Источник: Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. — М.: «Гном-Пресс», 2000., цветная вставка.
Назначение: оперативное массовое обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста с целью выявления нуждающихся в логопедической помощи.
Возраст: дошкольники, младшие школьники.
ПЛАН ОБСЛЕДОВАНИЯ
- Предварительная беседа с ребенком о нем самом, о его семье, о погоде, временах года, животных, любимых игрушках и т.д., позволяющая составить общее впечатление о ребенке, его речевом развитии, произношении звуков.
- Обследование артикуляционного аппарата:
а) строения;
б) моторики (четкость, точность, объем, темп и координация артикуляционных движений, способность к удержанию и переключению).
- Обследование произношения звуков:
а) по подражанию
изолированно, в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах с этими слогами (звук в начале, середине, в конце слова), фразах, коротких потешках;
б)в самостоятельной речи
в словах по предметным картинкам (см. цветную вставку), во фразах по сюжетным картинкам (см. цветную вставку), в связной речи: беседа, рассказывание сказки, рассказа, чтение стихотворения (по выбору ребенка).
- Обследование звукослоговой структуры в словах типа: сковорода, клубника, февраль, космонавт, зеркало, водопроводчик, милиционер, электровоз, универмаг, библиотека, Карлсон, крокодил, пропеллер, велосипедист, экскаваторщик, жаворонок, карнавал.
- Обследование фонематического слуха
а) различение на слух, выделение звука из звукового, слогового ряда иряда слов, подбор картинок на заданный звук;
б)различие в произношении (проговаривание, воспроизведение звуковых, слоговых рядов и слов, придумывание слов на заданный звук).
Свистящие звуки С, С, 3, 3', Ц
С
С-С-С-С-С-С
1. са - со - су - сы ас - ос - ус - ыс ска - ско - ску - скы аск - оск - уск - ыск
сапоги |
писать |
квас |
маска |
скамейка |
|
|
сок |
песок |
нос |
миска |
стадо |
|
суп |
пасут |
фокус |
киска |
спутник |
|
сын |
косынка |
Денис |
каска |
хвост |
Под сосной стоит собака.
- Са - са - са — в саду оса,
Со - со - со — оса пьет сок,
Су - су - су — видим мы осу,
Сы - сы - сы —в саду нет осы.
Ест киска суп из миски, Сыта киска — пуста миска.
- С'-С-С'-С'-С'-С
- ся - сё - сю - си ась - ось - усь - ысь стя - стё - стю - сти асть - ость - усть - исть
|
сети |
гуси |
умываюсь |
|
Сима |
гусёнок |
боюсь |
|
сядь |
осень |
снег |
|
сюда |
гусята |
свинья |
4. Вася пасёт гусей. Вася ходит босиком.
5. Ты не бойся - это гусь. Я сама его боюсь. Непоседа Васенька Не сидит на месте. Непоседа Васенька Всюду с нами вместе. Есть усы у Васеньки, На усах сединки. Хвост дугой у Васеньки И пятно на спинке.
О
2. за - зо - зу - зы
зда - здо - зду - зды
- Завод, мозаика, мимоза, язык, азбука, знамя.
- У Зои мимоза. Зоя ставит мимозу в вазу.
- Зоя - зайкина хозяйка, Спит в тазу у Зои зайка.
За - за - за — у Зои коза, зо-зо-зо — у Зои зонт, зу - зу - зу — Зоя пасёт козу, зу - зу - зу — зайка с Зоей пасёт козу, за - за - за — от Зои убегает коза, зо-зо-зо — Зоя гонится за козой, зы - зы - зы — у Зои лет козы, зы - зы - зы — у зайки нет козы.
Зайка не спит,
Зою зовёт.
Зайке коза
Спать не даёт.
Возьмите козу,
Замкните козу
И заинька мой
Заснёт в тазу.
З
З'-З'-З'-З'-З'-З'
- зя - зе - зю - зи зня - зне - зню - зни азнь - ознь - узнь - изньЗина, музей, изюм, гвозди, гвоздика.
- Зимой у Зины зябнет нос. Кузя идёт в музей.
- Зе - зе - зе — Кузя едет на козе, Зя - зя - зя — ездить на козе нельзя!
В зелёном, зелёном, зелёном лесу Зелёный листок земляники несу, Зелёная ветка под вязом не спит, Зелёная музыка где-то звучит, Зелёный кузнечик в зелёной листве Поёт он зелёную песенку мне.
Ц
- Ц-Ц-Ц-Ц-Ц-Ц
- ац - оц - уц - ыц ца - цо - цу - цы цма - цму - цмо - цмы ацм - оцм - уцм - ыцм
3. певец |
цепь |
яйцо |
танец |
цыган |
акация |
отец |
овца |
цветок |
боец |
умница |
цветик-самоцветик |
- Заяц сидит под кустом акации. В степи цветут цветы.
- Зиме конец! Летит птенец Цапля важная, И песню напевает: Носатая,
- — Идёт весна! Весна ясна! Целый день
- На улице всё тает! Стоит, как статуя
- Шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ
Ш
3. шапка шайба шина шуба
1. Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш |
|
2. ша - шо - шу - ши |
|
аш - ош - уш - ыш |
|
шка - шко - шку - шкы |
|
ашк - ошк - ушк - ышк |
|
уши мышь |
пушка |
каша душ |
шпагат |
душа вишня |
пшено |
машина башня |
шишка |
- Тише, мыши, не шумите, Нашу кошку не будите.
Маша под душем моет шею и уши.
Кошка в окошке шапку шьёт,
Мышка в сапожках избушку метёт.
Мышонку шепчет мышь:
— Ты всё шумишь, шумишь! Мышонок шепчет мыши:
— Шуметь я буду тише.
Кукушка кукушонку
Шьёт новый капюшон
— Надень, кукушонок, капюшон!
Как в капюшоне ты смешон!
Ж
2. жа - жо - жу - жи жда - ждо - жду - жды
3. жатва |
пижама |
жить |
ужин |
кожа |
ждать |
ужи |
одежда |
- Жук жужжит на ветке жасмина. Женя живёт на шестом этаже.
- Дождик, дождик, не дожди, Дождик, дождик, подожди. Дай дойти до дому Дедушке седому,
Жук жужжит: «Жу-жу-жу!
Я живу, не тужу.
Я на ветке сижу
И жужжу, жужжу, жужжу!»
- Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч
- ач - оч - уч - ич ча - че - чу - чи чня - чне - чню - чни ачнь - очнь - учнь - ычнь
ночь |
дочка |
чай |
почта |
|
|
дочь |
внучка |
чайка |
птенчик |
|
луч |
колечко |
ученик |
чтение |
|
печь |
бабочка |
печенье |
пончик |
- Танечка качается на качелях. Девочка печёт печенье.
- Идёт бычок качается, Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается, Сейчас я упаду!
Ча-ча-ча — на столе стоит свеча, чо-чо-чо — солнце на небе печёт, чу-чу-чу — я стучу, стучу, стучу, чи-чи-чи — мы сидели на печи.
Щ
- Щ-Щ-Щ-Щ-Щ-Щ
- ащ - ощ - ущ - ищ ща - ще - щу - щи
- Вещь, овощ, щит, щёки, щипцы, вещи
- Щенок пищит в ущелье. Дети ищут щенка. Щенок щиплет щётку.
- Щуку я тащу, тащу, Щуку я не упущу.
Два щенка щека к щеке Щиплют щётку в уголке.
Ты нас, мама, не ищи: Щиплем щавель мы на щи.
Соноры Р, Р', Л, Л'
- р-р-р-р-р-р------------
- ра - ро - ру - ры
ар - ор - ур - ыр тра - тро - тру - тры атр - отр - утр - ытр
3. рак |
ворона |
пар |
парта |
трава |
рот |
куры |
Двор |
корка |
трубы |
руки |
кенгуру |
сыр |
бурка |
виноград |
рысь |
барабан |
мир |
дырка |
торт |
4. Мы с Тамарой ходим парой, Санитары мы с Тамарой.
К нам во двор пробрался крот, Роет землю у ворот. Тонна в рот земли войдёт, Если крот раскроет рот.
Р'
Р'-Р'-Р'-Р'-Р'-Р
- ря - ре - рю - ри арь - орь- урь - ырь кря - кре - крю - кри акрь - окрь - укрь - ыкрь
3. .рябина |
дерево |
дверь |
пряники |
ремень |
ириска |
букварь |
брюки |
репка |
зарядка |
сухарь |
грядка |
ребёнок |
берёза |
фонарь |
абрикос |
- Рита варит рис.
Боря ремонтирует приёмник.
- У моей сестры Марины
Щёки, будто мандарины,
А сама сестра Марина
Чуть побольше мандарина. - Открываем календарь: Начинается январь. В январе, в январе Много снегу на дворе. Тридцать три вагона в ряд Тараторят, тарахтят.
Л
1. Л-Л-Л-Л-Л-Л
2. ал - ол - ул - ыл ла - ло - лу - лы кла - кло - югу - клы акл - окл - укл - ыкл
мел |
полка |
луна |
балык |
яблоко |
пенал |
палка |
лапа |
холод |
клоун |
пол |
вилка |
локоть |
палуба |
клубника |
бал |
булка |
пила |
палатка |
свёкла |
4. Мила мыла пол в классе. Алла ела яблоко.
5. Белый снег, Белый мел, Белый заяц Тоже бел А вот белка Не бела. Белой белка Не была.
— Заяц белый, Заяц белый, Ты куда За лыком бегал? Заяц белый Отвечал: — Я не бегал, Я скакал.
3.1. Л'-Л'-Л'-Л'-Л'-Л'
2. ля - ле - лю - ли аль - оль - уль - иль для - дле - длю - дли адль - одль - удль - идль
- Лена калина моль пальто туфля липа колено пыль пальма блины лёд метель уголь дельфин клён люди салют шаль бульдог клюв
- У Лены зелёная лента. Люда поливает тюльпаны из лейки.
- В лесу метёт метелица,
Белым снегом стелется,
А мы валенки надели -
Не боимся мы метели.
Фонематический слух
1.Различение на слух фраз, слов, слогов (при помощи шумового сигнала: хлопков, колокольчика, погремушки и т.д.)
а)На лугу пасутся козы.
У Сони длинные косы.
На клумбе расцвели розы.
На траву выпали ранние росы.
б) барка — балка
балка — палка
балка — булка
в) па — ба ба — па
ши — жи жи — ши
зы — сы сы — ши
- Выделение звука на слух из звукового, слогового ряда и ряда слов
а) а ► а, о, у, ы, а, и, а, ы, у
б) п ► па, ба, пы, по, бу, ап, збо
в) б ► бант, поле, будка, панама, банан, дом
Различение правильно и неправильно произнесенных логопедом слов санки, суба, шапка, шуба, шанки, санка, сарик, и т.д
Скачать готовый расчет по данной методике |
Заказать готовый расчет по данной методике | Задать нам вопрос по данной методике |
По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.