Методика предназначена для оценки сформированности  орфографических умений и навыков младших школьников. Также будет полезна при исследовании дисграфии и дизорфографии. Можно использовать вместе с "Методикой диагностики состояния орфографических умений и навыков в письме у младших школьников".

Источник: Лалаева Р.И., Прищепова И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников. - СПб.: СПбГУПМ, 1999. — 36 с.

1. Исследование знания букв алфавита.

Материал — печатные и письменные буквы алфавита.

Процедура и инструкция. Учащемуся последовательно предлагаются печатные, затем письменные буквы (строчные и прописные). Даются следующие задания:

а) по указанию экспериментатора показать условленную букву;

б)1 назвать букву, предъявленную экспериментатором.

Оценка результатов:

5 баллов - высокий уровень - безошибочное и быстрое выполнение задания;

4 балла - уровень выше среднего - замедленный темп работы, правильное называние букв алфавита лишь после повторения инструкции, но задание выполнено верно и самостоятельно;

3 балла - средний уровень - медленный темп работы, длительное рассматривание букв, многочисленные ошибки в их показе и назывании, которые исправляются лишь после замечаний экспериментатора;

2 балла - уровень ниже среднего - стойкие ошибки при выполнении заданий, но помощь экспериментатора позволяет справиться с большинством из них;

0-1 балл - низкий уровень - стойкие затруднения, помощь экспериментатора неэффективна, все задания выполняются с ошибками.

2. Исследование знания основных терминов (звук, буква, слог, слово, предложение) и умения их применять в учебной практике

Речевой материал - предложения: На город опустилась ночь. (2-й класс). Возле дома распустилась сирень. (3-й класс).

Процедура и инструкция. Экспериментатор дает задание ученику внимательно прослушать предложение, после чего задает вопросы;

— Скажи, что я сейчас произнесла?

— Сколько в этом предложении слов?

— Сколько в слове ... слогов?

— Сколько в слове ... звуков? букв?

— Перечисли звуки слова ....

После записи предложения экспериментатор просит найти в предложении слово, в котором звуков было бы меньше, чем букв и наоборот, и объяснить свой выбор.

Оценка результатов:

5 баллов - высокий уровень - точное и правильное употребление грамматических терминов;

4 балла - уровень выше среднего - допускается 2-3 ошибки, которые исправляются учеником при самопроверке, верное понимание терминологии в импрессивной речи;

3 балла - средний уровень - отмечается неуверенность в ответах, систематические ошибки исправляются только с помощью экспериментатора;

2 балла - уровень ниже среднего - стойкие ошибки не позволяют выполнить большую часть заданий;

0-1 балл низкий уровень - неправильное выполнение преобладающего большинства заданий, грубые нарушения в овладении терминологией в импрессивной и экспрессивной речи.

3 Исследование имеющихся знаний о частях речи

Материал - карточки со словами: квартира, глубокий, синий, пробежал, он; памятка для выполнения морфологического разбора различных частей речи (для 2-х и 3-х классов).

Данное исследование проводится с помощью общепринятых в методике преподавания русского языка приемов и методов, применяемых на 2-м и 3-м годах обучения в школе.

Оценка результатов:

5 баллов - высокий уровень - правильное выполнение всех заданий;

4 балла - уровень выше среднего — сформировано обобщенное представление о частях речи, отдельные ошибки находятся и исправляются самостоятельно;

3 балла - средний уровень - допускаются грубые ошибки в половине предложенных заданий, часть из которых исправляется путем уточнения учителем имеющихся у школьника знаний;

2 балла - уровень ниже среднего - стойкие ошибки в определении частей речи, основных грамматических категорий, при помощи уточняющих вопросов экспериментатора удается выполнить отдельные задания;

0-1 балл - низкий уровень - отсутствие обобщенного представления о частях речи, грамматических категориях не позволяет выполнить большую часть заданий даже с активной помощью экспериментатора.

4. Исследование запоминания формулировок орфограмм

В вышеописанных заданиях экспериментатор выясняет знание формулировки пройденных орфограмм, насколько полно ученик передает содержание правил своими словами, умеет выделить их опознавательные признаки (расхождение между звуком и буквой, произношением и написанием; определение "опасных" звуков, их сочетаний, морфем) и на этом основании прогнозировать в них орфограммы.

Оценка результатов:

5 баллов - высокий уровень - правильное написание слов и полное изложение формулировки орфограмм;

4 балла - уровень выше, среднего - допускаются отдельные неточности в передаче содержания правил правописания и в нахождении "опасных" мест слов, которые исправляются самостоятельно;

3 балла - средний уровень - отмечается неуверенность в ответах, систематические ошибки исправляются с помощью экспериментатора, выделяются лишь отдельные опознавательные признаки орфограмм;

2 балла уровень ниже среднего - стойкие ошибки в передаче формулировок орфограмм, а также в нахождении "опасных" мест слов, интенсивная помощь экспериментатора помогает исправить отдельные из них;

0-1 балл - низкий уровень - грубые нарушения усвоения и применения орфограмм, помощь экспериментатора неэффективна.

Ответить на дополнительные вопросы (например: "Каким еще способом можно проверить написание этого слова'.'").

Оценка результатов:

5 баллов - высокий уровень - быстрое и аргументированное выполнение задания;

4 балла - уровень выше среднего - замедленный темп работы, уточнение инструкции позволяет справиться с заданием правильно и самостоятельно;

3 балла - средний уровень - медленный темп работы, проверочные слова подобраны лишь в половине предложенных, помощь экспериментатора позволяет до конца справиться с заданием;

2 балла уровень ниже среднего - стойкие ошибки в написании данных и в подборе проверочных к ним слов, замечания логопеда помогают исправить большинство ошибок;

0-1 балл низкий уровень — постоянные затруднения, помощь экспериментатора неэффективна, навыки подбора проверочных слов не сформированы.

5. Исследование усвоения способов проверки орфограмм

6. Проведение анализа дисграфических и дизорфографических ошибок в диктанте

Речевой материал - тексты диктантов "На даче" и "Речка Яблонька".

"На даче". Стояли теплые деньки. Наша дача была у моря. Дул морской ветерок. Утром мы пришли в сад. Там цвели красные маки. Рядом душистые розы. В цветах блестели капельки росы. На ягодных кустах зрели сочные плоды. У крыльца спал кот Мурзик (По С. Романовскому).

"Речка Яблонька". Славное это место. Меж крутых бережков текла речка Яблонька. Дно реки было песчаное. Со дна били студеные ключи. Вода была удивительно вкусная и прозрачная. По склонам речки жило семейство барсуков. Они вырыли глубокие норы с ходами и выходами (По И.Аксенову).

Оценка результатов:

5 баллов - высокий уровень — отсутствие дизорфографических ошибок;

4 балла - уровень выше среднего - сочетание дисграфических ошибок с отдельными дизорфографическими, большинство из которых исправляется при самопроверке;

3 балла - средний уровень - появление большого количества орфографических ошибок на фоне дисграфических, интенсивная помощь экспериментатора позволяет исправить лишь отдельные из них;

2 балла - уровень ниже среднего - стойкие ошибки в применении орфограмм различных принципов написания сопровождаются многочисленными дисграфическими ошибками;

0-1 балл - низкий уровень - стойкие дизорфографические ошибки в большинстве слов, помощь экспериментатора неэффективна.

7. Соотношение написания и произношения слов, установление между ними сходства и различия

Речевой материал - слова: широкий, мяч, дочь, ненастный, мясорубка, столб, наконечник, касса.

Процедура и инструкция. Ученику дается инструкция прослушать слова и записать их, объяснить разницу в написании и произношении, указать соответствующую орфограмму.

Оценка результатов:

5 баллов - высокий уровень - быстрое и аргументированное выполнение задания;

4 балла - уровень выше среднего - замедленный темп работы, уточнение инструкции позволяет справиться с заданием правильно и самостоятельно;

3 балла - средний уровень - медленный темп работы, проверочные слова подобраны лишь в половине предложенных, помощь экспериментатора позволяет до конца справиться с заданием;

2 балла уровень ниже среднего - стойкие ошибки в написании данных и в подборе проверочных к ним слов, замечания логопеда помогают исправить большинство ошибок;

0-1 балл низкий уровень — постоянные затруднения, помощь экспериментатора неэффективна, навыки подбора проверочных слов не сформированы.

8. Исследование роли предварительного проговаривания в процессе письма

Речевой материал - слова с пропущенными буквами на пройденные правила правописания: поля, моря, паруса, каток, грустный, ненастный, разбежались.

Процедура и инструкция. Экспериментатор предъявляет ученику напечатанные на карточке слова с пропущенными буквами. Дает инструкцию внимательно прочесть слова, вставить пропущенные буквы, написать проверочные слова.

Материал - все вышеописанные упражнения.

Процедура и инструкция. Перед началом экспериментальной работы ученик получает инструкцию проговаривать вслух записываемые им слова и предложения по слогам. В дальнейшем проводится фиксация того, используется ли данный прием во всей экспериментальной работе.

Оценка результатов:

5 баллов - высокий уровень - точное выполнение инструкции во всех письменных заданиях;

4 балла - уровень выше среднего - использование проговаривания в преобладающем большинстве письменных заданий;

3 балла - средний уровень - использование проговаривания в половине предложенных заданий, повторение инструкций приводит к применению данного приема;

2 балла - уровень ниже среднего - отмечается неуверенность в выполнении задания, проговаривание сопровождает написание лишь отдельных слов;

0-1 балл - низкий уровень - стойкие затруднения при проговаривании, лишь интенсивная помощь экспериментатора помогает выполнить инструкцию в отдельных случаях.

9. Нахождение в отдельных словах, предложениях и тексте определенной сочетаемости букв

Речевой материал - слова: широкий, чаша, щука, срочный, сорока, здравствуй, солнце, радостный (2-й класс); животное, чудовище, ненастный, грустный, лестница, одиннадцать; предложения: Чудесным утром мама с дочкой решили пойти в лес за грибами. (2-й класс). Глубокой осенью опавшие листья ковром выстилают землю. (3-й класс).

Процедура и инструкция. Экспериментатор дает инструкцию внимательно прослушивать слова, записать их и выделить в них такие сочетания как: ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧН, ЧК, СТН, СТЛ и некоторые другие.

Оценка результатов:

5 баллов - высокий уровень - точное и быстрое выполнение задания;

4 балла - уровень выше среднего - неправильное указание 2-х - 3-х "опасных" мест (слов) исправляется после наводящего вопроса экспериментатора или в ходе самопроверки;

3 балла - средний уровень - систематические ошибки нахождения определенной сочетаемости в половине предложенных слов;

2 балла - уровень ниже среднего - стойкие ошибки в определении заданных сочетаний букв, интенсивная помощь экспериментатора помогает найти отдельные из них;

0-1 балл - низкий уровень - не выполняется большинство заданий, ни при уточнении, ни при интенсивной помощи экспериментатора.



Скачать готовый расчет по данной методике
Заказать готовый расчет по этой методике Задать нам вопрос по данной методике

По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.