Вверх
Напишу вам курсовую и диплом! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 18-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!
e-mail: cola5@yandex.ru
Источник: Шиляева И.Ф. Диагностика и прогнозирование девиантного поведения в молодежной среде: учебное пособие [Текст] / И.Ф.Шиляева. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2019. – 105 с.
Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения. Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых.
Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями. Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы.
Необходимо также учитывать, что содержание и структура делинквентного поведения у юношей и девушек существенно отличаются и соответственно различаются пункты, входящие в шкалу делинквентности для женского и мужского видов методики.
Инструкция: Перед вами имеется ряд утверждений. Они касаются некоторых сторон вашей жизни, вашего характера, привычек. Прочтите первое утверждение и решите, верно ли данное утверждение по отношению к вам.
ответа, который все-таки больше соответствует вашему мнению.
Затем таким же образом отвечайте на все пункты опросника. Если ошибетесь, то зачеркните ошибочный ответ и поставьте тот, который считаете нужным. Помните, что вы высказываете собственное мнение о себе в настоящий момент. Здесь не может быть «плохих» или «хороших», «правильных» или «неправильных» ответов. Очень долго не обдумывайте ответы, важна ваша первая реакция на содержание утверждений. Отнеситесь к работе внимательно и серьезно. Небрежность, а также стремление «улучшить» или «ухудшить» ответы приводят к недостоверным результатам. В случае затруднений еще раз прочитайте эту инструкцию или обратитесь к тому, кто проводит тестирование.
Мужской вариант
Женский вариант
Бланк ответов. Мужской вариант
ФИО____________________________ Дата заполнения______________________
Класс___________________________ Возраст (полное количество лет)
Обозначение ответов: «верно» - 1, «не верно» - 0
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
11 |
|
12 |
|
13 |
|
14 |
|
15 |
|
16 |
|
17 |
|
18 |
|
19 |
|
20 |
|
21 |
|
22 |
|
23 |
|
24 |
|
25 |
|
26 |
|
27 |
|
28 |
|
29 |
|
30 |
|
31 |
|
32 |
|
33 |
|
34 |
|
35 |
|
36 |
|
37 |
|
38 |
|
39 |
|
40 |
|
41 |
|
42 |
|
43 |
|
44 |
|
45 |
|
46 |
|
47 |
|
48 |
|
49 |
|
50 |
|
51 |
|
52 |
|
53 |
|
54 |
|
55 |
|
56 |
|
57 |
|
58 |
|
59 |
|
60 |
|
61 |
|
62 |
|
63 |
|
64 |
|
65 |
|
66 |
|
67 |
|
68 |
|
69 |
|
70 |
|
71 |
|
72 |
|
73 |
|
74 |
|
75 |
|
76 |
|
77 |
|
78 |
|
79 |
|
80 |
|
81 |
|
82 |
|
83 |
|
84 |
|
85 |
|
86 |
|
87 |
|
88 |
|
89 |
|
90 |
|
91 |
|
92 |
|
93 |
|
94 |
|
95 |
|
96 |
|
97 |
|
98 |
|
|
|
|
|
«Ключи» для подсчета первичных «сырых» баллов
Мужской вариант__________________________
1. Шкала установки на социально желательные ответы |
«Да» - 13, 30, 32. «Нет» - 2, 4, 6, 21, 23, 33, 38, 47, 54, 79, 83, 97. |
2. Шкала склонности к преодолению норм и правил |
«Да» - 11, 22, 34, 41, 44, 50, 53, 55, 59, 80, 86, 91. «Нет» - 1, 10, 55, 61, 66, 93. |
3. Шкала склонности к аддиктивному поведению |
«Да» — 14, 18, 22, 26, 27, 31, 34, 35, 43, 46, 59, 60, 62, 63, 64, 67,74, 61, 91. «Нет» —95 |
4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению |
«Да» — 3, 6, 9, 12, 16, 27, 28, 37, 39, 51, 52, 58, 68, 73, 90, 91, 92, 96, 98. «Нет» - 24, 76. |
5. Шкала склонности к агрессии и насилию |
«Да» — 3, 5, 16, 17,25, 37,42, 45, 48, 49, 51, 65, 66, 70, 71, 72, 77, 82, 89, 94, 97. «Нет» - 15, 40, 75, 85. |
6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций |
«Да» - 7, 19, 20, 29, 36, 49, 56, 57, 69, 70, 71, 78, 84, 89, 94. «Нет» — 29. |
7. Шкала склонности к делинквентному поведению |
«Да» — 18, 26, 31, 34, 35, 42, 43, 44, 48, 52, 62, 63, 64, 67, 74, 91, 94. «Нет» —55, 61,86. |
Женский вариант
1. Шкала установки на социальножелательные ответы |
«Да» - 13, 30, 32. «Нет» - 2, 4, 8, 21, 33, 38, 54, 79, 83, 87. |
2. Шкала склонности к преодолению норм и правил |
«Да» — 1, 11, 22,34, 37, 41, 44, 50, 53, 55, 59, 61, 80, 88, 91. «Нет» 10, 86, 93. |
3. Шкала склонности к аддиктивному поведению |
«Да» — 14,18, 22, 26, 27, 31, 34, 35,43, 59,60, 62,63, 64, 67, 74,81,91. «Нет» — 95. |
4. Шкала склонности к самоповреждающему я саморазрушающему поведению |
«Да» — 3, 6, 9, 12, 27, 28, 39, 51, 52, 58, 68, 73, 75, 76, 90, 91, 92, 96, 97, 98, 99. «Нет» - 24. |
5. Шкала склонности к агрессии и насилию |
«Да» — 3, 5, 16, 17, 25, 42, 45, 48, 49, 51, 65, 66, 71, 77, 82, 85, 89, 94, 101, 102, 103, 104. «Нет»-15,40. |
6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций |
«Да» — 7. 19, 20, 36,49, 56, 57, 69, 70, 71, 78, 84, 89, 94. «Нет» - 29. |
7. Шкала склонности к делинквентному поведению |
«Да» — 1, 3,7,11,25, 28, 31, 35,43,48, 53, 58, 61,63,64,66,79,98,99, 102. «Нет» - 93. |
8. Шкала принятия женской социальной роли |
«Да» — 93, 95, 105, 107, 108. «Нет» - 3, 5, 9, 16, 18, 25, 41, 45, 51, 58, 61, 68, 73, 85, 96, 106. |
Примечание. Пункты 23, 46, 47, 72, 100 являются маскировочными и содержательно не интерпретируются. Некоторые пункты опросника входят одновременно в несколько шкал.
Таблица округленных значений коэффициентов коррекции
Мужской вариант |
Женский вариант |
||||||||||
«Сырые» баллы по шкале № 1 |
Коэ кор |
ффициенты рекции |
«Сырые» баллы по шкале № 1 |
Коэффициенты коррекции |
|||||||
0,2 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
||
1 |
0 |
0 |
|
1 |
|
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
1 |
|
1 |
|
|
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
3 |
1 |
1 |
|
2 |
|
|
2 |
0 |
1 |
1 |
1 |
4 |
1 |
1 |
|
2 |
|
|
3 |
1 |
1 |
1 |
2 |
5 |
1 |
2 |
|
3 |
|
|
4 |
1 |
1 |
2 |
2 |
6 |
1 |
2 |
|
3 |
|
|
5 |
1 |
2 |
2 |
3 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
5 |
6 |
1 |
2 |
2 |
3 |
8 |
2 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
9 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 |
6 |
8 |
2 |
2 |
3 |
4 |
10 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
9 |
0 |
3 |
4 |
5 |
11 |
2 |
3 |
4 |
6 |
7 |
8 |
10 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
11 |
2 |
3 |
4 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
12 |
2 |
4 |
5 |
6 |
Таблицы норм
|
Мужской вариант (п=375) |
Женский вариант (п=374) |
|||||||||||||
«Сыры е» |
Т-баллы |
Т-баллы |
|||||||||||||
Шкалы |
Шкалы |
||||||||||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
0 |
35 |
|
26 |
|
|
|
30 |
36 |
|
30 |
27 |
|
|
|
|
1 |
44 |
27 |
28 |
24 |
24 |
26 |
32 |
44 |
27 |
32 |
29 |
28 |
24 |
|
|
2 |
50 |
31 |
30 |
26 |
27 |
30 |
34 |
50 |
30 |
34 |
32 |
30 |
29 |
30 |
|
3 |
55 |
34 |
33 |
29 |
29 |
33 |
37 |
54 |
33 |
36 |
34 |
32 |
33 |
32 |
28 |
4 |
58 |
37 |
35 |
32 |
31 |
37 |
39 |
55 |
36 |
38 |
36 |
34 |
36 |
35 |
30 |
5 |
62 |
40 |
37 |
35 |
34 |
40 |
41 |
62 |
39 |
40 |
38 |
36 |
37 |
37 |
33 |
6 |
65 |
43 |
39 |
37 |
36 |
44 |
43 |
65 |
42 |
43 |
41 |
38 |
41 |
40 |
36 |
7 |
67 |
46 |
42 |
40 |
39 |
48 |
46 |
67 |
45 |
45 |
43 |
40 |
43 |
43 |
39 |
8 |
70 |
50 |
44 |
43 |
41 |
51 |
48 |
70 |
48 |
47 |
45 |
42 |
46 |
45 |
42 |
9 |
74 |
53 |
46 |
45 |
43 |
55 |
50 |
72 |
51 |
49 |
47 |
44 |
48 |
48 |
44 |
10 |
85 |
56 |
48 |
48 |
46 |
58 |
53 |
74 |
54 |
51 |
50 |
47 |
51 |
50 |
47 |
11 |
89 |
59 |
50 |
51 |
48 |
62 |
55 |
75 |
57 |
53 |
52 |
49 |
55 |
53 |
50 |
12 |
|
63 |
53 |
54 |
51 |
65 |
57 |
78 |
60 |
55 |
54 |
51 |
58 |
55 |
53 |
13 |
|
66 |
55 |
56 |
53 |
69 |
59 |
|
63 |
57 |
57 |
53 |
62 |
58 |
56 |
14 |
|
69 |
57 |
59 |
55 |
73 |
62 |
|
66 |
60 |
59 |
55 |
67 |
60 |
58 |
15 |
|
72 |
59 |
62 |
58 |
77 |
64 |
|
69 |
62 |
61 |
57 |
73 |
63 |
61 |
16 |
|
75 |
62 |
64 |
60 |
81 |
66 |
|
72 |
64 |
63 |
59 |
77 |
65 |
64 |
17 |
|
78 |
64 |
67 |
62 |
85 |
68 |
|
75 |
66 |
66 |
61 |
81 |
68 |
67 |
18 |
|
81 |
66 |
70 |
65 |
|
71 |
|
78 |
68 |
70 |
64 |
85 |
70 |
70 |
19 |
|
84 |
68 |
72 |
67 |
|
73 |
|
81 |
70 |
73 |
66 |
89 |
73 |
72 |
20 |
|
87 |
70 |
75 |
70 |
|
75 |
|
84 |
72 |
75 |
68 |
93 |
76 |
75 |
21 |
|
90 |
72 |
78 |
72 |
|
77 |
|
87 |
74 |
76 |
70 |
97 |
78 |
|
22 |
|
|
74 |
81 |
74 |
|
79 |
|
|
77 |
77 |
72 |
|
81 |
|
23 |
|
|
76 |
84 |
77 |
|
81 |
|
|
79 |
|
74 |
|
83 |
|
24 |
|
|
78 |
87 |
79 |
|
83 |
|
|
81 |
|
76 |
|
85 |
|
25 |
|
|
80 |
90 |
81 |
|
85 |
|
|
|
|
78 |
|
86 |
|
26 |
|
|
82 |
|
83 |
|
87 |
|
|
|
|
80 |
|
|
|
27 |
|
|
84 |
|
85 |
|
|
|
|
|
|
82 |
|
|
|
28 |
|
|
|
|
87 |
|
|
|
|
|
|
84 |
|
|
|
29 |
|
|
|
|
89 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Описание шкал и их интерпретация
Тестовые показатели в диапазоне 50-59 баллов следует понимать, как «норму»; 60-69 баллов как повышенные значения, и только выше 70 как «отклонение». Ниже приводится интерпретация шкал так, как она описана автором.
Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого представлять себя в наиболее благоприятном свете с точки зрения социальной желательности.
Показатели от 50 до 60 Т-баллов свидетельствует об умеренной тенденции давать при заполнении опросника социально-желательные ответ. Показатели свыше 60 баллов свидетельствуют о тенденции испытуемого демонстрировать строгое соблюдение даже малозначительных социальных норм, умышленном стремлении показать себя в лучшем свете, о настороженности по отношению к ситуации обследования.
Результаты, 70-89 баллов говорят о высокой настороженности испытуемого по отношению к психодиагностической ситуации и о сомнительной достоверности результатов по основным шкалам. О
восприятии ситуации как экспертной одновременно с умеренно высокими показателями по шкале № 1 также свидетельствует их резкое понижение по основным диагностическим шкалам и повышение по шкале женской социальной роли.
Показатели ниже 50 Т-баллов говорят о том, что испытуемый не склонен скрывать собственные нормы и ценности, корректировать свои ответы в направлении социальной желательности. Отмечено также, что младшие подростки (14 лет и младше) не способны длительное время следовать установке на социально-желательные ответы.
Одновременно высокие показатели по служебной шкале и по основным шкалам (кроме шкалы 8) свидетельствуют либо о сомнительной достоверности результатов, либо о диссоциации в сознании испытуемого известных ему и реальных норм поведения.
Шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых ценностей, образцов поведения.
Результаты, лежащие в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о выраженности вышеуказанных тенденций, о конформистских установках испытуемого, о его склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о тенденции «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть. Показатели, находящиеся в диапазоне 6070 Т-баллов, свидетельствуют о чрезвычайной выраженности нонконформистских тенденций, проявлении негативизма и заставляют сомневаться в достоверности результатов тестирования по данной шкале.
Результаты ниже 50 Т-баллов свидетельствуют о конформных установках испытуемого, склонности следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения. В некоторых случаях при условии сочетания с достаточно высоким интеллектуальным уровнем испытуемого и тенденции скрывать свои реальные нормы и ценности такие оценки могут отражать фальсификацию результатов.
Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать аддиктивное поведение. Результаты в диапазоне 50-70 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о предрасположенности испытуемого к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, о склонностях к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. Кроме того, эти результаты свидетельствуют об ориентации на чувственную сторону жизни, о наличии «сенсорной жажды», о гедонистически ориентированных нормах и ценностях.
Показатели свыше 70 Т-баллов свидетельствует о сомнительности результатов либо о наличии выраженной психологической потребности в аддиктивных состояниях, что необходимо выяснять, используя дополнительные психодиагностические средства.
Показатели ниже 50 Т-баллов свидетельствуют либо о низком уровне выраженности вышеперечисленных тенденций, либо о хорошем социальном контроле поведенческих реакций.
Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать различные формы аутоагрессивного поведения. Объект измерения очевидно частично пересекается с психологическими свойствами, измеряемыми шкалой № 3.
Результаты, находящиеся в диапазоне 50-70 Т-баллов по шкале №4 свидетельствуют о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, о садо-мазохистских тенденциях. Результаты свыше 70 Т-баллов свидетельствуют о сомнительной достоверности результатов.
Показатели ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют об отсутствии готовности к реализации саморазрушающего поведения, об отсутствии тенденции к соматизации тревоги, отсутствии склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях.
Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого к реализации агрессивных тенденций в поведении. Показатели, лежащие в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о наличии агрессивных тенденций у испытуемого. Показатели, находящиеся в диапазоне 60-70 Т-баллов, свидетельствуют об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, о наличии садистических тенденций.
Показатели свыше 70 Т-баллов говорят о сомнительной достоверности результатов. Показатели, лежащие ниже 50 Т-баллов, свидетельствуют о невыраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, нетипичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации. Низкие показатели по данной шкале в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности свидетельствуют о высоком уровне социального контроля поведенческих реакций.
Данная шкала предназначена для измерения склонности испытуемого контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций (Внимание! Эта шкала имеет обратный характер). Показатели, лежащие в пределах 60-70 Т-баллов, свидетельствует о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Кроме того, это свидетельствует о склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, о несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений. Показатели ниже 50 Т- баллов по данной шкале свидетельствуют о невыраженности этих тенденций, о жестком самоконтроле любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений.
Название шкалы носит условный характер, так как шкала сформирована из утверждений, дифференцирующих «обычных» подростков и лиц с зафиксированными правонарушениями, вступавших в конфликт с общепринятым образом жизни и правовыми нормами.
На наш взгляд, данная шкала измеряет готовность (предрасположенность) подростков к реализации делинквентного поведения. Выражаясь метафорически, шкалы выявляют «делинквентный потенциал», который лишь при определенных обстоятельствах может реализоваться в жизни подростка.
Результаты, находящиеся в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о наличии делинквентных тенденций у испытуемого и о низком уровне социального контроля. Результаты выше 60 Т-баллов свидетельствуют о высокой готовности к реализации делинквентного поведения.
Результаты ниже 50 Т-баллов говорят о невыраженности указанных тенденций, что в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности может свидетельствовать о высоком уровне социального контроля.
Скачать готовый расчет по данной методике |
Заказать готовый расчет по этой методике | Задать нам вопрос по данной методике |
По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.