Постоянное напряжение, стресс, агрессия учеников, разочарование и неуверенность в себе неизбежны в работе учителя. Кроме того, между учителями и школьной администрацией, с одной стороны, и учителя-ми и психологами, с другой, довольно часто отсутствует взаимопонимание. Испытывая большие нагрузки и пытаясь совместить множество разных ролей, учителя все чаще ощущают потребность в психологической помощи. По опросам, проведенным в школах ЮАО г. Москвы, иметь в коллективе своего специалиста по психологии желают все, но примерно треть из тех, кто имел опыт взаимодействия с ним, остались недовольны результатами общения. В чем же причина взаимного непонимания, а подчас и разочарования? Что с этим делать?

 Наша цель — продемонстрировать возможные подходы в работе психолога с педагогическим коллективом школы. Итак, не всегда отношения психолога с педагогами складываются просто. Учителя ожидают от специалиста помощи, но относятся к нему настороженно. Иногда скепсис может даже породить агрессию, направленную на психолога. Как же организовать свою работу, чтобы стать необходимым компонентом образовательной среды? Профессиональные позиции педагога и психолога имеют серьезные различия (по И.В. Вачкову).

Во-первых, психолог, по замечанию А.Г. Асмолова, — «специалист по неодинаковости», а педагог — специалист по выравниванию. Основная задача первого — помочь ребенку построить путь индивидуального развития. Задача второго — помочь каждому ученику усвоить заданный учебный стандарт, одинаковый для всех, а по-путно еще и оказать на ребенка воспитательное воздействие, стремясь добиться соответствия его личности некоторому очевидному для учителя культурному нормативу. В реальности  векторы устремлений педагога и психолога часто разнонаправленны.

Во-вторых, для психолога оценочные суждения являются неприемлемыми, а в педагогической деятельности без них не обойтись. Более того, почти во всех школах существует отметочная система, позволяющая пере-вести уровень учебных знаний, умений и навыков школьника в четкие и ясные количественные показатели. Индивидуальное психическое развитие не удается оценить в баллах.

В-третьих, ситуация постоянного оценивания других, в которой оказывается педагог, почти неизбежно экстраполируется им и за пределы школьного класса, что порождает стремление количественно оценить любую деятельность (в том числе и школьного психолога). Сам психолог обычно не может и не хочет рассматривать продукты своего труда таким образом.

В-четвертых, «мишенью» работы психолога чаще всего выступает эмоционально-мотивационная сфера личности ребенка, которая рассматривается в качестве базовой, основополагающей для личностного развития. Педагог воздействует прежде всего (а иногда — и только) на когнитивную сферу. В-пятых, педагоги и психологи по-разному относятся к детям. Позицию педагога в отношениях с детьми можно обозначить как позицию «над» или «напротив», психолога — как «рядом» или «в стороне».

Эти различия часто являются, к сожалению, не материалом для размышлений, а базой для обвинений.

Объяснить же, в чем состоят обязанности психолога и каково содержание его работы, бывает нелегко. А раз не-понятно, что делает психолог в школе, не видно, как именно он работает, то возникает повод для агрессии.

Чтобы этого избежать, нужно искренне интересоваться трудностями учителей, самому предлагать свои услуги, а самое главное — относиться к педагогам с уважением, напрочь отказаться от обвинений в их адрес. А главное — постоянно помнить о том, что у нас, психологов и педагогов, есть наши ученики, чьи проблемы являются для нас общими.

ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

В соответствии с Письмом Федеральной службы занятости России от 15.09.1994 «Об использовании этических норм профконсультанта службы занятости» выделены следующие этические принципы отношений психолога с учителями.

Одной из главных задач психолога, работающего с учителями, является формирование определенной этики взаимоотношений в коллективе. Психолог отвечает за то, чтобы эти отношения способствовали успешному выполнению учителями своей функции. Если же конфликты возникают, то в какой-то степени виноват в этом и психолог.

Есть различные способы регулирования этих отношений:

Систематическое изучение мнения педагогов о степени их удовлетворенности своим трудом и о взаимоотношениях в педагогическом коллективе. Это поможет предупредить возникновение конфликта.

Целенаправленная организация работы с учителями и другими школьными работниками, ориентированная на повышение их этико-педагогической культуры. Эта работа должна включать: психологический анализ этических аспектов педагогической деятельности, компетентную консультативную помощь.

Авторитетный и этически выдержанный контроль, дифференцированный с учетом психологических особенностей любого члена коллектива.

ФОРМЫ РАБОТЫ

Просвещение. Это могут быть тематические педсоветы, лекции, семинары. Главное, чтобы предоставление психологической информации ( например, касающейся возрастных и личностных особенностей детей) плавно, но неизбежно перетекало в практическую активность. Это может быть деловая игра, где ставится задача найти способы применения новых знаний в педагогических ситуациях, или упражнения, позволяющие прочувствовать знакомую ситуацию из роли ученика.

В описании теории важно периодически останавливаться и переводить только что озвученный материал на язык конкретных примеров (но не конкретных детей!) и способов адекватного реагирования на них.

Создание педагогической команды. Здесь самым главным является формирование определенной этики взаимоотношений в коллективе. Для этого могут быть использованы почти любые упражнения из коммуникативных, креативно развивающих и командообразующих тренингов. Главное — соотносите выбранные упражнения с физическими способностями и возрастом участников. Хотя чем более сплочен коллектив, тем меньше ограничений в выборе сложных, энергозатратных, игровых и творческих упражнений.

Игра. Поскольку в начале работы с учителями мы почти всегда сталкиваемся с высокой степенью защиты, а иногда даже протеста и агрессии против двигательной и игровой активности, нужно быть к этому готовым и относиться с уважением.

Для снижения действия агрессивных защитных механизмов педагогов мной был разработан тренинг под названием «Учитель тоже человек». Естественно, в анонсе и в начале встречи название и цели формулировались более официально. Основными задачами таких занятий являются самопринятие и саморегуляция участников, развитие творческого мышления и навыков неформального общения.

Анализ. Для эффективной работы в коллективе любой конфликт, факт или тенденцию необходимо подверг нуть тщательному анализу, чтобы учителя могли посмотреть на ситуацию со стороны. Для этого могут быть использованы методы обсуждения, рисования ситуации и, при наличии профессиональных возможностей у психолога, психодраматические техники. Проигрывание ситуаций из разных ролей может стать важной составляющей также и в профилактической работе.

Для подведения итогов встречи или серии встреч, работы за некоторый промежуток времени или по какой-то теме можно использовать анкетирование, голосование, референдум, а также игровые и арт-терапевтические техники, например создание скульптуры, ролевое проигрывание, создание коллажа, фоторепортаж и другие.

Литература

Асмолов А.Г. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий. — М: Просвещение, 2007.

Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. — М.: Ось-89, 2002.

Крылов А.А., Юрьев А.И. Этические принципы и правила работы психолога // В кн.: Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С А. Маничева. — СПб., М, Харьков, Минск, 2000.

Сакович Н.А. Игровой навигатор педагога-психолога // Школьный психолог. — 2009. — № 8.

Якир М. Нужна ли учителю психотерапия? // Психология. — 2009. — № 42.

 

Источник: Алина Ковалевская, педагог-психолог ЦПМСС «Взаимодействие», Москва // Школьный психолог - №2 - 2011. с.29-30