Вверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
Методики диагностики младших школьников будут полезны педагогам, детским психологам, дефектологам, а также студентам, овладевающим данными специальностями. Все методики включают стимульный материал, описание качественной и количественной обработки данных.
Методики диагностики детей дошкольного возраста будут полезны воспитателям детских садов, социальным педагогам, детским психологам и, несомненно, родителям.
Проблемы подростков волнуют не только родителей, но и учителей, специалистов по социальной работе, школьных психологов.
Взрослые люди тоже нуждаются в психологической и педагогической поддержке со стороны коллектива и руководства. На сайте собрана масса методик по диагностике персонала или отдельных сотрудников.
Каждая работа - уникальна. Обращайтесь.

Обо мне

djДобро пожаловать на мой сайт! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 12-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!

Телефон: +375 29 726 24 68

e-mail: cola5@yandex.ru

Get Adobe Flash player

Полезное

Актуальные игры

Дидактические игры для развития слухового восприятия, развития навыков слогового анализа и синтеза

Молчанка
Оборудование: карточки с цифрами 1, 2, 3 у каждого ученика. Сначала из числа игроков выбирается помощник ведущего — «наблюдатель». Затем педагог называет слово, а ученики поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слов в данном слове. (Подбор слов может быть произвольным и тематическим.) За неверные ответы «наблюдатель» раздает ученикам штрафные фишки. За каждую фишку по окончании игры необходимо выполнить то или иное задание.

Дидактические игры для развития слухового восприятия, развития навыков звукового анализа и синтеза

По звуку угадай предмет
Оборудование; ширма, набор звучащих предметов — колокольчик, барабан, погремушка и др. Педагог за ширмой манипулирует игрушками, вызывая их звучание. Дети, отгадывая звучавший предмет, называют его.

Физкультурные минутки на логопедических занятиях

«Думающая шапочка» (Э. Баллингер). Кому понравится, чтобы его тянули за уши? Но если ты сам себя потянешь за уши — конечно, осторожно, — это может принести пользу. Указательными и большими пальцами рук потяни за края свои уши в стороны, как будто хочешь их распрямить. Начинай с верхнего края уха и иди вниз до мочки. После 15-кратного потягивания ушей ты сможешь лучше и внимательнее слушать.

Заикание относится к нарушениям темпа речи. В мире от него страдают примерно 1% взрослых и 2–3% детей. Причем у мальчиков оно наблюдается в три раза чаще, чем у девочек.

К сожалению, с годами заикание само не проходит. Каковы причины этой проблемы? Как предотвратить у ребенка заикание или помочь ему избавиться от такого нарушения?

Об этом и пойдет разговор в сегодняшней статье.

 

Это типично для дошколят

Речевые возможности дошкольников часто ограниченны: их активный словарный запас невелик, формы выражения мысли несовершенны, артикуляторные движения недостаточно четки. В то же время эти ребятишки находятся в том возрасте, когда они узнают для себя много нового и делятся своими впечатлениями с окружающими, отчего их действия и общение с другими людьми сопровождаются эмоциональным подъемом. Это ведет к тому, что речь малышей отличается повторами, перестановками, спотыканиями, нечеткостью звукопроизношения и оформления мысли, разбросанностью, хаотичностью и другими нарушениями.

Повторы, или физиологические запинки, в детской речи называются итерациями (от лат. iterare – «повторять»). В большинстве случаев такое нарушение является не патологией, а признаком, характерным для периода активного формирования фразовой речи (от 2 до 5 лет). На данном этапе итерация свойственна 80% детей. Постепенно она устраняется под воздействием воспитания и логопедической работы.

Проблемы и их причины

У некоторых детей физиологические проблемы речи задерживаются. Причинами этого могут стать болезнь, травма, использование неправильных педагогических приемов или неблагоприятное речевое окружение. Неумение найти нужное слово, должным образом построить фразу, ясно произнести тот или иной звук – все это может нарушать плавность и темп речи, то есть вести к необоснованным паузам, спотыканиям, повторениям. Обычно это бывает, когда взрослые не помогают ребенку накапливать и правильно использовать новые для него слова, понятия, не стремятся постепенно знакомить его с внешним миром, не указывают ему на особенности окружающих предметов, событий, явлений. К тому же часто родители не только не исправляют недостатки детской речи, но и культивируют их в семье. Различные несовершенства речи типичны для ребят, мамы и папы которых сами говорят неорганизованно, быстро, проглатывая или смазывая окончания или целые слова во фразе. Отрицательное влияние на речь ребенка может оказать и неблагоприятный в данном отношении детский коллектив. Склонные к подражанию малыши повторяют ошибки сверстников.

Речевые судороги

Некоторые специалисты считают начальным этапом заикания итерацию. Но неодинаковая распространенность данных физиологических запинок (80% детей) и заикания (2%) доказывает, что итерация практически не переходит в заикание. К обязательному же симптому заикания относятся запинки судорожного характера (речевые судороги). Они бывают различными по форме, месту образования и частоте. По форме речевые судороги бывают клоническими и тоническими. Если ребенок навязчиво повторяет несколько раз первый слог слова – у него клонические судороги. А сильное, длительное сковывание движения и застревание на первом звуке говорят о судороге тонической. Бывают случаи, когда одновременно встречаются оба этих вида судорог. В зависимости от места возникновения различаются артикуляционные, голосовые, дыхательные и смешанные речевые судороги (артикуляционно-дыхательные, артикуляционно-голосовые). Артикуляционная судорога поражает мышцы языка, губ или мягкого неба, и тогда свободный речевой выдох «запирается». Обычно это происходит на смычных согласных (б, п, д, т, г, к).

Голосовые судороги охватывают мышцы гортани. В этом случае голосовые складки или плотно смыкаются, удерживая выход гласного, или остаются разомкнутыми, и тогда данный звук произносится шепотом. Из-за дыхательных судорог в мышцах брюшного пресса, диафрагмы или грудной клетки в момент речи воздух задерживается, и ребенок замирает с открытым ртом. Либо, наоборот, воздух сильно и сразу выталкивается наружу, и фраза произносится на недостаточном выдохе. Речевые судороги могут возникать на отдельных звуках и сочетаниях, они связаны с формой речи говорящего. Например, независимо от тяжести нарушения заикающиеся почти всегда свободно произносят фразы вместе с кем-нибудь или отраженно повторяют их за другими. Частота речевых судорог зависит от громкости речи, ее ритмичности, подготовленности, повторяемости, привычности ситуации.

Причины судорожных запинок условно можно разделить на предрасполагающие и вызывающие. К первым относятся отягощенная наследственность, внутриутробные, родовые и послеродовые травмы, болезни, педагогическая запущенность. Среди вызывающих причин – сильное нервное потрясение, неправильное воспитание, неблагоприятное речевое окружение, задержки речевого развития.

Боязнь собственной речи

Заикание начинается тогда, когда у ребенка появляется боязнь собственной речи. Как правило, большинство детских страхов связано с тем, что угрожает жизни ребенка или его родителей.

Конкретно с речью у ребенка складываются более сложные отношения. Поскольку речь не дается человеку вместе с рождением, то поначалу малыш не может ощущать потерю того, чем еще не владеет или владеет в незначительной степени. Кроме того, удовлетворение его физиологических нужд не зависит от качества речи. И лишь по мере развития новых, чисто человеческих потребностей, среди которых – общение и получение новых знаний, значение речи существенно возрастает. Эти особенности заикающегося малыша и должны использовать педагоги и родители. В момент сковывающей речевой судороги надо постараться снять с ребенка напряжение: приобнять его, попробовать угадать, о чем он хочет попросить, подсказать начало фразы. А потом повторить ее вместе.

Зарождение переживаний по поводу собственной речи у маленьких детей можно обнаружить с помощью рисунка. Если предложить ребенку изобразить на картинке себя и свое заикание, то можно будет увидеть, что в сравнении с другими картинками он применяет больше цветов. В подростковый период появляется зависимость размеров образа заикания от тяжести дефекта. Следует обсудить с ребенком его работу, спросить, почему он сделал те или иные детали, использовал тот или другой цвет. Довольно часто в начале коррекции дети рисуют заикание в виде трехглавого дракона, а в конце курса изображают его с двумя срубленными головами. Это хороший результат. Значит, ребенок настроен продолжать заниматься, без чего невозможно закрепление правильной речи.

Предупреждение и устранение нарушений

Предупреждение и устранение речевых запинок у детей должно быть предметом серьезного внимания со стороны логопедов, педагогов, психологов, воспитателей и родителей. Взрослые, желающие уберечь ребенка от данных проблем, должны создать условия, способствующие его нормальному психическому развитию и неторопливой, спокойной речи. К их числу в первую очередь относится организация режима, который вырабатывает у малыша привычку к чередованию различных видов деятельности, устанавливает определенный ритм жизни и благоприятно сказывается на работе всего организма. Нормализации поведения также содействуют уравновешенная атмосфера в семье, доброжелательное отношение к ребенку окружающих. Отрицательное влияние на психическое развитие оказывают домашние ссоры и скандалы, свидетелем

которых становится ребенок. Особенно чутко и болезненно он воспринимает явления, суть которых не в состоянии полностью осознать. В итоге ребенок вырастет нервным, раздражительным, неустойчивым в своих желаниях, безвольным. Нельзя кричать на ребенка и поднимать на него руку. Наказание должно не устрашать, а воспитывать. Гораздо убедительнее и эффективнее действует на ребенка разъяснение его вины и лишение какого-нибудь удовольствия. В детских капризах, истериках, резко выбивающих ребенка из колеи, истощающих его нервную систему и служащих почвой для разнообразных отклонений в психическом и речевом развитии, обычно виноваты взрослые. Неумение или нежелание родителей с первых же дней сознательной жизни окружить ребенка ласково-требовательным отношением, потакание всем его прихотям, избалованность приводят к тому, что ребенок не может или не хочет понимать, что ему дозволено, а что нет.

Уравновешенное поведение не только важно для психического развития ребенка, но и является необходимой предпосылкой нормализации его речевого общения с окружающими. С этой целью полезно формировать у ребенка умение подолгу заниматься каким-либо одним делом или игрой. Это приучает его к осмыслению своей деятельности и уберегает от слишком частого переключения с одного занятия на другое, тем самым устраняются возможные причины неусидчивости, суетливости, несобранности. Говоря о вредности резкого переключения от интересного занятия к чему-то другому, тем более диктуемому извне, И.П. Павлов писал: «Классический пример в этом отношении представляют так называемые капризные дети. Вы приказываете им что-нибудь сделать, т.е. требуете от ребенка затормозить один раздражительный процесс и начать другой. И дело доходит часто до сильной сцены. Ребенок бросается на пол, стучит ногами и т.д.».

Таким образом, помимо воспитания увлеченности каким-либо делом, следует формировать у ребенка умение безболезненно переходить на другой вид занятий. В преддверии таких ситуаций всегда надо заранее говорить ребенку о подобной необходимости. Если же он излишне плаксив, раздражителен, неспокоен, то мать с отцом должны обратиться к неврологу или психиатру. Сделать речь ребенка четкой, содержательной фонетически и правильной грамматически, выразительной – желание каждого педагога и родителя. И особое значение такая речь имеет для детей, предрасположенных к нарушениям ее плавности и темпа, – для тех, у кого наблюдаются запинки, перестановки, недоговаривание звуков и слов.

Задачи взрослых при работе над речью ребенка

1. Расширение у ребенка понятий и представлений с одновременным увеличением словарного запаса. Как мы уже знаем, в основе многих речевых запинок лежит неумение правильно оформить свою мысль словами. Это может зависеть от недопонимания ребенком того, о чем он хочет рассказать (потеря логической последовательности изложения, возникновение сумбурности речи), или от ограниченного словарного запаса (затруднение в выборе нужного слова, выражения). Вот почему взрослые должны обращать внимание ребенка на окружающие предметы и явления, объяснять их сущность и назначение. Важно также регулярно беседовать с ребенком, читать и рассказывать ему сказки и разные истории, разучивать с ним стихотворения. При этом необходимо избегать перегрузок от многообразия литературы, так как это может привести к возникновению (или усугублению) речевых запинок вплоть до заикания. Поэтому, рассказывая, читая или демонстрируя ребенку что-либо, не нужно стремиться к его быстрому переключению на новый материал. Гораздо полезнее окажется углубленная работа с одним произведением, когда можно будет более подробно изучить его содержание, узнать новые понятия и слова, выполнить пересказ по вопросам и целиком, провести сопоставления со знакомыми представлениями, сделать выводы. Спустя некоторое время полезно попросить ребенка пересказать то, что он слышал раньше. Периодическое возвращение к знакомому материалу (сказке, картинке, объяснению...) не только принесет ребенку огромную радость, но и расширит его словарный запас и выразительные средства.

2. Предупреждению и устранению речевых запинок поможет работа, направленная на развитие у ребенка способности последовательно излагать свои мысли, желания. К запинкам, недоговариваниям и хаотичности речи ведет неумение правильно распределять внимание между мысленным содержанием и речевым выражением излагаемой информации. Поэтому взрослые должны формировать у ребенка умение говорить неторопливо, спокойно; строить фразы, личным примером демонстрируя должный темп.

3. При предупреждении или устранении запинок нельзя недооценивать и значение звуковых нарушений, поскольку они могут мешать правильному оформлению и течению детской речи.

Нормализации плавности и темпа речи способствует конкретизация излагаемого материала. Взрослые должны как бы намечать опорные пункты, которые облегчают ребенку формулирование его мыслей, построение ответа, сообщения. Полезны наводящие вопросы. В качестве опор можно применить всевозможные предметы, игрушки, картинки, все то, с чем связана повседневная жизнь ребенка, и то, о чем он собирается рассказать. В начале появления судорожных запинок обычно приветствуется режим молчания. Для его эффективного проведения необходимо учитывать интересы ребенка, занимать его спокойными делами. На следующих этапах сначала вместе с ребенком, затем в вопросно-ответной форме нужно «оречевлять» всю его предметную деятельность – рисование, лепку из глины, пластилина, аппликацию, конструирование, собирание пазлов и т.д.

Тестирование как диагностика

На современном этапе логопедии приоритетными в обследовании речевого развития заикающегося школьника становятся качественно-количественные методики. Долгое время сама идея подобного измерения психических или душевных качеств человека представлялась совершенно нелепой. Но основанные на экспериментальных исследованиях успехи других наук, в том числе биологии, антропологии, физиологии, лингвистики, оказались настолько значительными, что подготовили почву для формирования представления о возможности измерения и в психологии. Одними из первых объектов экспериментальной психологии стали восприятие, память, внимание. От проверки способности человека воспринимать несколько предметов сразу произошел переход к созданию шкалы оценки этой способности в зависимости от различных условий: числа объектов, последовательности их предъявления и т.д.

Следующим шагом была разработка методов для измерения различных характеристик психики. Сначала исследователи научились определять умственные способности во всех их проявлениях, а потом – измерять интеллект как общий показатель таких способностей. Развитие данных методик стимулировала педагогическая практика, так как преподаватели очень нуждались в оценке возможностей своих учеников с целью решения различных задач: прогнозирования возможного уровня достижений ребят, подбора методик обучения в зависимости от выявляемых особенностей, перевода детей в те или иные специализированные учебные заведения. Методы тестирования, которые позволяют получать характеристики психических процессов, бурно развивались на протяжении XX века. Сегодня они существуют в огромном количестве и с трудом поддаются учету. Они нашли широкое применение в различных областях, без них невозможно представить современные образовательные учреждения, производство, политику, медицину. Использование тестов и интерпретация их результатов требуют большого умения и значительного опыта. Тестирование помогает уточнить индивидуальные особенности человека, картину расстройства и на этом основании планировать коррекционные мероприятия.

Правила для всех

Вот речевые правила, которые каждый человек должен усвоить с ранних лет:

  1. Прежде чем начать говорить, подумайте о том, что вы хотите сказать.
  2. Не надо торопиться с ответом. Может быть, лучше произнести первую фразу про себя?
  3. Говорите только на выдохе.
  4. Вдох делайте через рот. Он должен быть коротким и бесшумным, а выдох - длительным и плавным.
  5. Плечи при вдохе должны быть неподвижны, шея расслаблена.
  6. После вдоха, не задерживая дыхания, сразу начинайте говорить.
  7. Выдыхаемый воздух расходуйте в основном на гласные звуки, стараясь их четко артикулировать.
  8. Произносите гласные широко и громко, согласные - легко, без нажима.
  9. В каждом слове выделяйте ударный гласный звук - произносите его громче и длительнее остальных гласных.
  10. Не спешите, после выдоха перед новым вдохом обязательно делайте остановку примерно на 2-3 секунды.
  11. Длинные предложения делите на смысловые отрезки (3-5 слов). Между ними тоже выдерживайте паузу, после которой делайте новый вдох.
  12. Все слова внутри смыслового отрезка и короткие предложения произносите слитно, как одно длинное слово.
  13. Старайтесь говорить достаточно громко и четко.
  14. Запомните: речевое дыхание не должно сопровождаться напряжением.

Плод своего труда

Необходимо помнить о том, что дети лучше, чем взрослые, поддаются коррекции заикания. Полное излечение достигается в среднем у 46% детей и у 30% взрослых. Более устойчивых результатов позволяет добиться комплекс мер, направленных на преодоление заикания. В этот комплекс должны входить: соблюдение режима дня и рациональное питание, закаливающие процедуры, лечебная физкультура и ритмика,   медикаментозное лечение, психотерапия и логопедические занятия. Очень важно, чтобы ребенок осознал, что избавление от заикания и других речевых проблем может произойти лишь в том случае, если он сам будет прилагать для этого определенные усилия.

Литература

  1. Абелева И.Ю., Голубева Л.П., Евгенова А.Я., Сини-цына Н.Ф., Смирнова М.В. В помощь взрослым заикающимся. М.: Просвещение, 1969.
  2. Буянов М.И. Заикание у подростков. М.: Просвещение, 1989.
  3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Просвещение, 1985.
  4. Выготская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. М.: Просвещение, 1993.
  5. Епифанова О.В. Развитие речи. Окружающий мир. Дидактический материал к занятиям в подготовительной группе. Волгоград: Учитель, 2008.
  6. Епифанова О.В. Развитие речи. Окружающий мир. Дидактический материал к занятиям со старшими дошкольниками. Волгоград: Учитель, 2008.
  7. Заикание / Под ред. Н.А. Власовой, К.-П. Бекке-ра. М.: Медицина, 1983.
  8. Калягин В.А. Если ребенок заикается. СПб.: Питер, 1998.
  9. Люблинская С.М. От заикания к свободной речи. М.: Просвещение, 1970.
  10. Маскакова В.И. Педагогическая антропология. М.: Academa, 2001.
  11. Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам. М.: Просвещение, 1995.
  12. Поварова И.А. Практикум для заикающихся. СПб.: Союз, 1999.
  13. Разумова О.Г. Сила убеждений, или Как наши мысли влияют на нашу жизнь. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2012.
  14. Родионов В.А. Стресс-менеджмент, или Приемы профилактики и преодоления стресса. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011.
  15. Рождественская В.И., Павлова А.И. Игры и упражнения для исправления заикания. М.: Просвещение, 1978.
  16. Селиверстов В.И. Заикание у детей. Психокор-рекционные и дидактические основы логопедических занятий. М.: Владос, 1994.
  17. Чевелева Н.А. Исправление заикания у детей. М.: Просвещение, 1964.
  18. Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1980.

Автор: Ольга Епифанова, учитель-логопед, МОУ гимназия №15, Волгоград
Источник: Здоровье детей - №7-8 - 2013. с.33-37

Для комментирования, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Войти с помощью

Вход на сайт

Мы Вконтакте

Важное

Статьи для психолога

Социально-психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка-инвалида по соматическому заболеванию

В современных условиях семья является одним из ос­новных объектов социально-психологической помощи. Это объясняется обострением социальных, психологических, экономических проблем, которые резко увеличивают число обращений за помощью в учреждения системы социальной защиты. Именно поэтому существует необходимость особенного внимания к семьям, в которых воспитываются дети-инвалиды.

Подробнее...

Рейтинг@Mail.ru

Рейтинг@Mail.ru

Статьи для логопеда

Использование элементов обучения грамоте в сложных случаях речевого недоразвития у детей

Коррекция сложных речевых расстройств — наиболее актуальная тема в логопедии. Увеличившееся за последние годы количество детей со сложной структурой дефекта связано с тремя основными группами вредоносных факторов. К первой группе относятся генетические заболевания, нередко приводящие к поражениям не только ЦНС, слуха, зрения, речи, но и ко множественным порокам развития, а также дополнительным заболеваниям почек, печени, нарушению обмена веществ и т.п. 

Подробнее...

Статьи для педагога

Роль медиаобразования в формировании информационной культуры учащихся

Вне информационной среды жить невозможно. Но что необходимо предпринять для формирования информационной культуры личности младшего школьника, что бы минимизировать негативное влияние современных информационных ресурсов? В статье раскрывается актуальность формирования информационной культуры личности учащихся начальных классов в условиях развития информационного общества, заметную роль в котором играют средства массовой информации.

Подробнее...