Назначение: социальное расследование — это сбор данных о семье и детях. Проводится оно для прояснения ситуации, определения задач работы, составления программы работы с семьей, оказания помощи детям.

Источник: Фоменюк И.Н. Особенности работы с кризисной семьей //Социальная работа - 2003 - №3 с.86-88

 Содержание расследования включает исследование:

  1. Личных данных ребенка и семьи.
  2. Повода к расследованию (необходимо ли оно).
  3. Характера заказа (кто сообщил, чей заказ).
  4. Прежние и настоящие контакты с учреждениями и социальными службами. (Кто раньше занимался этой проблемой ребенка (семьи).)
  5. Способы проведения расследования:

а)        определяем цель расследования;

б)        определяем предполагаемые контакты (круг лиц, с кем будет вестись разговор);

в)        определяем, кто будет участвовать в расследовании (специалисты СПЦ);

г)        обозначаем место встреч, формы работы.

  1. Условия успешного социального расследования.

Для того чтобы получить содержательную, полную информацию, необходимо:

  1. Установить контакт с семьей. Выяснить взгляд взрослых на ситуацию и объяснить ребенку, почему мы, социальные работники, пришли в семью.
  2. Присутствие двух специалистов при любой беседе.
  3. Эмоционально-нейтральное восприятие ситуации (не проявлять чувств, не принимать точку зрения одной из сторон).
  4. Показывать детям, что социальный работник относится к ним серьезно, слушать столько, сколько ребенок говорит.
  5. Продумать обстановку встречи (дома, в центре, на улице, в кафе).
  6. Обговорить с семьей план действий: что будем расследовать, кто будет присутствовать, какие специалисты будут участвовать.
  7. Подключить школу, другие учреждения, определить цели, найти общее мнение и учитывать его в работе.
  8. Добиться добровольного участия семьи и продумать продолжительность и частоту встреч.
  9. Продумывать четко каждую беседу и задаваемые вопросы:

а)        в начале беседы задавать вопросы: "Как?", "Когда?" для выяснения фактов и прояснения картины;

б)        вопросы должны быть логическими, исходить из ответов;

в)        должны   присутствовать   гипотетические   вопросы (Если бы ты совершил это, что бы было?);

г)        обращать внимание на разницу действий, поступков (что было, когда не было проблемы, и что происходит теперь);

д)        для прояснения отношений между ребенком и родителями задаются вопросы: "Кто тебе ближе?", "Как было раньше?", "С кем бы ты хотел сблизиться?".

е)        для выяснения предполагаемого мнения других: "Что сказала бы мама?", "Что сказал бы учитель?".

Обязательно необходима ровная интонация и нейтральная позиция социального работника.

IV. Анализ и оценка ситуации (оформляется в виде последовательных записей).

  1. В семье имеются следующие потребности ___________
  2. Ресурсы семьи: ___________________________________
  3. Недостатки семьи: ________________________________
  4. Семья готова сделать: _____________________________
  5. Предполагается, что семья может (не может) сделать:
    Кроме того, требуется помощь:_____________________
  6. Последствия для ребенка,   если предполагаемое будет сделано:
  1. План реабилитации:_______________________________
  2. Решение:_________________________________________

Подпись социального педагога.


Скачать готовый расчет по данной методике
Заказать готовый расчет по данной методике Задать нам вопрос по данной методике

По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.