Вверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
Методики диагностики младших школьников будут полезны педагогам, детским психологам, дефектологам, а также студентам, овладевающим данными специальностями. Все методики включают стимульный материал, описание качественной и количественной обработки данных.
Методики диагностики детей дошкольного возраста будут полезны воспитателям детских садов, социальным педагогам, детским психологам и, несомненно, родителям.
Проблемы подростков волнуют не только родителей, но и учителей, специалистов по социальной работе, школьных психологов.
Взрослые люди тоже нуждаются в психологической и педагогической поддержке со стороны коллектива и руководства. На сайте собрана масса методик по диагностике персонала или отдельных сотрудников.
Каждая работа - уникальна. Обращайтесь.

Обо мне

djДобро пожаловать на мой сайт! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 12-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!

Телефон: +375 29 726 24 68

e-mail: cola5@yandex.ru

Get Adobe Flash player

Полезное

Актуальные игры

Упражнения при заикании

Согласно МКБ-10, заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение.

Дидактические игры для развития слухового восприятия, развития навыков звукового анализа и синтеза

По звуку угадай предмет
Оборудование; ширма, набор звучащих предметов — колокольчик, барабан, погремушка и др. Педагог за ширмой манипулирует игрушками, вызывая их звучание. Дети, отгадывая звучавший предмет, называют его.

Дидактические игры для развития слухового восприятия, развития навыков слогового анализа и синтеза

Молчанка
Оборудование: карточки с цифрами 1, 2, 3 у каждого ученика. Сначала из числа игроков выбирается помощник ведущего — «наблюдатель». Затем педагог называет слово, а ученики поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слов в данном слове. (Подбор слов может быть произвольным и тематическим.) За неверные ответы «наблюдатель» раздает ученикам штрафные фишки. За каждую фишку по окончании игры необходимо выполнить то или иное задание.

Источник: Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: Аркти, 2000. – 56 с.

Возраст: младшие школьники.

Назначение: предлагаемая методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста: качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа структуры дефекта речевого профиля, структуры дефекта.

 

 С е р и я 1. Исследование сенсомоторного уровня речи

1. Проверка состояния фонематического восприятия

Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее.

Предъявление – воспроизведение – предъявление – воспроизведение

  • ба–па–                    па–ба–
  • са–за–                     за–са–
  • жа–ща–                   ща–жа–
  • са–ша–                    ша–са–
  • ла–ра–                    ра –ла
  • ма–на–ма–              на–ма–на–
  • да–та–да–               та–да–та–
  • га–ка–га–                ка–га–ка–
  • за–са–за–                са–за–са–
  • жа–ша–жа–             ша–жа–ша–
  • са–ша–са–              ша–са–ша–
  • ца–са–ца–               са–ца–са–
  • ча–тя–ча–               тя–ча–тя–
  • ра–ла–ра–               ла–ра–ла–

 Вначале предъявляется первый член пары (ба – па), затем второй (па – ба). Оценивается воспроизведение пробы в целом (ба – па – па – ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения, точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи.

 Оценка:

1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба – па – ба – па);

0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.

 

2. Исследование артикуляционной моторики

 Инструкция: смотри, как я выполняю, и повторяй за мной движения.

• губы в улыбке;

• губы «трубочкой» – округлены и вытянуты вперед;

• язык «лопаткой» – широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;

• язык «иголочкой» – узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;

• язык «чашечкой» – рот открыт, широкий язык с загнутыми вверх краями образует подобие чашечки или ковша;

• щелканье языком;

• «вкусное варенье» – рот открыт, широкий язык обхватывает верхнюю губу и затем медленным движением сверху вниз убирается в ротовую полость;

• «качели» – рот открыт, язык поочередно касается то верх ней, то нижней губы;

• «маятник» – рот открыт, язык высунут наружу и равно мерно передвигается от одного уголка рта к другому;

• чередование движений губ: «улыбка» – «трубочка>.

 Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3–5 секунд, последние три упражнения необходимо выполнить по 4–5 раз. В момент выполнения ребенком артикуляционных упражнений следует обращать внимание на их объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синкинезий, т.е. сопутствующих непроизвольных движений (например, при выполнении упражнения «маятник» нередко наблюдаются сопутствующие движения подбородка, реже головы или глазных яблок вслед за языком; синкинезии могут отмечаться и со стороны моторики рук), гиперкинезов, т.е. насильственных движений в мышцах речевого аппарата, усиленного слюноотделения, тремора органов речи, т.е. дрожания языка или губ, а также посинения артикуляционных органов или носогубного треугольника.

 Оценка:

1 балл – правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;

0,5 балла – за медленное и напряженное выполнение;

0,25 балла – выполнение с ошибками – длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

0 баллов – невыполнение движения.

 

3. Исследование звукопроизношения

 Инструкция: повторяй за мной слова:

• собака – маска – нос;

• сено – василек – высь;

• замок – коза;

• зима – магазин;

• цапля – овца – палец;

• шуба – кошка – камыш;

• жук – ножи;

• щука – вещи – лещ;

• чайка – очки – ночь;

• рыба – корова – топор;

• река – варенье – дверь;

• лампа – молоко – пол;

• лето – колесо – соль.

 При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (В, П, Д, Т, Г, Е, Х, Й). В целях экономии времени фразы и тексты с проверяемыми звуками на этом этапе не предъявляются, т.к. возможность уточнить произношение звука в разных позициях и при разной степени самостоятельности речи представится в ходе дальнейшего обследования.

 Оценка: предлагается условно разделить все звуки на пять групп: первые четыре – это наиболее часто подвергающиеся нарушениям согласные (1 группа – свистящие С, СЬ, З, ЗЬ, Ц; 2 – шипящие Ш, Ж, Ч, Щ; 3 – Л, ЛЬ; 4 – Р, РЬ) и пятая группа – остальные звуки, дефекты которых встречаются значительно реже (задненебные звуки Г, К, Х и их мягкие варианты, звук Й, случаи дефектов озвончения, смягчения и крайне редкие нарушения произношения гласных звуков).

Произношение звуков каждой группы оценивается в отдельности по следующему принципу:

3 балла – безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях;

1,5 балла – один или несколько звуков группы изолированно и отраженно правильно произносятся, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т.е. недостаточно автоматизированы;

1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы, например, как это часто бывает, страдает только твердый звук Р, в то время как мягкий вариант произносится правильно;

0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы (например, дефектно произносятся все свистящие звуки, либо страдают звуки С, 3, Ц, а СЬ и ЗЬ сохранны).

Баллы, начисленные за каждую из пяти групп, суммируются. Максимальное число баллов за все задание–15.

 

4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

 Инструкция: повторяй за мной слова:

• скакалка

• танкист

• космонавт

• милиционер

• сковорода

• кинотеатр

• перепорхнуть

• кораблекрушение

• аквалангист

• термометр

 Слова предъявляются до первого воспроизведения.

Оценка:

1 балл – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;

0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение;

0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова);

0 бал лов – невоспроизведение.

 

Серия II. Исследование навыков языкового анализа

 1. Сколько слов в предложении?

• день был теплый.

• Около дома росла высокая береза.

 2. Сколько слогов в слове?

• дом

• карандаш

 3. Определи место звука в слове:

  • первый звук в слове крыша;
  • третий звук в слове школа;
  • последний звук в слове стакан.

 4. Сколько звуков в слове?

рак сумка диктант

Ребенку предлагаются три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще»

Оценка:

1 балл – правильный ответ с первой попытки;

0,5 балла – правильный ответ со второй попытки;

0,25 балла – правильный ответ с третьей попытки;

0 баллов – неверный ответ с третьей попытки.

 

С е р и я III Исследование грамматического строя речи

 1. Повторение предложений

 Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.

• Наступила осень.

• Птичка свила гнездо.

• Над водой летали белые чайки.

• В саду было много красных яблок.

• Земля освещается солнцем.

• Ранней весной затопило весь наш луг.

• Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

• Медведь нашел под большим деревом глубокую яму и сделал себе берлогу.

• Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.

• На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

 Предложение читается до первого воспроизведения (1–2 раза).

 Оценка:

1 балл – правильное и точное воспроизведение;

0,5 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;

0,25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, предложение не закончено;

0 баллов – невоспроизведение.

 2. Верификация предложений

 Инструкция: я буду читать предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.

• Девочка гладит утюгом.

• Дом нарисован мальчик.

• Мальчик умывается лицо.

• Собака вышла в будку.

• Березки склонились от ветра.

• Солнце освещается землей.

• По морю плывут корабль.

• У Нины большая яблоко.

• Хорошо спится медведь под снегом.

• Над большим деревом была глубокая яма.

 Оценка:

1 балл – выявление и исправление ошибки;

0,5 балла – выявление и исправление ошибки с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов);

0,25 балла – ошибка выявлена, но не исправлена;

0 баллов – ошибка не выявлена.

 3. Составление предложений из слов в начальной форме

 Инструкция: я буду называть слова, а ты постарайся составить из них предложение.

• мальчик, открывать, дверь

• девочка, читать, книжка

• доктор, лечить, дети

• рисовать, карандаш, девочка

• в, сад, расти, вишня

• сидеть, синичка, на, ветка

• груша, бабушка, внучка, давать

• Витя, косить, трава, кролики, для

• Миша, дать, собака, большая, кость

• Петя, купить, шар, красный, мама

 Слова предъявляются до первого ответа.

Оценка:

1 балл – предложение составлено верно;

0,5 балла – нарушен порядок слов;

0,25 балла – наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности (Например, предложение *Петя купил шар красный маме построено без грубых нарушений грамматических правил, но не вполне адекватно по смыслу и с нехарактерным для русского языка порядком слов. Однако дети часто предлагают именно такой ответ. Это объясняется трудностями внутреннего программирования высказывания: предложенный порядок слов выступает в качестве программы, заданной извне, к тому же в русском языке обычно действует правило препозиции субъекта, поэтому названный первым Петя и воспринимается как субъект действия.);

0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.

 4. Добавление предлогов в предложение

 Инструкция: сейчас я назову предложение, в котором пропущено слово, постарайся найти его и вставить.

  • Лена наливает чай ... чашки.
  • Почки распустились ... деревьях.
  • Лодка плывет ... озеру.
  • Чайка летит ... водой.
  • Птенец выпал ... гнезда.
  • Деревья шумят ... ветра.

• Последние листья падают ... березы.

• Щенок спрятался ... крыльцом.

• Пес сидит ... конуры.

• Большая толпа собралась ... театром.

 В связи с трудностью этого задания использовались два вида помощи:

1 - стимулирующая («Неверно, подумай еще») и

2 – в виде вопроса к пропущенному предлогу (наливает чай куда?).

Оценка:

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – правильный, ответ после помощи второго вида;

0 баллов – неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида.

 

5. Образование существительных мн. Числа в И. и Р. падежах

 Инструкция: один дом, а если их много, то это – дома.

• Один стол, а много – это …

• Стул - …

  • окно –
  • звезда –
  • ухо –

 Инструкция: один – дом, а много чего? – домов.

  • стол, а много чего? –
  • стул
  • окно
  • звезда
  • ухо

 Это задание вызывает большие трудности, дети часто плохо понимают инструкцию, поэтому можно использовать картинки.

Оценка:

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – форма образована неверно;

0 баллов – невыполнение.

 

Серия IV Исследование словаря и навыков словообразования

 Инструкция: у кошки – котята, а у...

• козы –                   собаки

• волка –                  курицы

• утки –                    свиньи

• лисы –                   коровы –

• льва –                    овцы –

 2. Образование существительных в уменьшительной форме

 Инструкция: большой – мяч, а маленький - это мячик. Назови ласково предметы, которые я буду перечислять.

стол стул дом снег дерево

3. Образование прилагательных от существительных

а) Относительных

Инструкция: кукла из бумаги – она бумажная.

• шляпка из соломы –

• кисель из клюквы –

• горна изо льда –

• салат из моркови –

• варенье из вишни ---

• суп из грибов –

• варенье из яблок –

• варенье из сливы –

• варенье из малины

• варенье из клубники –

• варенье из черники –

• лист дуба –

• лист клена –

• лист осины

• шишка ели –

б) Качественных

Инструкция. лису за хитрость называют хитрой, а ...

• волка за жадность –

• зайца за трусость –

• медведя за силу –

• льва за смелость –           .‚

 Инструкция: если днем жара, то день – жаркий, а если

• мороз

• солнце

• снег

• дождь

• ветер

• холод

 в) Притяжательных

Инструкция. у собаки лапа собачья ,        а У ...

  • кошки –       зайца –         гнездо орла –
  • медведя –    белки –         клюв птицы –

• волка –      

• льва

• лисы –

 Оценка: для всех заданий серии осуществляется по общим критериям:

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – неверно образованная форма;

0 баллов – невыполнение.

 

С е р и я V. Исследование понимания логико-грамматических отношении

 1. а) Покажи ключ, карандаш. б) Покажи карандашом ключ. в) Карандаш – ключом.

2. а) Нарисуй круг под крестом. б) Крест – под кругом.

З. Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето – перед весной?

4. Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?

5. Сашу ударил Коля. Кто драчун?

6. Охотник бежит за собакой. Кто впереди?

7. Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале?

 В задании 1 оцениваются только три последних пробы, в задании 2 – обе пробы.

Оценка:

1 балл – правильное выполнение;

0,5 балла – самокоррекция;

0 баллов – неверный ответ.

 

Серия VI. Исследование связной речи

 1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (пять картинок). Возможно использование какой-либо другой последовательности из 4–5 картинок.

 Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.

Оценка производилась с учетом модели, разработанной Р.И. Лалаевой (1), однако сами критерии были несколько модифицированы.

1) Критерий смысловой целостности:

5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;

2,5 балла – допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение Причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев;

1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или рассказ не завершен;

0 баллов – отсутствует описание ситуации.

 2) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:

5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;

2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;

1 балл – встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств;

0 баллов – рассказ не оформлен.

 3) Критерий самостоятельности выполнения задания:

5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;

2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;

1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;

0 баллов – невыполнение задания даже при наличии помощи.

 

2. Пересказ прослушанного текста

 Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказывать.

В нашей методике используется короткий текст из пособия И.Н. Садовниковой (1983).

 ГОРОШИНЫ

 В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

 Рассказ предъявляется не более двух раз. Оценка производится по тем же критериям, что и для рассказа по серии картинок:

1) критерий смысловой целостности:

5 баллов – воспроизведены все основные смысловые звенья;

2,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями;

1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации;

0 баллов – невыполнение;

2) критерий лексико-грамматического оформления:

5 баллов – пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм;

2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены;

1 балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов;

0 баллов – пересказ не доступен;

3) критерий самостоятельности выполнения:

5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления;

2,5 балла - пересказ после минимальной помощи (1–2 вопроса) или после повторного прочтения;

1 балл – пересказ по вопросам;

0 баллов – пересказ даже по вопросам не доступен.

 В каждом из двух заданий суммируются баллы по всем трем критериям. Для получения общей оценки за всю серию баллы за рассказ и пересказ складываются.


Скачать готовый расчет по данной методике
Заказать готовый расчет по этой методике Задать нам вопрос по данной методике

По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.


 

Для комментирования, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Войти с помощью

Вход на сайт

Мы Вконтакте

Важное

Статьи для психолога

Взаимодействие в системе «педагоги — психолог»

Постоянное напряжение, стресс, агрессия учеников, разочарование и неуверенность в себе неизбежны в работе учителя. Кроме того, между учителями и школьной администрацией, с одной стороны, и учителя-ми и психологами, с другой, довольно часто отсутствует взаимопонимание. Испытывая большие нагрузки и пытаясь совместить множество разных ролей, учителя все чаще ощущают потребность в психологической помощи. По опросам, проведенным в школах ЮАО г. Москвы, иметь в коллективе своего специалиста по психологии желают все, но примерно треть из тех, кто имел опыт взаимодействия с ним, остались недовольны результатами общения. В чем же причина взаимного непонимания, а подчас и разочарования? Что с этим делать?

Подробнее...

Рейтинг@Mail.ru

Рейтинг@Mail.ru

Статьи для логопеда

Если ребенок заикается

Заикание относится к нарушениям темпа речи. В мире от него страдают примерно 1% взрослых и 2–3% детей. Причем у мальчиков оно наблюдается в три раза чаще, чем у девочек.

К сожалению, с годами заикание само не проходит. Каковы причины этой проблемы? Как предотвратить у ребенка заикание или помочь ему избавиться от такого нарушения?

Об этом и пойдет разговор в сегодняшней статье.

Подробнее...

Статьи для педагога

Как справиться с шумным классом

Ребенок 6—7 лет, придя в школу, сразу сталкивается с незыблемыми правилами школьной жизни: «На уроке должно быть ти­хо», «На уроке нельзя шуметь».

Такие фра­зы присутствуют в активном профессио­нальном словаре каждого учителя. И каж­дому из нас тоже не раз приходилось их слышать. И это неудивительно, ведь всем нам знакома роль ученика. Если рассматривать социальную роль «ученик» в буквальном смысле слова, то учениками мы были с 6—7 до 17—18 лет, а если подходить к ее определению более глобально, мы остаемся ими на протяже­нии всего жизненного пути. Правильно ли это?

Подробнее...