К числу типичных трудностей, возникающих у практического психолога, традиционно относят неадекватность запросов и ожиданий, которые предъявляют потенциальные клиенты. «Расскажите моему ребенку, что надо хорошо учиться», «Поработайте с Синицыным, он совсем от рук отбился», «Вот вы с ним на прошлой неделе занимались, а сегодня он опять начал»… У каждого из нас наверняка найдется масса подобных примеров, не говоря уже о крайних случаях типа «Будешь себя плохо вести — отведу к психологу!».

Кроме того, зачастую к психологу обращаются с проблемами, решение которых сугубо психологическими средствами невозможно (например, воспитание любви к чтению, формирование культуры речи и др.). Нереалистичность запросов и ожиданий педагогов и родителей во многом вызвана низким уровнем их осведомленности о специфике, формах и содержании психологической помощи. По большому счету, получить подобные знания неспециалисту весьма затруднительно: в средствах массовой информации об этом подробно не рассказывают, а специфические околопсихологические журналы читают далеко не все. В итоге деятельность психолога мифологизируется, что никоим образом не способствует адекватности запросов к нему.

В подобной ситуации у психолога есть два варианта поведения: либо ждать, пока уровень общепсихологической грамотности педагогов и родителей возрастет в силу внешних воздействий, либо сделать ее повышение собственной профессиональной задачей. Анализ нашего опыта работы с педагогами и администрацией показывает, что постановка такой задачи вполне оправданна. Прежде все-го, это приводит к росту точности и адекватности формулировки запросов к психологу, а также к сужению круга предъявляемых ему трудностей. Кроме того, сотрудничество психолога с педагогом становится предметным и более конкретным. Хотелось бы отметить, что сами педагоги проявляют большой интерес к информации о содержании работы психолога.

Итак, какую информацию о работе психолога можно и нужно сообщать педагогам и родителям? Мы выделили НЕСКОЛЬКО ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ, ЗНАКОМСТВО С КОТОРЫМИ ОСОБЕННО ВАЖНО ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ.

Общая специфика психологической помощи. Прежде всего, важно разъяснить, что психологическая помощь представляет собой не разъяснение ребенку правил поведения, а специальным образом организованные занятия, построенные преимущественно на игре и изобразительной деятельности.

При этом бывает полезно остановиться на вполне очевидной мысли: в большинстве случаев ребенок нарушает те или иные правила поведения не потому, что не знает их, а потому, что у него не сформированы соответствующие психологические функции или есть более весомые причины, побуждающие нарушать известные правила. Поэтому работа психолога может быть направлена или на формирование необходимых функций, или на преодоление психологических трудностей.

Например, как бороться с шумным учеником? Вот первоклассник нарушает дисциплину на уроке. Это может быть вызвано низким уровнем развития произвольности или стремлением привлечь внимание учителя.

Работа психолога в этом случае направлена на формирование произвольности или на обучение конструктивным способам привлечения внимания. Предъявление педагогам и родителям подобной информации позволяет перейти от запроса «Объясните ему, что…» к запросу «Почему он так себя ведет и чем ему можно помочь?».

Кроме того, следует остановиться на таком важном вопросе, как продолжительность психологической работы. Понятная любому психологу мысль, что получение устойчивого результата требует значительного времени, совершенно не очевидна для педагогов и родителей. Здесь очень уместны медицинские аналогии: «Многие лекарства дают эффект только в случае длительного применения. То же самое касается психологической помощи: нужно некоторое количество занятий, чтобы поведение ребенка изменилось».

Надо сосредоточить внимание педагогов на различиях между педагогической и психологической помощью, особенно подчеркнув необходимость для ребенка как одной, так и другой.

Профессиональные возможности психолога. При рассмотрении этой проблемы важно дать четкий ответ на два вопроса: чем психолог может помочь и чего он сделать не может. При работе как с родителя-ми, так и с педагогами необходимо уделить внимание различию воспитательных и психологических задач. Нам представляется, что школьного психолога не следует делать «главным специалистом по воспитательной работе в образовательном учреждении».

Во-первых, это может совершенно обоснованно вызвать негативную реакцию педагогов и классных руководителей, а во-вторых, психология все же не наука о воспитании, и не стоит обесценивать тот теоретический и методический инструментарий, который разработан современной педагогикой.

Мы полагаем, что психологу важно, с одной стороны, обозначить свой возможный вклад в решение вопросов воспитания, а с другой — не брать на себя основную ответственность.

Особенности содержания деятельности школьного психолога.

Здесь следует особое внимание уделить различию функционала психолога, работающего в школе, и психологов, работающих в учреждениях, занимающихся углубленной психологической помощью. Это поможет педагогу понять, что есть ряд задач, которые в принципе решаемы психологическими средствами, но для этого требуется особая работа, организовать которую в школе невозможно.

Как показывает практика, при обсуждении данной темы очень помогают аналогии с медицинской службой: так, есть школьная медсестра, которая делает прививки, оказывает неотложную помощь, а есть врачи, работающие в поликлиниках и больницах и занимающиеся лечением хронических заболеваний.

В идеале этот рассказ следует дополнить кратким описанием социально-психологических центров и служб психологической помощи населению, осуществляющих свою деятельность в данном населенном пункте.

О ЧЕМ ПСИХОЛОГУ СЛЕДУЕТ УМОЛЧАТЬ

Содержание работы с конкретным ребенком. Ни в коем случае не следует приводить примеры работы с конкретным ребенком или отвечать на вопросы типа: «А как вы работаете с Васей, от которого стонет вся школа?» В этом случае задача психолога — показать, что он услышал беспокойство родителей и работает в этом направлении. Можно сказать примерно так: «Спасибо, что вы обратили мое внимание на этого ребенка, мы с ним уже работаем».

Содержание и принципы использования психодиагностических методик. При появлении вопросов лучше сказать, что в работе используются апробированные инструменты, рекомендованные для образовательных учреждений, но их использование строго регламентируется и не допускает широкого обсуждения. В какой форме возможно ознакомление педагогов и родителей с данным материалом? Как показывает наша практика, подобную информацию имеет смысл включать в родительские собрания в начале года и в педагогические советы.

Источник: Марина Чибисова, кандидат психологических наук // Школьный психолог - № 02 (480) 2011. с.14-15