Вверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
Методики диагностики младших школьников будут полезны педагогам, детским психологам, дефектологам, а также студентам, овладевающим данными специальностями. Все методики включают стимульный материал, описание качественной и количественной обработки данных.
Методики диагностики детей дошкольного возраста будут полезны воспитателям детских садов, социальным педагогам, детским психологам и, несомненно, родителям.
Проблемы подростков волнуют не только родителей, но и учителей, специалистов по социальной работе, школьных психологов.
Взрослые люди тоже нуждаются в психологической и педагогической поддержке со стороны коллектива и руководства. На сайте собрана масса методик по диагностике персонала или отдельных сотрудников.
Каждая работа - уникальна. Обращайтесь.

Обо мне

djДобро пожаловать на мой сайт! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 12-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!

Телефон: +375 29 726 24 68

e-mail: cola5@yandex.ru

Get Adobe Flash player

Полезное

Актуальные игры

Упражнения для развития кинетической и кинестестической основы движений руки

Под кинетической основой речи понимаем способность выполнения серии артикуляционных движений. Примером служат: сначала вытянуть губы вперед - затем улыбнуться; открыть рот - показать широкий язык - поднять его на верхнюю губу - опустить на нижнюю губу - убрать в рот - закрыть рот; осторожно подвигать нижней челюстью вправо - влево; открыть рот - положить язык на нижнюю губу - покашлять с открытым ртом при этом язык находится на нижней губе. Работой кинетического механизма осуществления речевого акта обусловлена способность воспроизводить уже не отдельные звуки, а слова целиком, слоги. Кинетическая программа обеспечивается участием своего мозгового механизма, отличного от механизма создания кинестетической схемы произвольного движения.

Упражнения при заикании

Согласно МКБ-10, заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение.

Дидактические игры для развития слухового восприятия, развития навыков звукового анализа и синтеза

По звуку угадай предмет
Оборудование; ширма, набор звучащих предметов — колокольчик, барабан, погремушка и др. Педагог за ширмой манипулирует игрушками, вызывая их звучание. Дети, отгадывая звучавший предмет, называют его.

Источник: Е.Е. Шевцова, Е.Е. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция заикания / Е.Е. Шевцова, 2009.

Особое значение приобретают психолого-педагогические методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей: устной и письменной речи, особенностей процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, пространственного воображения. Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности заикающегося ребенка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленной коррекции.

 Логопедическое обследование при разных речевых расстройствах включает два самостоятельных раздела: «общую» и «речевую» диагностическую схему. В «общем» разделе описаны симптомы нарушения и методы диагностики нарушений высших психических функций: памяти, внимания, счета, мышления, эмоций. В «речевом» разделе представлены симптомы речевых расстройств: нарушений устной речи, её тем- по-ритмической организации, интонационно-мелодической выразительности.

ЭТАПЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ И ДРУГИХ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. Сбор анамнеза

Фамилия, имя ________________________________________

Год рождения ________________________________________

Сведения о семье

Мать (ФИО, образование, место работы)_________________

Отец (ФИО, образование, место работы)

Возраст матери во время беременности _____

Какая по счету беременность ______________

Как протекала беременность ______________

Как протекали роды _____________________

Оценка состояния ребенка по шкале Апгар

Особенности при рождении _______________

Заболевания ребенка до 3 лет______________

Речевой анамнез

Особенности речи окружающих в период формирования речи ребенка_________________________________________

Время появления:

  • гуления _________________________________________
  • лепета __________________________________________
  • первых слов_____________________________________
  • фразовой речи ___________________________________

Необычный характер:

  • первых слов _____________________________________
  • первых фраз _____________________________________

Особенности темпа речи_______________________________

Возраст появления первых признаков заикания и их выраженность  

Предполагаемая причина заикания ______________________

Форма проявления заикания в инициальный период

а)      повторение звуков, слогов

б)      удлинение звуков

в)      обрыв слов

г)      трудности начала слова, фразы

д)      вставки слов (эмболофразия)

Реакция ребенка на первые признаки заикания____________

Особенности реакции окружающих на первые признаки заикания   

Оказывалась ли ранее специализированная помощь

Какое образовательное учреждение посещает

Заключение психоневролога ______________________

Заключение отоларинголога ______________________

Заключение окулиста ____________________________

  1. Личностные особенности

Работоспособность ______________________________

Агрессивность__________________________________

Сила эмоций, острота эмоциональных переживаний

Переключаемость с одного вида деятельности на другой

Нерешительность, колебания при принятии решений

Тревожность _________________________________________

Обидчивость, ранимость _______________________________

Демонстративность действий ___________________________

Упрямство ___________________________________________

  1. Обследование особенностей физического и нервно-психического развития заикающихся детей (учитываются: сила движений, точность движений, темп движений, координация движений, переключение от одного движения к другому)

Задания:

Пронести 3 м стакан с водой.

Пройти по полосе длиной 3 м.

Подпрыгнуть на 20 см в длину и на 5 см в высоту.

Шагать, размахивая в такт руками.

Удерживать равновесие на каждой ноге (2-3 сек.). Подпрыгивать на одной ноге.

Делать 5 прыжков подряд на двух ногах.

Спускаться по лестнице с переменой ног.

По сигналу переходить с бега на ходьбу.

Мяч бросать вверх, после удара об пол ловить.

5 раз ударить по мячу ладонью.

На бегу подбрасывать и ловить мяч.

Ручная моторика

Задания:

Открыть спичечный коробок.

Развернуть конфету.

Рисовать круг.

Мыть и вытирать руки.

Откручивать болт.

Поворачивать ключ в замке.

Застегивать и расстегивать пуговицы.

Резать ножницами.

Выполнять шнуровки.

  1. Обследование произвольной деятельности

Символический праксис

Задания:

Поднять брови.

Нахмурить брови.

Прищурить глаза.

Плюнуть.

Поцеловать.

Регуляторный праксис

Установить связь между сигналами и действиями: тихие удары — ходьба на носочках, громче — на ступне, громко — пробежка, нет ударов — остановиться (не нарушен, эхопраксия).

Кинестетический праксис (мануальный)

Задания предлагаются в следующем порядке:

а)         правая, левая рука, билатерально (не нарушен, диффуз- ность движений, беспорядочный перебор пальцев, ошибки расположения руки в пространстве, зеркальность, трудности переключения, персеверации, игнорирование пальцев левой руки, не выполняет); б) перенос позы с одной руки на другую (не нарушен, нарушен

Динамический праксис (мануальный)

Воспроизведение ритмических структур (! ! !!, !! !!, ! !!!). (Проба «Кулак — кольцо»)

Воспроизвеление ритмических структур (!!! !!, ! !!! !, ! ! !!!, ! !! !!, !! !!!).

Проба на смену 3 положений кисти (кулак — ребро — ладонь) (правая — левая) (не нарушен; увеличен латентный период, отрывистость движений, отсутствие плавности при переключении с одного движения на другое, персеверации, антиципации, контаминация, нарушение двигательных навыков в письме, нарушение пространственного направления, истощаемость, уподобление).

Реципрокная координация

не нарушена

нарушена — замедленность, сбои при убыстрении, поочередное/симметричное выполнение, отставание одной руки, дезавтоматизация.

Конструктивный праксис

Задания:

Складывать пирамиду из 6-12 частей.

Выполнять сложные доски Сегена.

Складывать разрезанные фигуры из 6-8 частей.

Складывать фигуры из палочек (4-6) (по образцу, по памяти).

Складывать фигуры, разрезанные на 6-12 частей.

а) по образцу (не нарушен, наличие координатных, топологических, метрических, проекционных ошибок, не воспроизводит существенных деталей, излишняя детализация, микро-, макрография, трудности переключения, пересеверации);

б) копирование (не нарушено, наличие координатных, топологических, метрических, проекционных ошибок, не воспроизводит существенных деталей, излишняя детализация, мик- ро-, макрография, трудности переключения, пересеверации);

в) поворот на 180 ° (не нарушен, наличие координатных, топологических, метрических, проекционных ошибок);

г) самостоятельный рисунок (не нарушен, наличие координатных, топологических, метрических, проекционных ошибок, не воспроизводит существенных деталей, излишняя детализация, микро-, макрография, трудности переключения, пересеверации).

Пространственный праксис

Четко различает свои правую и левую руки; пробы Хеда — одноручные с перекрестом (по показу, по инструкции); показывает правую и левую руки у соседа; пробы Хеда — двуручные и перекрестные (по показу, по инструкции). (сохранен; пространственный поиск, зеркальность, пространственные искажения, импульсивность, путает заданную плоскость, соматотопические ошибки, трудности право-левых перешифровок, опора на речь помогает/не помогает, импульсивность).

  1. Обследование процессов восприятия

Зрительное восприятие

Зрительный предметный гнозис (узнавание):

а) реальных предметов (не нарушено, нарушение узнавания, нарушение называния, зеркальность, фрагментарность, инактивность);

б) простых изображений (не нарушено, нарушение узнавания, нарушение называния, зеркальность, фрагментарность, инактивность);

в) контурных изображений (не нарушено, нарушение узнавания, нарушение называния, зеркальность, фрагментарность, инактивность);

г) перечеркнутых (не нарушено, нарушение узнавания, нарушение называния, зеркальность, фрагментарность, инактивность);

д) фрагментарных (не нарушено, нарушение узнавания, нарушение называния, зеркальность, фрагментарность, инактивность);

е) наложенных (не нарушено, нарушение узнавания, нарушение называния, зеркальность, фрагментарность, инактивность);

ж) с недостающими деталями (не нарушено, нарушение узнавания, нарушение называния, зеркальность, фрагментарность, инактивность);

з) выделение фигуры из фона (не нарушено, нарушение узнавания, нарушение называния, зеркальность, фрагментарность, инактивность).

Пальцевой гнозис

Предлагается назвать пальцы на левой и правой руке.

Тест на исследование пальцевой чувствительности с закрытыми глазами.

Лицевой гнозис

не нарушен

нарушен (не может определить пол, возраст персонажей на картинке, не различает индивидуальные особенности лица);

Симультанный гнозис

не нарушен

нарушение симультанного синтеза, фрагментарность

  1. Зрительно-пространственное восприятие

Различает 3 длины.

Ориентируется на улице.

Различает «право/лево» и показывает направление.

Проводит линию, соединяющую 2 точки.

Составляет разрезанную картинку из 2-х элементов.

Зрительный пространственный гнозис — не нарушен, нарушение ориентировки в пространственных признаках изображения, в системе координат «верх-низ», «право-лево», увеличен латентный период, импульсивность ответов.

  1. Символический гнозис (буквенный, цифровой)

не нарушен

нарушение узнавания, называния букв и цифр, смешение букв, сходных по начертанию, затруднения в подборе одинаковых букв разного шрифта.

  1. Слуховое восприятие

Неречевой слуховой гнозис

  1. Слуховой предметный (не нарушен, нарушен, увеличен латентный период).
  2. Восприятие ритмов (не нарушен, нарушение оценки и воспроизведения ритмов; отсчет ритмической структуры улучшает/не улучшает выполнение пробы, сужение объема восприятия):

а) оценка ритмов (не нарушена, не может определить количество ударов, сравнить 2 серии ударов);

б) воспроизведение ритмов (по слуховому образцу, по инструкции) (не нарушено, не улавливает структуру ритмов, персеверации, теряет структуру ритмов).

  1. Восприятие мелодий (не нарушено, нарушено).
  2. Цветовой гнозис (различает, соотносит, называет)

Различает основные цвета.

Указывает на предметы красного, желтого, зеленого, синего цветов; подбор черно-белых предметных изображений к цветовому фону.

Указывает на предметы черного и белого цветов, подбор черно-белых предметных изображений к цветовому фону.

Указывает на предметы коричневого, розового, голубого, оранжевого, сиреневого цветов, подбор черно-белых предметных изображений к цветовому фону (Не нарушен, нарушение узнавание, нарушение называния, затруднение в подборе оттенков)

  1. Соматосенсорный гнозис
  2. Соматогнозис

(Нарушение право-левой ориентировки, игнорирование левой части тела, искаженное восприятие частей собственного тела, нарушение «схемы тела»)

  1. Стереогноз правая, левая рука (нарушение узнавания, нарушение называния, инактивность ощупывания, игнорирование правой, левой стороны при тактильном восприятии)
  1. Исследование внимания

а)       концентрация (сильная, слабая);

б)       распределение (достаточное, недостаточное);

в)       переключение (быстрое, медленное, персеверации);

г)       отвлекаемость (сильная, слабая, отсутствует);

д)       включение в деятельность (быстрое, медленное, не включается).

 

2. Исследование памяти

  1. Память на текущие события (не нарушена, нарушена);
  2. Память на упроченные знания (не нарушена, нарушена);
  3. Модально-специфические формы памяти.

А. Слухо-речевая память

—  объем (полный, сужен: не удерживает серию из 3 элементов, не может воспроизвести 5 слов, потеря фрагментов текста при воспроизведении);

—  прочность следов (не нарушено, нарушено: тормозимость, инертность речевых следов);

—  избирательность (соскальзывание на побочные ассоциации, лишние слова);

—  удержание порядка элементов (не нарушено, нарушено: перестановка слов, персеверации элементов);

—  истощаемость при заучивании 10 слов.

Б. Зрительная память

— объем (полный, сужен: не может воспроизвести заданный объем стимулов);

— прочность следов (не нарушено, нарушено: тормози- мость, инертность двигательных стереотипов);

— избирательность не нарушена, нарушена, лишние стимулы;

— удержание порядка элементов (не нарушено, нарушено: путает порядок элементов, персеверации элементов);

— оптико-пространственные ошибки (неправильное воспроизведение пространственной конфигурации стимула, нарушение взаимоотношений элементов между собой).

  1. Мышление

Узнает часть целого.

  1. Решение задач (не нарушено, забывает условия задачи, забывает, заменяет числа, затруднения в простых счетных операциях, не понимает и не усваивает способ решения задачи, импульсивность, невозможность составить программу решения).
  2. Интерпретация пословиц, метафор (понимает, конкретная, увеличение латентного периода, импульсивность, инертность, фрагментарность, не понимает).
  3. Понимание смысла рассказа (не нарушено, увеличение латентного периода, импульсивность, фрагментарность, нарушение логической последовательности, не понимает).
  4. Обобщение и классификация (по существенным признакам, по несущественным признакам: конкретно-ситуационное, наглядное, функциональное, импульсивность, аспонтин- ность, инертность, снижение процессов обобщения, затруднения при нахождении обобщающего понятия при правильном обобщении).
  5. Восприятие и интерпретация сюжетных картинок (не нарушено, увеличение латентного периода, импульсивность, нарушение восприятия, фрагментарность, нарушение логической последовательности в серии сюжетных картинок).
  6. Импрессивная речь
  7. Понимание

—  внеситуативных вопросов (не нарушено, нарушено, трудности включения, инертность, конфабуляции);

— ситуативных вопросов (не нарушено, нарушено, трудности включения, инертность, конфабуляции);

—  простых инструкций (не нарушено, нарушено, трудности включения, инертность).

  1. Понимание слов

а) предметы и серии предметов (не нарушено, нарушения легкие, средние, грубые, увеличение латентного периода, замены семантически/фонетически близких слов, нарушение порядка стимулов внутри группы, сужение объема восприятия: легкое, среднее, грубое, пропуски, персеверации, не может показать называемый объект, явления отчуждения смысла слова, не дифференцирует парные фонемы);

б) предметные изображения и серии изображений (не нарушено, нарушения легкие, средние, грубые, увеличение латентного периода, замены семантически/фонетически близких слов, нарушение порядка стимулов внутри группы, сужение объема восприятия: легкое, среднее, грубое, пропуски, персеверации, не может показать называемый объект, явления отчуждения смысла слова, не дифференцирует парные фонемы);

в)части тела и серии частей тела (не нарушено, нарушения легкие, средние, грубые, увеличение латентного периода, замены семантически/фонетически близких слов, нарушение порядка стимулов внутри группы, сужение объема восприятия: легкое, среднее, грубое, пропуски, персеверации, не может показать называемый объект, явления отчуждения смысла слова).

Сформированность представлений

Пространственные представления:

а) ориентировка в сторонах собственного тела (не нарушена, путает право-лево);

б) различение понятий:

высоко-низко (в деятельности, в речи: нарушено, не нарушено);

справа-слева (в деятельности, в речи: нарушено, не нарушено);

далеко-близко (в деятельности, в речи: нарушено, не нарушено);

впереди-сзади (в деятельности, в речи: нарушено, не нарушено).

Временные представления:

а)  зима, весна, лето, осень (с 3 лет): сформировано, частично, не сформировано;

б) день, ночь, утро, вечер (с 4 лет): сформировано, частично, не сформировано;

в) вчера, сегодня, завтра (с 5 лет): сформировано, частично, не сформировано;

г) минута, час, день, сутки, давно, скоро (с 6 лет): сформировано, частично, не сформировано.

Математические представления:

а) один, много, мало, прямой счет до 3 (с 4 лет): сформировано, частично, не сформировано;

б) прямой счет до 5, пересчет предметов, больше, меньше, поровну (с 5 лет): сформировано, частично, не сформировано;

в) количественный состав числа (в пределах 10) (с 6 лет): сформировано, частично, не сформировано.

Исследование фонематических процессов

  1. Фонематический анализ и синтез:

— определение количества звуков в слове (не нарушено, нарушено с возможностью самокоррекции/не коррегирует, увеличен латентный период);

— определение первого и последнего звука в слове (не нарушено, нарушено с возможностью самокоррекции/не коррегирует, увеличен латентный период);

— определение последовательности звуков в слове (не нарушено, пропуски, персеверации, нарушено с возможностью самокоррекции/не коррегирует, увеличен латентный период);

—  фонематический анализ (не нарушено, пропуски, персеверации, нарушено с возможностью самокоррекции/не корре- гирует, увеличен латентный период).

  1. Фонематический анализ:

—           дифференциация слов по месту ударения (не нарушена, нарушена);

—           дифференциация слов по количеству слогов (не нарушена, нарушена);

—           выделение фонем на фоне слова: гл. под удар. в начале слова (не нарушено, нарушено); согл. в нач. слова (не нарушено, нарушено); согл. из кон. слов (не нарушено, нарушено);

глас. из серед. слов (не нарушено, нарушено); согл. из серед. слов (не нарушено, нарушено);

—           выделение фонем из слов: начало (не нарушено, нарушено), конец (не нарушено, нарушено);

—           определение места звука в слове: начало (не нарушено, нарушено), середина (не нарушено, нарушено), конец (не нарушено, нарушено);

—           определение последовательности звуков в слове (не нарушено, нарушено);

—           определение положения звука по отношению к другому (не нарушено, нарушено);

—           количественный анализ (не нарушен, нарушен).

  1. Фонематический синтез:

—           слоговой (не нарушен, нарушен); звуковой (не нарушен, нарушен);

  1. Фонематические представления:

—             придумывание слов: на данный звук (не нарушены, нарушены: уподобление, искажение, фонетические ошибки); на данный слог (не нарушены, нарушены: уподобление, искажение, фонетические ошибки);

—           подбор картинок на данный звук (не нарушены, нарушены: уподобление, искажение, фонетические ошибки).

  1. Слухопроизносительная дифференциация:

—           слуховая дифференциация: отдельных звуков (не нарушена, нарушена, каких ________________ ); звуковых рядов (не нарушена, нарушена);

—           произносительная дифференциация: отдельных звуков (не нарушена, нарушена, каких____________ ), звуковых рядов (не нарушена, нарушена), ряд слогов СГ (не нарушена, замены, персеверации, перестановки, оглушение, озвончение).

  1. Дифференциация слов, отличающихся парами фонем:

—           по твердости — мягкости (не нарушена, нарушена: по признаку мягкости____________ , твердости_____________ );

—           по глухости — звонкости (не нарушена, нарушена: оглушение , озвончение____ );

—           свистящие — шипящие (не нарушена, нарушена____ );

—           сонорные (не нарушена, нарушена____________ ).

Исследование состояния ритма речи (по Т.Г. Визель)

  1. Проверка состояния подкоркового ритма.

В этом разделе предъявляются следующие задания:

  • хлопать равномерно в ладоши в заданном темпе;
  • маршировать под музыку, барабан, бубен и другие виды аккомпанемента;
  • попасть в сильную долю (присесть или хлопнуть), в музыку, имеющую двудольный размер.
  1. Обследование правополушарного ритма.

Предлагается:

  • пропеть знакомую песенку;
  • потанцевать под музыку;
  • отхлопать по образцу ритмические группы (симметричные и асимметричные);
  • прочитать стихотворение.
  1. Обследование левополушарных ритмико-смысловых координаций.

Предлагается:

  • ответить на вопросы (простая диалогическая речь);
  • рассказать знакомую сказку или содержание мультика.

Интерпретация результатов диагностики.

  1. Если обследуемый не способен к восприятию итеративных движений, делается вывод о недостаточности функционирования у него подкорковых зон мозга и, следовательно, не- сформированности самого основного, базисного ритма.
  2. Если обследуемый не в состоянии выполнить задания, связанные с музыкой, стихами, или выполняет их с затруднениями, делается вывод о несформированности правополушарного периодического ритма, подлежащего процессу левополушарной латерализации.

Если обследуемый легко справляется с заданиями, хорошо читает стихи и даже имеет музыкальные способности и при этом запинается в прозаической речи, делается вывод о функциональной активности правого полушария, препятствующей процессу левополушарной латерализации.

Понимание логико-грамматических конструкций:

а)       флективных (не нарушено, нарушено, неуверенность, возможна самокоррекция/не коррегирует, увеличен латентный период);

б) предложных (не нарушено, нарушения семантически близких/далеких предлогов, увеличен латентный период);

в)       сравнительных (не нарушено, нарушено, увеличен латентный период, возможна самокоррекция/ не коррегирует);

г)       понимание конструкций родительного падежа (не нарушено, нарушен, увеличен латентный период, возможна само- коррекция/ не коррегирует);

д)       понимание инвертированных конструкций (не нарушено, нарушено, увеличен латентный период, возможна само- коррекция/ не коррегирует).

  1. Экспрессивная речь

Использует местоимения «я», «ты», «мое», «твое».

Использует множественное число.

Называет вид деятельности по картинке.

Называет 5 видов животных.

Рассказывает спонтанно о событии.

Использует прошедшее время.

Звуки и комбинации звуков [х], [нг], [нт], [шп], [фр].

Объясняет смысл (правила) игры.

Повторяет короткий рассказ.

Употребляет придаточные предложения.

Спрашивает «кто?», «где?», «когда?», «куда?», «почему?».

Использует антонимы.

  1. Самостоятельная речь

а) спонтанная (не нарушена, нарушения: легкие, средние, грубые, нарушение просодики, нарушение плавности, скандированность), неразвернутость, бедность, аграмматизмы, какие , речевая аспонтанность, наличие литеральных, вербальных парафазий (по звуковому, по семантическому сходству), замены звуков (по фонологическим оппозициям, по месту и способу образования), поиск артикуляции, персеверации, контаминации, антиципации при произнесении слогов, слов, фраз, трудности переключения, «застревания», морфемные замены);

б) диалогическая (не нарушена, нарушения: легкие, средние, грубые, нарушение просодики, нарушение плавности (скандированность), неразвернутость, бедность, аграмматизмы, какие , речевая аспонтанность, наличие литеральных, вербальных парафазий (по звуковому, по семантическому сходству), замены звуков (по фонологическим оппозициям, по месту и способу образования), поиск артикуляции, персеверации, контаминации, антиципации при произнесении, слогов, слов, фраз, трудности переключения, «застревания», морфемные замены);

в) автоматизированная (не нарушена, нарушения: легкие, средние, грубые, возможна самокоррекция/не коррегирует, нет плавности, инертность, персеверации, невозможность выполнения);

г) дезавтоматизированная (не нарушена, нарушения: легкие, средние, грубые, возможна самокоррекция/не корреги- рует, нет плавности, инертность, персеверации, невозможность выполнения);

д) составление рассказа по сюжетным картинкам (составляет, не понимает сюжета, соскальзывание на побочные ассоциации, пропуски членов предложения, аграмматизмы: грубые, негрубые, какие, параграмматизмы, упрощение структуры фразы, смысловая неточность, смысловая неадекватность, неразвернутость, бедность, речевая аспонтан- ность, наличие литеральной, вербальной парафазии (по звуковому, по семантическому сходству), замены звуков (по фонологическим оппозициям, по месту и способу образования) поиск артикуляции, персеверации, контаминации, антиципации при произнесении слогов, слов, фраз, трудности переключения, «застревания», морфемные замены не составляет);

е) составление рассказа по пейзажной картинке (составляет, пропуски членов предложения, аграмматизмы: грубые, негрубые, какие_ , параграмматизмы, упрощение структуры фразы, смысловая неточность, смысловая неадекватность, неразвернутость, бедность, речевая аспонтанность, наличие литеральных, вербальных парафазий (по звуковому, по семантическому сходству), замены звуков (по фонологическим оппозициям, по месту и способу образования), поиск артикуляции, персеверации, контаминации, антиципации при произнесении слогов, слов, фраз, трудности переключения, «застревания», морфемные замены, не составляет);

ж)  составление рассказа по заданной теме (составляет, пропуски членов предложения, аграмматизмы: грубые, негрубые, какие , параграмматизмы, упрощение структуры фразы, смысловая неточность, смысловая неадекватность, неразвернутость, бедность, речевая аспонтанность, наличие литеральных, вербальных парафазий (по звуковому, по семантическому сходству), замены звуков (по фонологическим оппозициям, по месту и способу образования), поиск артикуляции, персеверации, контаминации, антиципации при произнесении слогов, слов, фраз, трудности переключения, « застревания», морфемные замены, не составляет.

  1. Повторение

а)       изолированных гласных звуков (не нарушено, увеличение латентного периода, искажения, какие _ , пропуски, персеверации, не повторяет);

б)       изолированных согласных звуков (не нарушено, увеличение латентного периода, искажения, какие_, пропуски, персеверации, контаминации, не повторяет);

в) слогов (не нарушено, увеличение латентного периода, искажения, какие _______ , пропуски, персеверации, контаминации, не повторяет);

г) серий звуков (не нарушено, пропуски, перестановки, увеличение  латентного периода, искажения, какие, персеверации, не повторяет);

д) серий слогов (не нарушено, увеличение латентного периода, искажения, какие___ , пропуски, перестановки, персеверации, не повторяет);

е) слов с оппозиционными фонемами (не нарушено, искажения, какие___ , замены по семантическому/фонетическому сходству, перестановки, персеверации, не повторяет);

ж) повторение простых слов (не нарушено, искажения, какие , замены звуков, пропуски, перестановки, замены по семантическому/фонетическому сходству, не повторяет);

з)  сложных и бессмысленных слов (не нарушено, искажения, какие, замены звуков, пропуски, перестановки звуков/слогов внутри слов, не повторяет);

и) повторение предложений простых (не нарушено, искажения звуковой структуры, перестановки слов, не повторяет), сложных (не нарушено, искажение звуковой структуры, перестановки слов, нарушение грамматической структуры, не повторяет).

  1. Называние

а)   реальных предметов (не нарушено, нарушено называние, узнавание, латентный период увеличен, поиск номинаций, парафазии: вербальные, литеральные, описание по функции, персеверации);

б) изображений предметов (не нарушено, нарушено называние, узнавание, латентный период увеличен, поиск номинаций, парафазии: вербальные, литеральные, описание по функции, персеверации);

в)  частей тела (не нарушено, соматогнозии, нарушено называние, узнавание, латентный период увеличен, поиск номинаций, парафазии: вербальные, литеральные, описание по функции, персеверации);

г) действий (по рисунку) (не нарушено, нарушено называние, узнавание, латентный период увеличен, поиск слова, парафазии: вербальные, литеральные, персеверации);

д) качеств (по рисунку) (не нарушено, нарушено называние, узнавание, латентный период увеличен, поиск слова, парафазии: вербальные, литеральные, персеверации).

  1. Составление фразы

а)       по картинке (не нарушено, пропуски, замены предлогов, аграмматизмы: какие , лексические нарушения, замены морфемные/семантические/фонетические);

б) с заданным словом (не нарушено, пропуски, замены предлогов, аграмматизмы, какие____________ , лексические нарушения, замены морфемные/семантические/фонетические, лексические нарушения).

  1. Пересказ текста

не нарушен, пропуски, замены предлогов, аграмматизмы, какие ___________________ : грубые, негрубые, морфемные замены, парафазии: литеральные, вербальные, по сходству: звуковому, семантическому, нарушение последовательности в передаче сюжета, смысловая неточность, неадекватность).

Исследование словарного состава языка

а)       понимание слов:

— существительных: частотных ______________________ , малочастотных _______________________________________ ;

 — глаголов: выполнение движений по инструкции (выполняет, не выполняет), показ действий на картинке (не нарушен, нарушен________________________ );

—  прилагательных: отдельные признаки, пары признаков — антонимов (не нарушено, нарушено____________________ );

б)  использование слов:

— звукоподражания: повторение_________________ , называет по картинке_____________ ;

— местоимения: личные____________ , притяжательные

— существительные (по возрасту, неправильная форма, глагол, прилагательное, не использует);

—  прилагательные (по возрасту, неправильная форма, глагол, существительное, не использует);

—   глаголы (по возрасту, неправильная форма, существительное, прилагательное, не использует).

Исследование грамматической системы

а) грамматические признаки в словосочетаниях:

—  существительные: склонение (понимает, не понимает, использует, не использует, какие ______________ ), предложно-падежные конструкции (понимает, не понимает, использует, не использует, какие_________________ ), согласование: с прилагательным (понимает, не понимает, использует, не использует, какие ________________________ ), с притяжат. местоимением (понимает, не понимает, использует, не использует, какие), с числительным (понимает, не понимает, использует, не использует, какие________ ),

— глаголы: лицо, число (понимает, не понимает, использует, не использует, какие___________________________________ ), род (понимает, не понимает, использует, не использует, какие_____________ );

б)  предложение

—  простое предложение (понимает, не понимает, использует, не использует, какие ____________________ ), сложное предложение (понимает, не понимает, использует, не использует, какие),

— инструкции: простые (понимает, не понимает) сложные (понимает, не понимает);

в) текст:

— понимание: соотнесение текста с картинкой (норма, не соотносит, характер ошибок _____________ ), на вопросы по тексту (отвечает, не отвечает, характер ошибок__________ );

—  использование: пересказ (норма, нарушен, характер ошибок____________ , не пересказывает), рассказ по картинке (норма, нарушения, какие____ , не составляет).

Рассказ по серии картинок (норма, нарушения, какие   , не составляет). Характер аграмматизмов (отсутствие лексических трудностей, поиск слова, близкая замена, далекая замена, неадекватная замена, смысловые ошибки). Состояние фразовой речи (без особенностей, нарушение порядка слов, пропуски членов предложения, аграмматизмы: грубые, негрубые, параграмматизмы, упрощение структуры фразы, смысловая неточность, смысловая неадекватность). Особенности словообразования и словоизменения (без особенностей, не используемая в данном контексте форма, неправильная форма слова, отказ).

Исследование письма

  1. Автоматизированное письмо (не нарушено, пропуски букв, смешение букв по фонологическим оппозициям, замена по артикуляционному типу, перестановка букв в сочетаниях, нарушение порядка букв, слогов, слов, искажение структуры буквы по пространственному типу, зеркальность, упрощение, усложнение структуры буквы, персеверации букв, слогов, слов, пропуск, замены гласных букв, микро/макрография, дизметрия букв, невозможность письма).
  2. Списывание (не нарушено, пропуски букв, смешение букв по фонологическим оппозициям, замена по артикуляционному типу, перестановка букв в сочетаниях, нарушение порядка букв, слогов, слов, искажение структуры буквы по пространственному типу, зеркальность, упрощение, усложнение структуры буквы, персеверации букв, слогов, слов, пропуск, замены гласных букв, микро/макрография, дизметрия букв, невозможность письма).
  3. Письмо букв под диктовку (не нарушено, искажения по графо-моторному сходству, смешение букв по фонологическим оппозициям, замена по артикуляционному типу слогов, слов, искажение структуры буквы по пространственному типу, зеркальность, упрощение, усложнение структуры буквы, персеверации букв, замены гласных/согласных букв, микро/ макрография, дизметрия букв, невозможность письма).
  4. Письмо слогов под диктовку (не нарушено, пропуски букв, смешение букв по фонологическим оппозициям, замена по артикуляционному типу, перестановка букв в сочетаниях, нарушение порядка букв, слогов, искажение структуры буквы по пространственному типу, зеркальность, упрощение, усложнение структуры буквы, персеверации букв, слогов, пропуск, замены гласных/согласных букв, микро/макрография, дизметрия букв, невозможность произвольного письма, невозможность письма нарушен).
  5. Письмо под диктовку слов (не нарушено, пропуски букв, смешение букв по фонологическим оппозициям, замена по артикуляционному типу, перестановка букв в сочетаниях, нарушение порядка букв, слогов, слов, искажение структуры буквы по пространственному типу, зеркальность, упрощение, усложнение структуры буквы, персеверации букв, слогов, слов, пропуск, замены гласных букв, микро/макрография, дизметрия букв, невозможность письма).
  6. Письмо под диктовку фраз и текста (не нарушено, пропуски букв, смешение букв по фонологическим оппозициям, замена по артикуляционному типу, перестановка букв в сочетаниях, нарушение порядка букв, слогов, слов, искажение структуры буквы по пространственному типу, зеркальность, упрощение, усложнение структуры буквы, персеверации букв, слогов, слов, пропуск, замены гласных букв, микро/макрография, дизметрия букв, невозможность письма).
  7. Самостоятельное письмо (не нарушено, пропуски букв, смешение букв по фонологическим оппозициям, замена по артикуляционному типу, перестановка букв в сочетаниях, нарушение порядка букв, слогов, слов, искажение структуры буквы по пространственному типу, зеркальность, упрощение, усложнение структуры буквы, персеверации букв, слогов, слов, пропуск, замены гласных букв, микро/макрография, дизметрия букв, невозможность произвольного письма, невозможность письма).
  8. Темп письма (низкий, средний, высокий).

Исследование чтения

  1. Чтение (узнавание) букв в наборе, выполненном разными шрифтами (не нарушено, замены, какие_________________ , персеверации, не читает).
  2. Чтение букв вслух (не нарушено, нарушено).
  3. Чтение слогов и псевдослов (не нарушено, неправильно называет буквы, зеркальное чтение, пропуски букв, слогов, персеверации букв, слогов, угадывающее чтение, не читает).
  4. Чтение слов (не нарушено, нарушения просодики, па- ралексии, неправильно называет буквы, зеркальное чтение, пропуски букв, слогов, слов, персеверации букв, слогов, слов, угадывающее чтение, не держит строчку; понимание: полное, неточное, фрагментарное, не понимает).
  5. Чтение предложений (не нарушено, нарушения просодики, паралексии, неправильно называет буквы, зеркальное чтение, пропуски букв, слогов, слов, персеверации букв, слогов, слов, угадывающее чтение, не держит строчку; понимание: полное, неточное, фрагментарное, не понимает).
  6. Подкладывание подписей под сюжетные картинки (не нарушено, путает, не читает).
  7. Чтение рассказов (не нарушено, нарушения просодики, паралексии, неправильно называет буквы, зеркальное чтение, пропуски букв, слогов, слов, персеверации букв, слогов, слов, угадывающее чтение, не держит строчку; понимание: полное, неточное, фрагментарное, не понимает).

Исследование процесса счета

  1. Запись чисел (не нарушена, зеркальность, пропуск элементов, персеверации, искажения по пространственному типу, пропуски разрядов).
  2. Чтение чисел (не нарушено, пропуски разрядов, зеркальность, персеверации, инертность, не опознает).
  3. Счетные операции (не нарушены, нарушения в простых счетных операциях, при переходе через десяток, пространственные ошибки, трудности переключения, застревания на ошибках, инертность).
  4. Серийный отсчет (не нарушен, увеличение латентного периода, персеверации, забывание промежуточного результата, инертность, дезавтоматизированность, невозможен).

Исследование строения и подвижности артикуляционного аппарата

Строение артикуляционного аппарата

а) губы (норма, рубцы, неполное смыкание, диспропорция, расщелина, др.____________________________ );

б)       зубы (норма, комплектация: полная, отсутствие______ ,

редкие, неправильной формы, вне челюстной дуги, отсутствуют, др.__________________ );

в)       прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый: передний, боковой; глубокий перекрест);

г)       язык (норма, массивный, маленький, девиация кончика влево/вправо);

д) подъязычная связка (норма, массивная, укороченная, сращенная, оперированная);

е) твердое небо (норма, высокое, узкое, укороченное, расщелина, субмукозная щель);

ж) мягкое небо (норма, укороченное, провисание: справа, слева; расщелины; увуля: норма, не сформирована, раздвоена).

Оральный праксис

Оценивается:

объем движений — полный, неполный; ограничен, не ограничен;

точность движений — сохранна, нарушена; тонус — сохранен, повышенный, пониженный; темп движений — нормальный, медленный, быстрый; переключаемость — нормальная, замедленная, персеверации, замены движений;

тремор (дрожание) — отсутствует, умеренный, выраженный, крайне выраженный;

гиперметрия, гиперкинез (чрезмерные непроизвольные насильственные движения) увеличение гиперкинеза при повторных движениях и удержании позы;

синкинезии (сопутствующие движения) — отсутствуют, умеренные, выраженные;

гиперсаливация (слюнотечение) — отсутствует, умеренная, выраженная.

Состояние звукопроизношения

Характер проявления:

а)       изолированные нарушения

б)       нарушения в слогах

в)       нарушения в словах

г)       нарушения во фразах

Исследование динамических характеристик речи

Особенности голоса (норма, высокий, низкий, глухой, дрожащий, слабомодулированный, громкий, тихий, затухающий, монотонный, с носовым оттенком, скандированный, дискоординация процессов дыхания и голосообразования, дисфония);

Особенности дыхания (без особенностей, выдох укорочен, смешанное, ключичное, брюшное, диафрагмальное, грудное); Речевой выдох (достаточный, укороченный, речь на вдох); Темп, ритм речи (норма, замедленный, ускоренный, диз- ритмия, заикание).

Характеристика судорог

клонические

тонические

клоно-тонические

тоно-клонические

Судороги дыхательного аппарата

инспираторные

экспираторные

респираторные

Судороги голосового аппарата

смыкательная

вокальная

дрожащий, толчкообразный, гортанный спазм

Артикуляторные судороги

лицевые

смыкательная губ верхнегубная нижнегубная угловая губ

«зияющая» (судорожное раскрытие ротовой полости)

сложная лицевая

Язычные судороги

судорожный подъем кончика языка

судорожный подъем корня языка

«изгоняющая» судорога языка

подъязычная

Страх речи

отсутствуют

незначительны

выраженный

Степень выраженности заикания в различных речевых формах

  • спонтанная речь __________________________________
  • сопряженная речь (Скажи вместе со мной!)__________
  • отраженная речь (Скажи вслед за мной!)_____________
  • чтение __________________________________________
  • пересказ ________________________________________
  • шепотная речь ___________________________________
  • ритмизированная речь ____________________________
  • стихотворная речь ________________________________
  • пение ___________________________________________

(степень выраженности заикания определяется как легкая, умеренная, высокая)

Эмболофразия _______________________________________

Уловки (двигательные, психологические, речевые)________

Судороги вне речи ____________________________________

Сопутствующие движения           ________________________

(Степень выраженности заикания определяется как легкая, умеренная, высокая)

Заключение (образец): Заикание тоно-клонического типа (вариант: клоно-тонического типа), дыхательно-голосоартикуляционной формы, выраженное в ________________________________________

(легкой, умеренной, высокой) степени.

Шкала оценок результатов выполнения теста (в баллах):

справляется со всеми заданиями теста — 0 справляется с большей частью заданий, но не со всеми — 1 испытывает затруднения, проявляющиеся в поисках, увеличении латентных периодов — 2

имеются неединичные поиски и ошибки, необходима посторонняя помощь — 3

практически не справляется с заданиями, помощь малоэффективна — 4.


Скачать готовый расчет по данной методике
Заказать готовый расчет по этой методике Задать нам вопрос по данной методике

По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.


Для комментирования, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Войти с помощью

Вход на сайт

Мы Вконтакте

Важное

Статьи для психолога

Социально-психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка-инвалида по соматическому заболеванию

В современных условиях семья является одним из ос­новных объектов социально-психологической помощи. Это объясняется обострением социальных, психологических, экономических проблем, которые резко увеличивают число обращений за помощью в учреждения системы социальной защиты. Именно поэтому существует необходимость особенного внимания к семьям, в которых воспитываются дети-инвалиды.

Подробнее...

Рейтинг@Mail.ru

Рейтинг@Mail.ru

Статьи для логопеда

Если ребенок заикается

Заикание относится к нарушениям темпа речи. В мире от него страдают примерно 1% взрослых и 2–3% детей. Причем у мальчиков оно наблюдается в три раза чаще, чем у девочек.

К сожалению, с годами заикание само не проходит. Каковы причины этой проблемы? Как предотвратить у ребенка заикание или помочь ему избавиться от такого нарушения?

Об этом и пойдет разговор в сегодняшней статье.

Подробнее...

Статьи для педагога

Выніковы кантроль па беларускай мове для школ з беларускай мовай навучання

I КЛАС
Кантрольнае спісванне

Сакавік
Прыйшоў сакавік. Знік апошні снег. Прачнуліся ад зімовага сну дрэвы. Першымі абудзіліся бярозы. Па белых ствалах пабег пажыўны сок. (20 слоў)
Вясна
Надышла вясна. Сонейка сагрэла зямлю цёплымі промнямі. Снег панарнеў. На прагалінах зазелянела траўка. Прыляцелі птушкі. Яны пачалі будаваць гнёзды. (20 слоў)
Лета
Ярка свеціць сонейка. Стаіць цёплае надвор’е. У лесе звіняць галасы птушак. На лугавінах цвітуць кветкі. На палях даспявае жыта. (20слоў)

Подробнее...