Источник: Акишина Алла Александровна - кандидат филологических наук, профессор кафедры русского языка Академии труда и социальных отношений, Москва, Россия. Тел.:+ 7 495 131 78 86

Цель:  Работа с субтекстами для определения уровня речевого развития младших дошкольников. Позволяет определить особенности речи детей, приемущественно проживающих не в России, перед изучением русского языка.

 

 

Субтест № 1. проверка понимания значений слов ( для детей 3-5 лет)

А. Подготовка исследования : подобрать слова по двум категориям: обозначающие конкретные предметы (кукла, линейка), обозначающие конкретные предметы, возможность действия с ними ограничена (поднос, футляр). К каждому слову подобрать 9 дополнительных слов, обозначающих предметы, сходные по цвету, форме, материалу, назначению (футляр -зубная щетка, кошелек, рубанок и т.д.) Подобрать предметы и картинки, соответствующие словарному запасу.

Инструкция. Перед ребенком раскладываются 10 предметов из одной серии и задаются вопросы:

«Найди и дай куклу. Где ты ее видел? Что ты о ней знаешь? Похожа ли она...(называют дополнительные слова)? Чем? Чем отличается?» Уровни понимания слов:

1 уровень - слово лишено содержания, в основе понимания простая связь «слово-предмет».

2 уровень - содержание слова определяется внешними несущественными признаками;

3 уровень - ориентация на существенные и несущественные признаки;

4 уровень - содержание слова определяется только по существенным признакам.

 Субтекст 2. Методика Эббингауза

Цель: выявление уровня развития речи, продуктивности ассоциации (для детей 6-7 лет)

Подготовка исследования . Подбирается текст, который зачитывается детям с пропусками слов, разных частей речи (из 10-11 предложений).

Инструкция . Ребенку предлагается прослушать текст и вставить слова, подходящие по смыслу.

Критерии оценки . Фиксируется скорость нахождения, продуктивность ассоциаций, умение детей подбирать слова в нужной грамматической категории.

 Субтест № 3. Методика Векслера

Цель: выявление уровня сформированности причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей и развития монологической речи (для детей 5-7 лет)

Подготовка исследования. Подбирается набор из картинок, представляющих собой изображение последовательных событий.

Инструкция . Перед ребенком раскладываются перепутанные картинки и предлагаются разложить их по порядку и рассказать по ним историю или рассказ.

Критерии оценки:

2 балла - правильно и логично определена последовательность и связный рассказ.

1 балл - ошибка в последовательности или отрывочный рассказ

0 баллов - нарушенная последовательность, не возможность понять ошибку, описание отдельных деталей картинок, вместо связного рассказа.

 Субтест № 4. Изучение понимания и употребления предметов

Подготовка исследования. Приготовить коробку с цветными карандашами, чашку, ложку, коробочку.

Инструкция. Ребенку предлагается выполнить ряд заданий (всего 12-13 инструкций с использованием различных предлогов: в, на, под, за, из, около); затем предлагается назвать действие, совершаемое взрослым.

Критерии оценки . Подсчитывается число правильно выполненных заданий. Анализируют понимание предметов и употребление их в речи. Определяют уровень развития речи, сравнивая его с нормативами развития связной речи. Параллельно реализуются словарные задачи и задачи по формированию интонационной выразительности.


Скачать готовый расчет по данной методике
Заказать готовый расчет по этой методике Задать нам вопрос по данной методике

По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.