Вверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
Методики диагностики младших школьников будут полезны педагогам, детским психологам, дефектологам, а также студентам, овладевающим данными специальностями. Все методики включают стимульный материал, описание качественной и количественной обработки данных.
Методики диагностики детей дошкольного возраста будут полезны воспитателям детских садов, социальным педагогам, детским психологам и, несомненно, родителям.
Проблемы подростков волнуют не только родителей, но и учителей, специалистов по социальной работе, школьных психологов.
Взрослые люди тоже нуждаются в психологической и педагогической поддержке со стороны коллектива и руководства. На сайте собрана масса методик по диагностике персонала или отдельных сотрудников.
Каждая работа - уникальна. Обращайтесь.

Обо мне

djДобро пожаловать на мой сайт! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 15-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!

Тел.+37529 7262468

e-mail: cola5@yandex.ru

Get Adobe Flash player

"Детство — это каждодневное открытие мира. И нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота человечества". В. А. Сухомлинский. Осуществляя патриотическое воспитание, педагогу следует опираться на психологические особенности младших школьников. Это повышенная эмоциональность, импульсивность, большая активность, доверчивость, внушаемость и податливость, склонность к подражанию, огромный авторитет учителя (Ш. А. Амонашвили, А. А. Люблинская, В. А. Крутецкий). Н. Е. Щуркова наиболее важным фактором воспитания называет социальную среду, в которой личность существует и утверждает свое “Я”. Поэтому педагог должен дать ребенку образец поведения, вовлечь его в реальные ценностные отношения.

Патриотизм воспитывается в различных видах деятельности (социально-ориентированной, познавательной, трудовой, физкультурно-спортивной, художественной, ценностно-ориентировочной), в ходе активного взаимодействия с близкими людьми, педагогами и одноклассниками ребенок усваивает нормы социальных взаимоотношений.

Ценностно-ориентировочная деятельность как один из факторов воспитания патриотизма, по мнению

Н. Е. Щур ко вой, должна быть направлена на осмысление и решение проблем жизни, требующих духовного усилия, напряжения. В результате у школьника формируются такие связи, как “Я и мир”, “Я и другой”, “Я и общество (Родина)”, “Я и природа”, “Я и мои близкие”.

Методическую работу класса (школы) по воспитанию патриотизма можно представить в виде схемы (см. ниже).

Педагогу необходимо так строить свою работу с детьми, чтобы не было разрыва между тремя основными сторонами нравственного воспитания — знаниями, чувствами и практическими действиями. Нравственная воспитанность выражена в системе действенных отношений человека к окружающему — прежде всего к Родине, к труду и к людям. А отношение — это сплав знаний, переживаний и практических действий человека. Только на основе знаний и вызванных ими ответных чувств ребенка у него может сформироваться осмысленное, устойчивое положительное отношение к своей стране и родному народу, его расцвету, истории, перспективам (А. А. Люблинская).

Исходя из этого можно выделить критерии сформированности патриотического сознания, чувств, поведения:

Критерии сформированности патриотического сознания:

  • понимание необходимости изучения всего того, что связано с Родиной;
  • наличие знаний о своей стране, ее истории, культуре народа;
  • интерес к жизни выдающихся людей;
  • знание своей родословной.

Критерии сформированности патриотических чувств:

  • желание и стремление узнавать что-либо новое о своей стране;
  • интерес к происходящим событиям;
  • желание и стремление активно участвовать в общественной жизни:
  • любовь к своим родителям, своей семье;
  • чувство гордости за свой класс, свою школу, свой край;
  • уважение к родному языку;
  • интерес к народной культуре.

Критерии сформированности патриотического поведения:

  • общественная(социальная)активность:
  • активное, инициативное участие в общественных делах класса, школы:
  • добросовестное, ответственное отношение к общественным поручениям;
  • активное участие в общественно полезном труде;
  • чтение исторических книг, детских периодических изданий;
  • желание и умение правильно взаимодействовать с природой.

Каждый критерий может иметь свои признаки и степень их проявления.

Отношение младшего школьника к Родине начинает закладываться в семье и проявляется в любви к родным. Придя в школу, ребенок утверждает себя в группе сверстников, становится членом классного и школьного коллектива. Здесь он делает первые шаги в познании мира и своей страны. Для ребенка школа олицетворяет общество, поэтому отношение к классу, школе — основа отношения к Отечеству, ведь школа — это часть той страны, где живет ребенок. Родина для младшего школьника — это и свой двор, и своя улица, и свой город, которые он любит. Со временем это чувство, постепенно расширяясь, переходит в любовь к родной стране, ее истории, культуре. Задача учителя — сформировать у детей представления о своем народе, его традициях и обычаях, приобщить к духовным ценностям. Происходить это должно как в учебной деятельности, так и во внеклассной работе.

Несомненно, о патриотическом воспитании школьников сказано очень много. Но, как писал В. А. Сухомлинский, “очень важно, чтобы высокие слова о Родине и возвышенные идеалы не превратились в сознании наших воспитанников в громкие, но пустые фразы, чтобы они не обесцветились, не стерлись от частого произношения”.

Младшие школьники мыслят образами, эмоционально воспринимают события и факты. Поэтому знакомить их с жизнью своей страны необходимо на доступных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними. Ребенок должен эмоционально переживать не только то, что ему рассказывает учитель, но и то, что он делает сам. Например, знакомство с историей страны лучше начать с составления (с помощью родителей) своей родословной, так как через жизнь близких людей история Родины становится ближе и понятнее. Тем более что составление родословной позволяет подключить бабушек и дедушек, а иногда и прабабушек, прадедушек.

Свою работу по формированию нравственно-патриотического отношения я начинаю со II класса (в нашей школе нет первых классов). Закончив I класс в различных школах, ребята приходят с некоторым багажом знаний о своей стране. На первых уроках я им предлагаю ассоциативный тест, чтобы выявить их представления о значении слова “родина”. Учащиеся должны записать как можно больше слов, которые ассоциируются с понятием “родина”. Опыт показывает, что у второклассников еще очень мало ассоциаций (обычно не более трех). В течение учебного года, благодаря учебно-воспитательной работе, ассоциативный ряд расширяется, что подтверждается результатами итоговой анкеты.

В начале и в конце III и IV классов я предлагаю учащимся другие анкеты: в них возрастает количество вопросов, которые требуют от учащихся более широкого представления о своей стране, своем народе, его культуре. Эти анкеты помогают мне выявить направления в учебно-воспитательной работе.

Уроки, направленные на формирование нравственно-патриотических чувств, стараюсь делать нестандартными: ярмарка знаний, интегрированный урок литературного чтения, изобразительного искусства и музыки, урок-путешествие, урок-сказка, урок-игра и т. п. Они не оставляют равнодушным ни одного ученика, позволяют детям включиться в активную деятельность с самого начала, формируют у учащихся патриотическое сознание (дети получают знания об истории и культуре своего народа), патриотические чувства (возникает желание узнать новое о традициях своего народа, появляется интерес к народной культуре, родному языку), патриотическое поведение и деятельность (у ребят есть возможность стать участниками народного праздника и проявить себя в различных видах деятельности).

Воспитывать любовь к Родине невозможно без воспитания любви к матери. Помимо уроков, классных часов, бесед по данной теме традиционно каждый год к 8 Марта мы с учащимися готовим большой праздник, посвященный мамам и бабушкам. Это становится своеобразным завершением огромной работы, посвященной самому близкому человеку на земле. Ребята приносят фотографии мам и бабушек в разные периоды их жизни, знакомят с профессией, любимым занятием. На уроках дети пишут сочинения на тему “Моя мамочка” или “Моя бабушка”, а затем красочно оформляют их, рисуют портреты мам и бабушек. На уроках трудового обучения учащиеся делают замечательные сувениры, которые дарят своим родным на празднике. И, наконец, в преддверии 8 Марта мы приглашаем в класс мам и бабушек, чтобы порадовать их концертной программой, в которой участвуют не только дети, но и они сами.

Праздники дарят детям и взрослым радость общения, вызывают совместные переживания, позволяют каждому ученику ощутить свое единство с классом. При подготовке сценария я стараюсь найти каждому ребенку место на празднике. В сценариях всегда много песен, стихов, сценок, конкурсов, хотя основная часть длится не более часа. Родители помогают детям в выборе костюмов, иногда готовят совместные номера художественной самодеятельности, организуют сладкий стол после концерта. Ребята с нетерпением ждут праздника, ведь он позволяет им раскрыть и продемонстрировать свои способности.

В IV классе зимой мы проводим народный праздник “Калядныя вячорю” (Беларусь), который позволяет детям почувствовать себя частицей своего народа, дает знания о традициях, нравах, обычаях, воспитывает трепетное от ношение к истории и культуре своего народа, родному языку. Это один из путей нравственно-патриотического воспитания, так как через активную художественную деятельность происходит познание культуры белорусского народа. Дети разучивают народные песни и танцы, вместе с родителями шьют национальные белорусские костюмы, готовят любимые блюда белорусов, оформляют кабинет в народном стиле, который создают льняные скатерти с белорусским орнаментом, покрывала, посуда, прялка и т. п.

Очень эффективно музыкальное воспитание детей на традициях народной музыки, слушая и исполняя которую ребенок начинает идентифицировать себя как представителя своего народа.

Школа для младшего школьника становится вторым домом. Создавая ситуацию успеха в учении, обеспечивая благоприятный психологический климат, когда все дети чувствуют себя комфортно и защищенно, повышая статус ребенка в классе, учитель тем самым закладывает основы ценностного отношения к школе. А положительное отношение к классу, школе является залогом положительного отношения к Отечеству.

Формированию нравственно-патриотического отношения учащихся способствует проектная деятельность (в III и IV классах). Учебные программы по курсу “Человек и мир”, блоку “Мая Радз1ма — Беларусь” дают ценный материал для изучения родной природы и истории своей страны. Но одного часа в неделю недостаточно, чтобы более полно охватить изучаемые объекты. На помощь приходит проектная деятельность. Ребятам предлагаются различные темы проектов: “Растительный мир белорусских лесов”, “Животные лесов Беларуси”, “Птицы наших полей”, “Легенды древних замков”, “Моя родословная” и др. Учащиеся, получив общую тему, разбиваются на микрогруппы по подтемам, с помощью родителей ищут необходимую информацию, самое интересное выписывают, готовят рисунки и иллюстрации по теме и, наконец, на классном часу представляют своей группой небольшое сообщение. Я учу детей выбирать только самую интересную и доступную информацию, чтобы презентация не превратилась в монотонное чтение — пусть лучше сообщение будет лаконичным, но запоминающимся.

В формировании нравственно-патриотического отношения особую роль играют экскурсии. Они рас ширяют кругозор детей, помогают ощутить себя частью природного, культурного, социального пространства. Дети лучше узнают историю страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции.

Важно подготовить детей к экскурсии, мобилизовать знания, которые имеются у них по изучаемому объекту, пробудить желание и стремление узнать что-то новое, интересное. После экскурсии полезно подвести итоги, организовать конкурс рисунков, выставку фотографий.

Формирование нравственно-патриотического отношения невозможно без практически-действенного компонента. Особая роль отводится трудовой деятельности, направленной на проявление заботы о своих близких, одноклассниках, учителях, школе, городе, родном крае, ведь “труд детей — это не труд-работа, а труд-забота” (А. С. Макаренко).

Каждый вид труда, организуемый с младшими школьниками, может быть использован в целях патриотического воспитания.

Труд по самообслуживанию должен быть систематическим, он учит детей быть ответственными, заботливыми, бережливыми.

Также ученики начальных классов могут принимать участие в различных акциях: “Зеленая волна” (озеленение территории школы), “Дети детям” (сбор канцелярских товаров для детей детских домов), “Сюрприз малышам” (выход с номерами художественной самодеятельности в ближайший детский сад), “Спаси дерево” (сбор макулатуры), “Чистый учебник” (подготовка учебников к сдаче в библиотеку в конце учебного года), “Мастерская Снежной королевы” (изготовление новогодних игрушек и гирлянд для украшения класса и школы), “Поможем птицам зимой” (изготовление кормушек, подкармливание птиц).

Труд детей на пользу окружающим ценен тем, что он бескорыстен. Поэтому учителю нужно продумать не только виды детского труда, но и способы вовлечения в него всех учащихся, а также не забывать о поощрении.

Такая систематическая работа учителя по формированию нравственно-патриотического отношения учащихся приносит свои результаты. К концу обучения в начальной школе дети имеют хороший багаж знаний о своей стране, ее истории, культуре народа.

ЛИТЕРАТУРА

Бесова, М. А. Воспитательная работа в начальной школе : теория, методика, технология. — Мозырь, 2005.

Бесова, М. А. Воспитываем патриотов / М. А. Бесова, Т. А. Старовойтова. — Мозырь, 2007.

Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника. — М., 1977.

Степанов, Е. Н. Классные классные дела в начальной школе / Е. Н. Степанов, М. А. Александрова. — М., 2004.

Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. — Киев, 1973.

Щуркова, Н. Е. Классное руководство : рабочие диагностики. — М., 2001.

Щуркова, Н. Е. Организация нравственного воспитания школьников / Н. Е. Щуркова, В. Н. Шныряева. — М.,1989.

Яровая, Л. Н. Внеклассные мероприятия : 4-й кл. / Л. Н. Яровая, О. Е. Жиренко. — М., 2004.

 

Источник: Мурзо Т.Д. Познать себя и Отечество. Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников // Пачатковая школа - №2 - 2012, с. 6-8

Для комментирования, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Войти с помощью

Вход на сайт

Мы Вконтакте

Важное

Статьи для психолога

Психологическая помощь. Что и как о ней рассказывать педагогам и родителям

К числу типичных трудностей, возникающих у практического психолога, традиционно относят неадекватность запросов и ожиданий, которые предъявляют потенциальные клиенты. «Расскажите моему ребенку, что надо хорошо учиться», «Поработайте с Синицыным, он совсем от рук отбился», «Вот вы с ним на прошлой неделе занимались, а сегодня он опять начал»… У каждого из нас наверняка найдется масса подобных примеров, не говоря уже о крайних случаях типа «Будешь себя плохо вести — отведу к психологу!».

Подробнее...

Рейтинг@Mail.ru

Рейтинг@Mail.ru

Статьи для логопеда

Формирование лексико-грамматических форм речи у детей с ОНР

Структура общего недоразвития речи предполагает нарушения как звуковой, так и смысловой стороны речи, т.е. наряду с фонетико-фонематическим ее недоразвитием отмечаются и лексико-грамматические нарушения. Большинство поступающих в логопедические группы детей имеют III уровень ОНР, характеризующийся небольшим словарным запасом, содержащим в основном существительные, слабым использованием глаголов, прилагательных, наречий, предлогов. Для построения объемной, грамотной речи, необходимой для общения, и равномерного формирования словарного запаса, желателен понедельный подбор лексических тем.

Подробнее...

Статьи для педагога

Как организовать утренник

Традиционно одной из основных форм организации внеклассной деятельности младших школьников является утренник. Праздничное инсценированное представление, основанное на детской художественной самодеятельности, развивает творческие и организаторские способности и умения учащихся. Многие педагоги задают вопрос: как организовать утренник, как придумать утренник, как провести утренник?

Подробнее...