Учебные ситуации для повышения познавательной мотивации школьников на уроках.
Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию;психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию. Учебная мотивация школьника может быть разной, в зависимости от его возраста или даже настроения.

 

 

Содержание имеющегося материала данной страницы:

1. Учебные ситуации для повышения познавательной мотивации на уроках русского языка и литературы

 

 

Учебные ситуации для повышения познавательной мотивации на уроках русского языка и литературы.

 Они могут использоваться постоянно, на протяжении всех лет обучения на различном материале.

Пересказ с помощью опор. Эту деятельность можно осуществлять индивидуально или в группах. Подготовьте знакомые рассказы или стихи с опорами на иллюстрации и предложите детям выбрать рассказ или стихотворение, чтобы попрактиковаться в пересказе с опорой на иллюстрации. Читая учащимся вслух, делайте паузу в соответствующих местах и позволяйте им угадывать. Дети могут последовательно, при помощи опоры пересказать избранный рассказ или стих, могут дать правильные ответы, когда преподаватель, читая вслух, делает паузу в том или ином месте.

Посылаем письмо. Установите в классе почтовый ящик или организуйте почтовый центр и попросите детей писать или рисовать сообщения, письма и ответы на полученные послания. Дети используют «почту» с разными целями и всевозможными способами.

Читаем книгу. В течение нескольких дней читайте классу книгу. Учащимся предлагается ответить на ряд вопросов до, во время и после ее прочтения. Дети предвосхищают повествование, пересказывают, перефразируют и выявляют главные идеи произведения и детали описания. Они выявляют героев, композицию, сюжет и тему и обсуждают их в группе.

Думаем вместе. Учащиеся работают в малых группах над одной и той же проблемой или учебной темой. Они вместе выдвигают и обсуждают идеи, формулируют собственные вопросы, по ходу обсуждения с помощью графической схемы ведут протокол всего процесса рассуждений, фиксируя каждый шаг.

Поощряйте учащихся вести “лог-файл обучения” с тем, чтобы было легче рассказать о том, как работала группа (т.е. фиксировать каждый сделанный во время обсуждения шаг). Учащиеся могут выполнять обязанность вести протокол обсуждения поочередно, например, сменяясь каждые три минуты. Для этого у каждого члена группы должен быть чистый листок с заранее проставленным на нем временем его очереди. В конце обсуждения все листы собираются, раскладываются в хронологическом порядке, скрепляются и просматриваются как самими детьми, так и учителем.

От каждой группы выступает один человек, который коротко представляет основные идеи и формулирует отобранные группой вопросы учителю. Учитель и класс выслушивают каждую группу, учитель обобщает соображения и вопросы детей, используя это для постановки проблемы, мотивации введения нового материала и т.п.

Устная презентация. Учащиеся могут представить устный критический анализ книги или фильма. Можно предложить им выбрать, подготовить и представить отчет по проведенному исследованию по проблеме, представляющий интерес для всего класса. Учащиеся могут отчитаться классу о каком-либо событии или встрече.

Одной из форм такой презентации в конце обучения может стать пресс-конференция. Учащиеся проводят ее по теме или явлению, которые они тщательно исследовали. Учитель представляет “эксперта” или группу экспертов, которые делают короткое, не более 5 мин, выступление по проблеме и затем отвечает на вопросы.

У нас в классе гость. Пригласите в класс гостя. Напишите с учащимися пригласительное письмо. Проведите мозговой штурм и наметьте возможные вопросы для интервью; обсудите с детьми, какие могут быть ответы на эти вопросы. Учащиеся составляют свои варианты вопросов. Во время посещения они задают свои вопросы, внимательно выслушивают ответы посетителя, а затем задают следующие вопросы. После посещения обсудите с учащимися, что удалось узнать про посетителя. Результаты зафиксируйте и используйте их для того, чтобы сделать настенный рассказ или большую книгу, к которой учащиеся создают иллюстрации.

Читаем вслух стихи. Прочтите вслух несколько выбранных вами стихотворений по изучаемой теме. Проведите мозговой штурм и обсудите приемы и средства, которые использовал поэт, чтобы воздействовать на читателя. Сообща, всем классом, напишите стихотворение, используя некоторые идеи, высказанные при обсуждении. На последующих уроках вновь вернитесь к этому совместному стихотворению, чтобы прочитать его, используя некоторые приемы театра чтеца (групповое чтение по главам, громкий или мягкий голос, дополнительные звуковые эффекты, мимика и пластика).

Предлагаем версии. Подготовьте две версии какого-либо рассказа (например, использованные при его экранизации). Прочтите оригинал и обе версии, обсудите, сравните и противопоставьте различные версии. Учащиеся создают другую версию того же самого рассказа, но изменяют некоторые элементы. Они могут обсудить, сравнить и противопоставить различные версии рассказа. Дети распознают и детально описывают главные элементы, включая композицию, героев, сюжет и тему.

Берем интервью у героя. После прочтения книги учащиеся берут интервью друг у друга. Один партнер задает герою книги вопросы, а другой отвечает от имени героя. Учащиеся ведут интервью в соответствующей манере и успешно изображают героя рассказа.

Объясняем порядок действий. Учащиеся получают письменный текст инструкции, например, по созданию какого- либо продукта (“секрета”) и задание строго следовать указанной в инструкции последовательности действий. После того как все указанные в инструкции действия будут выполнены, учащиеся демонстрируют полученный продукт и шаг за шагом объясняют все этапы его создания. Следуя инструкциям, которые дает одноклассник, все учащиеся также создают понравившийся им продукт и демонстрируют его всему классу.

Выступая, учащиеся должны использовать ясную и краткую лексику, а слушая - демонстрировать понимание того, что говорит им одноклассник, объясняющий свою инструкцию.

Графическое изображение рассказа. Работая в группах, учащиеся прослеживают отдельные аспекты рассказа и наглядно представляют результаты, используя графы или схемы. Дети придерживаются предложенных структурных рамок, позволяющих наглядно организовывать и исследовать развитие и последовательность событий. Учитель проводит обсуждение, предлагая модель «причина - следствие», включающую в рассмотрение роль других элементов рассказа в развитии сюжета. Учащиеся могут точно представлять информацию в графической форме и кратко письменно излагать сюжет.

Ежедневное письмо. Учите детей готовиться к письменной работе: составлять набросок, проговаривать замысел в группе, мозговой штурм, составлять банк слов и изображать его схематически в виде паутины. Предложите модели для написания разных типов письменных работ (переписки с другом, инструкции, информационного текста и т.д.); для написания новых или трудных слов (например, поиск образцов, обычно встречающиеся последовательности букв в словах); планирования, написания, редактирования и доработки текста.

Проведение этой работы целесообразно планировать для каждого ученика в индивидуальном порядке. Ученик садится в специальное “кресло автора”, чтобы получить от класса обратную связь и мотивацию. Учащиеся читают черновик и во время обсуждения могут высказать автору один положительный комментарий, задать один или два вопроса для прояснения понимания и дать предложение для дальнейшего развития идей.

Как начинать и заканчивать рассказ. Учитель вместе с учащимися исследует все способы, которыми могут начинаться и заканчиваться рассказы, используя в качестве материала для исследования перечень книг, отнесенных детьми к категории “хорошие и любимые книги”, побуждая учащихся неоднократно к ним обращаться. Подборка возможных начал и окончаний записывается на полосках, которые доступны для учащихся и могут использоваться как подсказки в ходе письменных работ.

Пишем рассказ. Учитель дает установку, зачитывая ряд рассказов, которые можно использовать в качестве образца, модели. Учащимся предлагается принять участие в мозговом штурме и составить список элементов, которые делают рассказ “хорошим”. Основываясь на выделенных элементах, учащиеся пишут вымышленную историю. Учащиеся могут выбирать другую деятельность - спланировать написание рассказа. Этот план заносится в пустую рукописную книгу, которую они делали. Учащиеся могут также принимать участие в авторском собеседовании, которое предоставляет возможность ученику встретиться один на один с учителем и побеседовать с ним о своем «творчестве». Во время этой встречи можно обсудить отношение учащихся к письму, как они видят себя в качестве автора, над чем им надо поработать, чтобы развить навыки письма, и как этого можно добиться.

Пишем для себя. Учащиеся пишут ежедневно в течение длительного времени, без перерывов и отвлечений на другую работу. Тема письменной работы выбирается учеником самостоятельно или после консультации с учителем. Учащиеся хранят все свои письменные работы в специальной “Папке письменных работ”, куда помещают также перечень возможных тем, список выполненных работ и памятку по редактированию текстов. После перечитывания ученики зачитывают черновики своих работ классу или группе и отвечают на вопросы и предложения. Затем они переписывают работу с учетом сделанных замечаний и редактируют текст, обращая основное внимание на правописание, пунктуацию, передачу смысла текста и оригинальные мысли. Учитель окончательно редактирует текст и проводит с учащимися собеседование перед завершающей стадией работы - созданием окончательного варианта текста. Учащиеся могут проиллюстрировать окончательную версию.

Рекомендации по выбору книги. Учащиеся выбирают книгу, которая поразила их воображение или вызвала интерес. Они в письменной форме рекомендуют прочесть эту книгу одноклассникам. Рекомендация может зачитываться в классе или размещаться в классной комнате или школьной библиотеке. Рекомендации могут быть написаны на карточках, используемых в каталогах библиотек. Учащиеся могут давать рекомендации по выбору книги и делиться ими с одноклассниками в маленьких группах или со всем классом.

Создание банка подобных учебных ситуаций - одна из важнейших задач технологии достижения планируемых результатов, которые, как нетрудно заметить, и описаны с их помощью. Важно, что этот банк является принципиально открытым - любой новый опыт может быть добавлен в общую копилку.

Источник: Айзятулова А.А. Повышение познавательной мотивации учащихся на уроках русского языка и литературы через учебные на образно-эмоциональной основе/Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку: сб. материалов Межрегион. конф.,15–17 декабря 2014 г. / науч. ред. д-р пед. наук, проф. О.А. Скрябина; Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина. – Рязань, 2014. – 1309 с.