Вверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
Методики диагностики младших школьников будут полезны педагогам, детским психологам, дефектологам, а также студентам, овладевающим данными специальностями. Все методики включают стимульный материал, описание качественной и количественной обработки данных.
Методики диагностики детей дошкольного возраста будут полезны воспитателям детских садов, социальным педагогам, детским психологам и, несомненно, родителям.
Проблемы подростков волнуют не только родителей, но и учителей, специалистов по социальной работе, школьных психологов.
Взрослые люди тоже нуждаются в психологической и педагогической поддержке со стороны коллектива и руководства. На сайте собрана масса методик по диагностике персонала или отдельных сотрудников.
Каждая работа - уникальна. Обращайтесь.

Обо мне

djДобро пожаловать на мой сайт! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 12-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!

Телефон: +375 29 726 24 68

e-mail: cola5@yandex.ru

Get Adobe Flash player

Полезное

Актуальные игры

Дидактические игры для развития слухового восприятия, развития навыков звукового анализа и синтеза

По звуку угадай предмет
Оборудование; ширма, набор звучащих предметов — колокольчик, барабан, погремушка и др. Педагог за ширмой манипулирует игрушками, вызывая их звучание. Дети, отгадывая звучавший предмет, называют его.

Физкультурные минутки на логопедических занятиях

«Думающая шапочка» (Э. Баллингер). Кому понравится, чтобы его тянули за уши? Но если ты сам себя потянешь за уши — конечно, осторожно, — это может принести пользу. Указательными и большими пальцами рук потяни за края свои уши в стороны, как будто хочешь их распрямить. Начинай с верхнего края уха и иди вниз до мочки. После 15-кратного потягивания ушей ты сможешь лучше и внимательнее слушать.

Упражнения для развития кинетической и кинестестической основы движений руки

Под кинетической основой речи понимаем способность выполнения серии артикуляционных движений. Примером служат: сначала вытянуть губы вперед - затем улыбнуться; открыть рот - показать широкий язык - поднять его на верхнюю губу - опустить на нижнюю губу - убрать в рот - закрыть рот; осторожно подвигать нижней челюстью вправо - влево; открыть рот - положить язык на нижнюю губу - покашлять с открытым ртом при этом язык находится на нижней губе. Работой кинетического механизма осуществления речевого акта обусловлена способность воспроизводить уже не отдельные звуки, а слова целиком, слоги. Кинетическая программа обеспечивается участием своего мозгового механизма, отличного от механизма создания кинестетической схемы произвольного движения.

Как активизировать учащегося, пробудить его природную любознательность, интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? В поисках ответов на эти вопросы педагоги приходят к выводу, что нужно активно использовать деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практикоориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Немаловажное значение имеет также организация проектно-исследовательской деятельности, способствующая поэтапному развитию исследовательских умений на I ступени общего среднего образования.

Постепенно в педагогической практике стали применяться методы и приемы, формирующие исследовательское поведение учащихся не только во внеклассной деятельности, но и на учебных занятиях. Соответствующие умения и навыки формируются и развиваются у детей из класса в класс по нарастающей.

Учащиеся, вовлеченные в исследовательскую деятельность (как индивидуальную, так и групповую), учатся:

  • формулировать проблемные вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определения понятиям;
  • классифицировать предметы по определенным признакам;
  • составлять план работы;
  • вести наблюдения;
  • проводить опыты и эксперименты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез; Я добывать информацию из разных источников;
  • систематизировать информацию, выделять существенные и второстепенные факты;
  • представлять результаты работы в разных формах.

Какие условия необходимы для формирования у учащихся исследовательских умений? Целенаправленность и систематичность. Обучать школьников методам исследовательской деятельности рекомендуется как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Более того, самостоятельные исследования учащиеся могут проводить и во время каникул. Интегрированный подход придает процессу формирования исследовательского поведения учащихся целенаправленный и системный характер.

Мотивированность. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать являются важнейшими чертами детского поведения. Поэтому, прежде чем начать исследования, педагог и школьник в ходе совместного обсуждения должны определить тематику проекта и выбрать объект для изучения. С помощью педагога-психолога составляется “Карта интересов каждого учащегося и класса в целом”. Учет детских предпочтений способствует повышению активности школьников в исследовательской деятельности.

Создание творческой атмосферы. Главное для учителя — увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Педагоги должны руководствоваться принципом подкрепления желательных типов поведения: хвалить детей за большое количество идей, необычность и оригинальность ответов. Это способствует повышению творческой продуктивности и активности учащихся.

Креативный педагог. Развивать у детей творческие способности, к которым относятся и исследовательские, может лишь творчески работающий педагог, обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности. Методическому объединению учителей начальных классов следует включать в план работы изучение вопросов и проблем, связанных с формированием исследовательских умений у младших школьников.

Любая деятельность должна соответствовать возрастным особенностям учащихся, поэтому осуществление исследовательской работы на I ступени общего среднего образования должно проводиться с применением ролевых и дидактических игр, увлекательных и нестандартных заданий, с учетом интересов и способностей учащихся.

Сотрудничество и кооперация. Совместная проектная деятельность детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию доверительных взаимоотношений. Кроме того, учащиеся имеют свободу действий и могут сами выбирать — работать самостоятельно, в паре или группе. Функции учащихся и взрослых в исследовательской деятельности распределяются следующим образом:

Учащийся

Педагог

Родитель

Определяет цель деятельности

Помогает

Создает благоприятную творческую обстановку

Открывает новое знание

Контролирует выбор источников получения информации

Помогает в подборе необходимой литературы

Экспериментирует

Раскрывает возможные формы работы

Участвует во взаимном обсуждении проблемы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результата

Помогает проводить наблюдения, эксперименты

Активен

Создает условия для активности школьника

Оказывает моральную поддержку ребенку

Субъект обучения

Партнер ученика

Партнер ученика

Несет ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

 В процессе формирования исследовательских умений школьников условно выделяются три этапа: пропедевтический (I класс), основной (II—III класс) и этап самореализации (IV класс).

На каждом этапе организация работы по развитию у младших школьников исследовательских умений имеет свои особенности.

I класс

Исследовательская деятельность направлена на формирование общего представления о науке, понятиях “ученый”, “исследование”, “эксперимент”. На этом этапе важно научить детей слушать учителя, под его руководством работать с детскими энциклопедиями, выступать с короткими сообщениями, пользоваться выражениями “на мой взгляд...”, “я думаю...”, “я считаю...”, “я согласен с мнением.”, проводить простейшие наблюдения за явлениями природы и исследования с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). В урочной деятельности нужно делать акцент на ведении коллективного учебного диалога, рассматривании предметов, создании проблемных ситуаций. Для овладения логическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение) следует применять игровые приемы и дидактические игры. Внеурочная деятельность должна строиться на проведении игр-исследований, направленных на формирование универсальных учебных действий, экскурсий, выставок детских работ, на совместном с ребенком определении его собственных интересов.

В I и II классах почти все виды работы должны носить коллективный характер. Тематику определяет педагог, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу. Это приучает детей взаимодействовать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

Мыслительные умения и навыки

Учащиеся осваивают умения:

  • соотносить два объекта по форме, величине, цвету;
  • разделять целое на элементарные составные части в несложных практических действиях;
  • кратко пересказывать основные этапы действия сказки, детского рассказа или диафильма, телефильма, мультфильма;
  • проводить поэлементный анализ небольшого текста, завершая (сопровождая) его эмоциональной оценкой;
  • выделять предмет мысли, отвечая на вопрос: “О ком (о чем) говорится в тексте?”, выделять смысловой центр картинки, называть основных действующих лиц диафильма, мультфильма, видеосюжета;
  • сравнивая и классифицируя знакомые предметы, делать вывод об их принадлежности общему родовому понятию;
  • отвечать на вопросы по теме;
  • давать определения понятиям и предметам через описание и наглядную демонстрацию;
  • выделять внешние признаки знакомых предметов, явлений (с опорой на наглядность);
  • отвечать на вопросы типа “Зачем?”, “Почему?” на учебных занятиях, экскурсиях, в играх, накапливая опыт прямого индуктивного доказательства;
  • под руководством педагога учиться видеть противоречия в ходе проведения несложных опытов, анализа поступков действующих лиц сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов;
  • высказывать простое предположение, отвечая на вопросы типа “Как вы думаете?”, “Как это можно сделать?”;
  • намечать последовательность действий, проверять результат разрешения простейших противоречий по образцам.

Умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации

Учащиеся осваивают умения:

  • внимательно слушать чтение учителем или товарищем художественных, научно-популярных текстов, объяснения учителя, ответы товарищей;
  • слушать радиопередачи, кратко пересказывать содержание и давать простейшую оценку услышанному;
  • ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением: находить произведения, названия учебных текстов в оглавлении и на определенной странице книги; выполнять задания и отвечать на вопросы к тексту, упражнению, задаче, работать по образцу;
  • ориентироваться в порядке расстановки книг в библиотеке, находить нужную книгу, пользуясь открытым доступом к книгам и рекомендательными списками.

Умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи

Учащиеся осваивают умения:

  • отвечать на отдельные вопросы и вопросы, объединенные конкретной темой, самостоятельно формулировать вопрос к картинке, предложению, слову;
  • вести простейший диалог на основе картинки, кадра диафильма;
  • подробно, выразительно пересказывать содержание учебного текста, сказки, басни, рассказа; передавать содержание иллюстрации к произведению;
  • нарисовать словами картинку к части текста; связно передать содержание фрагмента детской радио- и телепередачи; пересказать условие и ход решения задачи;
  • выполнять основные виды письменных работ: списывание, запись под диктовку;
  • составлять и записывать 2—3 предложения на заданную тему на основе просмотренных картинок или диафильма.

II класс

В содержание исследовательской деятельности включается работа со справочной и энциклопедической литературой, обучение составлению простых устных докладов, формирование умения пользоваться простейшими приборами: часами, бытовыми весами, термометром. В урочной деятельности используются учебные дискуссии, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования в контексте изучения материалов учебных предметов. Предлагаются логические задачи, а также задания, направленные на выявление различных свойств предметов, составление последовательности действий, сравнение. Проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, обучению приемам наблюдения и описания. Все это осуществляется с опорой на игровые методы работы. Во внеурочной деятельности работа направлена на обучение детей составлению моделей и схем, подготовке мини-докладов. Проводятся ролевые игры, простые эксперименты, организуется работа над несложными исследовательскими проектами (коллективными и индивидуальными).

Мыслительные умения и навыки

Учащиеся осваивают умения:

  • сопоставлять два объекта по количеству, форме, величине, цвету, назначению;
  • разделять целое на элементы, видеть компоненты в целостном изображении, предмете;
  • выделять существенные и несущественные признаки предметов, несложных явлений;
  • различать основных действующих лиц сказки, рассказа, видеть последовательность действий в диафильме, телефильме, мультфильме;
  • разделять условие задачи на известное и неизвестное;
  • завершать (сопровождать) поэлементный анализ текста эмоциональной и простейшей логической оценкой;
  • выделять предмет мысли, отвечая на вопросы: “О ком (о чем) говорится?”, “Что говорится об этом?”;
  • на основе анализа, выделения главного, сравнения делать элементарные обобщения;
  • отвечать на вопросы по теме;
  • сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, подводить их под общее родовое понятие;
  • осваивать картинный план, отражающий объекты обобщения и обобщающее понятие;
  • заканчивать сравнение элементарным индуктивным выводом;
  • придумывать заголовки, составлять картинный план, проводить практическую систематизацию;
  • определять понятия через описание и показ предмета, явления;
  • расшифровывать родовое понятие, приводить 2—3 примера, объяснять заголовок, раскрывать содержание по краткому плану;
  • отвечать на вопросы типа “Почему ты так думаешь?”, “Что об этом говорится в тексте?”;
  • приводить прямые (индуктивные и дедуктивные) доказательства, используя средства наглядности;
  • видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации;
  • высказывать предположение о возможном решении, под руководством учителя намечать план действий, проверять результат по образцам.

Умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации

Учащиеся осваивают умения:

  • слушать чтение художественных и научно-популярных текстов, выделяя основные смысловые компоненты, последовательность и причинность событий в несложном рассказе, сказке;
  • слушать рассказ, объяснение учителя, производя элементарный смысловой анализ;
  • слушать и оценивать ответ товарища;
  • слушать радиопередачи, передавать их содержание, давать оценку прослушанному;
  • ориентироваться в структуре учебника, самостоятельно знакомиться с содержанием учебных текстов, разбираться в заданиях, вопросах к текстам, упражнениям, задачам; пользоваться простейшими схемами, таблицами; использовать образцы, данные в учебниках, при выполнении работы, в ходе самоконтроля;
  • различать основные элементы книги, по иллюстрациям составлять представление о примерном содержании книги.

Умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи

Учащиеся осваивают умения:

  • отвечать на вопросы по тексту; формулировать вопросы к тексту, ответу товарища;
  • вести диалог по несложной теме на основе картинки;
  • подробно пересказывать содержание прочитанного и выслушанного текста (рассказа, сказки, басни); пересказывать учебные тексты, содержание и ход решения задачи;
  • связно (по вопросам учителя) пересказывать содержание фрагмента детской теле- и радиопередачи;
  • выполнять основные виды письменных работ: списывание, запись под диктовку, изложение текста по готовому плану, сочинение рассказа;
  • составлять под руководством учителя и записывать небольшой рассказ на основе серии картинок, диафильма, детской теле- и радиопередачи;
  • вести записи в “дневнике наблюдений”.

III класс

Исследовательская деятельность осуществляется через обучение планированию и проведению наблюдений и экспериментов с использованием приборов и оборудования, знакомство со способами фиксации полученных данных, формирование умения систематизировать их в виде таблиц, графиков, диаграмм. В урочной деятельности используются уроки-исследования, приемы творческого решения проблем (замена, добавление, адаптация, реконструкция и др.). Внеурочная деятельность направлена на коллективное выполнение и защиту исследовательских работ и включает такие виды деятельности, как наблюдение, анкетирование, эксперимент и т. д. Дети пользуются дополнительной научной литературой (справочниками, энциклопедиями, сборниками), преобразуют устную информацию в письменную, производят первичный анализ полученной информации. Ход исследований обсуждается, учитель оказывает консультативную помощь.

Мыслительные умения и навыки

Учащиеся осваивают умения:

  • сопоставлять и противопоставлять по конкретным признакам два предмета, явления, геометрические фигуры, числа, простые задачи, примеры и т. п.;
  • выделять существенные и несущественные признаки несложных предметов, явлений, событий;
  • производить элементарный смысловой анализ печатного текста, воспроизводить в беседе основные элементы прочитанного, увиденного;
  • анализировать задачу по составным элементам, пользоваться картинным планом-ориентиром;
  • выделять предмет мысли в тексте, отвечая на вопросы: “О ком (о чем) говорится?”, “Что об этом говорится?”;
  • находить в тексте наиболее важные по смыслу слова и предложения;
  • придумывать свои заголовки к сказке, рассказу, мультфильму, выделять главное в логических играх;
  • сравнивать информацию на слух (два отрывка из стихотворения, две мелодии и т. д.), анализировать и сравнивать поступки героев из сказок, рассказов, мультфильмов;
  • производить сравнение несложных организационных и практических действий (например, выполненных поделок, рисунков и т. д.);
  • завершать суждение простым логическим выводом;
  • на основе сопоставления и противопоставления двух несложных объектов (предметов, их свойств, фактов, явлений, событий) формулировать частичные и поурочные обобщения индуктивным путем;
  • отвечать на вопросы по теме;
  • отбирать объекты для обобщения из заданных учителем наборов, оформлять обобщения в виде плана, заголовка;
  • проводить простейшую группировку и систематизацию объектов и явлений;
  • на основе анализа учебных рисунков, таблиц и схем знакомиться с простейшими способами обобщения;
  • анализировать и сравнивать простейшие организационные и практические действия и их результаты, делать выводы по итогам анализа и сравнения;
  • давать определения понятиям и предметам через описание и наглядную демонстрацию;
  • проводить несложные наблюдения по плану, участвовать в демонстрациях и практических работах, придумывать задачу по образцу, вопросы к тексту и рисунку;
  • строить элементарное доказательство (тезис — конкретное понятие, аргументы — примеры, факты);
  • отвечать на вопросы: “Почему?”, “Можешь доказать свою правоту?”;
  • осмысливать противоречия при проведении несложных опытов, наблюдении, анализе простой вербальной и наглядной информации;
  • распознавать новые функции объекта;
  • высказывать простое предположение о последовательности действий, необходимых для разрешения проблемы, о возможных способах решения.

Умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации

Учащиеся осваивают умения:

  • слушать чтение, рассказ, объяснения учителя, усваивая основные положения, мысленно производить смысловой анализ, воспроизводить основные смысловые компоненты беседы;
  • слушать и анализировать ответы товарищей;
  • самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника; работать с оглавлением, словарем, материалами приложения учебника; использовать образцы, данные в учебниках, в процессе самостоятельной работы;
  • самостоятельно составлять простой план, схемы, таблицы при изучении текста учебника;
  • обращаться к учебнику при проверке качества выполненной работы;
  • пользоваться рекомендательными библиографическими списками, картотеками, указателями, открытым доступом к книжным полкам, доступной справочной литературой, ориентироваться в каталожной карточке;
  • самостоятельно выбирать и читать детские книги, детскую периодику, использовать помещенные там материалы на уроках по всем предметам и во внеурочное время.

Умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи

Учащиеся осваивают умения:

  • отвечать на вопросы к тексту и по теме, формулировать вопросы к тексту учебника, рассказу учителя, ответу ученика;
  • вести несложный диалог по теме на основе картинок, иллюстраций, диафильма;
  • связно отвечать по плану и самостоятельно строить небольшой рассказ;
  • сжато пересказывать содержание прочитанного или прослушанного текста, использовать в пересказе отдельные образные слова и выражения, научные термины, строить связные высказывания на основе текста и иллюстраций, текста и наблюдения за природой;
  • кратко и последовательно передавать свои впечатления о просмотренном детском фильме, теле- и радиопередаче;
  • выполнять основные виды письменных работ: списывание, запись под диктовку, изложение текста, сочинение рассказа, письмо товарищу, дневниковые записи.

IV класс

Обогащение исследовательского опыта школьников обеспечивается на основе индивидуальных достижений и самостоятельных исследований. В организации поисково-творческой деятельности усиливаются акценты на развитии умений находить в явлениях закономерные связи, делать обобщения по результатам наблюдений, представлять результаты в виде схем, таблиц, графиков, под руководством учителя выполнять экспериментальные исследования для проверки выдвинутых гипотез, делать теоретические выводы и умозаключения. В уроки включаются нестандартные задания, выполнение которых требует применения индуктивных и дедуктивных рассуждений, приемов сопоставления, доказательства, переноса знаний в новую ситуацию и т. д.

В IV классе многие учащиеся уже могут сами выбрать тему исследования. Педагог должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору. На данном этапе исследовательская работа выходит на новый уровень, становится более аналитической. Учащиеся извлекают главное из общего потока информации (которую получают, в том числе, из средств массовой информации, в ходе посещения музеев, выставок и т. д.) и оформляют готовый проект самостоятельно. Все большее количество учащихся проводит опросы, анкетирование, самостоятельные долговременные исследования с применением имеющихся знаний и умений. В IV классе ребята могут заниматься домашними исследованиями, которые не являются обязательными. Дети выполняют их по собственному желанию. Результаты работы детей должны быть обязательно представлены (в виде устных выступлений, подготовленных альбомов, схем, моделей) и прокомментированы учителем или самими детьми. При этом не стоит требовать от ученика подробного рассказа о том, как проводилось исследование; важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны.

Мыслительные умения и навыки

Учащиеся осваивают умения:

  • проводить полное сравнение с соблюдением его последовательности;
  • разделять целое на составные части в практических действиях;
  • осуществлять комплекс действий, составляющих элементарный анализ различной информации;
  • воспроизводить в беседе основные смысловые части прослушанного, увиденного;
  • анализировать ответ товарища по плану;
  • выделять субъект и сюжет учебного текста и его части, отвечая на вопрос “Что говорится об этом?”;
  • разделять информацию на логические части, вычленять родовые и видовые понятия;
  • находить в тексте наиболее важные по смыслу слова и предложения, придумывать заголовки, составлять простой план небольшого текста;
  • находить основные смысловые группы, картины, читать простые таблицы, использовать простые схемы;
  • сравнивать различную по характеру и целевому назначению информацию на основе существенных конкретных и общих признаков;
  • сравнивать два объекта с введением третьего, контрастного объекта и контробраза;
  • проводить отбор необходимых объектов, сравнивать их по определенным признакам, делать выводы, оформлять их в виде картинного и простого словесного плана, заголовка, условной схемы, правильного умозаключения;
  • распознавать в реальной жизни изученные общие понятия, закономерности;
  • расшифровывать данное родовое понятие, приводить 3—4 примера, конкретизировать заголовок, рисунок, простой словесный план;
  • связно отвечать по плану;
  • приводить доказательства (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) ;
  • знакомить с сутью, структурой и правилом-ориентиром доказательства (тезис, аргументы, способ доказательства, выводы);
  • строить элементарное доказательство по заданной структуре и правилу-ориентиру (тезис — конкретное понятие, прямой способ демонстрации, 2—3 аргумента — конкретные суждения, примеры, факты);
  • осваивать правило-ориентир, данное в картинной форме с краткими пояснениями, использовать средства наглядности и простейшие технические средства обучения;
  • видеть противоречия в различных ситуациях учебно-познавательной деятельности, новую функцию объекта, структуру объекта;
  • понимать предложенную проблемную ситуацию, высказывать предположение о возможных способах разрешения противоречия;
  • намечать в коллективной и парной работе простой план действий при решении познавательных задач, проверять сообща результаты решения.

Умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации

Учащиеся осваивают умения:

  1. слушать чтение, рассказ, объяснение учителя, ответы учащихся, выделяя основные мысли, определяя их взаимосвязь, логическую последовательность, языковое оформление;
  2. воспроизводить основные мысли прослушанного в беседе, сохраняя, если необходимо, особенности стиля высказывания; анализировать и рецензировать ответы учеников по определенному плану; слышать и исправлять свою речь;
  3. слушать учебные и детские радиопередачи, использовать их содержание в учебной работе;
  4. под руководством педагога выделять главное в текстах различного характера и назначения, работать с понятиями, выделяя существенные и второстепенные признаки предметов; пользоваться приемом составления простого плана при усвоении содержания;
  5. подбирать книги по теме, пользуясь библиотечным каталогом, аннотациями в каталожных карточках, выставкой, рекомендательными списками, тематическими картотеками, открытым доступом к книгам;
  6. ориентироваться в структуре книги, использовать знания о структуре книги при ее выборе и работе с нею;
  7. использовать в тех же целях элементы оформления книги (фотографии, чертежи, карты, рисунки и т. д.);
  8. составлять каталог прочитанных книг, с помощью учителя или библиотекаря составлять индивидуальный план чтения;
  9. использовать материалы дополнительного (внеклассного) чтения на уроках и во внеклассной работе.

Умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи

Учащиеся осваивают умения:

  1. отвечать на вопросы различного характера (на воспроизведение, творческое осмысление); ставить разные по характеру вопросы к тексту, рассказу учителя, ответу ученика;
  2. вести диалог на основании материалов несложных учебных тем с использованием наглядных пособий;
  3. подробно, сжато или выборочно пересказывать по плану содержание учебных текстов, отрывка из художественного произведения, фрагмента телепередачи, детского кинофильма;
  4. строить связные высказывания, различные по типу речи (повествование, описание, рассуждение);
  5. выполнять основные виды письменных работ: списывание, запись под диктовку, изложение, сочинение, письмо,записи в дневнике, отзыв.

Для учителя главный результат учебно-исследовательской работы — не просто проработанная тема, склеенный из бумаги макет или сообщение, подготовленное ребенком. Педагогический результат — это, прежде всего, приобретенный школьниками бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной творческой исследовательской работы, новые знания, исследовательские умения, которые помогут решать нестандартные учебные задачи и грамотно выходить из сложных жизненных ситуаций. Очевидно, что:  все учащиеся начальной школы могут стать юными исследователями как на уроке, так и вне его — под руководством учителя либо самостоятельно; все педагогические приемы и методики работы применимы в начальной школе, если адаптированы к возрасту, уровню знаний и опыту учащихся, которые вовлекаются в учебную деятельность.

Источник: Тихончук, Т.А. Поэтапное формирование исследовательских умений младших школьников / Т.А. Тихончук // Пачатковая школа: у дапамогу намесніку дырэктара, 2013. - № 6. - 8 с.

Для комментирования, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Войти с помощью

Вход на сайт

Мы Вконтакте

Важное

Статьи для психолога

Взаимодействие в системе «педагоги — психолог»

Постоянное напряжение, стресс, агрессия учеников, разочарование и неуверенность в себе неизбежны в работе учителя. Кроме того, между учителями и школьной администрацией, с одной стороны, и учителя-ми и психологами, с другой, довольно часто отсутствует взаимопонимание. Испытывая большие нагрузки и пытаясь совместить множество разных ролей, учителя все чаще ощущают потребность в психологической помощи. По опросам, проведенным в школах ЮАО г. Москвы, иметь в коллективе своего специалиста по психологии желают все, но примерно треть из тех, кто имел опыт взаимодействия с ним, остались недовольны результатами общения. В чем же причина взаимного непонимания, а подчас и разочарования? Что с этим делать?

Подробнее...

Рейтинг@Mail.ru

Рейтинг@Mail.ru

Статьи для логопеда

Если ребенок заикается

Заикание относится к нарушениям темпа речи. В мире от него страдают примерно 1% взрослых и 2–3% детей. Причем у мальчиков оно наблюдается в три раза чаще, чем у девочек.

К сожалению, с годами заикание само не проходит. Каковы причины этой проблемы? Как предотвратить у ребенка заикание или помочь ему избавиться от такого нарушения?

Об этом и пойдет разговор в сегодняшней статье.

Подробнее...

Статьи для педагога

Выніковы кантроль па беларускай мове для школ з рускай мовай навучання

I КЛАС
Кантрольнае спісванне

Надыход навальніцы
Вясновы дзень. Грэе сонца. Толькі сініцы скачуць. Чаго яны трывожацца? Зірнуў я на неба. Па небе паў- зла вялікая хмара. Сініцы пачулі надыход навальніцы. (25 слоў)
Паводле Хв. Жычкі

Вясна
Засвяціла яснае сонейка. Яно стала будзіць зямлю. Першы прамень трапіў на зайчыка. Зайчык працёр лапкам! вочы. Вакол столькі свежай траўкі! Вясёлая ў яго раніца. (25 слоў)

Подробнее...