Вверх
Напишу вам курсовую и диплом! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 18-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!
e-mail: cola5@yandex.ru
Как справиться с шумным, трудным учеником? Как повлиять на трудного ученика? Эти вопросы задает хоть один раз каждый учитель. В первые годы своей жизни человек проходит сложнейший и богатейший путь психического и личностного движения вперед. Разнообразные направления развития до появления на свет и после рождения — все имеет смысл в этой временной динамике, все необыкновенно значимо и все чрезвычайно информативно.
Характерная социальная среда, изменяющиеся требования к ребенку со стороны взрослых, возрастающие возможности познания и усложняющиеся собственные действия — важные условия жизни и развития маленького человека. Он, ориентируясь и адаптируясь в реальном предметном мире, является одновременно и теоретиком, познающим безграничное пространство вокруг себя, и практиком, этот мир преобразующим.
В младшем школьном возрасте произвольно управляемым становится поведение ребенка в целом. Все его поступки, а не только отдельные действия начинают приобретать смысловое содержание и управляться внутренними тенденциями собственного “Я”. Его поведение, первоначально опирающееся на образцы поведения других значимых людей (взрослых — учителей и родителей), постепенно все более соотносится со сформировавшимися у ребенка представлениями о правилах и нормах человеческого бытия.
На протяжении начального периода обучения в школе активно формируется эмоциональная сфера ребенка. Чувства изменяются в движении от непроизвольности, непосредственности и чрезвычайной неустойчивости к большей глубине и постоянству. Они все чаще направляются на выражение заботы о других, формирование дружбы, уважения и любви. Главное в развитии эмоциональной сферы младшего школьника — увеличение интеллектуальности эмоций, тесно связанной с продолжающимся общим умственным прогрессом ребенка.
На фоне многочисленных изменений особая роль в этом возрасте принадлежит становлению основных элементов самосознания. Активное познание себя в предметной и социальной среде бурное эмоциональное ощущение собственной “Я”, осознание мотивов своей деятельности способствуют формированию определенной объективности в оценке поступков и, в некоторой степени, личностных качеств.
Ребенок идет в школу... Ему исполнилось шесть или семь лет — и он стал школьником. Новая социальная среда для ребенка, пришедшего в школу, как необитаемый остров ил инопланетная цивилизация. Все ново и все инп ресно, все неизведанно и непредсказуемо, а значит— стрессоопасно.
Эта сложная для ребенка ситуация весьма необходима для его дальнейшего развития. Вместе с тем именно в это время младшие школьный могут попасть в разряд “трудных”. Хотя любое развитие как процесс движения к совершенству и прогрессу вряд ли возможно без трудностей и проблем, противоречий. И кто такой этот “трудный” ребенок? Трудный для себя самого или для нас — взрослых?
В школе у ребенка возникает новая структура социальных отношений. Система “ребенок взрослый”, сложившаяся за первые шесть лет жизни, дифференцируется на две системы: “Ребенок — учитель” и “ребенок — родители”. При чем система “ребенок — учитель” выступает у младшего школьника как “ребенок — общество" и влияет на его отношения с родителями и с другими людьми.
Ребенок считает, что в учителе воплощаются требования общества, где существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки всех и каждого. Малыш очень чуток к тому, учитель относится к тем или иным детям: если он замечает, что у учителя есть “любимчики”, то ореол разрушается. В первое время дети стремятся точно следовать указаниям педагога, а если учитель по отношению к правилу допускает лояльность, то и правило разрушается изнутри. Ребенок начинает относиться к другому ребенку с позиции того, как этот ребенок относится к эталону, который вводит учитель. Поэтому в младших классах много так называемых ябед.
В процессе взаимодействия детей и взрослых возникают различные проблемы. Успешность их преодоления свидетельствует о достаточном уровне социально-психологической адаптации участников этих процессов и о психологической сохранности взрослых и детей. Один из наиболее распространенных запросов школьному психологу со стороны учителей, по мнению И. В. Дубровиной, — проблема эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности учащихся. Педагоги не знают, как вести себя с чрезмерно упрямыми, обидчивыми, драчливыми школьниками или с плаксивыми, тревожными детьми, слишком болезненно переживающими любое замечание. В каждой конкретной ситуации надо постараться разобраться в возможных причинах проявлений эмоциональных переживаний.
Условно можно выделить три группы “трудных” детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере.
Агрессивные дети. Безусловно, в жизни каждого ребенка бывают случаи, когда он проявляет агрессию. Но, выделяя данную проблему, необходимо обращать внимание на степень проявления агрессивной реакции ребенка, длительность действия и характер возможных причин, вызывающих аффективное поведение, порой совершенно неявных.
Эмоционально расторможенные дети. Относящиеся к этому типу школьники на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят весь класс, нарушают дисциплину, портят отношения; если они страдают — их плач и негативные эмоциональные реакции будут слишком громкими и вызывающими.
Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети. Такие дети — нередкое явление в школе. Младшие школьники стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы и сложности в учебе или общении с детьми и взрослыми, боятся обратить на себя внимание.
На практике все эти трудности чаще всего являются личностной составляющей индивидуальности ребенка и требуют не только внимательного рассмотрения, но и профилактических действий со стороны учителя и родителей. Если вовремя не оказать помощи, то присущие способы реагирования на внешние ситуации могут закрепиться как черты характера и устойчивые формы поведения, ведь младший школьный возраст — это период формирования характера как главного стержня личности, ее сущности, приобретающей значительную устойчивость уже к 12-ти годам жизни.
В начальной школе многие сложности определены индивидуальными особенностями ребенка шести-семи лет, и прежде всего спецификой его темперамента и уже сформировавшимися основными чертами характера. В данном случае речь идет о сочетании присущих ребенку общечеловеческих свойств, с одной стороны, и его неповторимой индивидуальности, с другой.
Темперамент — это индивидная характеристика человека, сочетающая в себе динамические проявления его психической деятельности, иными словами — “динамическая основа” характера. Такие свойства имеют “физиологическую базу”, т. е. определяются особенностями функционирования физиологических структур. Каковы эти особенности и структуры? Этот вопрос до сих пор “на переднем крае науки” и в настоящее время интенсивно исследуется психофизиологами.
Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.
Общая активность — это интенсивность и объем взаимодействия ребенка с окружающей средой (физической и социальной). По этому показателю ребенок может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным в отношении объектов и явлений окружающей его жизни: людей, природы, информации, событий и др. Младший школьник при общении со взрослыми или сверстниками может в большинстве случаев проявлять свою инициативу в поведении (речь, движения, жесты и др.) и создавать впечатление инициативного человека. А если такая деятельность не является преобладающей и свойственной поведению ребенка, о нем создается мнение как о спокойном или даже пассивном.
Проявления темперамента в моторной сфере рассматриваются как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений.
Об эмоциональности как проявлении темперамента говорят тогда, когда речь идет о впечатлительности, чувствительности, импульсивности и т. п. И по этим характеристикам дети тоже значительно различаются.
Характеристики темперамента ребенка, обусловленные физиологической основой его организма, хорошо видны в поведении школьника: на уроках, на переменах, в самостоятельной деятельности и в общении с детьми и взрослыми. Их несложно заметить, если учитель — внимательный человек, а наблюдательность как профессионально важное качество “не подводит” педагога. Увиденное свойство выступает в качестве важной характеристики темперамента ребенка, если более или менее постоянно повторяется в его поведении, а не остается случайным “всплеском”. Эпизодические и случайные элементы поведения не могут трактоваться однозначно. Кроме того, не следует предполагать, что любой человек (и прежде всего ребенок) может быть охарактеризован с позиций сугубо одного конкретного типа темперамента: в каждом человеке переплетается множество различных характеристик, и мы можем говорить лишь о преобладании проявлений одного типа темперамента над другими.
Самыми яркими характеристиками холерического темперамента можно считать высокий уровень психической активности, энергичность действий, резкость, стремительность, их быстрый темп. Холерик склонен к сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, может быть подвержен эмоциональным срывам, а иногда бывает несколько агрессивен.
Холерик отличается высокой чувствительностью к внешним воздействиям окружающей среды, быстрой возбудимостью и неуравновешенностью, в связи с этим ему трудно переключать внимание. Для поведения холерика типичен высокий подъем эмоционального состояния и, наоборот, эмоциональные спады, т. е. цикличность. В состоянии эмоционального подъема у него высокая работоспособность и инициативность.
Холерику противопоказаны монотонные, однообразные виды работы, требующие терпения и усидчивости. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных обстоятельствах.
Рекомендации взрослым по взаимодействию с ребенком-холериком
Неблагоприятные условия воспитания и развития:
■ воспитание в условиях доминирующей гиперпротекции или, напротив, в условиях безнадзорности;
■ воспитание в атмосфере эмоционально и интеллектуально бедной семейной обстановки, в условиях жестких взаимоотношений, эмоционального отвержения и семейных конфликтов;
■ блокировка стремлений ребенка к активной деятельности, к общению, к лидерству;
■ жесткая дисциплина или вынужденное безделие;
■ эмоциональные перегрузки, напряженная работа в течение длительного времени;
■ монотонная, неинтересная деятельность, не дающая выхода типичным чертам холерического темперамента;
■ отсутствие устойчивых познавательных, социальных и творческих интересов,увлечений.
Условия психологического комфорта:
■ разнообразные и интересные виды деятельности;
■ благоприятная среда для общения, предоставляющая возможность выступать организатором интересных дел;
■ наличие увлечений и обязанностей, дающих выход накапливающейся избыточной психофизической энергии ребенка;
■ спорт, физический труд, подвижные игры и т. п. Однако необходимо регулировать проявления инициативы ребенка в четко обозначенных пределах дозволенного в поведении. При этом установленные ограничения и обязанности должны не блокировать потребность в проявлении своих мыслей, чувств, волевых усилий, а разумно определяться безопасностью и благом для самого ребенка и окружающих его людей. Очерчивать их необходимо в процессе аргументированной беседы и общения.
Ребенку холерического темперамента рекомендована тренировка сдержанности, умения выслушивать учителя и товарищей в спокойной и положительно-благоприятной обстановке.
Сангвинический темперамент характеризуется высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием мимики, быстрым темпом речи. Сангвиники общительны, контактны, жизнерадостны, не склонны к беспокойству. Они стремятся к частой смене отношений, легко и быстро отзываются на окружающие события. Эмоции, преимущественно положительные, быстро возникают и сменяют одна другую.
Сангвиники обладают значительной работоспособностью. Они легко привыкают к новым требованиям и новой обстановке, усваивают нормы и стандарты поведения, принятые в данной социальной группе. Для них характерно быстрое переключение с одного вида деятельности на другой, освоение и перестройка навыков, гибкость ума.
В отношениях с другими людьми сангвиники характеризуются общительностью, которая способствует получению самой обширной и разнообразной информации.
Рекомендации взрослым по взаимодействию с ребенком-сангвиником
Неблагоприятные условия воспитания и развития:
■ воспитание в условиях доминирующей гиперопеки и чрезмерного внешнего контроля;
■ неудовлетворение потребностей в активной деятельности, в общении и лидерстве;
■ неудовлетворение потребностей познавательной, социальной и творческой направленности.
Условия психологического комфорта:
■ разнообразные и интересные виды деятельности, позволяющие реализовать потенциальные творческие возможности;
■ активная групповая деятельность в классе и в других детских объединениях, предоставляющая возможность выступать организатором интересных и полезных дел;
■ ситуации, предполагающие самостоятельность и принятие ответственности за решение групповых задач;
■ активное общение с детьми и взрослыми.
Человек с флегматическим темпераментом характеризуется низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики, трудно переключается с одного вида деятельности на другой и долго приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное и ровное настроение. Он терпелив, ненаходчив, медленно сосредотачивается. Ему присущ медленный темп движений и речи. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство, склонен к порядку. Как правило, стремится доводить начатое дело до конца. Для флегматика характерны инертность, малоподвижность, ему нужно время, чтобы сосредоточитьс9 при переключении с одного вида деятельности на дру гой, требуется время для “раскачки”. В неблагоприятны: обстоятельствах у флегматика могут выработаться без различие, равнодушное отношение к учебе и труду, окружающим людям и даже к самому себе.
Рекомендации взрослым по взаимодействию ребенком - флегматиком
Неблагоприятные условия воспитания и развития: я воспитание в условиях жестких взаимоотношений доминирующей гиперпротекции, в “маятниковых": условиях (по принципу “я тебя люблю — я тебя ненавижу”);
■ воспитание в условиях изоляции, сопровождающеся эмоционально-психологической депривацией;
■ грубые попытки взрослых проникнуть во внутренний мир ребенка, бесцеремонно или навязчиво вмешаться в его дела;
■ ситуации длительного неформального общения группах (особенно незнакомых детей и взрослых):
■ ситуации, в которых необходимо быстро принять решение или выполнить задание.
Условия психологического комфорта:
■ безусловное принятие ребенка, доброжелательное и заинтересованное отношение к нему;
■ включение в группу с его согласия (следует помнить, что интровертированный ребенок при самостоятельной работе быстрее достигает поставленных целей);
■ акцентирование любых его успехов в общении с окружающими;
■ терпимое отношение и искренняя компетентная заинтересованность идеями и увлечениями ребенка, умелое его включение в групповое взаимодействие. Ребенку с яркими чертами флегматического темперамента необходимо особое внимание в семейном социуме: воспитание в условиях теплых заботливых отношений со стороны близких; оптимистические установки в семье, ее эмоционально-интеллектуальное богатство, общие для членов семьи дела и увлечения; условия общения не только в кругу семьи, но и с чужими людьми, взрослыми и сверстниками; ему необходимо своевременное гендерное воспитание. Психологический комфорт интровертированных детей возрастает при принятии их взрослыми и поддержке самых неожиданных увлечений, кроме опасных и асоциальных.
Человек меланхолического темперамента характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики речи и высокой утомляемостью. Его отличает высокая эмоциональная чувствительность, глубина и устойчивость эмоций при слабом их выражении.
При неблагоприятных условиях у меланхолика может возникнуть повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность.
Меланхолики чрезвычайно обидчивы, болезненно чувствительны. Мимика и движения у них маловыразительны, голос тихий. Меланхолики редко смеются во весь голос, трудности заставляют их опускать руки. Эти люди склонны к замкнутости, избегают общения с незнакомыми людьми. Они часто нерешительны в трудных обстоятельствах. Однако в благоприятной, привычной обстановке меланхолики могут успешно вести порученное дело, преодолевая трудности и проявляя настойчивость. Их труд наиболее продуктивен там, где нужна высокая чувствительность, вдумчивость и осторожность.
Рекомендации взрослым по взаимодействию с ребенком-меланхоликом
Неблагоприятные условия воспитания и развития:
* воспитание в условиях жестких взаимоотношений, противоречивое,"маятниковое”воспитание;
* воспитание в условиях повышенной моральной ответственности или, напротив, по типу “кумир семьи”;
* воспитание в тревожно-мнительной атмосфере, в культе болезней;
■ ситуации повышенной социальной ответственности (сложные поручения, завышенные требования, ожидания);
■ быстрое изменение условий и образа жизни;
■ однообразность жизни (отсутствие разнообразных позитивных впечатлений).
Чрезвычайно негативно на ребенка с меланхолическим темпераментом влияет отвержение со стороны значимых лиц (близких людей, учителей, друзей), вынужденная разлука с ними; явная несправедливость, порицания, выговоры. Унизительные нотации (даже правильные) со стороны взрослых глубоко переживаются ребенком. Серьезные неприятности и несчастья могут привести к острым аффективным реакциям, реактивным депрессиям, тяжелым невротическим срывам. Накопившаяся за определенный период усталость может выплеснуться гневом, раздражением, слезами в ответ на вроде бы безобидное замечание, легкую критику и т. п. Крайне нежелательно прямое негативное сравнение с более успешными одноклассниками. Оценку деятельности лучше давать индивидуально, аргументированно, с акцентом на положительных моментах.
Условия психологического комфорта:
1. нахождение в кругу семьи, близких друзей, понимающих и заботливых взрослых, которые принимают и любят их безо всяких условий, прощая им случайные аффективные вспышки, не имеющие глубокой агрессивной наполненности или напряженности;
2. доброжелательное, поддерживающее взаимодействие педагогов с ребенком, обстановка спокойствия на уроке, формирование уверенности в достижении учебных целей;
3. уверенность ребенка в том, что ему окажут поддержку и помощь в неожиданной, нестандартной ситуации, не подавляя его инициативы, помогут принять правильное решение;
4. снижение нагрузки за счет тщательной подготовки к учебной работе, составление плана деятельности в индивидуальном темпе;
5. оптимистические установки в семье, ее эмоционально-интеллектуальное богатство, общие для членов семьи дела и увлечения.
Если у ребенка-меланхолика уже сформировались тенденции тревожности, то в процессе учебной деятельности желательно давать ему время на обдумывание заданий, подготовку; не ставить его в ситуацию неожиданного вопроса; не задавать вопросов по-новому; давать время для проверки выполненного задания перед ответом; стимулировать самостоятельный поиск путей преодоления учебных затруднений (если необходимо, на дополнительных индивидуальных занятиях); доброжелательно аргументировать выставляемую оценку; формировать у младшего школьника уверенность в своих силах не только оценкой, но и похвалой за приложенные усилия. Ни в коем случае не эксплуатировать повышенную ответственность.
И помните: ни плохого, ни хорошего темперамента не бывает, бывают только плохие характеры, которые можно сформировать на основе любого из темпераментов. Каждый человек уникален и неповторим! Младший школьник — личность, хотя еще и только формирующаяся. Главные и необходимые условия для счастливой жизни этого человека — принятие его взрослым миром и безграничная любовь.
Источник: В. Н. ШАШОК, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии АПО, кандидат психологических наук //Пачатковая школа №4 2010.
Дорогие педагоги, если Вас волнует проблема работы с шумным классом, предлагаю Вам для изучения статьи:
Как справиться с шумным классом?
Гиперактивные дети. Особенности учебного взаимодействия в школе и семье