Вверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
Методики диагностики речи, познавательного, моторного развития для логопедов, педагогов, психологов, дефектологов.
Методики диагностики детей дошкольного возраста будут полезны воспитателям детских садов, социальным педагогам, детским психологам и, несомненно, родителям.
Проблемы подростков волнуют не только родителей, но и учителей, специалистов по социальной работе, школьных психологов.
Взрослые люди тоже нуждаются в психологической и педагогической поддержке со стороны коллектива и руководства. На сайте собрана масса методик по диагностике персонала или отдельных сотрудников.
Каждая работа - уникальна. Обращайтесь.

Обо мне

djНапишу вам курсовую и диплом! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 18-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!

Тел.+37529 7262468

e-mail: cola5@yandex.ru

Get Adobe Flash player

Методики диагностики, позволяющие оценить навыки понимания детей дошкольного и младшего школьного возраста цвета и формы фигур.

Источник: Фатихова Л.Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями / Л.Ф. Фатихова. – Уфа: ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2011. – 80 с.

1. Раскрась предметы (разработка Л.Ф. Фатиховой)

Методика предназначена для детей дошкольного возраста.

Цель:

  • изучение уровня и особенностей сформированности восприятия цвета, умение соотносить предмет и его цвет (сформированности эталонов цвета);
  • выявление знаний о цветах;
  • выявление уровня сформированности тонкой моторики рук.

Стимульный материал:

  • карточка с контурным изображением хорошо знакомых ребенку по опыту предметов: яблоко, солнце, лист дерева, туча с дождиком, морковь, картофель
  • карточка с аналогичными, но уже раскрашенными предметами;
  • цветные карандаши.

Ход исследования

Ребенку предлагается карточка с контурными изображениями предметов и цветные карандаши. Инструкция: «Художник нарисовал разные предметы, но раскрасить их забыл. Помоги художнику. Раскрась картинки». После раскрашивания ребенка спрашивают, каким цветом он раскрасил предметы.

Оценка результатов

1 уровень - ребенок не принимает задачу, совершает неадекватные действия, например, рисует карандашами вне контура или др. (0 баллов)

2 уровень - ребенок принимает задачу, но закрашивает предметы несоответственно, цвета назвать не может (0 баллов)

3 уровень - ребенок выполняет задание, но с ошибками, например, неправильно закрашивает 1-2 предмета, может правильно назвать некоторые цвета (2 балла)

4 уровень - ребенок выполняет задание без ошибок, т.е. раскрашивает предметы соответственно, может назвать все цвета (3 балла).

Примечание: если ребенок раскрашивает яблоко желтым или зеленым цветом, лист дерева - желтым или красным цветом и т.п., но при этом правильно называет цвета, которые использовал, выполнение задания оценивается как верное.

Виды помощи

  1. При выполнении задания на I уровне экспериментатор еще раз повторяет инструкцию, делая ее более развернутой и сопровождая указательными жестами.
  2. При выполнении задания с ошибками (II и III уровни) экспериментатор говорит: «Неправильно, подумай еще».
  3. Если предыдущий вариант помощи не возымел действия, экспериментатор показывает карточку с аналогичными, но уже раскрашенными предметами, просит назвать предметы и их цвет на данной картинке и снова предлагает раскрасить предметы на карточке с их контурными изображениями, но уже с опорой на карточку с раскрашенными предметами.
  4. Экспериментатор организует с ребенком совместную деятельность по закрашиванию, сопровождая процесс деятельности речью с отражением цвета закрашиваемых предметов, после чего снова просит ребенка показать предмет определенного цвета: «Покажи предмет красного цвета... синего цвета...».

За каждый вид помощи оценка снижается на 0,5 балла.

Анализ результатов

Группы детей

Баллы

Нормально развивающиеся дошкольники

2-3

Дошкольники с задержкой психического развития

1-3

Дошкольники с умственной отсталостью

0-2

Нормально развивающиеся дошкольники понимают поставленную задачу и не только правильно раскрашивают предметы, но и называют их цвет как до, так и после закрашивания. Кроме того, они могут указывать на вариативность окраски предметов, на то, что, например, яблоко или листочек могут быть как красного, так и зеленого и желтого цвета.

Дошкольники с ЗПР понимают поставленную экспериментатором задачу. При ошибках в закрашивании предметов с дополнительными цветами (морковь - оранжевая, картофель - коричневый) им достаточно указания на ошибку: «Неправильно, подумай еще». Дошкольники, находящиеся в условиях коррекционного обучения, могут назвать все цвета или их часть.

Дошкольники с умственной отсталостью могут допускать явные ошибки или демонстрируют неадекватность в выполнении задания - закрашивать все в один цвет, например, черный или синий. Для правильного выполнения задания им нужна значительная помощь: показ карточки с раскрашенными предметами (третий вид помощи), реже совестная деятельность по закрашиванию с психологом (четвертый вид помощи). Дошкольники данной группы редко называют цвета, а если и называют, то несоответственно самому цвету.

И у дошкольников с ЗПР, и у дошкольников с умственной отсталостью наблюдаются нарушения графомоторных навыков: выходы за контур фигуры при закрашивании, неполное закрашивание стимульной фигуры, слабый нажим и т.д.

2. Изучение восприятия формы (разработка Л.Ф. Фатиховой)

Методика предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель:

  • изучение уровня и особенностей развития восприятия формы;
  • выявление способности к конструированию, сформированности предметно-практических действий;
  • выявление уровня сформированности тонкой моторики рук.

Стимульный материал: а) карточка со схематичным

изображением     предметов, предметы составляющих

сюжетную картинку: дом, дерево и кошка4

в) карточка со схематичным изображением девочки с воздушными шариками, состоящей из геометрических фигур и набор плоскостных фигур соответствующей формы и размера.

Ход исследования

Исследование состоит из двух серий.

Первая серия

Ребенку предлагается карточка с сюжетным схематическим изображением (дом, дерево, кошка). Инструкция: «Посмотри, какая интересная картинка! Что ты на ней видишь? Найди и назови фигуры, из которых составлена эта картинка. Из чего составлен дом? Собака? Дерево?».

Виды помощи

  1. Если ребенок не понимает инструкцию, экспериментатор повторяет инструкцию, делая ее более развернутой;
  2. Экспериментатор доводит до сознания ребенка неадекватность решения: «Неправильно, подумай еще»;
  3. Экспериментатор дает более развернутую инструкцию, предлагает ребенку использовать тактильный анализатор (обводить контуры фигур пальцем), указывает на элементы изображенных предметов и спрашивает: «Это что у кошки (голова)? Какой она формы (круглая)... ?»;
  4. Экспериментатор сам под наблюдением ребенка начинает называть форму элементов изображения, обводя фигуры пальцем: «Это дом, он состоит из квадрата, треугольника.». Затем экспериментатор предлагает продолжить работу ребенку. При этом указания направляющего характера, типа вопросов, остаются.

Вторая серия

Ребенку предъявляется следующая карточка со схематичным изображением девочки и плоскостные геометрические фигуры. Инструкция: «Посмотри на эту картинку. Нравится она тебе? Что здесь нарисовано? А теперь составь из этих фигур такую же картинку». После конструирования экспериментатор просит назвать геометрические фигуры, из которых построена картинка.

Виды помощи:

  1. Если ребенок не понимает инструкцию, экспериментатор повторяет инструкцию, делая ее более развернутой.
  2. Экспериментатор доводит до сознания ребенка неадекватность решения: «Неправильно, подумай еще».
  1. Экспериментатор с помощью   наводящих вопросов, указательных жестов подводит ребенка к выделению геометрических форм на образце, а затем предлагает ребенку построить картинку, используя прием примеривания.
  2. Экспериментатор, используя примеривание, начинает строить картинку, комментируя все свои действия, затем предлагает ребенку продолжить работу.

Оценка результатов

Правильное выполнения задания каждой серии оценивается в 3 балла. Максимальная суммарная оценка за выполнение двух серий составляет 6 баллов. За каждый вид помощи оценка за серию уменьшается на 0,5 балла. Первый вид помощи в случае нецелесообразности его применения опускается.

Анализ результатов

Группы детей

Возраст

Баллы

Нормально развивающиеся дети

Дошкольный

4,5-6

Младший школьный

5-6

Дети с задержкой психического развития

Дошкольный

1,5-4

Младший школьный

4-5

Дети с умственной отсталостью

Дошкольный

0-4

Младший школьный

1,5-5

Нормально развивающиеся дети, начиная с дошкольного возраста, без труда выполняют задания обеих серий. Они узнают и называют как предметы, составленные из геометрических фигур, так и сами геометрические фигуры, конструируют предметную фигуру из частей во второй серии, соблюдая все пропорции и пространственное расположение частей. Дети с ЗПР узнают в изображениях из геометрических фигур предметы и выполняют задания как первой, так и второй серии методики самостоятельно или со стимулирующей и направляющей помощью взрослого (второй и третий виды помощи). Однако они затрудняются в назывании некоторых форм - овала и прямоугольника. Во второй серии отмечаются некоторые деформации конструируемой фигуры: нарушается расстояние между частями фигуры, при этом их взаиморасположение сохраняется.

Дети с умственной отсталостью испытывают трудности в узнавании схематичных изображений предметов. Особенно трудным для узнавания детей является дерево, которое они называют кругом, мячиком или др. Дети затрудняются в назывании как основных, так и дополнительных геометрических фигур. В деятельности конструирования предметной фигуры из частей (вторая серия) наблюдаются более грубые ошибки, чем у детей с ЗПР. Часть детей

данной группы не понимает первоначальную инструкцию, и им приходится предъявлять развернутую инструкцию. Наиболее продуктивными для дошкольников с умственной отсталостью оказывается четвертый вид помощи, обучающий. Трудности узнавания, называния предметов и геометрических фигур и конструирования предметной фигуры сохраняются у детей с умственной отсталостью и в младшем школьном возрасте. Однако для школьников требуется меньшие дозы помощи, помощь взрослого при этом носит более продуктивный характер, чем в дошкольном возрасте.

 


Скачать готовый расчет по данной методике
Заказать готовый расчет по этой методике Задать нам вопрос по данной методике

По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.


Важное

Мы Вконтакте

Статьи для психолога

Сценарий родительского собрания "Наказание ради любви?"

Цель: повышение психологической компетентности родителей по проблеме применения наказаний как одного из методов воспитания ребенка.

Задачи: дать общее представление о том, как воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям; ознакомить с результатами анкетирования детей; способствовать повышению психологической грамотности в вопросах применения штрафных санкций; предоставить возможность анализа различных ситуаций, возникающих в процессе воспитания ребенка; развивать навыки сотрудничества родителей.

Подробнее...

Рейтинг@Mail.ru

Рейтинг@Mail.ru

Статьи для логопеда

Использование элементов обучения грамоте в сложных случаях речевого недоразвития у детей

Коррекция сложных речевых расстройств — наиболее актуальная тема в логопедии. Увеличившееся за последние годы количество детей со сложной структурой дефекта связано с тремя основными группами вредоносных факторов. К первой группе относятся генетические заболевания, нередко приводящие к поражениям не только ЦНС, слуха, зрения, речи, но и ко множественным порокам развития, а также дополнительным заболеваниям почек, печени, нарушению обмена веществ и т.п. 

Подробнее...

Статьи для педагога

Диалоги на Аидовом пороге. Как помочь ребенку пережить горе?

Наша жизнь наполнена разнообразным драматическим опытом, и он не всегда окрашен в радостные, теплые тона. Порой и взрослый, и ребенок сталкиваются с настоящим горем, связанным с потерей близких вследствие болезней, старости, катастроф, аварий, несчастных случаев. Это ситуации, когда вне зависимости от возраста, мы оказываемся на «Аидовом пороге», за которым наши утерянные близкие и через который мы не можем переступить. Взрослые сами испытывают растерянность и замешательство и часто не имеют представления не только о том, как вести себя по отношению к ребенку, потерявшему кого-то из близких, но и о том, каким образом и насколько остро он переживает горе.

Подробнее...

Помогу с написанием любой студенческой работы. Без посредников.Пишите: cola5@ya.ru