неповторимой индивидуальности, с другой.

Темперамент — это индивидная характеристика человека, сочетающая в себе динамические проявления его психической деятельности, иными словами — “динамическая основа” характера. Такие свойства имеют “физиологическую базу”, т. е. определяются особенностями функционирования физиологических структур. Каковы эти особенности и структуры? Этот вопрос до сих пор “на переднем крае науки” и в настоящее время интенсивно исследуется психофизиологами.

Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.

Общая активность — это интенсивность и объем взаимодействия ребенка с окружающей средой (физической и социальной). По этому показателю ребенок может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным в отношении объектов и явлений окружающей его жизни: людей, природы, информации, событий и др. Младший школьник при общении со взрослыми или сверстниками может в большинстве случаев проявлять свою инициативу в поведении (речь, движения, жесты и др.) и создавать впечатление инициативного человека. А если такая деятельность не является преобладающей и свойственной поведению ребенка, о нем создается мнение как о спокойном или даже пассивном.

Проявления темперамента в моторной сфере рассматриваются как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений.

Об эмоциональности как проявлении темперамента говорят тогда, когда речь идет о впечатлительности, чувствительности, импульсивности и т. п. И по этим характеристикам дети тоже значительно различаются.

Характеристики темперамента ребенка, обусловленные физиологической основой его организма, хорошо видны в поведении школьника: на уроках, на переменах, в самостоятельной деятельности и в общении с детьми и взрослыми. Их несложно заметить, если учитель — внимательный человек, а наблюдательность как профессионально важное качество “не подводит” педагога. Увиденное свойство выступает в качестве важной характеристики темперамента ребенка, если более или менее постоянно повторяется в его поведении, а не остается случайным “всплеском”. Эпизодические и случайные элементы поведения не могут трактоваться однозначно. Кроме того, не следует предполагать, что любой человек (и прежде всего ребенок) может быть охарактеризован с позиций сугубо одного конкретного типа темперамента: в каждом человеке переплетается множество различных характеристик, и мы можем говорить лишь о преобладании проявлений одного типа темперамента над другими.

Самыми яркими характеристиками холерического темперамента можно считать высокий уровень психической активности, энергичность действий, резкость, стремительность, их быстрый темп. Холерик склонен к сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, может быть подвержен эмоциональным срывам, а иногда бывает несколько агрессивен.

Холерик отличается высокой чувствительностью к внешним воздействиям окружающей среды, быстрой возбудимостью и неуравновешенностью, в связи с этим ему трудно переключать внимание. Для поведения холерика типичен высокий подъем эмоционального состояния и, наоборот, эмоциональные спады, т. е. цикличность. В состоянии эмоционального подъема у него высокая работоспособность и инициативность.

Холерику противопоказаны монотонные, однообразные виды работы, требующие терпения и усидчивости. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных обстоятельствах.

Рекомендации взрослым по взаимодействию с ребенком-холериком

Неблагоприятные условия воспитания и развития:

■          воспитание в условиях доминирующей гиперпротекции или, напротив, в условиях безнадзорности;

■          воспитание в атмосфере эмоционально и интеллектуально бедной семейной обстановки, в условиях жестких взаимоотношений, эмоционального отвержения и семейных конфликтов;

■          блокировка стремлений ребенка к активной деятельности, к общению, к лидерству;

■          жесткая дисциплина или вынужденное безделие;

■          эмоциональные перегрузки, напряженная работа в течение длительного времени;

■        монотонная, неинтересная деятельность, не дающая выхода типичным чертам холерического темперамента;

■          отсутствие устойчивых познавательных, социальных и творческих интересов,увлечений.

Условия психологического комфорта:

■          разнообразные и интересные виды деятельности;

■          благоприятная среда для общения, предоставляющая возможность выступать организатором интересных дел;

■          наличие увлечений и обязанностей, дающих выход накапливающейся избыточной психофизической энергии ребенка;

■          спорт, физический труд, подвижные игры и т. п. Однако необходимо регулировать проявления инициативы ребенка в четко обозначенных пределах дозволенного в поведении. При этом установленные ограничения и обязанности должны не блокировать потребность в проявлении своих мыслей, чувств, волевых усилий, а разумно определяться безопасностью и благом для самого ребенка и окружающих его людей. Очерчивать их необходимо в процессе аргументированной беседы и общения.

Ребенку холерического темперамента рекомендована тренировка сдержанности, умения выслушивать учителя и товарищей в спокойной и положительно-благоприятной обстановке.

Сангвинический темперамент характеризуется высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием мимики, быстрым темпом речи. Сангвиники общительны, контактны, жизнерадостны, не склонны к беспокойству. Они стремятся к частой смене отношений, легко и быстро отзываются на окружающие события. Эмоции, преимущественно положительные, быстро возникают и сменяют одна другую.

Сангвиники обладают значительной работоспособностью. Они легко привыкают к новым требованиям и новой обстановке, усваивают нормы и стандарты поведения, принятые в данной социальной группе. Для них характерно быстрое переключение с одного вида деятельности на другой, освоение и перестройка навыков, гибкость ума.

В отношениях с другими людьми сангвиники характеризуются общительностью, которая способствует получению самой обширной и разнообразной информации.

Рекомендации взрослым по взаимодействию с ребенком-сангвиником

Неблагоприятные условия воспитания и развития:

■          воспитание в условиях доминирующей гиперопеки и чрезмерного внешнего контроля;

■          неудовлетворение потребностей в активной деятельности, в общении и лидерстве;

■          неудовлетворение потребностей познавательной, социальной и творческой направленности.

Условия психологического комфорта:

■          разнообразные и интересные виды деятельности, позволяющие реализовать потенциальные творческие возможности;

■       активная групповая деятельность в классе и в других детских объединениях, предоставляющая возможность выступать организатором интересных и полезных дел;

■          ситуации, предполагающие самостоятельность и принятие ответственности за решение групповых задач;

■          активное общение с детьми и взрослыми.

Человек с флегматическим темпераментом характеризуется низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики, трудно переключается с одного вида деятельности на другой и долго приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное и ровное настроение. Он терпелив, ненаходчив, медленно сосредотачивается. Ему присущ медленный темп движений и речи. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство, склонен к порядку. Как правило, стремится доводить начатое дело до конца. Для флегматика характерны инертность, малоподвижность, ему нужно время, чтобы сосредоточитьс9 при переключении с одного вида деятельности на дру гой, требуется время для “раскачки”. В неблагоприятны: обстоятельствах у флегматика могут выработаться без различие, равнодушное отношение к учебе и труду, окружающим людям и даже к самому себе.

Рекомендации взрослым по взаимодействию ребенком - флегматиком

Неблагоприятные условия воспитания и развития: я воспитание в условиях жестких взаимоотношений доминирующей гиперпротекции, в “маятниковых": условиях (по принципу “я тебя люблю — я тебя ненавижу”);

■          воспитание в условиях изоляции, сопровождающеся эмоционально-психологической депривацией;

■          грубые попытки взрослых проникнуть во внутренний мир ребенка, бесцеремонно или навязчиво вмешаться в его дела;

■          ситуации длительного неформального общения группах (особенно незнакомых детей и взрослых):

■          ситуации, в которых необходимо быстро принять решение или выполнить задание.

Условия психологического комфорта:

■         безусловное принятие ребенка, доброжелательное и заинтересованное отношение к нему;

■         включение в группу с его согласия (следует помнить, что интровертированный ребенок при самостоятельной работе быстрее достигает поставленных целей);

■         акцентирование любых его успехов в общении с окружающими;

■         терпимое отношение и искренняя компетентная заинтересованность идеями и увлечениями ребенка, умелое его включение в групповое взаимодействие. Ребенку с яркими чертами флегматического темперамента необходимо особое внимание в семейном социуме: воспитание в условиях теплых заботливых отношений со стороны близких; оптимистические установки в семье, ее эмоционально-интеллектуальное богатство, общие для членов семьи дела и увлечения; условия общения не только в кругу семьи, но и с чужими людьми, взрослыми и сверстниками; ему необходимо своевременное гендерное воспитание. Психологический комфорт интровертированных детей возрастает при принятии их взрослыми и поддержке самых неожиданных увлечений, кроме опасных и асоциальных.

Человек меланхолического темперамента характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики речи и высокой утомляемостью. Его отличает высокая эмоциональная чувствительность, глубина и устойчивость эмоций при слабом их выражении.

При неблагоприятных условиях у меланхолика может возникнуть повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность.

Меланхолики чрезвычайно обидчивы, болезненно чувствительны. Мимика и движения у них маловыразительны, голос тихий. Меланхолики редко смеются во весь голос, трудности заставляют их опускать руки. Эти люди склонны к замкнутости, избегают общения с незнакомыми людьми. Они часто нерешительны в трудных обстоятельствах. Однако в благоприятной, привычной обстановке меланхолики могут успешно вести порученное дело, преодолевая трудности и проявляя настойчивость. Их труд наиболее продуктивен там, где нужна высокая чувствительность, вдумчивость и осторожность.

Рекомендации взрослым по взаимодействию с ребенком-меланхоликом

Неблагоприятные условия воспитания и развития:

*          воспитание в условиях жестких взаимоотношений, противоречивое,"маятниковое”воспитание;

*          воспитание в условиях повышенной моральной ответственности или, напротив, по типу “кумир семьи”;

*          воспитание в тревожно-мнительной атмосфере, в культе болезней;

■         ситуации повышенной социальной ответственности (сложные поручения, завышенные требования, ожидания);

■         быстрое изменение условий и образа жизни;

■         однообразность жизни (отсутствие разнообразных позитивных впечатлений).

Чрезвычайно негативно на ребенка с меланхолическим темпераментом влияет отвержение со стороны значимых лиц (близких людей, учителей, друзей), вынужденная разлука с ними; явная несправедливость, порицания, выговоры. Унизительные нотации (даже правильные) со стороны взрослых глубоко переживаются ребенком. Серьезные неприятности и несчастья могут привести к острым аффективным реакциям, реактивным депрессиям, тяжелым невротическим срывам. Накопившаяся за определенный период усталость может выплеснуться гневом, раздражением, слезами в ответ на вроде бы безобидное замечание, легкую критику и т. п. Крайне нежелательно прямое негативное сравнение с более успешными одноклассниками. Оценку деятельности лучше давать индивидуально, аргументированно, с акцентом на положительных моментах.

Условия психологического комфорта: 

1. нахождение в кругу семьи, близких друзей, понимающих и заботливых взрослых, которые принимают и любят их безо всяких условий, прощая им случайные аффективные вспышки, не имеющие глубокой агрессивной наполненности или напряженности;

2. доброжелательное, поддерживающее взаимодействие педагогов с ребенком, обстановка спокойствия на уроке, формирование уверенности в достижении учебных целей;

3. уверенность ребенка в том, что ему окажут поддержку и помощь в неожиданной, нестандартной ситуации, не подавляя его инициативы, помогут принять правильное решение;

4. снижение нагрузки за счет тщательной подготовки к учебной работе, составление плана деятельности в индивидуальном темпе;

5.  оптимистические установки в семье, ее эмоционально-интеллектуальное богатство, общие для членов семьи дела и увлечения.

Если у ребенка-меланхолика уже сформировались тенденции тревожности, то в процессе учебной деятельности желательно давать ему время на обдумывание заданий, подготовку; не ставить его в ситуацию неожиданного вопроса; не задавать вопросов по-новому; давать время для проверки выполненного задания перед ответом; стимулировать самостоятельный поиск путей преодоления учебных затруднений (если необходимо, на дополнительных индивидуальных занятиях); доброжелательно аргументировать выставляемую оценку; формировать у младшего школьника уверенность в своих силах не только оценкой, но и похвалой за приложенные усилия. Ни в коем случае не эксплуатировать повышенную ответственность.

И помните: ни плохого, ни хорошего темперамента не бывает, бывают только плохие характеры, которые можно сформировать на основе любого из темпераментов. Каждый человек уникален и неповторим! Младший школьник — личность, хотя еще и только формирующаяся. Главные и необходимые условия для счастливой жизни этого человека — принятие его взрослым миром и безграничная любовь.

Источник: В. Н. ШАШОК, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии АПО, кандидат психологических наук //Пачатковая школа №4 2010.

Дорогие педагоги, если Вас волнует проблема работы с шумным классом, предлагаю Вам для изучения статьи:

Как справиться с шумным классом?

Гиперактивные дети. Особенности учебного взаимодействия в школе и семье

Как справиться с дерзким учеником?

Важное

Мы Вконтакте

Статьи для психолога

Взаимодействие в системе «педагоги — психолог»

Постоянное напряжение, стресс, агрессия учеников, разочарование и неуверенность в себе неизбежны в работе учителя. Кроме того, между учителями и школьной администрацией, с одной стороны, и учителя-ми и психологами, с другой, довольно часто отсутствует взаимопонимание. Испытывая большие нагрузки и пытаясь совместить множество разных ролей, учителя все чаще ощущают потребность в психологической помощи. По опросам, проведенным в школах ЮАО г. Москвы, иметь в коллективе своего специалиста по психологии желают все, но примерно треть из тех, кто имел опыт взаимодействия с ним, остались недовольны результатами общения. В чем же причина взаимного непонимания, а подчас и разочарования? Что с этим делать?

Подробнее...

Рейтинг@Mail.ru

Рейтинг@Mail.ru

Статьи для логопеда

Формирование лексико-грамматических форм речи у детей с ОНР

Структура общего недоразвития речи предполагает нарушения как звуковой, так и смысловой стороны речи, т.е. наряду с фонетико-фонематическим ее недоразвитием отмечаются и лексико-грамматические нарушения. Большинство поступающих в логопедические группы детей имеют III уровень ОНР, характеризующийся небольшим словарным запасом, содержащим в основном существительные, слабым использованием глаголов, прилагательных, наречий, предлогов. Для построения объемной, грамотной речи, необходимой для общения, и равномерного формирования словарного запаса, желателен понедельный подбор лексических тем.

Подробнее...

Статьи для педагога

Роль медиаобразования в формировании информационной культуры учащихся

Вне информационной среды жить невозможно. Но что необходимо предпринять для формирования информационной культуры личности младшего школьника, что бы минимизировать негативное влияние современных информационных ресурсов? В статье раскрывается актуальность формирования информационной культуры личности учащихся начальных классов в условиях развития информационного общества, заметную роль в котором играют средства массовой информации.

Подробнее...

Помогу с написанием любой студенческой работы. Без посредников.Пишите: cola5@ya.ru