Вверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
Методики диагностики младших школьников будут полезны педагогам, детским психологам, дефектологам, а также студентам, овладевающим данными специальностями. Все методики включают стимульный материал, описание качественной и количественной обработки данных.
Методики диагностики детей дошкольного возраста будут полезны воспитателям детских садов, социальным педагогам, детским психологам и, несомненно, родителям.
Проблемы подростков волнуют не только родителей, но и учителей, специалистов по социальной работе, школьных психологов.
Взрослые люди тоже нуждаются в психологической и педагогической поддержке со стороны коллектива и руководства. На сайте собрана масса методик по диагностике персонала или отдельных сотрудников.
Каждая работа - уникальна. Обращайтесь.

Обо мне

djДобро пожаловать на мой сайт! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 15-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!

Тел.+37529 7262468

e-mail: cola5@yandex.ru

Get Adobe Flash player

Цель:  изучение способности больных с афазией к владению паралингвистическими средствами коммуникации (жестами и мимикой).

Источник: Маламуд, М.Г., Драновская, Р.Г. Роль невербальных компонентов коммуникации в структуре речевого дефекта больных с афазией/ М.Г. Маламуд, Р.Г. Драновская //Логопедия сегодня, 2011. - №3. С.11-21

В основе данной авторской методики использовалась ме­тодика СНК (средств невербальной комму­никации), предложенная В.М.Шкловским, Т.Г. Визель, Т.Г. Боровенко (1982). Основная цель данной методики первоначально со­стояла в том, чтобы помочь больным с дли­тельным отсутствием речи выразить свою мысль хотя бы невербальным способом. Для этого был разработан специальный сло­варь, включающий жесты и рисуночные знаки, эквивалентные словам и выражени­ям, часто употребляемым в повседневной жизни. Однако в процессе практического применения приемов, входящих в методи­ку, было замечено, что они оказывают рас­тормаживающее и стимулирующее действие на речевую способность. Авторы объясни­ли это уже упомянутой нами связью между невербальным и вербальным компонента­ми коммуникативных актов. Исходя из это­го, мы нам решили, что использование СНК может оказаться продуктивным и в острый период заболевания. Наряду с методикой СНК в рамках экс­перимента апробировалась и собственные приемы работы. Они включали набор же­стов и мимики, актуальных для оживления соответствующих слов.

Задачи:

  1. Выявить характер и степень взаимос­вязи слова и жеста, связанного с обозначае­мым ими понятием.
  2. Определить, имеется ли зависимость в активности использования жестов и ми­мики от формы афазии и грубости речево­го дефекта.
  3. Охарактеризоватьотличия в использо­вании жестов и мимики здоровыми испыту­емыми.
  4. Установитьзависимость способности к жестово-мимическому выражению мысли от пола, возраста и образовательного ценза испытуемых.
  5. Определить, существует ли зависи­мость способности к использованию мими­ки и жестов от профиля полушарной асим­метрии, т.е. имеются ли различия в актив­ности их использования у правшей, лев­шей, амбидекстров.
  6. Уточнить, как влияет на использование жестов наличие мануальной апраксии.

Структура и процедура исследования: Эксперимент состоял из 3-х частей:

Часть 1. Употребление жестов и мимики по словесному заданию

Процедура этой части эксперимента была следующей: больным давались задания дать невербальный ответ на вербальный стимул. Вербальные стимулы представляли со­бой понятия, которые могут быть выраже­ны с помощью общепринятых (используе­мых большинством людей в повседневной жизни) жестов и мимических реакций. Стимулы были разбиты на две серии: Серия I — слова или сочетания Серия II — описание ситуации, в которой эти стимулы могут употребляться. Давалась инструкция: «То, что я скажу, постарайтесь изобразить жестом». (Примечание: Предварительно проводи­лось подготовительное обучения на 3-4-х стимулах). В протоколах фиксировалось,какие имен­но жесты употреблялись больным, а также сопровождающая их речь (если она присут­ствовала).

В серию I входили жесты:

  • здравствуйте
  • хлопать, апплодировать
  • до свидания
  • выпить, выпивка (о вине)
  • отдать честь
  • перекреститься
  • дурак, сумасшедший
  • немножко (о чем-либо)
  • отлично, здорово, хорошо
  • тихо! молчок!
  • сдаюсь
  • воздушный поцелуй
  • спасибо
  • хорошо
  • погрозить ребенку, если он не слушается
  • погрозить взрослому (если он ругается в общественном месте, дерется и пр.)
  • плохо слышу (знак прислушивания)
  • иди сюда (надо позвать кого-либо, на­пример человека, стоящего на другой сторо­не улицы)
  • пионерский салют (когда пионеру гово­рят будь готов, он отвечает всегда готов!)
  • нельзя (надо остановить человека, если опасно, например, при переходе через улицу)
  • задумался (ученик решает трудную за­дачу, ученый обдумывает проблему, шахма­тист выбирает ход)
  • уходи (мешают работать, он просит оставить в покое)

Часть 2. Употребление жестов и мимики по картинкам.

Процедура состояла в наблюдении за больными в ходе изображения жестом того, что нарисовано на картинке.

Наглядный материал:

12 сюжетных кар­тинок с изображением группы лиц, совер­шающих действия — говорить, петь, читать, слушать, писать, рисовать, думать, спать, бо­леть (лежа в постели), бежать, умываться, смеяться, прятаться, разбивать, огорчаться. Инструкция: «Покажите жестами, что здесь происходит, что Вы видите? Действуй­те молча, только жестами». В протоколе фиксировались и невербаль­ная и вербальная части ответа.

Часть 3. Спонтанное употребление же­стов и мимики в ходе общения больных с персоналом, другими больными, родствен­никами.

Особенности жестово-мимического по­ведения больных и их сопроводительной речи подробно записывались в протоколе.

Результаты:

При анализе ответов больных обраща­лось внимание на следующие показатели:

  • Какие испытуемые, а именно с какой формой афазии и какой степенью выражен­ности речевого дефекта дают ответы только в невербальной форме, не сопровождая их речью, и почему.
  • Каковы условия актуализации слова, со­ответствующего жесту
  • Какова продуктивность стимулирую­щего воздействия жестов на речь, т.е. какие именно жесты легче оживляют в следовой памяти слова и устойчивые словосочетания.
  • Какова общая закономерность последо­вательности действий в ответе: слово пред­шествует жесту или жест слову.
  • От чего зависит соответствие слова же­сту.
  • Есть ли зависимость формы ответа от формы подачи стимула.

Критерии оценки:

Результат 1. Зависимость паралингви­стической способности от степени грубо­сти и формы афазии.

Результат 2. Условия актуализации сло­ва, соответствующего жесту.

Результат 3. Продуктивность стимули­рующего воздействия жестов на речь.

Результат 4. Общая закономерность по­следовательности действий в ответе (сло­во предшествует жесту или жест слову).

Результат 5. Зависимость формы отве­та от формы подачи стимула

Результат 6. Зависимость паралингви­стической (жестово-мимической) способно­сти от пола, возраста, образования больных.

Результат 7. Воспроизведение жестов по сюжетным картинкам

  1. Человек, который задумался.
  2. Сердитый человек, грозящий другому пальцем.
  3. Спящий человек.
  4. Разбитое окно.

Результат 8. Паралингвистическое пове­дение больных в непроизвольном спонтан­ном общении.

Результат 9. Влияние мануальной (паль­цевой и кистевой) апраксии на паралигвистическую способность больных с афазией.

Результаты, полученные в эксперименте, дают основание для применения паралинг­вистических средств коммуникации в каче­стве стимулирующих и растормаживающих стимулов. Практика показала, что плано­мерное использование перечисленных выше жестов, мимики, интонации и соответствую­щих им вербальных эквивалентов к качестве обучающего материала приводит к интенси­фикации процесса восстановления речи, ак­тивизации больных в процессах неречевой и речевой коммуникации с окружающими. Особенно ярко это проявляется, если зада­ния по изображению жестами и мимикой слов и словосочетаний или же, напротив, за­дания по их оречевлению сочетаются с рабо­той по использованию СНК в том варианте, который описан в публикации В.М. Шклов­ского, Т.Г. Визель и Т.Г. Боровенко (1982), а также с приемами восстановления речи в процессе предметно-практической дея­тельности (Н.В. Кошелева, 2007). Усвое­ние больными невербальных знаков, дея­тельность по составлению из них предло­жений, выполнение больными различных предметно-практических операций (рисова­ние, лепка и пр.) создают базу для последую­щего перехода к классическим приемам ра­боты при афазии, описанным разными авто­рами (В.И. Коган, 1962; Э.С. Бейн, М.К. Бур­лакова, Т.Г. Визель, 1982; Л.С. Цветкова, 1972; В.В. Оппель, 1972; В.М. Шкловский, Т.Г. Визель, 2007; Т.Г. Визель, 1998 и др.).

 

Скачать готовый расчет по данной методике
Заказать готовый расчет по этой методике Задать нам вопрос по данной методике

По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.


Для комментирования, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Вход на сайт

Мы Вконтакте

Важное

Статьи для психолога

Социально-психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка-инвалида по соматическому заболеванию

В современных условиях семья является одним из ос­новных объектов социально-психологической помощи. Это объясняется обострением социальных, психологических, экономических проблем, которые резко увеличивают число обращений за помощью в учреждения системы социальной защиты. Именно поэтому существует необходимость особенного внимания к семьям, в которых воспитываются дети-инвалиды.

Подробнее...

Рейтинг@Mail.ru

Рейтинг@Mail.ru

Статьи для логопеда

Формирование лексико-грамматических форм речи у детей с ОНР

Структура общего недоразвития речи предполагает нарушения как звуковой, так и смысловой стороны речи, т.е. наряду с фонетико-фонематическим ее недоразвитием отмечаются и лексико-грамматические нарушения. Большинство поступающих в логопедические группы детей имеют III уровень ОНР, характеризующийся небольшим словарным запасом, содержащим в основном существительные, слабым использованием глаголов, прилагательных, наречий, предлогов. Для построения объемной, грамотной речи, необходимой для общения, и равномерного формирования словарного запаса, желателен понедельный подбор лексических тем.

Подробнее...

Статьи для педагога

Роль медиаобразования в формировании информационной культуры учащихся

Вне информационной среды жить невозможно. Но что необходимо предпринять для формирования информационной культуры личности младшего школьника, что бы минимизировать негативное влияние современных информационных ресурсов? В статье раскрывается актуальность формирования информационной культуры личности учащихся начальных классов в условиях развития информационного общества, заметную роль в котором играют средства массовой информации.

Подробнее...