Вверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
Методики диагностики младших школьников будут полезны педагогам, детским психологам, дефектологам, а также студентам, овладевающим данными специальностями. Все методики включают стимульный материал, описание качественной и количественной обработки данных.
Методики диагностики детей дошкольного возраста будут полезны воспитателям детских садов, социальным педагогам, детским психологам и, несомненно, родителям.
Проблемы подростков волнуют не только родителей, но и учителей, специалистов по социальной работе, школьных психологов.
Взрослые люди тоже нуждаются в психологической и педагогической поддержке со стороны коллектива и руководства. На сайте собрана масса методик по диагностике персонала или отдельных сотрудников.
Каждая работа - уникальна. Обращайтесь.

Обо мне

djДобро пожаловать на мой сайт! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 12-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!

Телефон: +375 29 726 24 68

e-mail: cola5@yandex.ru

Get Adobe Flash player

Полезное

Актуальные игры

Дидактические игры для развития слухового восприятия, развития навыков слогового анализа и синтеза

Молчанка
Оборудование: карточки с цифрами 1, 2, 3 у каждого ученика. Сначала из числа игроков выбирается помощник ведущего — «наблюдатель». Затем педагог называет слово, а ученики поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слов в данном слове. (Подбор слов может быть произвольным и тематическим.) За неверные ответы «наблюдатель» раздает ученикам штрафные фишки. За каждую фишку по окончании игры необходимо выполнить то или иное задание.

Упражнения для развития кинетической и кинестестической основы движений руки

Под кинетической основой речи понимаем способность выполнения серии артикуляционных движений. Примером служат: сначала вытянуть губы вперед - затем улыбнуться; открыть рот - показать широкий язык - поднять его на верхнюю губу - опустить на нижнюю губу - убрать в рот - закрыть рот; осторожно подвигать нижней челюстью вправо - влево; открыть рот - положить язык на нижнюю губу - покашлять с открытым ртом при этом язык находится на нижней губе. Работой кинетического механизма осуществления речевого акта обусловлена способность воспроизводить уже не отдельные звуки, а слова целиком, слоги. Кинетическая программа обеспечивается участием своего мозгового механизма, отличного от механизма создания кинестетической схемы произвольного движения.

Дидактические игры для развития слухового восприятия, развития навыков звукового анализа и синтеза

По звуку угадай предмет
Оборудование; ширма, набор звучащих предметов — колокольчик, барабан, погремушка и др. Педагог за ширмой манипулирует игрушками, вызывая их звучание. Дети, отгадывая звучавший предмет, называют его.

"Детство — это каждодневное открытие мира. И нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота человечества". В. А. Сухомлинский. Осуществляя патриотическое воспитание, педагогу следует опираться на психологические особенности младших школьников. Это повышенная эмоциональность, импульсивность, большая активность, доверчивость, внушаемость и податливость, склонность к подражанию, огромный авторитет учителя (Ш. А. Амонашвили, А. А. Люблинская, В. А. Крутецкий). Н. Е. Щуркова наиболее важным фактором воспитания называет социальную среду, в которой личность существует и утверждает свое “Я”. Поэтому педагог должен дать ребенку образец поведения, вовлечь его в реальные ценностные отношения.

Патриотизм воспитывается в различных видах деятельности (социально-ориентированной, познавательной, трудовой, физкультурно-спортивной, художественной, ценностно-ориентировочной), в ходе активного взаимодействия с близкими людьми, педагогами и одноклассниками ребенок усваивает нормы социальных взаимоотношений.

Ценностно-ориентировочная деятельность как один из факторов воспитания патриотизма, по мнению

Н. Е. Щур ко вой, должна быть направлена на осмысление и решение проблем жизни, требующих духовного усилия, напряжения. В результате у школьника формируются такие связи, как “Я и мир”, “Я и другой”, “Я и общество (Родина)”, “Я и природа”, “Я и мои близкие”.

Методическую работу класса (школы) по воспитанию патриотизма можно представить в виде схемы (см. ниже).

Педагогу необходимо так строить свою работу с детьми, чтобы не было разрыва между тремя основными сторонами нравственного воспитания — знаниями, чувствами и практическими действиями. Нравственная воспитанность выражена в системе действенных отношений человека к окружающему — прежде всего к Родине, к труду и к людям. А отношение — это сплав знаний, переживаний и практических действий человека. Только на основе знаний и вызванных ими ответных чувств ребенка у него может сформироваться осмысленное, устойчивое положительное отношение к своей стране и родному народу, его расцвету, истории, перспективам (А. А. Люблинская).

Исходя из этого можно выделить критерии сформированности патриотического сознания, чувств, поведения:

Критерии сформированности патриотического сознания:

  • понимание необходимости изучения всего того, что связано с Родиной;
  • наличие знаний о своей стране, ее истории, культуре народа;
  • интерес к жизни выдающихся людей;
  • знание своей родословной.

Критерии сформированности патриотических чувств:

  • желание и стремление узнавать что-либо новое о своей стране;
  • интерес к происходящим событиям;
  • желание и стремление активно участвовать в общественной жизни:
  • любовь к своим родителям, своей семье;
  • чувство гордости за свой класс, свою школу, свой край;
  • уважение к родному языку;
  • интерес к народной культуре.

Критерии сформированности патриотического поведения:

  • общественная(социальная)активность:
  • активное, инициативное участие в общественных делах класса, школы:
  • добросовестное, ответственное отношение к общественным поручениям;
  • активное участие в общественно полезном труде;
  • чтение исторических книг, детских периодических изданий;
  • желание и умение правильно взаимодействовать с природой.

Каждый критерий может иметь свои признаки и степень их проявления.

Отношение младшего школьника к Родине начинает закладываться в семье и проявляется в любви к родным. Придя в школу, ребенок утверждает себя в группе сверстников, становится членом классного и школьного коллектива. Здесь он делает первые шаги в познании мира и своей страны. Для ребенка школа олицетворяет общество, поэтому отношение к классу, школе — основа отношения к Отечеству, ведь школа — это часть той страны, где живет ребенок. Родина для младшего школьника — это и свой двор, и своя улица, и свой город, которые он любит. Со временем это чувство, постепенно расширяясь, переходит в любовь к родной стране, ее истории, культуре. Задача учителя — сформировать у детей представления о своем народе, его традициях и обычаях, приобщить к духовным ценностям. Происходить это должно как в учебной деятельности, так и во внеклассной работе.

Несомненно, о патриотическом воспитании школьников сказано очень много. Но, как писал В. А. Сухомлинский, “очень важно, чтобы высокие слова о Родине и возвышенные идеалы не превратились в сознании наших воспитанников в громкие, но пустые фразы, чтобы они не обесцветились, не стерлись от частого произношения”.

Младшие школьники мыслят образами, эмоционально воспринимают события и факты. Поэтому знакомить их с жизнью своей страны необходимо на доступных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними. Ребенок должен эмоционально переживать не только то, что ему рассказывает учитель, но и то, что он делает сам. Например, знакомство с историей страны лучше начать с составления (с помощью родителей) своей родословной, так как через жизнь близких людей история Родины становится ближе и понятнее. Тем более что составление родословной позволяет подключить бабушек и дедушек, а иногда и прабабушек, прадедушек.

Свою работу по формированию нравственно-патриотического отношения я начинаю со II класса (в нашей школе нет первых классов). Закончив I класс в различных школах, ребята приходят с некоторым багажом знаний о своей стране. На первых уроках я им предлагаю ассоциативный тест, чтобы выявить их представления о значении слова “родина”. Учащиеся должны записать как можно больше слов, которые ассоциируются с понятием “родина”. Опыт показывает, что у второклассников еще очень мало ассоциаций (обычно не более трех). В течение учебного года, благодаря учебно-воспитательной работе, ассоциативный ряд расширяется, что подтверждается результатами итоговой анкеты.

В начале и в конце III и IV классов я предлагаю учащимся другие анкеты: в них возрастает количество вопросов, которые требуют от учащихся более широкого представления о своей стране, своем народе, его культуре. Эти анкеты помогают мне выявить направления в учебно-воспитательной работе.

Уроки, направленные на формирование нравственно-патриотических чувств, стараюсь делать нестандартными: ярмарка знаний, интегрированный урок литературного чтения, изобразительного искусства и музыки, урок-путешествие, урок-сказка, урок-игра и т. п. Они не оставляют равнодушным ни одного ученика, позволяют детям включиться в активную деятельность с самого начала, формируют у учащихся патриотическое сознание (дети получают знания об истории и культуре своего народа), патриотические чувства (возникает желание узнать новое о традициях своего народа, появляется интерес к народной культуре, родному языку), патриотическое поведение и деятельность (у ребят есть возможность стать участниками народного праздника и проявить себя в различных видах деятельности).

Воспитывать любовь к Родине невозможно без воспитания любви к матери. Помимо уроков, классных часов, бесед по данной теме традиционно каждый год к 8 Марта мы с учащимися готовим большой праздник, посвященный мамам и бабушкам. Это становится своеобразным завершением огромной работы, посвященной самому близкому человеку на земле. Ребята приносят фотографии мам и бабушек в разные периоды их жизни, знакомят с профессией, любимым занятием. На уроках дети пишут сочинения на тему “Моя мамочка” или “Моя бабушка”, а затем красочно оформляют их, рисуют портреты мам и бабушек. На уроках трудового обучения учащиеся делают замечательные сувениры, которые дарят своим родным на празднике. И, наконец, в преддверии 8 Марта мы приглашаем в класс мам и бабушек, чтобы порадовать их концертной программой, в которой участвуют не только дети, но и они сами.

Праздники дарят детям и взрослым радость общения, вызывают совместные переживания, позволяют каждому ученику ощутить свое единство с классом. При подготовке сценария я стараюсь найти каждому ребенку место на празднике. В сценариях всегда много песен, стихов, сценок, конкурсов, хотя основная часть длится не более часа. Родители помогают детям в выборе костюмов, иногда готовят совместные номера художественной самодеятельности, организуют сладкий стол после концерта. Ребята с нетерпением ждут праздника, ведь он позволяет им раскрыть и продемонстрировать свои способности.

В IV классе зимой мы проводим народный праздник “Калядныя вячорю” (Беларусь), который позволяет детям почувствовать себя частицей своего народа, дает знания о традициях, нравах, обычаях, воспитывает трепетное от ношение к истории и культуре своего народа, родному языку. Это один из путей нравственно-патриотического воспитания, так как через активную художественную деятельность происходит познание культуры белорусского народа. Дети разучивают народные песни и танцы, вместе с родителями шьют национальные белорусские костюмы, готовят любимые блюда белорусов, оформляют кабинет в народном стиле, который создают льняные скатерти с белорусским орнаментом, покрывала, посуда, прялка и т. п.

Очень эффективно музыкальное воспитание детей на традициях народной музыки, слушая и исполняя которую ребенок начинает идентифицировать себя как представителя своего народа.

Школа для младшего школьника становится вторым домом. Создавая ситуацию успеха в учении, обеспечивая благоприятный психологический климат, когда все дети чувствуют себя комфортно и защищенно, повышая статус ребенка в классе, учитель тем самым закладывает основы ценностного отношения к школе. А положительное отношение к классу, школе является залогом положительного отношения к Отечеству.

Формированию нравственно-патриотического отношения учащихся способствует проектная деятельность (в III и IV классах). Учебные программы по курсу “Человек и мир”, блоку “Мая Радз1ма — Беларусь” дают ценный материал для изучения родной природы и истории своей страны. Но одного часа в неделю недостаточно, чтобы более полно охватить изучаемые объекты. На помощь приходит проектная деятельность. Ребятам предлагаются различные темы проектов: “Растительный мир белорусских лесов”, “Животные лесов Беларуси”, “Птицы наших полей”, “Легенды древних замков”, “Моя родословная” и др. Учащиеся, получив общую тему, разбиваются на микрогруппы по подтемам, с помощью родителей ищут необходимую информацию, самое интересное выписывают, готовят рисунки и иллюстрации по теме и, наконец, на классном часу представляют своей группой небольшое сообщение. Я учу детей выбирать только самую интересную и доступную информацию, чтобы презентация не превратилась в монотонное чтение — пусть лучше сообщение будет лаконичным, но запоминающимся.

В формировании нравственно-патриотического отношения особую роль играют экскурсии. Они рас ширяют кругозор детей, помогают ощутить себя частью природного, культурного, социального пространства. Дети лучше узнают историю страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции.

Важно подготовить детей к экскурсии, мобилизовать знания, которые имеются у них по изучаемому объекту, пробудить желание и стремление узнать что-то новое, интересное. После экскурсии полезно подвести итоги, организовать конкурс рисунков, выставку фотографий.

Формирование нравственно-патриотического отношения невозможно без практически-действенного компонента. Особая роль отводится трудовой деятельности, направленной на проявление заботы о своих близких, одноклассниках, учителях, школе, городе, родном крае, ведь “труд детей — это не труд-работа, а труд-забота” (А. С. Макаренко).

Каждый вид труда, организуемый с младшими школьниками, может быть использован в целях патриотического воспитания.

Труд по самообслуживанию должен быть систематическим, он учит детей быть ответственными, заботливыми, бережливыми.

Также ученики начальных классов могут принимать участие в различных акциях: “Зеленая волна” (озеленение территории школы), “Дети детям” (сбор канцелярских товаров для детей детских домов), “Сюрприз малышам” (выход с номерами художественной самодеятельности в ближайший детский сад), “Спаси дерево” (сбор макулатуры), “Чистый учебник” (подготовка учебников к сдаче в библиотеку в конце учебного года), “Мастерская Снежной королевы” (изготовление новогодних игрушек и гирлянд для украшения класса и школы), “Поможем птицам зимой” (изготовление кормушек, подкармливание птиц).

Труд детей на пользу окружающим ценен тем, что он бескорыстен. Поэтому учителю нужно продумать не только виды детского труда, но и способы вовлечения в него всех учащихся, а также не забывать о поощрении.

Такая систематическая работа учителя по формированию нравственно-патриотического отношения учащихся приносит свои результаты. К концу обучения в начальной школе дети имеют хороший багаж знаний о своей стране, ее истории, культуре народа.

ЛИТЕРАТУРА

Бесова, М. А. Воспитательная работа в начальной школе : теория, методика, технология. — Мозырь, 2005.

Бесова, М. А. Воспитываем патриотов / М. А. Бесова, Т. А. Старовойтова. — Мозырь, 2007.

Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника. — М., 1977.

Степанов, Е. Н. Классные классные дела в начальной школе / Е. Н. Степанов, М. А. Александрова. — М., 2004.

Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. — Киев, 1973.

Щуркова, Н. Е. Классное руководство : рабочие диагностики. — М., 2001.

Щуркова, Н. Е. Организация нравственного воспитания школьников / Н. Е. Щуркова, В. Н. Шныряева. — М.,1989.

Яровая, Л. Н. Внеклассные мероприятия : 4-й кл. / Л. Н. Яровая, О. Е. Жиренко. — М., 2004.

 

Источник: Мурзо Т.Д. Познать себя и Отечество. Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников // Пачатковая школа - №2 - 2012, с. 6-8

Для комментирования, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Войти с помощью

Вход на сайт

Мы Вконтакте

Важное

Статьи для психолога

Психологическая помощь. Что и как о ней рассказывать педагогам и родителям

К числу типичных трудностей, возникающих у практического психолога, традиционно относят неадекватность запросов и ожиданий, которые предъявляют потенциальные клиенты. «Расскажите моему ребенку, что надо хорошо учиться», «Поработайте с Синицыным, он совсем от рук отбился», «Вот вы с ним на прошлой неделе занимались, а сегодня он опять начал»… У каждого из нас наверняка найдется масса подобных примеров, не говоря уже о крайних случаях типа «Будешь себя плохо вести — отведу к психологу!».

Подробнее...

Рейтинг@Mail.ru

Рейтинг@Mail.ru

Статьи для логопеда

Формирование лексико-грамматических форм речи у детей с ОНР

Структура общего недоразвития речи предполагает нарушения как звуковой, так и смысловой стороны речи, т.е. наряду с фонетико-фонематическим ее недоразвитием отмечаются и лексико-грамматические нарушения. Большинство поступающих в логопедические группы детей имеют III уровень ОНР, характеризующийся небольшим словарным запасом, содержащим в основном существительные, слабым использованием глаголов, прилагательных, наречий, предлогов. Для построения объемной, грамотной речи, необходимой для общения, и равномерного формирования словарного запаса, желателен понедельный подбор лексических тем.

Подробнее...

Статьи для педагога

Обучение гигиеническим навыкам "Кукла Катя моет руки"

Назначение: Игровая ситуация для занятия с детьми трех-четырех лет для обучения их гигиеническим навыкам. Воспитание культурно–гигиенических навыков и привычек является одной из основных, значимых задач воспитательного процесса наряду с организацией режима дня, питания и закаливания. Все эти навыки в совокупности необходимы для укрепления здоровья ребенка и его разностороннего развития.

Подробнее...