Вверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
Методики диагностики речи, познавательного, моторного развития для логопедов, педагогов, психологов, дефектологов.
Методики диагностики детей дошкольного возраста будут полезны воспитателям детских садов, социальным педагогам, детским психологам и, несомненно, родителям.
Проблемы подростков волнуют не только родителей, но и учителей, специалистов по социальной работе, школьных психологов.
Взрослые люди тоже нуждаются в психологической и педагогической поддержке со стороны коллектива и руководства. На сайте собрана масса методик по диагностике персонала или отдельных сотрудников.
Каждая работа - уникальна. Обращайтесь.

Обо мне

djНапишу вам курсовую и диплом! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 18-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!

Тел.+37529 7262468

e-mail: cola5@yandex.ru

Get Adobe Flash player

Ребенок 6—7 лет, придя в школу, сразу сталкивается с незыблемыми правилами школьной жизни: «На уроке должно быть ти­хо», «На уроке нельзя шуметь».

Такие фра­зы присутствуют в активном профессио­нальном словаре каждого учителя. И каж­дому из нас тоже не раз приходилось их слышать. И это неудивительно, ведь всем нам знакома роль ученика. Если рассматривать социальную роль «ученик» в буквальном смысле слова, то учениками мы были с 6—7 до 17—18 лет, а если подходить к ее определению более глобально, мы остаемся ими на протяже­нии всего жизненного пути. Правильно ли это?

Мы взрослеем, развиваемся, совер­шенствуемся. В нашей жизни появляются новые люди и новые социальные роли. Меняются и наши учителя: вначале это родители, затем — школьные педагоги, преподаватели ПТУ или вуза, позже — коллеги, и в каждый период времени — сама повседневная жизнь. Получается, что то, насколько успешно человек под­готовится к урокам сегодняшней жизни, зависит от его готовности к диалогу и со­трудничеству со школьными учителями.

Однако ученики с 6—7 до 17—18 лет в си­лу возрастных и личностных особеннос­тей не всегда внимательны и дисципли­нированы на уроках. И одной из наиболее распространенных проблем, с которой сталкиваются современные учителя, ста­новится проблема организации учебного процесса в шумном классе. Причем речь идет не о рабочем шуме, который явля­ется гораздо более эффективным, чем «мертвая тишина», а о шуме, который затрудняет восприятие речи, оказывает значительное воздействие на нервную систему учителя и учеников, повыша­ет утомление и снижает производитель­ность труда. Поэтому мы вместе с вами, дорогие учителя, попытаемся найти от­вет на вопрос: как справиться с шумным классом, или как подобрать подходящий ключ к разуму и сердцу каждого ученика?

Прежде чем приступить к описанию эффективных инструкций, рекомендаций и упражнений, мы хотим вас, уважаемые учителя, попросить: читайте этот материал так, словно вы сами никогда не были уче­никами. Иначе вам будет трудно понять и принять шумных учеников такими, какие они есть, а следовательно, трудно научить­ся конструктивно взаимодействовать с ни­ми. В вашем сознании будут периодически появляться мысли, адресованные шумным ученикам: «Ну, знаешь! Я в твои годы...», за которыми последует представление се­бя идеально ответственным, уравновешен­ным, трудолюбивым учеником.

На самом деле, дорогие учителя, на­ша память склонна к реконструкции обра­за «Я» во времени и нам только кажется, что мы точно помним, что было в те «на­ши годы». Если бы у нас появилась такая возможность — поговорить с самим собой (прежним), то, как свидетельствуют резуль­таты соответствующих научных исследо­ваний, мы бы, во-первых, самого себя не узнали, а во-вторых, были бы с самим со­бой не согласны по ряду ключевых пози­ций. К тому же мы уже не помним, с каким настроением и внутренней мотивацией мы реализовывали свою «идеальную» ответ­ственность, уравновешенность и трудолю­бие в учебном процессе, а это очень важно учитывать. Согласны?

Первоначально давайте определимся с предметом нашего разговора: какой класс называется шумным?

Психологический портрет шумного класса

Шумный класс обычно выглядит следу­ющим образом:

Ученики находятся в постоянном дви­жении, им крайне сложно контролиро­вать себя. Они абсолютно не реагируют на за­преты и ограничения, часто провоци­руют конфликты и не контролируют свою агрессию. Абсолютная расторможенность, по­вышенная возбудимость и неуправля­емость предопределяют низкую спо­собность концентрировать внимание, сосредоточиваться и усидчиво зани­маться.

Для учеников характерны невнима­тельность и сверхактивность (вер­бальная, двигательная, умственная), импульсивность и суетливость. Они быстро и много говорят, плохо проговаривая слова; перебивают со­беседника, не дослушивают учителя и друг друга; не реагируют на обраще­ние учителя, хотя и слышат его. Они задают огромное количество во­просов, но редко выслушивают от­веты на них, часто отвлекаются; не доводят до конца начатое дело, даже если оно им интересно. Теперь   проанализируйте,     насколько представленный психологический портрет согласуется с характеристиками ваших клас­сов. Если вам удалось отметить хотя бы 50 % сходства, то все последующие инструк­ции, рекомендации и упражнения вам уже давно пора внедрять в собственную профес­сиональную деятельность. Если представ­ленные характеристики мало напоминают ваши собственные учебные классы, то все последующие инструкции, рекомендации и упражнения как никогда своевременны: они будут способствовать обогащению вашего профессионального опыта и предупрежде­нию трудностей во взаимодействии как с отдельными шумными учениками, так и с шум­ным классом в целом.

Теперь, когда с характеристиками и ак­туальностью решения поставленной про­блемы мы определились, самое время приступить к поискам ответа на главный вопрос: как справиться с шумным классом? Предлагаем вашему вниманию несколько простых, но, мы надеемся, очень эффек­тивных инструкций, рекомендаций и упраж­нений, которые разработаны Н. П. Бадь-иной, Л. А. Дементьевой, Л. А. Друбецкой, С. В. Кривцовой.

Инструкции по организации и проведению уроков

Для работы с шумным классом предла­гаем вам следующие инструкции.

  1. Вспомните любой урок, который вы провели недавно, и попытайтесь проана­лизировать, насколько он был результа­тивным. Нарисуйте график с одной гори­зонтальной и несколькими вертикальными осями. На горизонтальной оси напишите задания, которые вы выполняли с классом, а на вертикальных осях графически изоб­разите уровень шума и этапы выполнения заданий. Затем проанализируйте свой гра­фик: в каких частях урока следовало бы дать более активное, а в каких — более спокойное задание. Эта техника поможет оценить урок, которым вы были недоволь­ны, а также выделить области, которые вам следует проработать более детально.
  2. При работе с шумным классом вам надо уметь распознавать истинный мотив «плохого поведения» учеников, выбирать наиболее эффективный способ немедлен­ного прекращения шума и разрабатывать поддерживающую стратегию взаимодей­ствия с шумными учениками, позволяющую избежать повторения подобных проступков в будущем.  
  3. Планируя урок, принимайте во вни­мание множество факторов, старайтесь делать урок максимально разнообразным, а также обязательно:помните, что способность детей удер­живать внимание значительно ниже, чем у взрослых; это необходимо учиты­вать при определении количества пла­нируемых заданий;
  4. учитывайте скорость выполнения за­даний и временные рамки, сбаланси­рованно включайте в урок задания, при выполнении которых дети работают са­мостоятельно, в парах, группах, а также всем классом;
  5. учитывайте индивидуальные стили учеб­ной деятельности учащихся. Каждый стиль: аудиальный (ученики воспринимают и запоминают звуковую информацию), визуальный (ученики воспринимают и запоминают зрительную информацию) или кинестетический (ученики воспринимают и запоминают информацию, полученную на основе ощущений) — требует опреде­ленных типов заданий;
  • включайте в урок «время тишины». Оно способствует успокоению и восстановлению душевного равновесия как учащихся, так и учителей. Самостоятельное чтение или выполнение индивидуальных заданий поможет настроить учащихся на работу, если они пришли, например, после урока физкультуры.

Учителя могут использовать это время для оказания индивидуальной помощи ученикам (по мере необходимости).

Рекомендации по взаимодействию с учениками

Если вы работаете с шумным классом, то прежде всего определите, что именно ученики делают, нарушая правила поведе­ния, зафиксируйте обстоятельства и часто­ту этих «плохих поступков». Шумное пове­дение детей может быть связано с тем, что они просто изучают границы дозволенного вами. Поэтому лучше всего сразу дать им понять, что вы будете требовать от них и что не намерены терпеть.

Поскольку шумные ученики очень чув­ствительные и восприимчивые, они очень быстро приноравливаются к настроению взрослого. Поэтому вам необходимо на­учиться успокаивать их, направлять их энергию в конструктивное русло, вырабо­тав для этого последовательную линию по­ведения. Разговаривайте тихо и спокойно, будьте терпеливы, однако не позволяйте себе абсолютное всепрощение. Умейте и рассердиться, и обидеться (важно, чтобы все это происходило в рамках рабочей об­становки — без скандалов, без криков, без истерик). Хвалите учеников каждый раз, когда они сами справились с какой-то ситуаци­ей, когда сами контролируют свое пове­дение. Не старайтесь переделывать их только потому, что они не такие, какими когда-то были вы. Шумные ученики са­мостоятельно успокоятся к 15—16 годам: у них появится умение управлять собой, считаться с мнением и поступками окру­жающих.

Упражнения в помощь учителю

Справиться с шумным классом учителю помогут следующие упражнения.

  1. «Шторм — штиль». В зависимости от произнесенного учителем слова ученики ведут себя или шумно, активно, громко раз­говаривая («шторм»), или тихо, двигаясь плавно, разговаривая шепотом («штиль»). Вариантом данного упражнения может выступать упражнение «Слушатели — ора­торы»: учитель распределяет между уче­никами роли, которые они будут выполнять на уроке (или отвечают на вопросы и вы­полняют задания, или внимательно, молча наблюдают за деятельностью одноклас­сников). Использование данного упражне­ния не только позволит учителю регулиро­вать уровень шума в классе, но и поможет ученикам овладеть гибкостью поведения, научиться контролировать и дисциплини­ровать себя.
  2. Попросите учеников закрыть глаза и посидеть неподвижно, ожидая опреде­ленного сигнала (например, когда в тре­тий раз прозвенит колокольчик), или что-то сделать с закрытыми глазами (нарисовать картинку, сложить пирамидку).
  3. Попросите учеников мысленно вы­полнить сложное действие, требующее внимания и сосредоточенности (например, пройти по воображаемому лабиринту).
  4. Используйте упражнения на чередо­вание напряжения и расслабления. Для этого предложите ученикам следующую игру: вы говорите слово, а они стараются повторить его громче, чем вы, а потом, на­оборот, тише, чем вы.
  5. Организуйте и проведите кратковре­менные соревнования: разделите класс на группы, дайте какие-нибудь поручения (на­пример, полить цветы, вытереть доску, при­нести мел и т. д.). В конце учебного дня опре­делите лучших учеников и наградите их.
  6. Используйте следующий творческий психолого-педагогический прием: каждую перемену назначайте «директора» класса (пусть ученики сами его выбирают, а учи­тель иногда может вносить коррективы, чтобы все ученики попробовали себя в этой роли). В спортивном уголке, за пределами учебного класса, каждую 5-ю минуту перемены ученикам разрешается кричать, пры­гать. «Директор» следит за временем. По его команде активный шум начинается и че­рез минуту прекращается. Поскольку «ди­ректором» хочет стать каждый, то ученики соблюдают все правила, установленные предыдущим «директором». Правда, есть одно «но»: этот прием эффективен только в том случае, если умело его преподнести, не навязывать детям правила, а подвести их к тому, чтобы они их сами придумали и сами контролировали их выполнение.
  7. Для обучения детей навыкам само­регуляции используйте упражнение «Клу­бочек». Ученикам предлагается смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все боль­ше и больше. Учитель по секрету говорит ученикам, что этот клубочек не простой, а волшебный: как только начинаешь его сматывать, сразу же успокаиваешься. Ког­да игра станет для детей привычной, они сами будут просить учителя дать им «вол­шебные нитки», как только почувствуют, что огорчены или устали.
  8. На переменах учитель может про­должать находиться в центре событий — играть с учениками, читать вслух стихи, загадывать загадки, просто разговаривать с детьми. Как только учитель начнет рас­сказывать кому-то что-то интересное, все остальные ученики обязательно будут при­слушиваться, шум прекратится, дети со­средоточатся вокруг стола.
  9. Используйте простые задания, такие как распределение слов по категориям или «мозговой штурм» (например, напишите на доске вразброс 12 слов и попросите детей сгруппировать их по определенным при­знакам).
  10. Расскажите детям сказку о Минут­ках Тишины.

В одной школе были очень шумные дети. Вообще-то во всех школах дети шумят, но здесь они шумели особенно и постоянно. И не только на переменах, но и на уроках шум был несмолкаемый. От него уставали все: учителя, директор, родители и сами дети. Однажды директор собрал всех уче­ников в большом зале и представил им невысокого человечка в несовременной остроконечной шапочке. Еще на нем бы­ла синяя накидка и синие башмачки. Уви­дев его, дети стали громко смеяться, потому что он показался им очень смешным. Они так смеялись, что некоторые даже упали на пол от смеха. Человечек смотрел на них и улыбался. Было видно, что он не сердится и не обижается на них за их смех. Он смотрел и смотрел, и дети постепенно стали замолкать. На­конец в зале воцарилась полная тиши­на, и тогда человечек заговорил тихим голосом:

«Дорогие мои смешливые дети, я так рад с вами встретиться. Я так дол­го ждал этой встречи. И принес вам по­дарки».

Волшебник вытащил из рукава синий платочек, взмахнул им ив воздухе по­явились Минутки Тишины, похожие на звездочки. Зазвучала тихая музыка, и Ми­нутки Тишины стали танцевать Танец Тишины.

Скажите детям: «Представьте, как Ми­нутки Тишины танцуют в воздухе вокруг вас. К вам подлетает ваша Минутка Тиши­ны. Она садится вам на плечо и рассказы­вает сказку. Прислушайтесь... О чем рас­сказала вам Минутка Тишины? Запишите ее сказку и нарисуйте иллюстрацию».

Лучший способ сделать детей хорошими это сделать их счастливыми. Оскар Уайльд.

Итак, подведем итоги. Психологи уста­новили, что если ученик научится управ­лять своим поведением в начальной шко­ле, то его дальнейшая школьная жизнь будет протекать довольно спокойно. Но если в течение первых лет обучения ре­бенок не получит возможности компенси­ровать особенности развития, то скорее всего он пополнит ряды неуспевающих. Поэтому не ждите, когда ученики начнут понимать ваши слова. Вы должны сделать так, чтобы они научились понимать вас без слов, и понимать правильно. Установите с вашими непоседами на­стоящий, полноценный эмоциональный контакт, а затем помогайте им формиро­вать правильные эмоциональные привыч­ки — ничего не бояться, не страдать сверх меры, не сердиться без надобности, зато быть заинтересованными, испытывать лю­бопытство и радость. Если вы будете сле­довать этим простым правилам, то спра­виться с шумным классом вам будет со­всем не сложно.

Удачи вам, дорогие учителя!

Источник: Н.Л. Пузыревич // Диалог - №2 - 2013. с.7-11

Дорогие педагоги, если Вас волнует проблема работы с шумным классом, предлагаю Вам для изучения статьи:

Трудный ученик: как справиться?

Как наладить дисциплину в классе?

Гиперактивные дети. Особенности учебного взаимодействия в школе и семье

Важное

Мы Вконтакте

Статьи для психолога

Психологическая помощь. Что и как о ней рассказывать педагогам и родителям

К числу типичных трудностей, возникающих у практического психолога, традиционно относят неадекватность запросов и ожиданий, которые предъявляют потенциальные клиенты. «Расскажите моему ребенку, что надо хорошо учиться», «Поработайте с Синицыным, он совсем от рук отбился», «Вот вы с ним на прошлой неделе занимались, а сегодня он опять начал»… У каждого из нас наверняка найдется масса подобных примеров, не говоря уже о крайних случаях типа «Будешь себя плохо вести — отведу к психологу!».

Подробнее...

Рейтинг@Mail.ru

Рейтинг@Mail.ru

Статьи для логопеда

Основные этапы развития детской речи

Периодизация речевого развития по С.Н. Цейтлин, периодизация речевого развития по А.Н. Гвоздеву, периодизация речевого развития по Р.Е. Левиной. Таблица, составленная О.Е. Громовой. Источник: Путь к первым словам и фразам : пособие для родителей / О. Е. Громова. - Москва : Просвещение, 2008. - 111 с.

Подробнее...

Статьи для педагога

Роль медиаобразования в формировании информационной культуры учащихся

Вне информационной среды жить невозможно. Но что необходимо предпринять для формирования информационной культуры личности младшего школьника, что бы минимизировать негативное влияние современных информационных ресурсов? В статье раскрывается актуальность формирования информационной культуры личности учащихся начальных классов в условиях развития информационного общества, заметную роль в котором играют средства массовой информации.

Подробнее...

Помогу с написанием любой студенческой работы. Без посредников.Пишите: cola5@ya.ru