Назначение: социальное расследование — это сбор данных о семье и детях. Проводится оно для прояснения ситуации, определения задач работы, составления программы работы с семьей, оказания помощи детям.
Источник: Фоменюк И.Н. Особенности работы с кризисной семьей //Социальная работа - 2003 - №3 с.86-88
Содержание расследования включает исследование:
- Личных данных ребенка и семьи.
- Повода к расследованию (необходимо ли оно).
- Характера заказа (кто сообщил, чей заказ).
- Прежние и настоящие контакты с учреждениями и социальными службами. (Кто раньше занимался этой проблемой ребенка (семьи).)
- Способы проведения расследования:
а) определяем цель расследования;
б) определяем предполагаемые контакты (круг лиц, с кем будет вестись разговор);
в) определяем, кто будет участвовать в расследовании (специалисты СПЦ);
г) обозначаем место встреч, формы работы.
- Условия успешного социального расследования.
Для того чтобы получить содержательную, полную информацию, необходимо:
- Установить контакт с семьей. Выяснить взгляд взрослых на ситуацию и объяснить ребенку, почему мы, социальные работники, пришли в семью.
- Присутствие двух специалистов при любой беседе.
- Эмоционально-нейтральное восприятие ситуации (не проявлять чувств, не принимать точку зрения одной из сторон).
- Показывать детям, что социальный работник относится к ним серьезно, слушать столько, сколько ребенок говорит.
- Продумать обстановку встречи (дома, в центре, на улице, в кафе).
- Обговорить с семьей план действий: что будем расследовать, кто будет присутствовать, какие специалисты будут участвовать.
- Подключить школу, другие учреждения, определить цели, найти общее мнение и учитывать его в работе.
- Добиться добровольного участия семьи и продумать продолжительность и частоту встреч.
- Продумывать четко каждую беседу и задаваемые вопросы:
а) в начале беседы задавать вопросы: "Как?", "Когда?" для выяснения фактов и прояснения картины;
б) вопросы должны быть логическими, исходить из ответов;
в) должны присутствовать гипотетические вопросы (Если бы ты совершил это, что бы было?);
г) обращать внимание на разницу действий, поступков (что было, когда не было проблемы, и что происходит теперь);
д) для прояснения отношений между ребенком и родителями задаются вопросы: "Кто тебе ближе?", "Как было раньше?", "С кем бы ты хотел сблизиться?".
е) для выяснения предполагаемого мнения других: "Что сказала бы мама?", "Что сказал бы учитель?".
Обязательно необходима ровная интонация и нейтральная позиция социального работника.
IV. Анализ и оценка ситуации (оформляется в виде последовательных записей).
- В семье имеются следующие потребности ___________
- Ресурсы семьи: ___________________________________
- Недостатки семьи: ________________________________
- Семья готова сделать: _____________________________
- Предполагается, что семья может (не может) сделать:
Кроме того, требуется помощь:_____________________ - Последствия для ребенка, если предполагаемое будет сделано:
- План реабилитации:_______________________________
- Решение:_________________________________________
Подпись социального педагога.
Скачать готовый расчет по данной методике |
Заказать готовый расчет по данной методике | Задать нам вопрос по данной методике |
По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.