Вверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
Методики диагностики младших школьников будут полезны педагогам, детским психологам, дефектологам, а также студентам, овладевающим данными специальностями. Все методики включают стимульный материал, описание качественной и количественной обработки данных.
Методики диагностики детей дошкольного возраста будут полезны воспитателям детских садов, социальным педагогам, детским психологам и, несомненно, родителям.
Проблемы подростков волнуют не только родителей, но и учителей, специалистов по социальной работе, школьных психологов.
Взрослые люди тоже нуждаются в психологической и педагогической поддержке со стороны коллектива и руководства. На сайте собрана масса методик по диагностике персонала или отдельных сотрудников.
Каждая работа - уникальна. Обращайтесь.

Обо мне

djДобро пожаловать на мой сайт! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 15-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!

Тел.+37529 7262468

e-mail: cola5@yandex.ru

Get Adobe Flash player

Проект адресован администрации школы, руководителям методических объединений, педагогам с целью демонстрации возможностей интеграции в образовании, обучения проведению интегрированных уроков. Предлагаемые материалы помогут организовать работу методического объединения учителей начальных классов на протяжении учебного года и содержат три семинара, посвященных проблеме интеграции в образовании.

Деловая игра “Современный урок. Каким ему быть?”

Цель: разработать критерии современного урока.

Регламент: 1 час.

Оборудование: анкеты, бумага, ручки, диаграммы результатов анкетирования.

  1. Информационный этап.

Ведущий объявляет тему, цель и план проведения семинара.

  1. Анкетирование участников семинара.

Участники семинара в течение 20 минут отвечают на вопросы анкеты (см. приложение). Анкетирование направлено на выявление обязательных критериев современного урока.

  • Представление результатов анкетирования.

Ведущий знакомит аудиторию с результатами опроса, выделяет наиболее типичные отве­ты, отмечает тенденции, формулирует выявленные проблемы.

  1. Работа в группах.

Участники делятся на группы. Опираясь на результаты анкетирования и собственные зна­ния и представления об оптимальной структуре учебного занятия, каждая группа должна определить:

  • каковы обязательные критерии современного урока;
  • каких целей необходимо достичь, чтобы обеспечить наличие данных критериев;
  • какую систему действий нужно осуществить для достижения поставленных целей.

На выполнение задания отводится 15—20 минут. Участники должны придерживаться сле­дующих правил совместной работы (выработаны доктором педагогических наук, профессором С. Г. Воровщиковым):

  1. Обязательное участие каждого в работе группы;
  2. Откровенность и доброжелательность в общении;
  3. “Работа без погон”, т. е. общение на равных, без учета званий, стажа;
  4. Соблюдение принципа “не меня не поняли, а я неясно выразил свою мысль”;
  5. Осознание каждым участником ответственности за работу группы, группой — ответ­ственности за работу каждого.
  6. Представление результатов работы в группах.

Представители каждой группы знакомят аудиторию с результатами совместной работы. Ведущий фиксирует предлагаемые критерии современного урока и способы их достижения. По результатам семинара разрабатывается программа действий педагогического коллектива, направленная на формирование качественно нового урока.

  1. Рефлексивный блок.

Педагоги делают вывод, что основное требование к уроку — подготовка конкурентоспособ­ного выпускника с высоким уровнем знаний, владеющего ключевыми умениями и навыками, способного социализироваться в иных, отличных от школьной образовательной среды, усло­виях. Выполнению данного требования способствует, в том числе, налаживание на занятиях межпредметных связей.

Теоретический семинар на тему “Интеграция как методическое явление”

Цель: выявить возможности интеграции в начальном обучении.

Регламент: 2 часа.

Обеспечение: листы бумаги, ручки, мультимедийная установка, карточки с вопросами, ват ман.

ХОД СЕМИНАРА

  1. Организационный этап.

Ведущий объявляет тему, цель и план проведения семинара.

  1. Информационный блок.

Выступление ведущего с лекцией.

Теоретические основы проблемы интеграции в обучении

Существующая система образования предметоцентрична — учебные предметы функци­онируют автономно. Подобная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире усиливаются тенден­ции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Возникает потребность в объединении знаний разных наук об одних и тех же объектах действительности, т. е. необходимость налаживания межпредметных связей учебных дисциплин. В свою оче­редь, подобные инновационные процессы в системе педагогического образования вынуждают искать пути совершенствования подготовки высококвалифицированных специалистов, всесто­рон не раз ви тых лич нос тей.

Интегрированное (синтетическое, совмещенное) обучение способствует оптимизации учебно-познавательной деятельности, преследует цель развития образного мышления учени­ка. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями. Зарождается своеобразная научная деятельность, в которой роль исследователей выполняют сами ученики. Интегрированные уроки сопровождаются открытиями и наход­ками, а потому становятся чрезвычайно привлекательной формой работы для ребенка. Непривычный ход занятия пробуждает интерес и стимулирует активность. Интегрированные уроки как нельзя лучше раскрывают и творческий потенциал педагога, дают ему замечательную возможность выйти на новый уровень отношений с классом.

Понятие “интеграция” в системе обучения может принимать два значения:

  1. Формирование у школьников целостного представления об окружающем мире (интег­рация как цель обучения).
  2. Нахождение общей платформы для сближения предметных знаний (интеграция как средство обучения).

Интеграция направлена на расширение существующей узкой специализации в обуче­нии. При этом она не заменяет преподавание классических учебных предметов, а лишь соединяет получаемые знания в единую систему. Интеграция возможна только в случае родства наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадения или бли­зости объекта изучения; наличия общих методов и теоретических концепций изложения учебного материала.

Тактику внедрения интеграции в начальное обучение и воспитание обусловливает ряд факторов. Способствует процессу наличие у ребенка большого интеллектуального потенци­ала, который в традиционном обучении задействуется не в полной мере. Усложняет процесс необходимость изложения интегрированного курса так, чтобы детям младшего школьного воз рас та было понятно и интересно. Частично эта проблема решается за счет быстро го тем па подачи учебного материала — у детей концентрируется внимание на предмете, усиливается по зна ва те ль ная деятельность. Сталкиваясь с меж предметными по знавательными задачами, ученик направляет свою активность либо на поиск неизвестных отношений, в которых находят­ся известные предметные знания, либо на формирование новых понятий на основе установлен­ных межпредметных связей.

Интеграция в начальной школе

Интегрированный урок подразумевает обучение одновременно по нескольким дисципли­нам при изучении определенного понятия, темы или явления. Он строится на основе одного предмета. Остальные, интегрируемые с ним, являются второстепенными, сопутствующими, помогают шире изучить сущность изучаемого явления, понять его связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике. Интегрированный урок подразу­мевает совместную работу двух и более учителей, хотя такие занятия может проводить и один педагог, владеющий материалом интегрируемой дисциплины. Показателем уровня интег­рированности является вовсе не механическое объединение материала учебных дис­циплин в рамках одного урока или курса, а круг задач, который позволяет решить такой урок. В современной школе выделяют четыре уровня интеграции.

  1. Взаимодействие педагогического коллектива начальной школы, в рамках которого учителя определяют, что считать важным, а что второстепенным в учебном материале, обозначен­ном образовательной программой, учат детей единообразно оформлять письменные рабо­ты, грамотно строить устные ответы, прививают им навыки самоконтроля и самооценки.
  2. Объединение понятийно-информационной сферы учебных предметов. Такие уроки могут проводиться в целях лучшего запоминания фактов и сведений, повторения, введения в те­му дополнительного материала.
  3. Сравнительно-обобщающее изучение материала выражается в умении школьников сопо­ставлять и противопоставлять явления и объекты. Здесь, как и в предыдущих случаях, необходимо соблюдать основные условия: если урок ведет один учитель, то должен быть парный ему урок второго учителя-предметника, где анализируются те же факты и пробле­мы. Очень полезны поэтому взаимопосещения уроков педагогами с целью согласования и корректировки педагогических действий.
  4. Школьники сами начинают сопоставлять факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливают связи и закономерности между ними, применяют выработанные учебные умения. Именно этот уровень следует признать высшим, ведь цель интегрированно­го преподавания — научить детей видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нем. В первые два года обучения в школе интеграция должна иметь место, но не являться основ­ной формой обучения, так как у ребенка еще небольшой багаж знаний, не сформировались грамматические, вычислительные, технические навыки. Широкая междисциплинарная модель интеграции в начальных классах продуктивна лишь в том случае, если она строится на элемен­тарных, но прочных умениях и навыках, имеющихся у детей.

Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания — повы­шение самостоятельности учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет темати­ку изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явле ний, круг ко то рых уве ли чи ва ется за счет дру гих пред ме тов. Уче ни ки мо гут спра ви ть ся с подобной работой, только если владеют приемами исследовательской деятельности и умеют правильно организовать свое время.

В начальных классах интеграция носит коллективный характер, т. е. “немного обо всем”. Дети знакомятся со многими явлениями, понятиями, предметами уже на раннем этапе обуче­ния, но имеют о них элементарные представления. По мере обучения они получают новые зна­ния, пополняя и расширяя уже имеющиеся. Сложность интегрированных уроков заключается в необходимости сохранять динамическое развитие любой темы от ее введения до закрепления. В свою очередь, эти занятия позволяют учителю сократить сроки изучения отдельных тем, избежать дублирования материала по разным предметам, уделить больше внимания (в раз­личных формах) тем целям, которые преследуются в данный момент обучения (развитие речи, мышления, орфографической зоркости, творческого потенциала).

Про ведение интегрированного занятия требует от учителя основательной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Педагог должен знать, когда и какие предме­ты целесообразно интегрировать, чтобы добиться наиболее эффективного результата в обуче­нии младших школьников. Разрабатывая такой урок, учитель должен:

  1. Определить цель урока (необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвида­ция пробелов в знаниях учащихся, перераспределение приоритетов и т. п.).
  2. Подобрать источники информации, отвечающие целям урока.
  3. Выявить системообразующий компонент — материал, который нужно интегрировать в урок, чтобы полнее раскрыть суть изучаемого предмета или явления (это могут быть отдельные понятия, законы, идеи, методы или средства обучения).
  4. Выбрать форму интегрирования:
  • предметно-образная (получение более широкого и целостного представления о пред­мете познания);
  • понятийная (выработка понятийного поля изучаемого явления);
  • мировоззренческая (духовно-нравственное обоснование изучаемого явления);
  • деятельностная (обобщение способов деятельности, их применение в новых условиях);
  • концептуальная (разработка новых идей, предложений, способов решения учебной проблемы).

Интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, при­нципы, содержание, методы и средства обучения. Структура урока также может быть различ­ной. Можно составить один большой урок из мини-уроков, построенных на материале других дисциплин. Возможен вариант построения интегрированного урока как серии модулей (алго­ритмов, проблем, учебных задач и заданий), комплексно объединяющих в себе интегрируемые знания, умения,навыки.

ТИПЫ И ФОРМЫ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ

  1. Урок формирования новых знаний.

Структура: организационный момент; постановка цели; актуализация знаний; изучение нового материала; первичное закрепление, обобщение и систематизация знаний; подведение итогов; домашнее задание.

Цель: организовать работу по усвоению учащимися понятий, научных фактов, предусмот­ренных учебной программой.

  1. Урок обучения умениям и навыкам.

Формы проведения:

  • урок-практикум;
  • урок-со чи не ние;
  • урок-диалог;
  • де ло вая или ро ле вая игра;
  • ком би ни ро ван ный урок;
  • урок-пу те шес твие;
  • урок-экспедиция.

Структура: организационный момент; постановка цели; проверка домашнего задания; акту­ализация знаний; выполнение задач стандартного, реконструктивно-вариативного, творческого типа; контроль сформированности умений и навыков; подведение итогов; домашнее задание.

Цель: сформировать у учащихся умения и навыки, предусмотренные учебной программой.

  1. Урок применения знаний на практике.

Формы проведения:

  • ролевая или деловая игра;
  • урок-практикум;
  • урок за щи ты проектов;
  • урок-путешествие;
  • урок-экспедиция.

Структура: организационный момент; постановка цели; проверка домашнего задания; актуализация знаний; решение практических задач; составление отчета по выполненной рабо­те, подведение итогов; домашнее задание.

Цель: применение знаний на практике.

  1. Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений. Формы проведения:
  • повторительно-обобщающий урок;
  • урок-диспут;
  • урок-игра (КВН, “Счастливый случай”, “Поле чудес”, конкурсы, викторины);
  • театрализованный урок (урок-суд и т. п.);
  • урок-совершенствование;
  • заключительная конференция;
  • заключительная экскурсия;
  • урок-консультация;
  • урок — анализ контрольных работ;
  • об зор ная лек ция;
  • об зор ная кон фе рен ция;
  • урок-беседа.

Структура: организационный момент; постановка цели; оперирование знаниями и спосо­бами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях; подведение итогов; домашнее задание.

Цель: обобщить и систематизировать знания, закрепить сформированные умения и навыки. Уроки данного типа проводятся на завершающей стадии изучения крупной темы или в кон­це учебной четверти, года.

  1. Урок контроля и проверки знаний и умений.

Формы проведения:

  • урок-зачет;
  • урок-викторина;
  • урок-конкурс;
  • смотр знаний;
  • защита творческих работ, проектов;
  • творческий отчет;
  • контрольная работа;
  • урок-собесе дование.

Структура: организационный момент; постановка цели; проверка уровня усвоения знаний учащимися, сформированности умений и навыков (в устной, письменной или комбинированной форме); подведение итогов.

Цель: осуществить систематизацию и контроль знаний, выявить уровень усвоения матери­ала, сформированности умений и навыков.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕГРАЦИИ

  1. Приобретаемые знания систематизируются.
  2. Умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что является основой творческого подхода к научной, художественной деятельности человека.
  3. Обеспечивается целостное восприятие мира, осуществляется всестороннее развитие личности.
  4. Происходит оптимизация, интенсификация учебной и педагогической деятельности.
  • Самостоятельная работа педагогов.

Педагоги делятся на группы, и каждая получает карточку с вопросом для обсуждения ин­формационного блока:

  1. Каких результатов в обучении позволяет достичь интеграция учебных предметов?
  2. Какими профессиональными навыками должен обладать педагог для проведения интегрированных уроков?
  3. Каковы особенности интеграции в начальной школе?
  4. Какие уровни интеграции выделяют в современной школе?
  5. Какие существуют типы и формы интегрированных уроков?
  6. Представление результатов самостоятельной работы.

Результаты групповой работы могут быть представлены в устной форме, на доске или внесены в таблицу (ватман).

  1. Рефлексивный блок.

Педагоги делают вывод о том, что за интегрированным обучением будущее образователь­ного процесса.

Семинар-практикум на тему “Как разработать и провести урок сценирования?”

Цель: изучить методику организации и проведения урока сценирования.

Регламент: 3 часа.

Оборудование: учебники, видеоурок, компьютер, ножницы, клей, бумага, ручки.

ХОД СЕМИНАРА

  1. Организационный этап.

Ведущий сообщает тему, цель и план работы семинара.

  1. Информационный блок.

УРОК СЦЕНИРОВАНИЯ И МЕТОДИКА ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ

Задача современной системы образования — подготовка специалистов широкого профи­ля, которые способны хорошо ориентироваться как в гуманитарных, так и в естественнона­учных дисциплинах, решать комплексные проблемы и проявлять компетентность в различных областях деятельности. Соответственно, возрастают требования к стандартам образования, происходит их переориентация на достижение метапредметных результатов — обучение школьников универсальным учебным действиям, которые могут быть применены на уроках по другим предметам, а также в новых для ребенка ситуациях. Эффективно решаются данные задачи на интегрированных уроках и уроках сценирования. Перечислим основные различия между ними:

  1. На интегрированный урок отводится только 45 минут, а сценирование учебных занятий про­должается 2—4 урока, т. е. на протяжении почти всего учебного дня.
  2. Интегрированный урок объединяет, как правило, 2 учебных предмета, а урок сценирова­ния — более двух.
  3. В интегрированном уроке происходит чередование заданий по предметам, в сценичес­ком — плавный переход, “вытекание” одного предмета из другого (тесная, неразрывная связь между предметами).
  4. В интегрированном уроке за содержательную, методическую и организационную едини­цу процесса обучения берется урок, а в сценировании учебных занятий — учебная тема, т. е. происходит конкретизация ведущих идей предмета в процессе изучения темы. Такой интегративно-тематический подход позволяет установить, что изучаемая тема может быть связана с другими предметами.

Как сценировать и провести учебное занятие? Рассмотрим основные этапы.

  1. Выбор темы урока.

Зависит от типа урока. Сценирование уместно на уроке:

  • формирования новых знаний;
  • обучения умениям и навыкам;
  • применения знаний на практике;
  • повторительно-обобщающем;
  • контроля и проверки знаний и умений.
  1. Постановка целей и задач.

Зависит от выбранной темы урока и его типа.

  1. Подбор учебного материала.

Материал подбирается в соответствии с программами по предметам, выбранным для интег­рации, с привлечением дополнительных источников для большей информативности и расши­рения кругозора учащихся. Это могут быть стихи, фразеологизмы, загадки, пословицы, зани­мательные факты (“Памятники”, “Книга рекордов Гиннесса” и т. д.), сведения из энциклопедий.

  1. Подбор заданий.

Зависит от целей и задач урока, возрастных особенностей и уровня развития учащихся.

  1. Структурирование урока.

Последовательное расположение заданий по теме урока — от простого к сложному. Должны прослеживаться связь между предметами и плавный переход от одного этапа к друго­му, чтобы не терялась основная мысль, а в центре внимания оставался предмет, вокруг кото- ро го стро ится урок.

  1. Выбор форм работы.

Зависит от темы, целей, задач, типа урока и цели конкретного задания:

  • индивидуального;
  • группового;
  • фронтального.

Чаще всего на сценическом уроке используются все вышеназванные формы работы.

  1. Организация деятельности учащихся в процессе подготовки урока.

В зависимости от возраста школьники могут:

  • оказать помощь в подборе материала (подготовить сообщения, доклады);
  • выполнить опережающие задания (прочитать литературное произведение, подгото­вить примеры, разучить стихи, написать мини-сочинения);
  • подготовить наглядность (рисунки, поделки).

Включаясь в подготовку урока, учащиеся становятся его полноправными авторами, а не сторонними наблюдателями. Фактически имеет место коллективное творческое дело.

  1. Подбор наглядного материала.

Наглядность к уроку сценирования обязательна, она должна быть содержательной, яркой, запоминающейся.

  1. Продумывание этапов текущей и итоговой рефлексии.

Рефлексия (педагогическая и психологическая) должна проводиться на каждом этапе и в кон­це урока.

  • Групповая работа участников по конструированию урока.

Учителя делятся на группы, получают план — конспект урока, необходимые учебники и до­полнительную литературу. Задача каждой группы — сконструировать урок сценирования по следующей схеме:

  • определить тему, цель и задачи урока;
  • определить предмет, вокруг которого будет строиться урок;
  • определить класс, для которого предназначен урок;
  • при необходимости подобрать задания из учебников.
  1. Презентация итогов групповой работы.
  1. Рефлексивный блок.

Слушатели делают вывод, что интеграция — это инновационная форма работы в обучении.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для учителей

  1. Что должно отличать современный урок? Назовите несколько основных признаков:
  2. Распределите в 2 колонки характеристики современного урока, которые свойственны Вашим урокам и те, которых нет, но Вы считаете их желательными.

Характеристики урока

свойственные моим урокам

не свойственные моим урокам

 

 

 

 

 

  1. Что, по Вашему мнению, должны делать ученики, чтобы качество занятий стало более высоким?______________________________________________________________________________
  1. Что, по Вашему мнению, должны делать учителя, чтобы качество занятий стало более высоким?______________________________________________________________________________
  1. Что, по Вашему мнению, должна делать администрация, чтобы качество занятий стало более высоким?______________________________________________________________________________
  1. Согласны ли Вы, что взаимоотношения учителей и учащихся можно назвать сотрудни­чеством?

а)согласен / согласна;

б)сомневаюсь;

в)не согласен / не согласна.

  1. Каким должен быть урок, чтобы Вы лично назвали его уроком высокого качества?

Источник: Степанова, А.Е.Интеграция знаний как способ создания целостной развивающей среды / А.Е. Степанова, А.Н. Карнилова // У дапамогу намеснiку дырэктара, 2013. - №1(3).

Важное

Мы Вконтакте

Статьи для психолога

Психологическая помощь. Что и как о ней рассказывать педагогам и родителям

К числу типичных трудностей, возникающих у практического психолога, традиционно относят неадекватность запросов и ожиданий, которые предъявляют потенциальные клиенты. «Расскажите моему ребенку, что надо хорошо учиться», «Поработайте с Синицыным, он совсем от рук отбился», «Вот вы с ним на прошлой неделе занимались, а сегодня он опять начал»… У каждого из нас наверняка найдется масса подобных примеров, не говоря уже о крайних случаях типа «Будешь себя плохо вести — отведу к психологу!».

Подробнее...

Рейтинг@Mail.ru

Рейтинг@Mail.ru

Статьи для логопеда

Фольклорная логоритмика

Предлагаем вашему вниманию упражнения, которые представляют собой сочетание движений общей, мелкой и артикуляционной моторики с литературным материалом. Эти задания способствуют развитию не только двигательной сферы и речи, но и психики в целом. Упражнения составлены на основе русских народных потешек, игр, стихотворений детских поэтов и рассчитаны на ребятишек от 3 до 7 лет. Желательно использовать их как можно чаще: в повседневной жизни, на занятиях в общеобразовательных и специализированных учреждениях. Начинайте с самых простых и доступных игр, отрабатывайте их по нескольку раз и только после закрепления переходите к более сложным.

Подробнее...

Статьи для педагога

Гиперактивные дети. Особенности учебного взаимодействия в школе и семье

Сложности взаимодействия с гиперактивными уча­щимися знакомы каждому учителю начальной школы. Причины “трудного” и “неуправляемого” поведения активно изучаются специалистами.Многие педагоги задают вопросы: "Как справиться с шумным учеником"?, "Как успокоить школьников?", "Как боротья с неуправляемым учеником?". Особенно такие проблемы волнуют молодых педагогов.

Подробнее...

Помогу с написанием любой студенческой работы. Без посредников.Пишите: cola5@ya.ru