Цель: изучение способности больных с афазией к владению паралингвистическими средствами коммуникации (жестами и мимикой).
Источник: Маламуд, М.Г., Драновская, Р.Г. Роль невербальных компонентов коммуникации в структуре речевого дефекта больных с афазией/ М.Г. Маламуд, Р.Г. Драновская //Логопедия сегодня, 2011. - №3. С.11-21
В основе данной авторской методики использовалась методика СНК (средств невербальной коммуникации), предложенная В.М.Шкловским, Т.Г. Визель, Т.Г. Боровенко (1982). Основная цель данной методики первоначально состояла в том, чтобы помочь больным с длительным отсутствием речи выразить свою мысль хотя бы невербальным способом. Для этого был разработан специальный словарь, включающий жесты и рисуночные знаки, эквивалентные словам и выражениям, часто употребляемым в повседневной жизни. Однако в процессе практического применения приемов, входящих в методику, было замечено, что они оказывают растормаживающее и стимулирующее действие на речевую способность. Авторы объяснили это уже упомянутой нами связью между невербальным и вербальным компонентами коммуникативных актов. Исходя из этого, мы нам решили, что использование СНК может оказаться продуктивным и в острый период заболевания. Наряду с методикой СНК в рамках эксперимента апробировалась и собственные приемы работы. Они включали набор жестов и мимики, актуальных для оживления соответствующих слов.
Задачи:
- Выявить характер и степень взаимосвязи слова и жеста, связанного с обозначаемым ими понятием.
- Определить, имеется ли зависимость в активности использования жестов и мимики от формы афазии и грубости речевого дефекта.
- Охарактеризоватьотличия в использовании жестов и мимики здоровыми испытуемыми.
- Установитьзависимость способности к жестово-мимическому выражению мысли от пола, возраста и образовательного ценза испытуемых.
- Определить, существует ли зависимость способности к использованию мимики и жестов от профиля полушарной асимметрии, т.е. имеются ли различия в активности их использования у правшей, левшей, амбидекстров.
- Уточнить, как влияет на использование жестов наличие мануальной апраксии.
Структура и процедура исследования: Эксперимент состоял из 3-х частей:
Часть 1. Употребление жестов и мимики по словесному заданию
Процедура этой части эксперимента была следующей: больным давались задания дать невербальный ответ на вербальный стимул. Вербальные стимулы представляли собой понятия, которые могут быть выражены с помощью общепринятых (используемых большинством людей в повседневной жизни) жестов и мимических реакций. Стимулы были разбиты на две серии: Серия I — слова или сочетания Серия II — описание ситуации, в которой эти стимулы могут употребляться. Давалась инструкция: «То, что я скажу, постарайтесь изобразить жестом». (Примечание: Предварительно проводилось подготовительное обучения на 3-4-х стимулах). В протоколах фиксировалось,какие именно жесты употреблялись больным, а также сопровождающая их речь (если она присутствовала).
В серию I входили жесты:
- здравствуйте
- хлопать, апплодировать
- до свидания
- выпить, выпивка (о вине)
- отдать честь
- перекреститься
- дурак, сумасшедший
- немножко (о чем-либо)
- отлично, здорово, хорошо
- тихо! молчок!
- сдаюсь
- воздушный поцелуй
- спасибо
- хорошо
- погрозить ребенку, если он не слушается
- погрозить взрослому (если он ругается в общественном месте, дерется и пр.)
- плохо слышу (знак прислушивания)
- иди сюда (надо позвать кого-либо, например человека, стоящего на другой стороне улицы)
- пионерский салют (когда пионеру говорят будь готов, он отвечает всегда готов!)
- нельзя (надо остановить человека, если опасно, например, при переходе через улицу)
- задумался (ученик решает трудную задачу, ученый обдумывает проблему, шахматист выбирает ход)
- уходи (мешают работать, он просит оставить в покое)
Часть 2. Употребление жестов и мимики по картинкам.
Процедура состояла в наблюдении за больными в ходе изображения жестом того, что нарисовано на картинке.
Наглядный материал:
12 сюжетных картинок с изображением группы лиц, совершающих действия — говорить, петь, читать, слушать, писать, рисовать, думать, спать, болеть (лежа в постели), бежать, умываться, смеяться, прятаться, разбивать, огорчаться. Инструкция: «Покажите жестами, что здесь происходит, что Вы видите? Действуйте молча, только жестами». В протоколе фиксировались и невербальная и вербальная части ответа.
Часть 3. Спонтанное употребление жестов и мимики в ходе общения больных с персоналом, другими больными, родственниками.
Особенности жестово-мимического поведения больных и их сопроводительной речи подробно записывались в протоколе.
Результаты:
При анализе ответов больных обращалось внимание на следующие показатели:
- Какие испытуемые, а именно с какой формой афазии и какой степенью выраженности речевого дефекта дают ответы только в невербальной форме, не сопровождая их речью, и почему.
- Каковы условия актуализации слова, соответствующего жесту
- Какова продуктивность стимулирующего воздействия жестов на речь, т.е. какие именно жесты легче оживляют в следовой памяти слова и устойчивые словосочетания.
- Какова общая закономерность последовательности действий в ответе: слово предшествует жесту или жест слову.
- От чего зависит соответствие слова жесту.
- Есть ли зависимость формы ответа от формы подачи стимула.
Критерии оценки:
Результат 1. Зависимость паралингвистической способности от степени грубости и формы афазии.
Результат 2. Условия актуализации слова, соответствующего жесту.
Результат 3. Продуктивность стимулирующего воздействия жестов на речь.
Результат 4. Общая закономерность последовательности действий в ответе (слово предшествует жесту или жест слову).
Результат 5. Зависимость формы ответа от формы подачи стимула
Результат 6. Зависимость паралингвистической (жестово-мимической) способности от пола, возраста, образования больных.
Результат 7. Воспроизведение жестов по сюжетным картинкам
- Человек, который задумался.
- Сердитый человек, грозящий другому пальцем.
- Спящий человек.
- Разбитое окно.
Результат 8. Паралингвистическое поведение больных в непроизвольном спонтанном общении.
Результат 9. Влияние мануальной (пальцевой и кистевой) апраксии на паралигвистическую способность больных с афазией.
Результаты, полученные в эксперименте, дают основание для применения паралингвистических средств коммуникации в качестве стимулирующих и растормаживающих стимулов. Практика показала, что планомерное использование перечисленных выше жестов, мимики, интонации и соответствующих им вербальных эквивалентов к качестве обучающего материала приводит к интенсификации процесса восстановления речи, активизации больных в процессах неречевой и речевой коммуникации с окружающими. Особенно ярко это проявляется, если задания по изображению жестами и мимикой слов и словосочетаний или же, напротив, задания по их оречевлению сочетаются с работой по использованию СНК в том варианте, который описан в публикации В.М. Шкловского, Т.Г. Визель и Т.Г. Боровенко (1982), а также с приемами восстановления речи в процессе предметно-практической деятельности (Н.В. Кошелева, 2007). Усвоение больными невербальных знаков, деятельность по составлению из них предложений, выполнение больными различных предметно-практических операций (рисование, лепка и пр.) создают базу для последующего перехода к классическим приемам работы при афазии, описанным разными авторами (В.И. Коган, 1962; Э.С. Бейн, М.К. Бурлакова, Т.Г. Визель, 1982; Л.С. Цветкова, 1972; В.В. Оппель, 1972; В.М. Шкловский, Т.Г. Визель, 2007; Т.Г. Визель, 1998 и др.).
Скачать готовый расчет по данной методике |
Заказать готовый расчет по этой методике | Задать нам вопрос по данной методике |
По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.