Вверх
Напишу вам курсовую и диплом! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 18-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!
e-mail: cola5@yandex.ru
В современных условиях семья является одним из основных объектов социально-психологической помощи. Это объясняется обострением социальных, психологических, экономических проблем, которые резко увеличивают число обращений за помощью в учреждения системы социальной защиты. Именно поэтому существует необходимость особенного внимания к семьям, в которых воспитываются дети-инвалиды.
Происходит ломка глобальных и местных социальных стереотипов, в том числе и в отношении брака и семьи, воспитания детей, превалирует индивидуальная идеология "безвременья", дезинтеграции, наблюдается деформация психологического статуса семьи, особенно многодетной, неопределенность и частичная утрата этого статуса в результате резких изменений отработанных семейных ритуалов, традиций. Влияние СМИ, других мощных социокультурных факторов, воздействующих на социально-психологические основы брака и семьи, не менее чем экономические факторы меняет значимость и распределение по шкале иерархии основных функций семьи. В особом внимании и заботе нуждаются семьи, воспитывающие ребенка-инвалида по соматическому заболеванию, такому, как онкология, нарушение функций печени, других жизненно важных органов.
В большинстве случаев ребенок-инвалид по соматическому заболеванию имеет сохранную когнитивно-эмоциональную сферу, что позволяет использовать в работе с семьей, воспитывающей такого ребенка, всю методологическую базу современной психологии и социальной педагогики.
Иная ситуация складывается при работе- с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида с особенностями психо-физического развития. В этом случае в первую очередь необходима специализированная адаптация семьи к ситуации инвалидности, базирующаяся на медико-социальных аспектах ухода за ребенком. Психологическая помощь в этом случае в основном заключается в работе со стрессом у членов семьи, в адаптации их к наличию неисправимого дефекта (физического или личностного), в поиске дополнительных личностных и групповых семейных ресурсов для этой адаптации.
При инвалидности ребенка, не ведущей к личностным дефектам и позволяющей рассчитывать на устранение временных физических дефектов в будущем, семья нуждается в иных видах психологической помощи и поддержки. Особенно важно, чтобы психологическая помощь и поддержка оказывались семье, воспитывающей ребенка-инвалида, не изолированно, а в рамках единой универсальной социальной технологии помощи семье и детям, основанной на взаимодействии и координации функций территориальных органов социальной защиты, образования, здравоохранения, внутренних дел, общественных организаций.
Анализ мирового и европейского опыта развития учреждений, оказывающих социально-психологическую помощь населению, семье и детям в таких странах, как Россия, Польша, Украина, Литва, а также опыта социальной работы в Германии, Норвегии, Швеции, Словакии и др. странах, показывает что рано или поздно складывается единая межведомственная система помощи семье, построенная по принципу "социальной технологии".
Социальная технология включает:
■ процесс целенаправленного воздействия на социальный объект, предполагающий получение заданного результата, имеющий определенную технологическую структуру и выстраивающий в одну цепочку цель, средства ее достижения и результат;
■ теорию, исследующую процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, разрабатывающую эффективные приемы и методы такого воздействия. При этом в роли социального объекта могут выступать социальное взаимодействие, социальная группа, социальный институт (в том числе и семья).
Социальный объект "семья" находится в неразрывной связи с другими социальными институтами, является частью социальной системы города и органически в нее интегрирован. Но, с другой стороны, семья является и субъектом социальной структуры общества, поскольку сама оказывает значительное влияние на все социальные институты, учреждения и организации, взаимодействующие с ней. Свойства объекта и субъекта присущи любой семье, в том числе воспитывающей ребенка-инвалида.
Новый подход, позволяющий рассматривать такую семью как объект социально-психологической помощи, построенной по принципу единой социально-психологической технологии, позволяет решить три задачи:
Включение в такую универсальную социально-психологическую технологию семьи с ребенком-инвалидом по соматическому заболеванию позволит значительно улучшить текущие и отдаленные результаты адаптации и реабилитации как членов семьи, так и ребенка-инвалида.
Исследование проблем семейного воспитания на этапе лечения и в период ремиссии, проведенное в 2000—2002 гг. совместно Городским центром социальной помощи семье и детям и Службой социально-психологической помощи Республиканского научно-практического центра детской онкологии и гематологии Республики Беларусь, показало, что стереотипное восприятие (в том числе и со стороны специалистов) семьи с онкологически больным ребенком как "особой" с точки зрения складывающегося в семье стиля воспитания не соответствует действительности.
Так, сравнение со случайной выборкой семей, воспитывающих ребенка, не имеющего тяжелого соматического заболевания, показало, что уровень протекции, степень удовлетворенности потребностей ребенка, количество и качество требований к нему, неустойчивость стиля воспитания и другие параметры, характеризующие процесс воспитания ребенка-инвалида по онкологическому заболеванию, статистически достоверно не отличаются от аналогичных параметров обычных семей.
Следовательно, можно говорить о возможности и необходимости включения семьи, воспитывающей ребенка-инвалида с сохранной когнитивно-эмоциональной сферой, в единую социально-психологическую технологию помощи семье и детям по территориальному принципу.
Источник: Туровец, А.А. Социально-психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка-инвалида по соматическому заболеванию // Социальная работа - №3 - 2003. с.37-40