Вверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
Методики диагностики младших школьников будут полезны педагогам, детским психологам, дефектологам, а также студентам, овладевающим данными специальностями. Все методики включают стимульный материал, описание качественной и количественной обработки данных.
Методики диагностики детей дошкольного возраста будут полезны воспитателям детских садов, социальным педагогам, детским психологам и, несомненно, родителям.
Проблемы подростков волнуют не только родителей, но и учителей, специалистов по социальной работе, школьных психологов.
Взрослые люди тоже нуждаются в психологической и педагогической поддержке со стороны коллектива и руководства. На сайте собрана масса методик по диагностике персонала или отдельных сотрудников.
Каждая работа - уникальна. Обращайтесь.

Обо мне

djДобро пожаловать на мой сайт! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 15-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!

Тел.+37529 7262468

e-mail: cola5@yandex.ru

Get Adobe Flash player

Источник: Изучение уровня лексико-семантического развития детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие /В.Л.Сиротина. – Челябинск: Челябинский государственный педагогический колледж № 2, 2012. – 32 с.

Обратите внимание, что у автора есть еще методики, посвященные исследованию лексики у детей: тут и тут.

Особенности изучения понимания смысловой стороны слова детьми дошкольного возраста 

Задание 1. Составление предложений с многозначными словами.

Ребенку называют многозначные слова (по два на каждую часть речи - имена существительные, имена прилагательные, глаголы): игла, ручка; легкий, холодный; падать, бежать - и предлагают составить с ними предложения. Это задание выявляет умение употреблять слова, строить словосочетания и предложения с заданным словом по законам грамматики (согласование в роде, падеже). Соединяя слова в предложения, ребенок тем самым показывает, осмысленно ли он употребляет слова.

- составляет предложение из трех (или более) слов (Упал с дерева легкий листик. Ручкой открывают дверь);

- составляет словосочетание из двух слов (ручкой пишут, легкий пух);

- повторяет предъявляемое слово.

Задание 2. Составление предложений со словами синонимического ряда.

Ребенку называют слова синонимического ряда: большой - огромный - громадный; смелый - храбрый - отважный; тайна - секрет - загадка. Составляя предложения, ребенок в своих ответах показывает, ориентируется ли он на смысловые различия слов.

- правильно составляет предложения, демонстрируя понимание смысловых различий слов синонимического ряда (У нас есть большая собака, можно даже сказать огромная. А вот громадная про нее так не скажешь);

- составляет двухсловные предложения или словосочетания (смелый моряк, храбрый солдат);

- составляет словосочетания с одним и тем же словом (большой дом, огромный дом).

Задание 3. Подбор синонимов к словосочетаниям: свежий хлеб (мягкий); идет человек (шагает); свежая газета (новая); идет весна (наступает); све­жая рубашка (чистая); идет снег (падает). Вопрос: какое слово повторяется, как сказать по-другому?

- правильно подбирает синонимы (свежий хлеб - мягкий), называет слова, представленные выше;

- объясняет смысл словосочетания в целом (его только что испекли; ее (газету) только купили);

- заменяет имя существительное (идет весна - идет гроза; идет снег - идет метель).

Выполнение этого задания показывает, какие значения слов уже усвоены детьми. Подбирая синоним, ребенок тем самым объясняет разные значения многозначного слова. Это задание подводит детей к осознанию того, что у сло­ва может быть не одно, а несколько значений. Для подбора синонимов можно давать и следующие словосочетания: река бежит, человек молчит, чистая во­да, мальчик бежит, лес молчит, чистая посуда, предлагая сказать по-другому.

Задание 4. Подбор антонимов:

1) к изолированным словам разных частей речи: именам существительным, именам прилагательным, глаголам, наречиям: толстый, вверх, поднимать, светлый, направо, строить, быстрый, много, спешить, глубокий, быстро, смеяться, длинный, громко, говорить;

2) к словосочетаниям: свежая газета (старая) - свежий хлеб (черствый) - свежий ветер (теплый) - свежая рубашка (грязная).

- дает правильные ответы по смыслу и грамматической форме (длинный - короткий; высоко - низко);

- правильно подбирает антонимы, но в другой грамматической форме (плакать - смех, высоко - низ);

- ответы с частицей не (высоко - невысоко, длинный - недлинный, много - немного).

Подобные ответы (слова с частицей не называют «примитивные антонимы») могут свидетельствовать о трудностях отбора слов из имеющихся в словаре ребенка или об отсутствии нужного слова. Особенно много ответов с частицей не приходится на глаголы.

Задание 5. Речевые ситуации.

Ребенку рассказывается веселая история про зайчика: «Собрался зайчонок в цирк. Настроение у него прекрасное. Он такой веселый. А как по-другому можно сказать, какой зайчик? Подбери к слову веселый слова, близкие по смыслу (радостный, бодрый, шустрый, оживленный). А если зайчик был весе­лый, то он домой не шел, а ... (скакал, прыгал, мчался, несся). Бельчонка в цирк не взяли, поэтому он был совсем не такой, как зайчик. К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу (грустный, печальный, огорченный). И он домой не шел, а ... (плелся, тащился, брел)».

- подбирает по два-три слова разных частей речи (имен прилагательных и глаголов) - слова даны в скобках;

- называет по одному слову (радостный, бежал, грустный);

- называет слова с отрицанием не (невеселый, шел не спеша).

В целом выполнение этого задания показывает наличие у ребенка умения сознательного отбора языковых средств.

Задание 6. Оценка словосочетаний и предложений по смыслу. Вопросы: «Можно ли так сказать? Как сказать правильно? Можешь ли сказать точнее?» Для этого предлагаются:

- правильные и неправильные словосочетания: легкий ветер, легкий чемодан, «трудный ветер», «трудный чемодан», «тяжелый ветер», тяжелый чемодан;

- собственно детские высказывания типа: «Папа, иди шепотом», «Цветочки завяли, а когда они отвянут?», «Мамочка, я тебя громко-громко люблю» и т.п.

- замечает неточности (так не говорят, неправильно);

- дает свои варианты, исправляет («Папа, иди шепотом» -Иди тихо, тихонько, молча);

не замечает смысловых неточностей.

Это задание выявляет степень сформированности, точности словоупотребле­ния, активизирует речь ребенка. При выполнении его проявляется чувство язы­ка.

Задание 7. Определение значения слова.

Ребенку предлагаются слова: мяч, посуда, сад, лес, праздник. Задается вопрос: «Скажи, что значит слово? Как ты его понимаешь?»

- пытается определить значение слова по характерной функции: Это когда им играешь, Им играют (таких ответов, как правило, большинство);

- пытается определить значение слова с помощью родового понятия: Мяч - это игрушка для детей, Мяч – это такая игрушка детская;

- пытается определить значение слова с помощью словарного определения: Мяч - это значит резиновый шар (это очень высокий уровень для дошкольников);

- вместо определения дает описание предмета, рассказывает о чем-то конкретном: У меня есть много мячей, Я играю в футбол с мячом;

- не может дать определения значению слова (вместе с тем, если он говорит, что ему трудно ответить на этот вопрос, это означает, что он задумывается над смыслом и осознает, что пока не знает его).

Задание 8. Придумывание небольшого рассказа с синонимами и антонимами.

Ребенку предлагается: «Придумай небольшой рассказ, в котором должны быть слова, близкие или противоположные по смыслу». (Рассказ записывается дословно: на диктофон или в «ситуации письменной речи» - ребенок диктует, взрослый записывает.)

- включает в рассказ прилагательные-синонимы (большой - громадный, трудный - тяжелый) и антонимы (веселый - грустный, чистый - грязный); глаголы (взлетел - приземлился); наречия (далеко - близко);

- использует контекстуальные (ситуативные) синонимы, которые понятны лишь в данном контексте (маленький, грибной дождь; пасмурное, темное небо);

- составляет рассказ, не соотнося его с заданием.

Выполнение всех заданий поможет определить уровень понимания смысло­вой стороны слова, которая является стержнем развития языковой способности детей старшего дошкольного возраста.

 

Особенности Изучения понимания смысловых оттенков слова детьми дошкольного возраста

1 серия (7 заданий) выявляет понимание смысловых оттенков знаменательных слов (имен существительных, глаголов, имен прилагательных), образован­ных в основном аффиксальным способом (с помощью суффиксов и префиксов).

Задание 1. Ребенку последовательно называют слова - имена существительные со значением субъективной оценки (ласкательности, уменьшительности, разной степени экспрессии): мама - мамочка - мамуля; брат - братик - братец; дерево - деревце; заяц - заинька - зайчишка - зайчище; дом - домик - домище и предлагают объяснить, чем они отличаются.

- правильно объясняет значение всех слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (домик - маленький дом, домище - большой; деревце - это крохотное дерево);

- затрудняется объяснить слова с пренебрежительным или ироническим оттенком (зайчище) и объясняет только два слова;

- не чувствует ласкательно-одобрительного значения суффиксов.

Задание 2. Ребенку предлагаются ряды слов, образованных аффиксальным способом, т.е. глаголы с приставками: пере-, под-, из-, воз-, вы-, которые придают словам различные оттенки, уточняющие характер протекания действия и изменяющие значение слова: бежать - подбежать - выбежать; писать – переписать - подписать; играть - выиграть - проиграть; смеяться - засмеяться - высмеять; шел - отошел - вошел.

Выявление понимания смысловых оттенков значений глаголов показывает, что они понимают различия в значениях глаголов, зависящих от разных приставок (подбежать - выбежать, отошел - вошел...). Это глаголы движе­ния, близкие детям, потому что двигательная деятельность самого ребенка очень разнообразна.

- правильно объясняет значение всех слов, даже глагола высмеять (значит смеяться над кем-то), и с глаголами составляет словосочетания и пред­ложения, опираясь на свой жизненный опыт (подбежать к дому - выбежать из дома, выиграть - это хорошо, а проиграть - плохо, выиграть можно в лотерею);

- затрудняется в объяснении слов с оттенками, из меняющими зна­чение слова, и может объяснить лишь глаголы движения;

- не понимает различия в значениях глаголов, образованных от раз­ных приставок.

Задание 3. Ребенку предлагаются ряды имен прилагательных, образованных с помощью суффиксов, которые не меняют лексического значения производного слова, а вносят в него те или иные оттенки: старый - старенький; умный - умнейший; злой - злющий; толстый - толстенный; полный - полноватый. Выполнение этого задания показывает, как старшие дошкольники понимают значение прилагательных, образованных суффиксальным способом.

- правильно объясняет значение слов, образованных суффиксами -ейш, -ющ, -енн (умнейший - умнее умного, это очень умный, он все-все знает; злющий - злее злого, собака - злая, волк злющий; толстенный - это совсем толстый, толще толстого - это толстенный. Он так много ест, толстенный - это медведь). Такие ответы говорят об образности детского мышления. Это высокий уровень;

- затрудняется в определении оттенков значения слов старый и старенький, полный и полноватый;

- не понимает изменения значения имен прилагательных в зависимости от суффикса.

Задание 4. Ребенку предлагаются ряды глаголов-синонимов: засмеялись - захихикали; бежать - мчаться; пришли - приплелись; плакать - рыдать; разговаривать - болтать. Выполнение этого задания показывает, насколько ребенок понимает разницу между синонимическими глаголами.

- объясняет смысл синонимических пар, отражающих характер движения: бежать - мчаться, пришли - приплелись, и дают ответы типа: мчаться - это очень быстро бежать, мчаться - это быстрее, чем просто бежать, мчится поезд; приплелись - еле-еле пришли, они сильно устали - приплелись. Объясняют смысл всех синонимических пар (даже таких, как засмеялись - захихикали, разговаривать - болтать);

- определяет только синонимические пары, отражающие характер движения;

- не чувствует разницу в смысловых значениях слова, не может точно ее обозначить.

Задание 5. Ребенок определяет значение слов, относящихся к величине: большой - огромный, и другие синонимические пары: умный - рассудительный; слабый - беззащитный; старый - дряхлый; робкий - трусливый.

- определяет оттенки значений имен прилагательных оценочного характера и расчленяет эти понятия. Это ответы типа: беззащитный - за себя не может постоять; слабый - он много болеет, у него силы нет; дряхлый - это совсем старый, скоро порвется; умный - он много знает, а рассудительный – рассуждает;

- оценка носит общий и односторонний характер (хороший - плохой, добрый – злой). Это ответы типа: умный - это хороший, рассудительный тоже хороший, трусливый - это плохой, дряхлый - это злой; или: рассудительный - это тот, который судит, беззащитный - никто его не защищает, робкий и трусливый - это одинаково;

- синонимы-прилагательные представляют трудность для осознания и ребенок затрудняется в дифференциации лексических значений.

Задание 6. В качестве речевого материала даются словосочетания с многозначными глаголами: Дождь озорничал. Лес дремлет. Дом растет. Ручьи бегут. Песня льется.

Инструкция: «Я тебе скажу два слова: дождь озорничал, а ты мне объясни, что значит слово озорничал. Как можно сказать об этом по-другому?» Это задание требует от ребенка осознания смысловой стороны слова, определения его значения в данном словосочетании.

- задание на выявление понимания переносного значения глаголов в словосочетаниях не вызывает затруднения, ребенок с высоким уровнем речевого развития правильно его заменяет и пытается объяснить смысл переносных глаголов или ищет эквивалентную замену: дом растет - значит строится, становится все выше и выше; дождь озорничал - значит шалил, людей намочил;

- заменяет в словосочетании только глагол (дождь льет, лес шумит, песню поют;

- переносный смысл глаголов совершенно непонятен, появляется реакция  удивления: Как дом растет? Дерево растет, цветы, а дом не растет, так не бывает; песня не льется, а поется.

Задание 7. Предлагаются словосочетания для выявления переносного значения имен прилагательных: злая зима; колючий ветер; легкий ветерок; золотые руки; золотые волосы.

- находит для словосочетаний синонимическую или эквивалентную замену (золотые руки - все умеют делать; колючий ветер - сильный, неприятный, колется, легкий ветерок - чуть прохладный; золотые волосы - блестящие);

-  может объяснить лишь два словосочетания;

- связывает смысл словосочетания лишь с прямым смыслом (золотые руки - они блестят, как золото).

 Классификация понятий

Материал: 30 картинок с изображением животных, одежды, фруктов, овощей, транспорта, игрушек. Педагог называет понятие, обозначающее группу картинок, просит ребенка дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки, например с изображением животных. В каждом задании подсчитывается количество правильных выборов картинок, каждый верный выбор оценивается одним баллом. Высшая оценка - 30 баллов.

Подбор синонимов

Проводится в форме игры «Скажи по-другому».

Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову слово, близкое по смыслу. Всего предъявляется 10 слов (хмурый, веселый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать). Высшая оценка - 10 баллов:

1 балл - если подобранное слово является синонимом названного;

0 баллов - если подобранное слово не соответствует семантическому полю заданного. 

Подбор определений

Проводится в форме игры в слова.

Предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: платье, береза, девочка, яблоко, лиса.

Инструкция: Платье. Какое оно? Как про него можно сказать? Каким оно может быть?

Высшая оценка - 10 баллов:

2 балла - если придумано более 3 слов;

1 балл - если придумано менее 3 слов;

0 баллов - если ответ отсутствует или не соответствует семантическому полю предъявляемого слова.

 Оценка результатов:

После выполнения всех трех заданий подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка 50 баллов - соответствует высокому уровню;

32-49 баллов – среднему уровню;

менее 32 баллов - низкому уровню лексического развития детей.



Скачать готовый расчет по данной методике
Заказать готовый расчет по этой методике Задать нам вопрос по данной методике

По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.


Важное

Мы Вконтакте

Статьи для психолога

Психологическая помощь. Что и как о ней рассказывать педагогам и родителям

К числу типичных трудностей, возникающих у практического психолога, традиционно относят неадекватность запросов и ожиданий, которые предъявляют потенциальные клиенты. «Расскажите моему ребенку, что надо хорошо учиться», «Поработайте с Синицыным, он совсем от рук отбился», «Вот вы с ним на прошлой неделе занимались, а сегодня он опять начал»… У каждого из нас наверняка найдется масса подобных примеров, не говоря уже о крайних случаях типа «Будешь себя плохо вести — отведу к психологу!».

Подробнее...

Рейтинг@Mail.ru

Рейтинг@Mail.ru

Статьи для логопеда

Фольклорная логоритмика

Предлагаем вашему вниманию упражнения, которые представляют собой сочетание движений общей, мелкой и артикуляционной моторики с литературным материалом. Эти задания способствуют развитию не только двигательной сферы и речи, но и психики в целом. Упражнения составлены на основе русских народных потешек, игр, стихотворений детских поэтов и рассчитаны на ребятишек от 3 до 7 лет. Желательно использовать их как можно чаще: в повседневной жизни, на занятиях в общеобразовательных и специализированных учреждениях. Начинайте с самых простых и доступных игр, отрабатывайте их по нескольку раз и только после закрепления переходите к более сложным.

Подробнее...

Статьи для педагога

"Познать себя и Отечество". Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников

"Детство — это каждодневное открытие мира. И нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота человечества". В. А. Сухомлинский. Осуществляя патриотическое воспитание, педагогу следует опираться на психологические особенности младших школьников. Это повышенная эмоциональность, импульсивность, большая активность, доверчивость, внушаемость и податливость, склонность к подражанию, огромный авторитет учителя. Н.Е.Щуркова наиболее важным фактором воспитания называет социальную среду, в которой личность существует и утверждает свое “Я”. Поэтому педагог должен дать ребенку образец поведения, вовлечь его в реальные ценностные отношения.

Подробнее...

Помогу с написанием любой студенческой работы. Без посредников.Пишите: cola5@ya.ru