Вверх
Напишу вам курсовую и диплом! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 18-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!
e-mail: cola5@yandex.ru
Творческая активность как личностное образование проявляется в преобразующей продуктивной деятельности. Важной ее характеристикой являются динамизм, созидательная направленность, «внутренняя подвижность» личности как внутренний источник творческого саморазвития. Методологически важно иметь в виду и взаимосвязь таких понятий, как «деятельность» и «творчество».
Она выступает как мотив поведения и деятельности, как своеобразное психическое состояние, выражающееся в продуктивной направленности, готовности, открытости и высокой мотивации к творчеству. . В широком смысле второе понятие больше, чем первое, так как может быть приложено к любому созиданию новых продуктов, вплоть до природного творчества. Применительно же к деятельности конкретных индивидов эту взаимосвязь можно выразить так: всякое человеческое творчество может рассматриваться как деятельность, но не всякая деятельность является творчеством. Поэтому и возникает строгая необходимость введения понятия творческой деятельности как деятельности созидающей в противовес деятельности репродуктивной, направленной на воспроизводство уже имевшихся в прежнем опыте продуктов.
Утверждение о том, что способность к творчеству, творческой деятельности присуща человеку от природы, не должно рассматриваться буквально. Оно имеет известный философский смысл. В процессе развития личности ее филогенетическая программа отнюдь не всегда может развернуться. Важнейшей предпосылкой к этому является как раз деятельность. «Всякая способность существует не сама по себе, а только в конкретной деятельности человека, — писал Б.М.Тешюв. — Поэтому нет нужды беспокоиться о том, имеются ли у той или другой способности связи с другими способностями: вне этих связей она может быть только в голове исследователя, а вовсе не в действительности. Вместо этого критерия нужно выдвинуть другой, являющийся по существу дела важнейшим: значение данной способности для этой деятельности, о которой идет речь. Этот критерий имеет принципиальное значение, так как он, с одной стороны, подчеркивает, что нельзя говорить о способностях без соотнесения с соответствующей деятельностью, а с другой — указывает, что способности «отыскиваются» не иначе, как в ходе психологического анализа той или другой деятельности.
Творческая деятельность — это не только путь к познанию внутреннего мира человека, креативности, но и результат понимания и проявления этого внутреннего мира. Поэтому любое творчество естественно связано с личными проявлениями и креативными особенностями человека.
• Развитие творческой активности и индивидуальности детей будет наиболее успешным лишь в той деятельности, которая требует творческого отношения к себе, формирует ведущие творческие способности и является доступной и значимой в данном возрасте на определенном этапе индивидуального развития личности.
Из всех видов деятельности наиболее творческой по своей природе является игра. Общение, возникающие в процессе игры, рождает подлинную активность личности. В игре ребенок проявляет свои творческие способности. Фантазируя, воображая, он ставит себя в такие ситуации, которые в реальной жизни ему могли бы и не встретиться. Комбинируя различные игровые сюжеты, изобретая все новые формы игрового перевоплощения, ребенок может творить игровой процесс и делает это предельно искренне.
Очень ценно и то, что в процессе творческих ролевых или фольклорных игр происходит развитие взаимопонимания преподавателя и детей. На основе эмоциональной идентификации (т.е. идентичности эмоциональных переживаний детей и учителя) возможен «незаметный перевод» внешних требований воспитателя во внутренние требования самого ребенка. Ценность идентификации как средства создания эмоционального единства выражается в достижении совместного переживания и формирования на этой основе доверительных отношений между учителем и учащимися. Искусство педагогического общения как раз и заключается в способности понять позицию ребенка, а также умении косвенно (в скрытой форме) управлять ею. В коллективном творческом процессе фольклорно-игровой деятельности эмоциональное единство проявляется в сопереживании и сочувствии, поэтому развитость этих способностей в определенной форме выражает эмоциональную культуру личности и всегда является результатом целенаправленного эмоционального воспитания.
Достижение эмоционального единства реализуется у детей с высоким уровнем творческой активности в процессе фольклорной импровизации. О проявлении такой активности можно судить по многим показателям в поведении ребенка: эмоциональной' реакции, заинтересованности и увлеченности творчеством, уровню отзывчивости на творческие игры, степени развитости воображения, фантазии, интуиции, разнообразию ассоциативных связей, оригинальности мышления и музыкально-слуховых представлений, самостоятельности и инициативности, желанию творческого лидерства, степени самовыражения и самоутверждения.
Психологические особенности фольклорно-игровой деятельности проявляются в особенностях восприятия ребенком фольклора в процессе игры, его способности эмоционально-образно выражать национально-духовное содержание фольклорно-игровых ситуаций, в эсгпетическо-творческом отношении к фольклорному искусству народа, развитом художественно-образном мышлении, оригинальности и разнообразии выразительных средств воплощения фольклорных образов в игровой деятельности, метафоричности, эмпатичности, стремлении создавать новые формы и методы передачи национально-духовного содержания фольклорного искусства.
Для проявления творческой активности важно содержание индивидуально-эмоционального опыта школьника, особенность его продуктивной направленности, уровень выраженности творческого потенциала, способность к сотворчеству. Критерием творческой активности личности является характеристика индивидуально-эмоциональных репрезентаций в процессе фольклорно-игровой деятельности.
В процессе экспериментального исследования были выявлены следующие психологические особенности развития творческой активности младших школьников в процессе фольклорно-игровой деятельности:
1) существует значимая корреляция между уровнем проявления творческой активности детей и отдельными личностными качествами, стимулирующими или тормозящими развитие творческого потенциала и творческой активности личности младших школьников;
2) на основе выявления и стимулирования качественной и количественной динамики развития творческой активности происходит изменение личностных характеристик, а именно: познавательной потребности, эмоциональности и эмпатии, коммуникативности, агрессивности;
3) существует положительная значимая корреляция творческой активности с такими личностными качествами, как познавательная потребность и активность, эмоциональность и эмпатия, коммуникативность и отрицательная значимая корреляция с уровнем агрессивности;
4) в процессе фольклорно-игровой деятельности уровень агрессивности снижается, за счет чего увеличивается уровень сотворчества и коммуникативности. Это позволяет создать комплексную программу развития творческих способностей детей с целью оптимального включения элементов фольклорно-игровой деятельности в учебно-воспитательный процесс для эффективности формирования творческой активности и национального сознания младших школьников.
Автор: Р.В. Ткач // Психология - №2 - 1998