Источник: Чернобай А.Д., Федотова Ю.Ю. (сост.). Методики диагностики свойств восприятия, внимания и памяти. Практические указания к курсу "Психология и педагогика" для студентов морских и психологических специальностей. - Владивосток: Морск. гос. ун-т им. адмирала Г.И. Невельского, 2005. - 53 с.
Возраст: подростки, взрослые.
1. Методика диагностики объема восприятия.
Назначение методики: анализ (диагностика) объема зрительного восприятия в зависимости от степени осмысленности предъявляемого материала.
Объектами служат наборы бессмысленных сочетаний букв (по 8 букв в наборе) и осмысленные фразы (по три слова в каждой фразе). Всего в опыте 40 предъявлений, по 20 для каждого типа объектов, сначала предъявляются буквы, затем фразы. Задача испытуемого - письменно воспроизвести все, что ему было предъявлено.
Протокол занятия
Испытуемый__________________________________ Дата____
Экспериментатор______________________________ Время опыта____
Номер |
Предъявленные |
Ответ |
Кол-во правильно |
предъявления |
стимулы |
испытуемого |
воспроизведенных букв |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
40 |
|
|
|
Экспериментатор предъявляет объект-стимул на 1с, после чего испытуемый письменно воспроизводит увиденное. Ответы испытуемого заносятся в протокол.
Набор 1.
1 |
РОПМЬУЛД |
6 |
ЭВОЕРАПВ |
2 |
ЛАЕПГЗИЯ |
7 |
ОТАСЯМТЛ |
3 |
ЛЧЮБВУИТ |
8 |
ДЮЯИДРНМ |
4 |
ЫВБСБЛОМ |
9 |
ХОВАСТРО |
5 |
ЭЕБЯКНОБ |
10 |
РВЕЖАЛИМ |
11 |
АРОПЦДАТ |
16 |
ЦЗУБКОПА |
12 |
ЦУПМСТВО |
17 |
БИБПЛПЬИ |
13 |
БОАДЫКРС |
18 |
БМББСМПР |
14 |
ДБАВЕЗЖН |
19 |
ПАОАОМПЕ |
15 |
ЭЦХАВЦОЛ |
20 |
ОРАШЦУЗЖ |
Набор 2.
1. |
Я иду домой |
11. |
Давай пойдем гулять |
2. |
Передайте мне чай |
12. |
Спят усталые игрушки |
3 |
Солнце уже высоко |
13 |
Старушка присела отдохнуть |
4 |
Море сегодня холодное |
14 |
Сегодня очень холодно |
5 |
Позвони мне, пожалуйста |
15 |
Птичка вьет гнездо |
6. |
Пора учить уроки |
16 |
Мне все надоело |
7 |
Собака поджала лапу |
17 |
Подари мне луну |
8. |
Пора ложиться спать |
18 |
Мальчик рисует ракету |
9 |
Очень интересная книга |
19 |
Ты записался добровольцем? |
10. |
Не хочу учиться |
20. |
Девочке очень весело |
Обработка и анализ результатов.
- Определить среднее число правильно воспроизведенных букв для обоих наборов тест-объектов (М1 и М2).
- Проанализировать характер ошибок, допущенных испытуемым (например, смешение букв, близких по начертанию или по звучанию и т. п.).
- Сравнить величину объема восприятия при предъявлении осмысленного и бессмысленного материала.
По данным классических исследований объем восприятия лежит в пределах 4-6 единиц. При предъявлении однородных объектов объем восприятия составляет 8 - 9 единиц. При предъявлении буквенных стимулов объем восприятия несколько ниже и составляет 6 - 7 единиц. Однако если буквы образуют слова, то одномоментно могут быть восприняты два коротких несвязанных слова и (или) одно длинное слово из 10 - 12 букв, или 4 слова, образующие фразу. Таким образом, в осмысленном тексте в качестве оперативных единиц восприятия выступают слоги и слова.
2. Узнавание фигур.
Назначение методики: диагностика (исследование) процессов восприятия и узнавания.
Ход исследования: экспериментатор предъявляет испытуемому таблицу с изображением 9 фигур и предлагает внимательно рассмотреть и запомнить эти фигуры в течение 10 секунд. После чего испытуемому показывают вторую таблицу, с большим количеством фигур. Испытуемый должен обнаружить среди них фигуры первой таблицы.
Первая инструкция: «Сейчас я покажу вам изображения фигур. У вас есть 10 секунд, чтобы постараться запомнить как можно большее количество фигур» (рис. 1).
Вторая инструкция: «На следующем рисунке (рис. 2) среди нарисованных фигур вы должны выбрать те, которые видели в первом случае».
Обработка результатов: экспериментатор отмечает и подсчитывает количество правильно и неправильно узнанных фигур. Уровень узнавания (Е) подсчитывается по формуле:
где «М» - число правильно узнанных фигур,
«N» - число неправильно узнанных фигур.
Наиболее оптимальный уровень узнавания равен единице, поэтому, чем ближе результаты испытуемого к единице, тем лучше у него функционируют процессы узнавания наглядного материала. Аналогичным образом можно исследовать процессы узнавания другого материала: буквенного, цифрового, словесного.
Скачать готовый расчет по данной методике |
Заказать готовый расчет по этой методике | Задать нам вопрос по данной методике |
По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.