Под кинетической основой речи понимаем способность выполнения серии артикуляционных движений. Примером служат: сначала вытянуть губы вперед - затем улыбнуться; открыть рот - показать широкий язык - поднять его на верхнюю губу - опустить на нижнюю губу - убрать в рот - закрыть рот; осторожно подвигать нижней челюстью вправо - влево; открыть рот - положить язык на нижнюю губу - покашлять с открытым ртом при этом язык находится на нижней губе. Работой кинетического механизма осуществления речевого акта обусловлена способность воспроизводить уже не отдельные звуки, а слова целиком, слоги. Кинетическая программа обеспечивается участием своего мозгового механизма, отличного от механизма создания кинестетической схемы произвольного движения.
Содержание имеющихся в данном материале упражнений:
Развитие динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений
Развитие динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений
Развитие кинестетической основы движений руки
Развитие кинетической основы движения руки:
Развитие динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений
1. Поочередно прикоснуться большим пальцем правой руки ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам в обычном и максимальном темпе.
- Выполнить аналогичное задание пальцами левой руки.
- Выполнить аналогичное задание одновременно пальцами обеих рук в обычном и максимальном темпе.
- Пальцами правой (левой) руки «поздороваться» по очереди с пальцами левой (правой) руки (похлопывание подушечками пальцев, начиная с большого).
- «Пальчики здороваются». Соединить пальцы рук. Осуществлять поочередные, начиная с большого пальца, движения-касания всех пальцев.
- «Кто кого победит». Соединить кисти рук перед собой. Поочередно производить поджимы рук вправо, влево.
- Пальцы правой (левой) руки широко развести, свести, снова развести, удержать в течение 2—3 секунд.
- «Солнышко». Ладонь правой (левой) руки с раздвинутыми пальцами-лучиками положить на стол. Производить поочередные постукивания пальцами по столу.
- «Болото». Большой палец правой (левой) руки устанавливается на «кочку». Остальные пальцы поочередно «перепрыгивают с кочки на кочку» (движения осуществляются, начиная с мизинца).
- Поочередно сгибать пальцы правой (левой) руки, начиная с большого.
Сидит белка на тележке.
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому.
Заиньке усатому.
- Поочередно сгибать пальцы правой (левой) руки, начиная с мизинца.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать.
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик вдруг зевнул.
Ну а этот уж заснул.
- Сжать пальцы правой (левой) руки в кулак; поочередно их выпрямлять, начиная с большого пальца.
Ну-ка, братцы, за работу.
Покажи свою охоту:
Большаку — дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе детей кормить.
- Сжать пальцы правой (левой) руки в кулак; поочередно их выпрямлять, начиная с мизинца.
Мизинчик идти на прогулку решил,
Но безымянный не разрешил,
А средний об этом услышал —
Едва из терпенья не вышел.
И печально сказал указательный:
«Огорчится большой обязательно».
Досталось мизинцу От всех по гостинцу.
- Положить на стол кисть правой (левой) руки перед собой (как при игре на рояле), поднимая пальцы, последовательно ударять первым и вторым, первым и пятым и т. д.
- Непрерывно вести линию по нарисованному на листе бумаги лабиринту карандашом, взятым в правую (левую) руку, не меняя положения листа.
- Скомкать пальцами правой (левой) руки лист папиросной бумаги в компактный шарик, не помогая при этом другой рукой.
- На столе раскладываются бусинки разного размера, но одного цвета (или одного размера, но разного цвета, или разного размера и разного цвета).
Предлагается самостоятельно нанизать на нить бусинки, подбирая их по цвету или размеру, и завязать концы нити бантиком.
- Предлагается карточка, в которой в определенной последовательности сделаны отверстия. Необходимо:
— протянуть шерстяную нитку последовательно через все отверстия;
— протянуть шерстяную нитку, пропуская по одному отверстию;
— выполнить обычную шнуровку.
- «Дружба».
Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются в «замок»).
Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ритмичные касания одноименными пальцами рук).
Раз, два, три, четыре, пять (поочередные касания одноименными пальцами, начиная с мизинцев),
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять (поочередные касания одноименными пальцами, начиная с больших),
Мы закончили считать (руки опустить вниз, встряхнуть кистями).
- «Кулачки». Опереться локтями на стол. Сжать в кулак сначала пальцы правой, затем левой руки; разжать, расслабив кисть сначала одной, потом другой руки.
- «Мышка-чистюля».
Мышка мылом мыла лапку (одной рукой «мыть» другую),
Каждый пальчик по порядку (указательным пальцем дотронуться до каждого пальца другой руки).
Вот намылила Большой (всеми пальцами сначала правой, затем левой руки «намыливать» большой палец),
Сполоснув его водой.
Не забыла и Указку,
Смыв с него и грязь и краску (аналогичные движения с указательными пальцами).
Средний мылила усердно.
Самый грязный был, наверно (аналогичные движения со средними пальцами).
Безымянный терла пастой,
Кожа сразу стала красной (аналогичные движения с безымянными пальцами).
А Мизинчик быстро мыла:
Очень он боялся мыла (быстрыми движениями «намыливать» мизинцы).
- «Бегущий человечек». Поочередно касаясь поверхности стола кончиками указательного и среднего пальцев правой (левой) руки, изобразить бегущего человечка.
- «Углы».
Показать углы мы можем,
Руки так и этак сложим.
Вот — прямой на перекрестке (концы пальцев обеих рук соединить под прямым углом),
Кончик стрелки — угол острый (кончики пальцев и локти соединены, запястья разведены),
Кран с приподнятой стрелой —
Получается тупой (к кончикам пальцев одной руки приставляется локоть другой).
- «Ножницы». Развести указательный и средний пальцы правой (левой) руки в стороны 7—10 раз.
- «Футбол». Забивать шарик в ворота одним и двумя пальцами правой (левой) руки.
- «Лакомка».Левую руку неплотно сжать в кулак, образовав между пальцами и ладонью небольшое отверстие (горшок). Указательным и средним пальцами правой руки изобразить крадущуюся кошку.
Стоит на кухне за столом
Горшок со свежим молоком.
Тайком прокралась в кухню кошка
Отведать молока немножко (указательный и средний пальцы правой руки медленно двигаются к левой руке).
Наклонясь, пьет вершок,
Сунув голову в горшок
(указательный и средний пальцы правой руки вводятся в неплотно сжатый кулак левой).
А потом — ой-ой-ой! ай-ай-ай!
Не вынуть голову (кулак левой руки, сжимая пальцы правой, не отпускает их).
Бежит кошка во двор,
Натолкнулась на забор —
Буме! Бац! Тук! Тук! Ток!
Раскололся тот горшок (руки разводятся в стороны).
Побежала кошка в дом
Опять за вкусным молоком.
- «Выгладим пеленки для сестры Аленки». Перед ребенком кладется смятый лист бумаги (пеленка). Нужно:
— пользуясь всеми пальцами обеих рук, разгладить его так, чтобы он не топорщился, а края не оставались загнутыми;
— сделать то же самое, пользуясь одной рукой;
— сделать то же самое, пользуясь большими, указательными и средними пальцами обеих рук;
— сделать то же самое двумя мизинцами;
— разгладить лист кулаками обеих рук, большим и указательным пальцами одной руки, указательным и средним пальцами одной руки, средним и безымянным пальцами одной руки, безымянным и мизинцем;
— повторить все движения с закрытыми глазами.
- «Строители». Из бревен (счетных палочек) нужно построить домик, а. Перенести бревна к месту строительства:
— пользуясь любыми пальцами обеих рук;
— пользуясь любыми пальцами правой (левой) руки;
— пользуясь только двумя пальцами — большим и мизинцем — правой (левой) руки;
— пользуясь только указательным и средним пальцами правой (левой) руки;
— пользуясь только средним и безымянным пальцами правой (левой) руки;
— пользуясь только безымянным пальцем и мизинцем правой (левой) руки.
б. Указательным и средним пальцами правой (левой) руки построить четырехугольник (стены).
в. Средним пальцем и мизинцем правой (левой) руки построить треугольник (крышу).
Развитие динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений
- Уложить спички в коробку одновременно обеими руками: большим и указательным пальцами обеих рук брать лежащие на столе спички и складывать их в спичечную коробку.
- Взять в правую и левую руку по карандашу и одновременно постукивать ими по бумаге, расставляя точки в произвольном порядке.
- Одновременно менять положение кистей рук: одну сжимать в кулак, другую разжимать, выпрямляя пальцы.
- Одновременно выбрасывать кисти рук вперед, при этом пальцы одной руки сжимать в кулак, пальцы другой - соединять в кольцо.
- Указательными пальцами вытянутых вперед рук одновременно описывать в воздухе одинаковые круги любого размера: пальцем правой руки — по направлению часовой стрелки, пальцем левой — против часовой стрелки.
- «Веселые маляры». Синхронные движения кистей обеих рук вверх—вниз с одновременным подключением кистевого замаха, затем движения влево—вправо.
- «Кулачки». Опереться локтями на стол, пальцы обеих рук сжать в кулаки. Одновременно пальцы рук разжать, кисти расслабить.
- «Швейная машина». Одновременно правой рукой производить круговые движения в кисти и локте (подражая вращению колеса), левой рукой выполнять мелкие движения, характерные для работы иглы швейной машины. Затем поменять условия выполнения задания: левой рукой производить круговые движения, а правой — имитировать движения иглы.
- «Бутончик».
К ночи бутончик собрал лепестки (пальцы правой и левой руки собраны в «горстку»).
Солнце свои посылает лучи.
Утром под солнцем
Цветы раскрываются (одновременно медленно развести пальцы обеих рук).
Солнышко село, и сумрак сгустился,
И до утра мой цветочек закрылся (одновременно соединяются пальцы правой и левой руки).
- Отбивать в удобном темпе по одному такту правой (левой) рукой, одновременно в такт ударять по столу указательным пальцем левой (правой) руки.
- Отбивать в удобном темпе правой (левой) рукой по одному такту, одновременно с этим вытянутым вперед указательным пальцем левой (правой) руки описывать в воздухе небольшой кружок.
- «Скакалка». Пальцы обеих рук сжать в кулаки. Большие пальцы поднять вверх и описывать ими ритмичные, с большой амплитудой круговые движения сначала в одну сторону, затем — в другую.
Я скачу, я верчу
Новую скакалку.
Захочу — обскачу
Галю и Наталку.
Ну-ка раз, ну-ка два,
Посреди дорожки,
Да бегом, с ветерком,
Да на правой ножке.
Я скачу, я верчу
Новую скакалку.
Я скачу, я учу
Галю и Наталку.
Ну-ка раз, ну-ка два,
Учатся сестрички.
За спиной день-деньской
Прыгают косички.
- «Кошки-мышки».
Кошка мышку цап-царап (пальцы обеих рук сжимаются в кулаки),
Подержала, подержала, отпустила (кулаки одновременно разжимаются),
Мышка побежала, побежала (одновременно двигаются по столешнице пальцы обеих рук),
Хвостиком завиляла, завиляла (указательные пальцы обеих рук двигаются из стороны в сторону).
До свидания, мышка, до свидания (одновременные наклоны кистей рук вперед и вниз).
Упражнения для развития кинестетической основы движений руки
- Вытянуть руку вперед; все пальцы, кроме большого, сжать в кулак, большой палец поднять вверх.
- Опустить кисть правой руки вниз. Все пальцы, кроме большого, сжать, большой палец вытянуть влево.
- Опустить вниз кисть левой руки. Все пальцы, кроме большого, сжать, большой палец вытянуть вправо.
- Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув при этом большие пальцы вверх.
- Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, на нее сверху положить ладонь левой (правой) руки.
- Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, ладонь левой (правой) руки прислонить к ней вертикально.
- Неплотно сжать пальцы правой (левой) руки в кулак, оставив между пальцами и ладонью небольшое отверстие.
- Соединить наклонно («домиком») пальцы правой и левой руки, большие пальцы при этом прижаты к кистям.
- Кисти рук находятся в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только большие пальцы правой и левой руки отведены от кистей и располагаются горизонтально.
- Вытянуть указательный палец и мизинец правой (левой) руки, остальные пальцы сжать.
- Вытянуть одновременно (и на правой, и на левой руке) указательный палец и мизинец, остальные пальцы сжать.
- Вытянуть большой палец и мизинец правой (левой) руки, остальные пальцы сжать.
- Вытянуть одновременно (и на правой, и на левой руке) большой палец и мизинец, остальные пальцы сжать.
- Вытянуть указательный и средний пальцы правой (левой) руки, остальные пальцы сжать.
- Вытянуть одновременно (и на правой, и на левой руке) указательный и средний пальцы, остальные пальцы сжать.
- Образовать пальцами правой (левой) руки кольцо. (Это упражнение вариативно: кольцо можно получить при соединении большого пальца с любым другим, остальные пальцы при этом должны быть вытянуты.)
- Положить перед собой на стол правую (левую) руку с расставленными пальцами, поместить указательный палец на средний (или наоборот).
- Положить перед собой на стол сжатую в кулак правую (левую) руку, поднять указательный и средний пальцы, расставив их.
- «Лошадка». Повернуть руку ладонью к себе, большой палец при этом поднят вверх. На ребро ладони сверху положить согнутые четыре пальца другой руки (грива). Два больших пальца поднять вверх (уши). Лошадка может потряхивать гривой, шевелить ушами, открывать и закрывать рот (мизинец опускать и прижимать к кисти).
- «Лягушка». Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Безымянный и средний пальцы согнуть, прижать к середине ладони (рот). Большой палец горизонтально приложить к ногтям среднего и безымянного пальцев.
- «Крокодил». Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Средний и безымянный пальцы вытянуть вперед. Прямой большой палец прижать к ним снизу, образуя пасть крокодила.
- «Курочка». Соединить концами большой и указательный пальцы (клюв). На клюв веерообразно друг на друга накладываются остальные пальцы (гребешок).
- «Петушок». Соединить концы большого и указательного пальцев (клюв). Остальные пальцы полусогнуты, не касаются друг друга (гребешок). Гребешок может двигаться при движениях петушка.
- «Птичка пьет водичку». Левую руку неплотно сжать в кулак, оставив между пальцами и ладонью небольшое отверстие (бочонок с водой). Большой и указательный пальцы правой руки соединить в виде клюва, остальные пальцы сжать в кулак (птичка). Соединенные вместе большой и указательный пальцы правой руки вставить сверху в отверстие левой.
- «Мостик». Средние и безымянные пальцы правой и левой руки расположить горизонтально, так чтобы они касались друг друга подушечками пальцев. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук поднять вверх. Большие пальцы прижать к кистям.
- «Слон». Указательный и безымянный пальцы — передние ноги слона; большой палец и мизинец — задние ноги; вытянутый вперед средний палец — хобот.
- «Сова». Большой палец и мизинец отвести в стороны (крылья совы), они могут двигаться при «полете». Остальные три пальца согнуть, прижав подушечки к основанию пальцев (голова).
- «Приветствие». Кисть правой (левой) руки расположить вертикально. Указательным и большим пальцами образовать полукольцо.
- «Очки». Кисти обеих рук располагаются вертикально ладонями друг к другу. Указательные и большие пальцы образуют кольца, касаясь кончиками друг друга.
- «Ворота». Сведенные пальцы рук кончиками прижать друг к другу; руки повернуть ладонями к себе, большие пальцы поднять вверх.
- «Крыша». Кончики пальцев обеих рук соединить в наклонном положении ладоней.
- «Прилавок». Кончики пальцев обеих рук соединить в наклонном положении ладоней. Указательные пальцы расположить горизонтально, большие — прижать к ним.
- «Дом». Разведенные книзу полусогнутые пальцы опираются на стол.
- «Дом закрыт». Правую (левую) руку сжать в кулак, при этом прижав большой палец остальными четырьмя пальцами.
- «Цветок». Соединить обе ладони, пальцы слегка согнуть и развести.
- «Корень растения». Соединив кисти рук тыльной стороной, руки, опустить вниз, пальцы развести.
- «Растение проросло». Пальцы обеих рук сжать в кулаки, плотно прижать друг к другу; большие пальцы поднять вверх. Затем все остальные пальцы медленно поднять вверх, как бы образуя бутон цветка.
- «Лошадка». Все пальцы правой руки, кроме указательного, полусогнуты и опираются на стол. Указательный палец вытянут горизонтально.
- «Всадник на лошади». Правая рука находится в том же положении, что и в предыдущем упражнении. Указательный и средний пальцы левой руки широко развести и «посадить» на указательный палец правой руки.
- «Кошка». Средний и безымянный пальцы прижать согнутым большим пальцем к ладони, мизинец и указательный — вытянуть вверх.
- «Человек в доме». Большой палец правой (левой) руки поднять вверх и плотно обхватить пальцами другой руки.
- «Кораблик». Кисти рук расположить горизонтально, ладони плотно прижать друг к другу, пальцы слегка развести.
- «Солнечные лучи». Кисти обеих рук поднять вверх, скрестить, пальцы развести.
- «Елка». Кисти обеих рук повернуть ладонями к себе, пальцы переплести.
- «Пассажиры в автобусе». Сцепить пальцы рук. Тыльные стороны кистей повернуты наружу, большие пальцы поднять вверх.
- «Улитка». Правую (левую) руку сжать в кулак, положить на стол. Поднять указательный и средний пальцы, расставив их. Левую (правую) руку положить сверху (раковина улитки).
- Воспроизвести предложенную логопедом графическую схему с закрытыми глазами.
Источник:
Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие/Под ред. Е. А. Логиновой. — СПб.: Издательство «Союз», 2005. — 192 с.