Молчанка
Оборудование: карточки с цифрами 1, 2, 3 у каждого ученика. Сначала из числа игроков выбирается помощник ведущего — «наблюдатель». Затем педагог называет слово, а ученики поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слов в данном слове. (Подбор слов может быть произвольным и тематическим.) За неверные ответы «наблюдатель» раздает ученикам штрафные фишки. За каждую фишку по окончании игры необходимо выполнить то или иное задание.

Найди «вкусное» слово
Педагог говорит: «Мы сегодня будем отмечать день рождения куклы Наташи. Накроем стол к чаю, поставим побольше вкусных лакомств. Но, выбирая лакомство, нужно помнить, чтобы названия состояли только из двух или трех слогов». Дети предлагают двух- и трехсложные слова — названия разных сладких блюд. Повторять то, что названо другими, нельзя. Победителем игры считается ученик, назвавший слово-угощение последним.

Подберем куклам одежду
Оборудование: две куклы, Одежда для них (или предметные картинки с изображением одежды). Педагог показывает детям кукол и говорит: «Ребята, давайте дадим имена этим куклам! Договоримся, что имя первой куклы будет состоять из двух слогов, имя второй — из трех (например, Инна и Марина)». Затем дети рассматривают приготовленную для кукол одежду и определяют, какая вещь может быть предложена кукле Инне (слова-названия предметов одежды должны состоять из двух слогов), а какая — Марине (слова-названия предметов одежды должны состоять из трех слогов). Играют две команды: одна подбирает одежду кукле Инне, другая — Марине. По окончании игры определяется, насколько правильно была подобрана одежда для каждой куклы.

Кто в каком домике будет жить?
Проводить можно в форме соревнования команд. Сначала педагог рисует на доске три домика — в них будут жить животные. В первом — будут находиться те животные, названия которых состоят из одного слога, во втором -ч-из двух, в третьем — из трех. Каждое названное животное обозначается условным значком в соответствующем домике; дважды повторять названия животных нельзя. Выигрывает команда, придумавшая правильно и больше других слов-названий животных.

Цветочный магазин
Оборудование: открытки с изображением цветов. На наборном полотне выставляются открытки с изображением цветов — это «цветочный магазин», цветные фишки в руках у детей — это «деньги». Педагог объясняет, что каждый может купить для себя цветы, только необходимо правильно рассчитаться с «продавцом» (его роль исполняет сам педагог или кто-то из детей), т.е. отдать за каждый столько фишек-«монет», сколько слогов в слове-названии цветка. Покупать цветы нужно только по очереди. Выигрывает тот, кому удастся «купить» без ошибок наибольшее количество цветов.

Слог шаг
Ведущий (педагог или кто-то из детей) дает каждому игроку задание: «Сделай два шага вперед!», «Сделай три шага вперед!», «Сделай шаг вперед!» Игрок должен вспомнить слово, в состав которого входит столько слогов, сколько шагов ему предложено сделать и четко произнести его по слогам так, чтобы каждому шагу соответствовал один произнесенный слог. Жетон вручается игроку, правильно «прошагавшему» слово.

Полсловечка за тобой!
Педагог, обращаясь по порядку к каждому ученику, произносит первый слог двухсложного слова. Ученик должен закончить слово, назвав второй слог. Если он не может подобрать слово, то выбывает из игры, а слово заканчивает другой игрок. Назвав два или более слов, начинающихся данным слогом, он может «выручить» выбывшего из игры товарища и ввести его снова в игру. Выигрывает тот, кто больше всех выручил друзей.

Продолжай!
Оборудование: мяч. Проводится во внеклассное время с небольшой группой детей. У педагога в руках мяч. Произнеся какой-либо слог, он бросает мяч одному из учеников и говорит: «Продолжай». Получивший мяч называет следующий слог так, чтобы получилось целое слово. Затем уже он, называя начало слова — первый слог, бросает мяч другому ученику и т.д. Ученик, замешкавшийся с ответом или ответивший неправильно, платит фант.

Найди свой круг
Оборудование: мел. На перемене или на прогулке педагог предлагает детям начертить три круга. В первый становятся те дети, в именах которых ударение падает на первый слог; во второй — те, в имена которых ударение на втором слоге, в третий — ударение в именах на третьем слоге. Педагог предлагает подумать, как можно изменить имена, чтобы дети могли перейти из одного круга в другой (Люда — Людмила, Галя — Галина, Витя — Виталий, Саша — Александр и т.д.). Победителем считается тот, кто смог предложить большее число вариантов изменения своего имени и неоднократно побывать в разных кругах.

Путаница
Оборудование: наборы слогов. Создается игровая ситуация: Буратино неправильно составил из слогов слова. У него получилось, например, следующее: бары, васо, за-ко, басока,ро-во-на и т.д. Детям предлагается исправить ошибки и правильно составить слова из предложенных слогов. Выигрывает тот, кто правильно предложит большее число правильных вариантов составления слов.

Сложи имена
Оборудование: у каждого игрока — конверт с набором слогов: Ва, Све, Ге, То, Пе, Лю, Ро, Са, ля, та, на, ня, тя, ба, ма, ша. Каждый игрок составляет из слогов, находящихся в его конверте, имена детей. Для этого необходимо помнить, что слог, начинающийся с большой буквы, ставится в начале слова. Выигрывает тот, кто первым и без ошибок составит из имеющихся у него слогов имена.

Слоговая цепочка
Оборудование: мел. Начиная игру, педагог записывает на доске двухсложное слово по слогам (например, ок — но). Далее игроки по очереди подбирают слова так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего слога предыдущего (ок но; но ра; ра — на; на — вес...). Выигравшим считается тот, кто последним закончил цепочку и больше всех назвал слов.

Кто быстрее?
Оборудование: слова, написанные на доске в два-три столбика (по количеству рядов-команд). Игроки каждой команды по одному выходят к доске и отмечают цифрой в своем столбике напротив каждого слова количество слогов в нем. За каждое правильно указанное количество слогов ряд получает очко. Дополнительные очки могут насчитываться за найденные у соперника ошибки.

 Сортировка слов
Оборудование: у каждого ученика — карточки с трехсложными словами и схемы указатели ударения. Детям предлагается разложить карточки с написанными на них словами на три группы (с ударением на слоге):

  • первом;
  • втором;
  • третьем.

Выигрывает тот, кто первым правильно разложит все свои карточки.

Источник: Степанова, О.А., Рыдзе, О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе: Методическое пособие. (Серия «Игровые технологии») — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 96 с