Источник: комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой : диаг­ностический журнал. Подготовительная группа / авт.-сост. Н. Б. Вершинина. - Волгоград : Учитель, 2010. - 35 с.

 

 

Что изучается?

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Умение ребенка последовательно и логично рассказывать о событии, явлении, отвечать на вопросы

Беседа по вопросам

Вопросы:

- Где ты живешь? (В какой стране, в каком городе.)
- Как называется улица, на которой вы живете?
- Какой он, ваш дом? (Большой или маленький, старый, ветхий, новый, красивый.)

- Сколько этажей в вашем доме?
- Из какого материала построен ваш дом?
- На каком этаже вы живете?
- Какая у вас квартира?
- С кем ты живешь вместе?
- Какая самая любимая вещь в твоем доме?
- Какие интересные книги есть в вашем доме?
И другие

3 балла - ребенок отвечает на вопросы, аргументируя ответ; последовательно и логично рассказывает о факте, событии из личного опыта.

2 балла - ребенок отвечает охотно на вопросы педагога, часто пользуется простыми предложениями; не всегда может аргументировать свой ответ.

1 балл - не на все вопросы знает ответы, не аргументирует свои ответы

Умение пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения

Рассказ К. Ушинского «Спор животных» или русская народная сказка «Лиса и рак». Оборудование: маски коровы, лошади, собаки или лисы и рака

Воспитатель читает рассказ, задает вопросы по тексту:

- Кто стал спорить?
- О чем спорили животные?
- Что сказала лошадь?
- А что сказал человек?
Затем распределяются роли между детьми. Дети пересказывают текст по ролям

3 балла - ребенок пересказывает и драматизирует небольшую роль из литературного произведения, не допускает пропусков и неточностей.

2 балла - ребенок пересказывает и драматизирует небольшую роль из литературного произведения, допуская небольшие пропуски.

1 балл - делает существенные пропуски при пересказе, демонстрирует только отдельные эпизоды.

Умение составлять рассказы по плану, из личного опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия

Дидактическое упражнение «Составь рассказ».

Материал: сюжетная картина, набор картин с фабульным развитием действия.

Например: сюжетная картина «Пробуждение природы весной» (4 картинки):

1) появился росток из почвы;
2) появились листья, и росток тянется вверх;
3) появился первый бутон;
4) цветок распустился.

Задания:

1. Составь рассказ по сюжетной картине.

2. Разложи картинки так, чтобы можно было составить связный последовательный рассказ. Примерные вопросы и задания:

- Посмотри, в нашей комнате тоже есть комнатные растения.
- Как называется это растение?
- Что мы делали с самого начала с почвой, как сажали, наблюдали, поливали, как протирали листочки, рыхлили землю, опрыскивали?

3 балла - ребенок легко составляет рассказ под влиянием личного опыта, по сюжетной картине, набору картин с фабульным развитием действия. Пользуется сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.

2 балла - ребенок составляет рассказ по набору картин с фабульным развитием действия; испытывает затруднения при составлении рассказа по сюжетной картине; предложения, как правило, простые.
1 балл - ребенок не может без активной помощи взрослого справиться с заданием. Словарный запас беден.

Умение быть доброжелательным собеседником

Наблюдения за детьми в процессе общения со сверстниками, взрослыми на занятии и в свободной деятельности.

 

3 балла - ребенок - доброжелательный собеседник, говорит спокойно, не повышает голос. В общении со взрослыми и сверстниками вежлив.

2 балла - ребенок - доброжелательный собеседник, говорит спокойно, не повышает голос, но редко использует вежливые слова(после напоминания).
1 балл — ребенок агрессивен, часто повышает голос, вежливые слова не использует

Знания ребенка о синонимах и антонимах

1. Дидактическое упражнение «Выбери и назови».

2. Игра «Скажи наоборот».

Задания:

1. Выбери из трех слов два слова-«приятеля»

и назови их:

а) среди имен существительных:
- дом, солдат, боец;

б) среди имен прилагательных:
- храбрый, звонкий, смелый;
- большой, красивый, огромный;

в) среди глаголов:
- торопиться, спешить, ползти; думать, ехать, соображать и др.

2. Придумай слова с противоположным значением (скажи наоборот):
а) сильный (слабый); высокий (низкий);
короткий (длинный);
б) стоять (сидеть); смеяться (плакать); грустить (радоваться).

3 балла - ребенок самостоятельно выполняет все задания. Хорошо понимает значение понятий: слова-«приятели» и противоположное по значению слово.

2 балла - ребенок выполняет задания, прибегая к дополнительным инструкциям воспитателя.

1 балл — ребенок плохо понимает значение понятий: слова-«приятели» и противоположные по значению слова, допускает большое количество ошибок.

Умение употреблять в речи сложные предложения разных видов

Дидактическая игра «Закончи предложение».

Материал: сюжетные картинки, при помощи которых ребенок сможет составлять сложносочиненные или сложноподчиненные предложения.

(Сюжет картинки может быть таким: на улице дождливая погода; прилет птиц весной; магазин игрушек)

Задание: рассмотри картинки и постарайся закончить предложения:

1. Мама взяла зонт, потому что (на улице идет дождь).

2. Наступила весна, и (прилетят птицы).

3. Мы поедем в магазин игрушек, чтобы (купить мне новую игрушку).

4. Я сошью кукле платье, если (вы дадите мне ткань).

5. Мы ложимся спать, когда (наступает ночь). И другие.

3 балла - ребенок выполнил задание самостоятельно, легко составлял сложные предложения различных видов.

2 балла - ребенок допускает небольшое количество ошибок в построении предложений или затрудняется их закончить в ряде случаев.

1 балл - ребенок не справляется с заданием, не понимает инструкций воспитателя

Знания о звуке, слоге, слове, предложении

1. Дидактическое упражнение «Составь предложение».

Материал: полоски, точки для составления схемы предложения.

2. Выделение в слове слогов.

3. Выделение в слове заданного звука

Задание:

1. Из предложенных слов составь предложение.

Слова: цветы, дети, поливают. Составь схему этого предложения.

2. Отхлопай любое слово и скажи, сколько в нем слогов.

3. Назови слово с заданным звуком в определенной позиции.

4. Например, в предложении Дети поливают цветы назови слово, в котором звук [д] стоит в начале и т. п.

3 балла - ребенок различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах.

2 балла - ребенок хорошо различает понятия «звук», «слово», «предложение». Безошибочно находит в предложении слова с заданным звуком в начале слова. Затрудняется в подборе слов, где звук стоит в середине или в конце слова. Плохо сформировано понятие о слоге.

1 балл - очень слабое представление о понятиях «звук», «слог», «слово», «предложение». Не может выполнить ни одного задания без активной помощи взрослого. Допускает большое количество ошибок

 

Высокий уровень-18-21 балл;
Средний уровень-11-17 баллов;
Низкий уровень — 7—10 баллов.


Скачать готовый расчет по данной методике
Заказать готовый расчет по этой методике Задать нам вопрос по данной методике

По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.