Вверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
Методики диагностики речи, познавательного, моторного развития для логопедов, педагогов, психологов, дефектологов.
Методики диагностики детей дошкольного возраста будут полезны воспитателям детских садов, социальным педагогам, детским психологам и, несомненно, родителям.
Проблемы подростков волнуют не только родителей, но и учителей, специалистов по социальной работе, школьных психологов.
Взрослые люди тоже нуждаются в психологической и педагогической поддержке со стороны коллектива и руководства. На сайте собрана масса методик по диагностике персонала или отдельных сотрудников.
Каждая работа - уникальна. Обращайтесь.

Обо мне

djНапишу вам курсовую и диплом! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 18-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!

Тел.+37529 7262468

e-mail: cola5@yandex.ru

Get Adobe Flash player

Цель: конспект занятия (конспект мероприятия) на Масленницу.

Источник: Екатерина Прокофьева, учитель русского языка и литературы, МОУ Гимназия № 2, г. Тихвин, Ленинградская обл. Фото Владимира Строковского// Классное руководство - №2.-2011. с.9-12

Замечательно, если во время Масленицы школьникам удастся не только поучаствовать в веселых играх и конкурсах, но и узнать побольше о значении традиций и обрядов, а также о самом празднике. Познакомить ребят с народными традициями проводов зимы можно на тематическом классном часу.

Задачи:

  • обобщить и расширить представления учащихся о народных праздниках;
  • напомнить о традициях празднования Масленицы - проводов зимы;
  • развивать интерес школьников к традициям русского народа.

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ

На доске (или на экране) - репродукция картины Б.М. Кустодиева «Масленица».

Учитель. Ребята, перед вами репродукция картины Б.М. Кустодиева.

Какое настроение она вызывает? Какие краски использовал художник?

Школьники отвечают, отмечают особое настроение праздника, присущее картине, и контрастность красок.

Учитель. Какое название вы бы дали картине?

Ученики предлагают варианты, например: «Праздник», «Народные гуляния».

Учитель. На этой картине изображен народный праздник Масленица.

Картина так и называется «Масленица». Атмосфера веселого раздольного праздника захватывает нас с первых мгновений. В картине есть все, что присуще народному гулянию: и веселая карусель с шумным балаганом, и лихая езда в расписных санях с важными бородатыми кучерами, и игра в снежки, и песни под задорную гармошку. А внизу, у подножия холмов, раскинулся сказочный заснеженный город. Искрятся морозным инеем крыши домов, светлые купола храмов и разноцветные колокольни устремляются ввысь к изумрудно-зеленому небу, по которому плывут желто-розовые облака и кружат стаи птиц. Перед нами раздольная красота России с ее многовековыми традициями.

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Учитель. Масленица - один из самых ярких народных праздников.

Проводам зимы и встрече весны придавалось большое значение. Было убеждение, что не потешить Масленицу - значит жить в горькой беде и жизнь худо кончить. Праздновалась Масленица на последней неделе перед Великим постом. Отмечали ее весело, гостеприимно, с обильным застольем, играми, танцами, песнями и плясками, катаниями и кулачными боями.

Учитель проводит викторину, посвященную Масленице.

Возможные вопросы:

  1. Ребята, сколько дней гуляют Масленицу? (7 дней)
  2. Как называется Масленица в церковном календаре? (Сырная)
  3. Вспомните названия всех дней Масленицы.
  4. (Встреча, Заигрыши, Лакомка, Разгуляй, или Широкий четверг, Тещины посиделки, Золовкины посиделки, Прощеный день)
  5. Назовите самое главное масленичное угощение. (Блины)
  6. Что символизировал блин? (Блин — символ Солнца, а Солнце олицетворяет здоровье, долголетие, богатство)

Учитель. О Масленице русский народ сложил много пословиц, поговорок и загадок. Давайте вспомним некоторые из них.

Школьники работают по группам (возможна предварительная подготовка группами подборок пословиц, поговорок, загадок, присказок, а затем выступление групп перед всем классом).

Пословицы и поговорки

  • Честная Масленица - широкая боярыня.
  • Боится Масленица горькой редьки да пареной репы.
  • Масленица - объедуха, деньги приберуха.
  • Без пирогов не именины, без блинов не Масленица.
  • Блин брюхо не портит.
  • Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить.
  • Не все коту Масленица, настанет и Великий пост.
  • На горах покататься, в блинах поваляться.

Загадки о блинах

  • Пол железный, половик нетканый.
  • Берега железны, вода не вода, рыба без костей.
  • Ток чугунный, посад гречишный.

№ 02 2011

  • Что на сковородку наливают да вчетверо сгибают.

Загадки о яйцах и о масле

  • Желтенькая собачка под кружочком лежит.
  • Беленькая бочка, два разных пива.
  • Катится бочка: на ней ни сучочка.
  • Желтенькая собачка из конурки поглядывает.

Загадки о сковороде

  • Сидит курочка на золотых яичках.
  • Тинная вода, железные берега.

Учитель. Славилась Масленица и своими хороводами.

Все встают в хоровод.

Хороводная песня Верборясна-распрекрасна.

Идет Масленица красна - В бочках донца выбиваючи.

Сыром горы укладываючи,

Маслом горы поливаючи,

Деток с горушек катаючи!

Приехала Масленица! Приехала!

Ученик 1

Куличок-куличок, куда летишь?

Ученик 2

Птичка малая, птичка ранняя, куда торопишься? Куличок

Лечу Весну-красну отмыкать,

Солнце красное в гости звать.

Мы Масленую поджидали,

Нас Масленая подманила,

Люли, люли, подманила,

Люли, люли, подманила,

Мы думали семь неделек,

А Масленица семь денечков!

Люли, люли, семь денечков.

Люли, люли, семь денечков.

МАСЛЕНИЧНАЯ НЕДЕЛЯ

Учитель. Каждый день Масленицы имел свое название.

Заранее подготовившиеся школьники рассказывают обо всех днях празднования Масленицы.

Ученик 1. Понедельник назывался «Встреча», так как в этот день гостей встречали, планировали всю масленичную неделю. Тогда же пекли маленькие блинчики и давали детям. Дети бегали по улицам и подбрасывали их к солнцу, приговаривая:

Уходи, зима сопливая,

Приходи, лето красное,

С сохою-бороною, с пшеничкою.

Учитель. Послушайте, как описывается первый день Масленицы в книге «Народные праздники на Святой Руси»: «Степенный народ начинает обыкновенно встречу Масленицы посещением родных, отправляя с утра на целый день невестку к отцу с матерью, а вечером свекор со свекровью являлись и сами в гости к сватам. Здесь за круговой чашей условливались, когда и как проводить время, кого звать в гости».

Ученик 2. Вторник назывался «Заигрыши». Во вторник строили снежный город, начинались игры, веселья, катания на санях. С утра приглашались парни и девицы покататься на горах, поесть блинов. Очевидно, такое предложение служило поводом к тому, чтобы парни могли высмотреть себе невест, а девушки - суженых. Ведь после Великого поста на Красной горке на Руси играли свадьбы. В играх и ухаживаниях проходил второй день недели.

На горках катаются,

Блинами объедаются:

Хаврошки - на кошках,

Анютки - на утках,

Аксиньи - на свиньях,

Яшки - на барашках,

Ванюшки - на телушках,

Ненилы - на кобылах, - На горках катливых.

Учитель. Давайте и мы вспомним старинные русские игры.

Проводится игра «Два Мороза».

Описание игры

Выбирают двух водящих - это два Мороза: Мороз - Красный нос и Мороз - Синий нос. Морозы встают посередине площадки для игры. Остальные игроки встают по одну сторону от Морозов. Место, где они находятся, очерчивается линией - это «дом». Игра начинается. Морозы вместе произносят: «Мы два брата молодые, два Мороза удалые». Дальше по очереди произносят: «Я Мороз - Красный нос» и «Я Мороз - Синий нос». Дальше снова вместе: «Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» Игроки хором отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!»

После этих слов игроки выбегают из «дома» и пытаются перебежать на другую сторону площадки мимо Морозов. Морозы ловят и «замораживают» перебегающих. Тот, кого «заморозили», останавливается и замирает. Когда все «незамороженные» оказываются по другую сторону от Морозов, начинается второй этап игры. Морозы снова обращаются к играющим, а те, ответив, перебегают обратно в «дом», по дороге выручая «замороженных» - дотрагиваясь до них рукой. «Морозы» ловят играющих и мешают им выручать «замороженных». В конце игры отмечают, какой Мороз сумел «заморозить» больше ребят.

Ученик 3. Среда - «Лакомка». По средам стряпали блины с очень вкусными начинками. Блин - это символ Масленицы, символ долголетия, здоровья и богатства. С утра до вечера по площадям и улицам городов ходили блинщики и выкрикивали: «Кому блины горячи, кому маслены?» А вы знаете, откуда взялось это чисто русское ритуальное лакомство? В Библии упоминаются «млины». Царь Давид всему народу «даяше по млину сковрадному». Блин напоминал солнце, и сам он был символом весеннего солнышка. А солнцу всегда поклонялись и славили его.

Трынцы-брынцы,

Пеките блинцы!

Мажьте масленее!

Будет повкуснее.

Трын-трынца,

Подайте блинца!

Классный час

Ученик 4. Следующий день - четверг. «Разгул», «Перелом», «Широкий четверг» - эти названия говорят сами за себя. В этот день можно было поесть всяких блинов, каких только душа пожелает - с яйцами, маслом, со сметаной, грибами, рыбой, сыром, творогом. Пекли их из разной муки: гречневой, ржаной, пшеничной. В четверг все шумело и веселилось.

Учитель. Ну-ка, добрые молодцы, выходите в круг, покажите свою удаль перед красными девицами.

Проводится игра «Перетяжки».

Описание игры

Для этой веселой игры понадобятся палка и две чурочки. Играют только мальчики. По двое ребята должны встать на чурочки друг против друга, взявшись за конец палки. Тот, кто при перетягивании палки потеряет равновесие и коснется ногой пола, проиграл. Победители получают призы.

Ученик 5. Пятница - «Тещины вечерки». В этот день зятья угощали своих тещ блинами. Пригласить тещу к себе нужно было накануне, стараясь оказать как можно больше почестей. Если это была молодая семья, то зять должен был позвать тещу учить его печь блины. Званая теща обязательно должна была прислать с вечера все необходимое для выпечки блинов: сковородки, половник, кадушку для опары, а тесть присылал мешок гречневой муки и масло. Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой и было поводом к вечной вражде между зятем и тещей.

Масленица-кривошейка,

Состречаем тебя хорошенько!

С блинцами, с караванцами,

С вареничками.

Учитель. Ребята, а кого называют зятем? А невесткой? Золовкой? Тещей?

Ученики отвечают.

Ученик 6. Суббота называлась «Золовкины посиделки». В субботу навещали сестер мужа. Новобрачная невестка одаривала своих золовок подарками.

Масленица - блиноеда,

Масленица - жироеда,

Масленица - обируха,

Масленица - обмануха.

Ученик 7. Наконец, последний день Масленицы, его называли «Развеселая Масленица». Всем народом провожали Масленицу, побеждали Зиму и встречали Весну. Вершина праздника - взятие снежного городка. Снежный город обязательно должен пасть - это символизирует победу над Зимой.

На доске (или на экране) - репродукция картины В.И. Сурикова «Взятие снежного городка».

Учитель. Посмотрите на эту картину. Художник изобразил знакомую ему с детства казацкую игру. Всадник и конь летят прямо на зрителя, сани мчатся в противоположную сторону, и в этой кутерьме рождается ощущение настоящего праздника. Мы сейчас с вами поиграем в похожую игру.

Проводится игра «Снежный бой».

Описание игры

Ребята делятся на две команды, им выдается одинаковое количество «снежков». Под музыку команды начинают забрасывать «снежками» друг друга. По окончании музыки игра останавливается. Выигрывает та команда, у которой «снежков» оказалось меньше.

Учитель. После «взятия снежного городка» все собирались в круг возле чучела Масленицы и кричали ей:

Обманула, провела,

Годика не дожила,

Говорили семь недель,

А остался один день.

С этими словами чучело сжигали. Масленица погибала в огне. Огонь - символ солнца и тепла - одерживал победу над Зимой. В христианской традиции этот день называется Прощеным воскресеньем. Дети и взрослые прощали друг другу большие и малые обиды. Получить прощение было очень важно, так как любовь и дружба ценились выше всего на свете. Обычай «прощения» соблюдали все, начиная от простого крестьянина до самого царя. Так заканчивалась Масленица и начинался Великий пост, который длился в течение сорока дней - до Пасхи.

Важное

Мы Вконтакте

Статьи для психолога

Психологическая помощь. Что и как о ней рассказывать педагогам и родителям

К числу типичных трудностей, возникающих у практического психолога, традиционно относят неадекватность запросов и ожиданий, которые предъявляют потенциальные клиенты. «Расскажите моему ребенку, что надо хорошо учиться», «Поработайте с Синицыным, он совсем от рук отбился», «Вот вы с ним на прошлой неделе занимались, а сегодня он опять начал»… У каждого из нас наверняка найдется масса подобных примеров, не говоря уже о крайних случаях типа «Будешь себя плохо вести — отведу к психологу!».

Подробнее...

Рейтинг@Mail.ru

Рейтинг@Mail.ru

Статьи для логопеда

Фольклорная логоритмика

Предлагаем вашему вниманию упражнения, которые представляют собой сочетание движений общей, мелкой и артикуляционной моторики с литературным материалом. Эти задания способствуют развитию не только двигательной сферы и речи, но и психики в целом. Упражнения составлены на основе русских народных потешек, игр, стихотворений детских поэтов и рассчитаны на ребятишек от 3 до 7 лет. Желательно использовать их как можно чаще: в повседневной жизни, на занятиях в общеобразовательных и специализированных учреждениях. Начинайте с самых простых и доступных игр, отрабатывайте их по нескольку раз и только после закрепления переходите к более сложным.

Подробнее...

Статьи для педагога

Интеграция знаний как способ создания целостной развивающей среды

Проект адресован администрации школы, руководителям методических объединений, педагогам с целью демонстрации возможностей интеграции в образовании, обучения проведению интегрированных уроков. Предлагаемые материалы помогут организовать работу методического объединения учителей начальных классов на протяжении учебного года и содержат три семинара, посвященных проблеме интеграции в образовании.

Подробнее...

Помогу с написанием любой студенческой работы. Без посредников.Пишите: cola5@ya.ru